Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 13:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Анисимова В.Н. 100-летие со дня регистрации Михайло-Архангельской белокриницкой общины в с. Хрящевка Самарской губернии

8 (21) июля 1907 года Самарским губернским правлением была официально зарегистрирована община старообрядцев с. Хрящевки, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Дело об образовании общины в с. Хрящевке в ГАСО, к сожалению, найти не удалось. Но  сохранилось дело Строительного отделения Самарского губернского правления  «По прошению уполномоченных старообрядцев  с. Хрящевки Ставропольского уезда  Павла Иванова Чаплагина и Никифора Никитина Старостина о постройке молитвенного дома в с. Хрящевке» (Ф.1. оп.12, д.4639).

Очень трудно мне не остановиться на фамилиях уполномоченных.  В семейном архиве сохранилась копия заявления  моего деда Анисимова  Николая Петровича от 1 марта 1950 г. председателю Хрящевского сельсовета с просьбой выслать  справку или метрическую выпись о его  рождении. « О себе сообщаю следующее: родился в с.Хрящевке, Ставропольского уезда, Самарской губ., 28 ноября 1896 года. Отец мой Анисимов Петр Никифорович со дня своего рождения жил, умер и похоронен в 1916 г. в с. Хрящевке. Мать моя Марфа Михайловна, урожденная Пудовкина, со дня своего рождения жила, умерла и похоронена в с.Хрящевке. По заявлению моей умершей матери я был крещен в старообрядческом молитвенном доме, помещавшемся в доме П.И. Чаплагина в с.Хрящевке». 

Никифор Никитин Старостин – это мой прапрадед. Вероятно, именно  он был старостой моленной. О таком происхождении «сельской» фамилии Старостин  в нашей семье  я слышала. Слышала и о том, что  храм был построен на земле фруктового сада Старостиных. Но я не знала о том, что под фамилией Старостин мой дед в 1916 году окончил четыре класса Московского  старообрядческого учительского богословского института и что  еще два младших брата Старостиных Евфим и Григорий учились в этом же институте. 

Послужной список прапорщика 85-го запасного пехотного полка Николая Анисимова-Старостина, который на мое счастье сохранился в Российском государственном военно-историческом архиве, составлен 31 декабря 1916 г. Обнаружение этого послужного списка в июле 2000 года стало для меня судьбоносным ибо с него началось мое изучение истории семьи, которое привело меня к вере моих предков и  изучению истории старообрядчества. 

 В прошении от 6 августа  уполномоченные старообрядцев с. Хрящевки Михайло -Архангельской общины Белокриницкой иерархии за личными подписями Никифор Старостин и Павел Иванов Чаплагин покорнейше просили разрешить постройку старообрядческой церкви и утвердить представленный чертеж. Они (уполномоченные) доверяли подачу и получение документов гражданскому инженеру Левенштерну, из чего можно сделать вывод, что возможно он был архитектором будущего храма.

Из приговора собрания Общины: «1907 года августа 6 дня мы, нижеподписавшиеся старообрядцы Белокриницкой иерархии Михайло-Архангельской общины с.Хрящевки, Ставропольского уезда, Самарской Губернии,  утвержденной  Самарским Губернским Правлением 8 июля 1907 года, быв сего числа в общем собрании, где единогласно постановили:  

 1) ходатайствовать пред Самарским Губернским Правлением о разрешении нам  постройки деревянной церкви и утверждении выработанного на это плана, 2) для означенного ходатайства избрали мы уполномоченными членов нашей общины Никифора Никитина Старостина и Павла Иванова Чаплагина, коим доверяем получить по означенному делу нужные бумаги, копии с бумаг и утвержденный план. Во всем этом мы им верим. В том и подписуемся. Старообрядцы Белокриницкой иерархии Хрящевской  Михайло–Архангельской общины, жители с. Хрящевки, неграмотные: Андрей Егоров Исаев, Яков Егоров Исаев, Алексей Антонов Новожилов, Иван Антонов Новожилов, Емельян Михайлов Бабошин, Иван Васильев Денисов, Степан Степанов Денисов, Михаил Иванов Потапов, Игнат Егоров Горшенин, Василий Ефимов Одерусов (?), Петр Гаврилов Фомин, Григорий Матвеев Исаев, Аким Филипов Мишагин, Ион Егоров Горшенин, Макар Михайлов Пудовкин, Федор Тимофеев Романов, Федор Федоров Романов, Никонор Филипов Мишагин, Василий Васильев Потапов, Егор Петров Фомин, Дмитрий Иванов Новожилов, Федор Дмитриев Новожилов, Иван Алексеев Новожилов, Антон Алексеев Новожилов, Артемий Яковлев Исаев, Григорий Михайлов Пудовкин, Макар Михайлов Пудовкин ( в списке упоминается второй раз), Степан Игнатьев Горшенин, Кузьма Федоров Ковшов, Петр Федоров Ковшов, Иван Федоров Ковшов и Василий Федоров Новожилов, а вместо их, неграмотных, по их личной просьбе и за себя подписались:  старообрядческий священник Василий Павлов Суханов, Григорий Никифоров Ковшов, Борис Михайлов Климов, Федор Новожилов, Никита Иванов Чаплагин, Дмитрий Чаплагин, Иван Чаплагин, Иван Борисов Климов, Иван Прытков,  Иван Матюшкин, Иван Старостин».

 В этом деле на л.3 находится  бесценный документ: 

                                                   СПРАВКА:

Старообрядцам села Хрящевки, Ставропольского уезда, Андрею Исаеву и другим в числе 52 лиц, постановлением Самарского Губернского Правления, состоявшемся  8 Июля 1907 года, разрешено образовать общину старообрядцев «приемлющих священство Белокриницкой иерархии». Делопроизводитель Любецкий».

            Строительное отделение, рассмотрев проект на постройку церкви

 27 августа 1907 года и находя его составленным в техническом отношении удовлетворительным, сочло возможным разрешить постройку при условии, чтобы «церковь по отстройке была освидетельствована техником Самарского губернского правления… Сделав на прошении соответствующую сему разрешительную надпись, выдать его просителям Чаплагину и Старостину, а копию с проекта сохранить при деле. О последовавшем разрешении дать знать Ставропольскому уездному полицейскому управлению для наблюдения».

Итак, на момент регистрации община имела моленную в доме  Павла Ивановича Чаплагина, старостой которой вероятно был Никифор Никитин Старостин. Священником -  Василий Павлов Суханов. Что очень ценно, стали известны имена и фамилии некоторых старообрядцев села Хрящевки.

« А копию с проекта сохранить при деле», но чертежей в деле не оказалось и остается очень сожалеть об этом, т.к. найти эскиз храма или его фотографию пока не удалось. Однако, в  журнале «Церковь» (№20, 1912 г.)  помещена статья «С. Хрящевка, Ставр. у., Самар. губ.»  (От  нашего корреспондента), которая сохранила для нас описание построенного храма и важнейшего события в жизни хрящевских старообрядцев! 

«При реке Волге, близ уездного г. Ставрополя, расположилось большое село Хрящевка, жители которого преимущественно никониане, старообрядцев же всего 30 домохозяев, или же около 200 душ. Но несмотря на малочисленность  прихода, в с. Хрящевке в 1907 г. построен на средства прихожан и большею частию благодетелей прекрасный деревянный храм с колокольней, на которую в 1909 году был поднят пожертвованный самарской купчихой Журавлевой колокол в пять пудов. Старообрядцы с.Хрящевки первый раз в жизни услышали церковный благовет в родном селе и усердно стали посещать церковь. В это время в с.Хрящевке был священником о. Василий Павлович Суханов. Благодаря его трудам, заботам, материальным затратам и пожертвованиям благотворителей, храм наш во имя св. Михаила Архангела все более и более украшался».

К этой публикации мы еще вернемся.

Из «Книги об умерших за 1907, 1908 и 1909 г. хрящевской общины старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии», сохранившейся в Государственном архиве Самарской области (ГАСО)  (Ф.1, оп.7, д.250) узнаем, что председателем Совета общины был Дмитрий Павлович Чаплагин, видимо сын Павла Ивановича Чаплагина. Священником был Василий Суханов.

В 1907 году есть  запись, что ноября двадцатого умер крестьянин с.Хрящевки Никифор Никитин Старостин,  лет умершему было 72.  Из записи о смерти сентября первого 1908 года крестьянки Пелагеи Семеновны Старостиной, жены умершего Никифора Никитина Старостина, я узнала имя моей прабабушки.

Факт о проведенном  старообрядцами с.Хрящевки в 1910 году крестном ходе мне был хорошо известен, но подробности описания этого события дали возможность иначе увидеть истинную причину возмущения властей этим событием. Действительно,  в  журнале «Самарские епархиальные ведомости»  №15 (неоффициальная часть,  раздел «Из местной жизни») под заголовком «Прискорбный случай» на стр.1017 читаем: «Благочинный 3-го округа Ставропольского уезда, свящ. Александр Никольский, рапортом от 22 июня за №338, доносит, что старообрядцы австрийского толка из села Хрящевки  4 и 5 июня сего года совершали по селу крестный ход. Их священнику Василию Суханову, бывшему в полном священническом облачении, предносили хоругви и иконы, крестный хор их сопровождал и полицейский в полной служебной форме. Старообрядческий крестный ход, не взирая на присутствие полиции, врезался в православный крестный ход, одновременно совершаемый, чем произвел большой беспорядок и возмущающе подействовал на сопровождающих второй ход православных села Хрящевки. Епархиальное начальство обратилось к Самарскому Губернатору с просьбой о принятии мер к предотвращению на будущее время прискорбных случаев, подобных настоящему». Дело было вовсе не  в том, что крестный ход был проведен открыто (ведь был уже 1910 год)!     

Сохранившиеся метрические книги дают возможность узнать многое из жизни  наших предков и их современников, что  особенно ценно, тем более, что росли мы во времена, когда нам по известным причинам почти ничего не рассказывали. Метрические книги для общин (сектантов и старообрядцев разного толка) должны были быть изготовлены по формам А, Б и В, приложенным к собранию  узаконений и распоряжений Правительства от 30 декабря 1906 года за № 299 и потом сдаваться в архив  Самарского губернского правления на хранение (ГАСО, Ф.1, оп.1, д.5500).

В «Книге о бракосочетавшихся за 1907, 1908 и 1909 годы старообрядцев Хрящевской общины, приемлющих священство Белокриницкой иерархии» (ГАСО, Ф.1, оп.7, д.243) есть запись, что января двадцать первого 1909 года крестьянин Симбирской губ., Сенгилеевского у., с. Новодевичья Петр Васильев Суханов, проживающий в с.Хрящевке, 25-ти лет первым браком венчается с крестьянкой Симбирской губ., Сенгилеевского у., с. Мордова Анастасией Степановной Красильниковой, проживающей в с. Мордове ( лета невесты не указаны). Причем, за неграмотную Анастасию Суханову и за себя расписался Петр Суханов. Поручителями были :крестьяне Самарской губ., Ставропольского у., с.Хрящевки Иван Петрович Старостин и Алексей Дмитриевич  Чаплагин, проживающие в с.Хрящевке. Обряд совершал старообрядческий священник Василий Суханов.

Вероятно, Петр Васильевич Суханов – сын священника Василия Суханова,  местом  их рождения является с.Новодевичье. А Иван Петрович Старостин    старший родной брат моего деда. К сожалению, его судьба мне пока неизестна, но из этой же метрической книги  я узнала о его браке ноября четвертого 1909года с крестьянкой с.Хрящевки  Любовью Александровной Хитиной. За 1907 год записано 2 брака, за 1908 год – 6 браков и за 1909 год – 4. Это говорит о  немногочисленности старообрядческого населения в большом волжском селе Хрящевке (по данным всенародной переписи 1897 г. в селе проживало 6034 человека,  сведения из книги В.А.Овсянникова «Ставрополь- Тольятти, 1999 г.). По данным Отчета Самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1898 год, в селе проживало около 174 душ «австрийского толка» и действовала старообрядческая моленная, открытая «без разрешения начальства» ( «Епархиальные ведомости»). 

Забегая по времени вперед, отметим, что из  «Книги об умерших Хрящевской старообрядческой общины Ставропольского уезда за 1911 год»  ( ГАСО, Ф.1, оп.7, д.342) следует, что священниками были Григорий Ковшов  и Константин Лазарев( наверное, священник из Бектяшек), причем в Хрящевке усопших  хоронили на старообрядческом кладбище при общине. Умерших старообрядцев из других сел ( например, из села Бектяшки), но проживавших на момент смерти в Хрящевке, хоронили на православном кладбище на родине.

Председателем Совета по-прежнему был Дмитрий Чаплагин, а членами Совета – Иван Старостин, Петр Васильев Суханов и Павел Чаплагин (по подписи последнего можно предположить, что это Павел Иванович, в доме которого  была моленная). Документ о сдаче метрических книг старообрядцев Хрящевской общины  в Самарское Губернское Правление за 1913 г.  (ГАСО, Ф.1, оп.13, д.5610) подписан так: священник Кирилл Косокин, Председатель Совета Общины Дмитрий Чаплагин, Члены Совета: Григорий Исаев, Иван Старостин, Борис Климов. Здесь же: «Вместе с тем  извещаем, что браков в течение  1913 года не было».

 В  1910 году в жизни хрящевских старообрядцев произошло печальное событие:  «30 июля умер от холеры, заразившись при исполнении своих пастырских обязанностей, священник села Хрящевки Самарской губернии о. Василий Суханов. Покойный был ревностный служитель Бога Живаго, беспорочно служивший в деревне около 30 лет…Отец Василий – из крестьян с Новодевичья,  Симбирской губернии. Впервые был рукоположен в священники в Симбирске, затем был переведен в с. Новопольцы, Самарской губ., где и служил 25 лет. Последние 4 года служил в с.Хрящевке. Умер он 67 лет от роду. Мир праху твоему, честный отче!»  («Церковь», №№35, 37, 1910г.).

Наступил переворот в жизни хрящевских старообрядцев. С их слов  «со смертью  уважаемого нами священно-иерея Василия Павловича Суханова приостановилось развитие нашей общины. Хотя вскоре на место его был разрешен владыкой Порфирием бывший местный священник о. Григорий Никифоров Ковшов ( находившийся под запрещением), но о. Григорий служил недолго, всего лишь 1 год и 2 месяца ( с 4 августа 1910 г. по ноябрь 1911 года). Благодаря его плохому поведению он был вновь запрещен преосвященным Порфирием и находится под запрещением доныне… Через благочиннаго нашего о. Иосифа Куликова мы вновь обратились к преосвященному Порфирию… К нам приехал священник из с. Печерских-Хуторов, Самарской г. и у. о.Филипп Дергачев…Он нам понравился…Но 18 января 1912 года его увезли от нас в свое село. Таким образом, мы остались опять без священника, как овцы без пастыря, в котором имеем крайнюю нужду. Кроме того, к нашему приходу принадлежат еще два села: Мордово и Бекселика, Симб. г., Сенгил. у., в которых насчитывается около 100 душ. Совершает у нас моление в церкви уставщик Х.В.Воробьев, вовсе безграмотный…Благодаря тому, что нет постоянного священника да настоящего уставщика общество стало расстраиваться и охладевает к посещению храма Божия… В настоящее время особенно необходимы борцы за православную веру, т.е. настоящие священники-пастыри. Да поможет же Господь Бог хрящевским старообрядцам приобрести себе достойного пастыря и учителя св. Христовой Церкви и ревнителя святоотеческих преданий, который бы мог упасти свое стадо от «волков»(«Церковь», №20, 1912 г.).

В воскресенье, 21-го июля, прибыл вновь рукоположенный к нашей общине священник (из крестьян села Малой Таволожки, Николаевского уезда, Самарской губ.) Кирилл Иванович Косокин. Хиротонию его совершал преосвященный Мелетий, епископ саратовский и астраханский, по благословению высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа московского, на Черемшане, 14-го июля.

Отец Кирилл ознаменовал свое вступление, после божественной литургии, следующей речью: «…Итак, по Божию призванию, а по вашему избранию, мне выпал жребий великого священнического служения. Да, братие, действительно великий и ответственный пост, особенно в нынешнее время…Развивается атеизм, безбожество, к прискорбию нашему…Падает религиозная нравственность, наблюдается и нерадение к Божьему храму, особенно у молодого поколения… Священник постоянный страж душ человеческих. В Писании сказано: « Аще по твоему нерадению без покаяния случится человеку смерть, то от руки твоея взыщу».. Община наша, братие, как мне известно, была довольно порядочное время без своего постоянного духовного отца… Моя цель и стремление, православные христиане, чтобы стоять действительно на высоте своего призвания и быть примером. Как сказано в Евангелии: « Вы есть свет миру и соль земли. Не поставляют святильника под спудом, но на свещнице да входящия видят свет, иже в храмине суть. Аще свет тьма, то тьма кольми»…Только при взаимном любовном отношении священника к христианам, а христиан к священнику, можно достигнуть спасения» («Церковь», №37, 1913 г.).

Нет возможности полностью привести речь о.Кирилла, но из нее видно, что хрящевские старообрядцы в его лице обрели достойного пастыря и учителя Христовой Церкви. Подтверждением этого служит и тот факт, что в 1914 году 9 мая на освящении нового храма в селе Ерыклинское, Самарской губ. среди присутствующих был и о.Кирилл из с. Хрящевки, который после всенощного бдения произнес речь о развитии старообрядчества («Церковь», №23, 1914 г.).                                                         

С 1900 года правящим епископом Самарско-Симбирской -Уфимской епархией был владыка Порфирий Самарский (скончался 2 июня 1912 г.). Со времени объявления свободы вероисповедания к 1911 году в епархии было построено и освящено 32 церкви, из которых 16 – в Самарской губернии («Церковь», №8, 1911 г.).             

 Написанное выше – это память о людях, живших и трудившихся во славу Божию на земле,  родине моих предков. «Придет время и мы отойдем к Господу Богу, чтобы дать отчет о всех своих делах. Будем же работать на ниве Господней с любовью и ревностью, да сподобимся получить у Господа Бога оправдание в своем земном бытии»  (Ф.Е. Мельников, «Церковь», №3, стр. 59, 1911г.).

 Анисимова Вера Николаевна (Москва)

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-21)
Просмотров: 4120

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz