Книжница Самарского староверия Понедельник, 2020-Авг-03, 18:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Наумов А. Черемшанские старообрядческие монастыри. Часть 3

Знаменский, или Платонидин монастырь

 

Возник в 1892 году, рядом с Филицатиным монастырем. Его настоятельницей стала мать Платонида, в миру Пелагея Филлиповна Розанова — дочь новочеркасского заводчика. В молодости она попала на Рогожское кладбище в Москве, связь с которым не теряла на протяжении всего существования обители.1 Вскоре Знаменская обитель по предложению епископа была присоединена к Введенскому монастырю, но сохранила самостоятельное управление.

 

Скит состоял из одного большого двухэтажного корпуса и нескольких флигельков. На втором этаже, между кельями ино­кинь, помещалась небольшая домовая церковь с алтарём и «ста­ринным иконостасом». Ежедневно в церкви проходили службы.2 К 1909 году в монастыре было 40 инокинь3, в том числе 5 схимниц, одна из которых прожила более ста лет. К 1910 году количество инокинь увеличилось до 48. 4

 

Матушка Платонида была большой любительницей пения и орга­низовала из молодых инокинь и белиц хороший хор, который исполнял песнопения в главном Введенском храме.5

 

Монастырь перестал существовать после 1924 года.6
 

 

Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, или Верхний Ен(н)афин монастырь

 

Обитель основана в 1908 году бывшей насельницей Филицатиного монастыря Енафой (в миру Екатерина Васильевна Кованцева), кото­рая в 15 лет поселилась на Черемшане. Прожив там 20 лет, Енафа воз­главила монастырь у станции Боголюбово Владимирской губернии. Спустя 8 лет обитель была упразднена, Енафа возвратилась на Черемшан, где в июле 1908 года приобрела участок земли рядом с мужским Монастырем и основала свой скит7, в котором разместились 32 иноки- 7 и 3 схимницы.8

 

"Монастырек выглядит маленькой крепостцой... с особой церко­вью, прекрасными, вытянувшимися в линию кельями, скотным дво­ром, огородами, садом и пр...»9 Как и Платонидин скит, Енафина обитель числилась в составе Введенского монастыря, но остава­лась самоуправляемой.

 

В 1910 году была зарегистрирована старообрядческая община Рождества Пресвятой Богородицы, к этому времени в монастыре проживали 56 насельниц.10
 
 
 
Последние сестры

 

Монастырь прекратил существовать после 1924 года, к этому времени его возглавляла Измарагда (Короткова).11
 
 

 

Верхний Христорождественский, или Маргаритин монастырь

 

 
Основательницей скита стала Маргарита (в миру Марфа Ефимовна Ефимова 1855 года рождения) — «питомица гнез­да Филицатиного» поселившаяся на Черемшане в 1871 году. Была в её монастыре первой сборщицей, ездила на Урал, в Астрахань,  в Москву, собирала пожертвования богатых старообрядческих купцов.  
 
Обзаведясь знакомствами в столице, Маргарита основала свой скит. На первых порах ей помогали старые знакомые, в особенности московская купчиха-старообрядка Лапшина. К 1909 году в скиту была остроена большая каменная церковь с двумя приделами: первый - во имя Рождества Христова, второй - во имя Рождества   Иоанна   Крестителя,   и   проживали   30   инокинь. Одним из покровителей Маргаритиной обители был сам епископ Самарский и Симбирский Порфирий, который не только имел на Черемшане свою резиденцию, но и проводил службы в монастыре, а также на собственные деньги приобрел сад в 5 десятин и построил придел в церкви.12 Епископ умер и похоронен на Черемшане в июне 1912 года.
   
К 1917 году настоятельницей монастыря была Акинфа Кирил­ловна Здобникова.13 
 
 В начале 1920-х годов монастырь перестал существовать.
 

 

Женский скит Проезжающих (беглопоповского согласия)
 

 

Скит располагался рядом с Маргаритиной обителью на зем­ле Ивана Федоровича Абакумова.14 По сравнению с белокриницкими монастырями обитель беглопоповцев выглядела гораздо беднее. «Несколько изб с высокими коньками наподобие деревенских; в стороне сарайчик — вот и все богатство монас­тыря, не считая сада» и церкви, к которой в 1909 году был при­строен придел.15 Всего насельниц в этой обители к этому вре­мени было чуть больше десяти, старейшая из которых, Августа прожила более 85 лет.16

 

После революции скит перестал существовать.

 

В источниках упоминаются также Нижний Елесин мона­стырь и обитель Федосеевского согласия (беспоповского толка).17

 

1. Мизякин Л.Г. Указ. соч. С. 32.
 
2. Быстров С. На Черемшане и у останков о. Серапиона // Церковь, 1909. № 5.

 

3. Мизякин Л. Т. Указ. соч. С. 32.
 
4. ХКМ Ф- И. 20/2.

 

5. Быстров С. На Черемшане и у останков о. Серапиона. Указ. соч. С. 172. '
 
6. АСХР Ф.Р. Оп- 1-Д 20. Л. 17.

 

7. ХКМ Ф- И. 20/2
 
8. Мизякин Л.Т. Указ. соч. С. 34.

 

9. Мизякин Л. Т. Указ. соч. С. 34.
 
10. ГАСО. Ф. 2. On. 1.Д. 10261. Л. 1.
 
11. АСХР. Ф. Р. 1. Оп. 1.Д. 20. Л. 15, 17.

 

12. Мизякин Л. Т. Указ. соч. С. 33, 40.
 
13. Воробьев М. Указ. соч. С. 156.
 
14. ГАСО Ф.831. On. 2. Д. 9. Л. 42.
 
15. ХКМ. ф. и. 20/2.

 

16. Мизякин Л. Т. Указ. соч. С. 57
 
17. ХКМ Ф.И. 20/2.

 

18. Мизякин Л.Т. Указ. соч. С. 21.
 
А.Наумов
 
Земли Хвалынской храмы - Саратов: Текст, 2004 

 

Категория: Поволжье | Добавил: samstar2 (2008-Июн-27)
Просмотров: 1833

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz