Знаменский, или Платонидин монастырь
Возник в 1892 году, рядом с Филицатиным монастырем. Его настоятельницей стала мать Платонида, в миру Пелагея Филлиповна Розанова — дочь новочеркасского заводчика. В молодости она попала на Рогожское кладбище в Москве, связь с которым не теряла на протяжении всего существования обители.1 Вскоре Знаменская обитель по предложению епископа была присоединена к Введенскому монастырю, но сохранила самостоятельное управление.
Скит состоял из одного большого двухэтажного корпуса и нескольких флигельков. На втором этаже, между кельями инокинь, помещалась небольшая домовая церковь с алтарём и «старинным иконостасом». Ежедневно в церкви проходили службы.2 К 1909 году в монастыре было 40 инокинь3, в том числе 5 схимниц, одна из которых прожила более ста лет. К 1910 году количество инокинь увеличилось до 48. 4
Матушка Платонида была большой любительницей пения и организовала из молодых инокинь и белиц хороший хор, который исполнял песнопения в главном Введенском храме.5
Монастырь перестал существовать после 1924 года.6
Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, или Верхний Ен(н)афин монастырь
Обитель основана в 1908 году бывшей насельницей Филицатиного монастыря Енафой (в миру Екатерина Васильевна Кованцева), которая в 15 лет поселилась на Черемшане. Прожив там 20 лет, Енафа возглавила монастырь у станции Боголюбово Владимирской губернии. Спустя 8 лет обитель была упразднена, Енафа возвратилась на Черемшан, где в июле 1908 года приобрела участок земли рядом с мужским Монастырем и основала свой скит7, в котором разместились 32 иноки- 7 и 3 схимницы.8
"Монастырек выглядит маленькой крепостцой... с особой церковью, прекрасными, вытянувшимися в линию кельями, скотным двором, огородами, садом и пр...»9 Как и Платонидин скит, Енафина обитель числилась в составе Введенского монастыря, но оставалась самоуправляемой.
В 1910 году была зарегистрирована старообрядческая община Рождества Пресвятой Богородицы, к этому времени в монастыре проживали 56 насельниц.10
Монастырь прекратил существовать после 1924 года, к этому времени его возглавляла Измарагда (Короткова).11
Верхний Христорождественский, или Маргаритин монастырь
Основательницей скита стала Маргарита (в миру Марфа Ефимовна Ефимова 1855 года рождения) — «питомица гнезда Филицатиного» поселившаяся на Черемшане в 1871 году. Была в её монастыре первой сборщицей, ездила на Урал, в Астрахань, в Москву, собирала пожертвования богатых старообрядческих купцов.
Обзаведясь знакомствами в столице, Маргарита основала свой скит. На первых порах ей помогали старые знакомые, в особенности московская купчиха-старообрядка Лапшина. К 1909 году в скиту была остроена большая каменная церковь с двумя приделами: первый - во имя Рождества Христова, второй - во имя Рождества Иоанна Крестителя, и проживали 30 инокинь. Одним из покровителей Маргаритиной обители был сам епископ Самарский и Симбирский Порфирий, который не только имел на Черемшане свою резиденцию, но и проводил службы в монастыре, а также на собственные деньги приобрел сад в 5 десятин и построил придел в церкви.12 Епископ умер и похоронен на Черемшане в июне 1912 года.
К 1917 году настоятельницей монастыря была Акинфа Кирилловна Здобникова.13
В начале 1920-х годов монастырь перестал существовать.
Женский скит Проезжающих (беглопоповского согласия)
Скит располагался рядом с Маргаритиной обителью на земле Ивана Федоровича Абакумова.14 По сравнению с белокриницкими монастырями обитель беглопоповцев выглядела гораздо беднее. «Несколько изб с высокими коньками наподобие деревенских; в стороне сарайчик — вот и все богатство монастыря, не считая сада» и церкви, к которой в 1909 году был пристроен придел.15 Всего насельниц в этой обители к этому времени было чуть больше десяти, старейшая из которых, Августа прожила более 85 лет.16
После революции скит перестал существовать.
В источниках упоминаются также Нижний Елесин монастырь и обитель Федосеевского согласия (беспоповского толка).17
1. Мизякин Л.Г. Указ. соч. С. 32.
2. Быстров С. На Черемшане и у останков о. Серапиона // Церковь, 1909. № 5.
3. Мизякин Л. Т. Указ. соч. С. 32.
4. ХКМ Ф- И. 20/2.
5. Быстров С. На Черемшане и у останков о. Серапиона. Указ. соч. С. 172. '
6. АСХР Ф.Р. Оп- 1-Д 20. Л. 17.
7. ХКМ Ф- И. 20/2
8. Мизякин Л.Т. Указ. соч. С. 34.
9. Мизякин Л. Т. Указ. соч. С. 34.
10. ГАСО. Ф. 2. On. 1.Д. 10261. Л. 1.
11. АСХР. Ф. Р. 1. Оп. 1.Д. 20. Л. 15, 17.
12. Мизякин Л. Т. Указ. соч. С. 33, 40.
13. Воробьев М. Указ. соч. С. 156.
14. ГАСО Ф.831. On. 2. Д. 9. Л. 42.
15. ХКМ. ф. и. 20/2.
16. Мизякин Л. Т. Указ. соч. С. 57
17. ХКМ Ф.И. 20/2.
18. Мизякин Л.Т. Указ. соч. С. 21.
А.Наумов
Земли Хвалынской храмы - Саратов: Текст, 2004