Часовня в женском старообрядческом Христорождественском скиту
Часовня построена в 1891 году на средства купца Малинина.1 По преданию, игуменье монастыря Маргарите в сонном видении явился благолепный старец с кадилом, в златотканых одеяниях: «иди, говорит, Божия старица, к ключу восприми милость Господню; угодна обитель твоя Заступнице, и вот там узришь»... Пошла Маргарита, а по воде икона плавает. Она её взять бы в руки, а та уходит к бережку; зайдет отсюда, — а та в другую сторону! Упала она на землю, прочитала правильный канон на память — тогда и икона далась в руки. На явленном месте и было решено построить часовню.
Один из посетителей Маргаритиной обители оставил воспоминания: «У водоёма — только что построенная часовенка с горящей перед образами лампадой. Над часовенкой сверху опрокинут чугун, а на нем ещё горшок с просверленным дном, в котором утвержден восьмиконечный крест, и все это закрашено и забронзировано так, что в общем получается вид довольно красивой златоверхой часовни с двойным куполом.»2
Часовня не сохранилась.
Часовня-склеп архимандрита Серапиона
После смерти архимандрита Серапиона за алтарём Успенского собора в мужском монастыре был построен склеп, в который вела деревянная дверь, затянутая проволочной сеткой. Внутри склеп был сводчатый и разделялся на две части Верхняя часть была пуста, а в нижней, куда вели каменные ступени, на каменном фундаменте стоял гроб с телом о. Серапиона. В 1907 году в этом же склепе, справа от гроба архимандрита был погребён епископ Саратовский и Астраханский Паисий, а позже — епископ Самарский Порфирий. Несмотря на смерть о.Серапиона, память о нём была жива, и верующие стаообрядцы ждали открытия его мощей, когда же это произошло, то чудо нетления мощей было налицо. В целях безопасности факт нетления долгое время скрывался от любопытных глаз, пока в монастырь не приехал знаменитый старообрядческий деятель Самсон Иванович Быстров, которому удалось уговорить игумена Феодосия показать мощи почившего архимандрита.
Позже в своей статье С. И. Быстров напишет: «Игумен зажёг два восковых огарка. Красноватый свет озарил внутренность склепа. О. Феодосий надел епитрахиль и вместе с одним из монахов сняли крышку гроба... Мы увидели силуэт лежащего человека, покрытого тёмным полотном. Покрывало это изветшало и легко отрывалось лоскутами.
- Десять лет прошло, — говорит игумен, снимая истлевшее покрывало.
- А вот и риза, — добавил он. — Вот Евангелие на груди.
Мы ниже наклонились и пристально стали рассматривать. Действительно, перед нами лежало Евангелие и крестообразно сложенные руки. Но на всём этом лежал слой плесени. Игумен отёр с рук плесень и сказал: «Смотрите».
Мы по очереди, каждый, осматривали руки почившего. Они были темновато-жёлтого цвета. Тело на них совершенно сохранилось. Мы ощупывали их руками. В таком же положении оказались и ноги. Лицо не открывали, а лишь подняли часть покрывала над подбородком.
- Слишком много придётся развязывать покрывал, — сказал отец Феодосий.
Мы не стали затруднять его. И то, что видели, нам ясно показало, что останки приснопамятного о. Серапиона почивают в нетлении, несмотря на сырость склепа. О. диакон и И.П.Кованое, бывшие со мною, по предложению игумена, ощупали бока и грудь почившего. Всё это оказалось в таком же положении, как и руки.
- А вы попробуйте приподнять гроб, — предложил один из иноков - вы сразу почувствуете тяжесть тела.
Действительно, гроб оказался тяжёлым, хотя сделан из очень тонкого леса.
Холод и сырость внутри склепа давали себя чувствовать, Mы поспешили выйти оттуда. В продолжение всего дня мы находились под впечатлением виденного.В душе чувствовалось радостно-благоговейное чувство. Чудо нетления было воочию. Никакого сомнения не оставалось, что тут проявляется сила Божия. Естественные объяснения здесь не имели места...»3
Незадолго до закрытия монастыря Серапион в сонном видении явился настоятелю обители архимандриту Антонию и другим инокам, повелевая мощи его перенести в другое место. В один из дней иноки обнаружили склеп открытым; гроб с телом о. Серапиона стоял на ступенях лестницы часовни. Мощи были перенесены в женский Введенский (Филицатин монастырь, где также были помещены в склепе, куда стали приходить паломники. Когда над Введенской общиной нависла угроза, в 1924 году, в среду Пасхальной седмицы, инокини не желая допустить осквернения святых мощей, перенесли останки подвижника на монастырское кладбище.4 Вскоре монастырь закрыли. На месте кладбища была кощунственно устроена танцевальная площадка санатория Черемшаны-3. На месте склепа в бывшем мужском монастыре сейчас возведено крыло столовой дома отдыха Черемшаны-1, пристроенное к зданию бывшего Успенского собора.
Ещё при жизни Серапиона считали святым, а после его смерти весь старообрядческий мир ждал его канонизации, но революция помешала свершению этого события. Сегодня же это стало возможным, и скоро Серапион Черемшанский будет официально причислен к лику святых. В постоянной экспозиции художественного музея Хвалынска выставлена митра архимандрита Серапиона.
В книге представлен неполный перечень часовен. В работу вошли только наиболее известные и те, о которых имелись хоть какие-то сведения. Но стоит упомянуть, что на особенно богатом старообрядческом кладбище были красивейшие мавзолеи, отделанные мрамором и гранитом. В годы советской власти они были варварски растащены некоторыми жителями города и заложены под фундаменты домов. По сохранившимся ямам и оставшимся в них мраморным надгробным плитам удалось установить места расположения склепов на кладбище, узнать, кому они принадлежали. Всего ям не больше восьми, расположены они в основном в восточной части кладбища.
В северо-западной части находились два склепа семейств Михайловых. В одной яме лежит наполовину вросший в землю надгробный камень с надписью: «Хвалынской 2-й гильдии купец Лев Козьмич Михайлов скончался октября 13 дня в 10 часов вечера 1861 года на 72году жизни». Эта могила отца Анны Львовны, жены Алексея Васильевича Радищева — внука знаменитого писателя. В доме у Льва Козьмича в 1837 году останавливался цесаревич Александр (будущий Российский император Александр II) и поэт В. А. Жуковский, заезжавшие в Хвалынск во время путешествия по России, и уговаривавшие его перейти из раскола, суля дворянский титул. А в соседней яме, где ещё можно Разглядеть кирпичные своды, валяется кусок плиты с именами семьи брата Льва — Ивана Кузьмича Михайлова, его жены Евдокии Дмитриевны и сыновей Кузьмы и Михаила. Кощунство, чинимое в советский период, считалось нормальным явлением, но в наши дни в 15-20 метрах от старинного кладбища горит городская свалка, хотя на нём имеются могилы Начала 1990-х годов.
Пещера монаха
"Недалеко от Подлесного, на склоне одной высокой горы, покрытой лесом, есть пещера. Никто из старожилов не помнит, когда и кем вырыта эта пещера. Есть предание, что в ней жил подвижник, некто раскольник по имени Серафим, кости которого и до сих пор лежат в пещере в каменном гробу. К сожалению, других вещественных доказательств о времени появлен пещеры не осталось.
Из Подлесного есть два пути к пещере: один — лесом нео высокие горы, а другой — полем. Чтобы достигнуть пещеры мы избрали второй путь. Проехав полем версты две, мы въехал в громадное лесистое ущелье. Скоро на верху высокой горы пока залась пещера. Вот мы уже и у пещеры. Какой прекрасный вы открывается отсюда! Всюду лес и горы, а на северо-востоке вид неется Волга с окрестными сёлами. У самой пещеры нас встретила благочестивая старушка Ф. (Федора), поселившаяся в ней недавно. Она повела нас в пещеру. Последняя разделяется на три части, которые можно назвать так: передняя, главная, и склеп. В переднюю ведёт узкое, почти круглое отверстие. В ней темно свет не проникает сюда. В главную пещерку ведёт узкий короткий проход. В переднем углу мы увидели иконы с возжёнными лампадами. Иконы принадлежат обитательнице. В этой части пещеры есть небольшое окно. Над головой висят меловые глыбы, ибо вся пещера устроена в меловой горе.
Года полтора назад в пещере сложена печка. Из главной пещеры небольшим и узким проходом мы проникли в третью часть, названную нами склепом, потому что в ней в стене находился гроб. В гробу мы видели чёрные человеческие кости. В одном углу склепа была какая-то яма. Говорят, что здесь был ход в подземелье. Но так как из ямы стали выползать змеи, то она была завалена современной подвижницей...».1
Благодаря этому письму, написанному священником Христорождественской церкви села Старая Яблонка Ф. П. Еланским в 1912 году, и опубликованному спустя несколько десятилетий П. Пестравским, мы можем узнать хоть какую-то историю этого уникального памятника, являющимся единственным известным и сохранившимся, по крайней мере, в Саратовской области. Пещера, вырытая подвижником, привлекала к себе людей ещё задолго до того, как к ней стали водить туристов, посещаюши национальный парк. Известно, что осенью 1914 в гостях у «пещерной старухи» побывал художник Константин Сергеевич Петров-Водкин.2
Времяне пощадило обитель отшельника — одна из комнат обвалилась, а в остальных уровень пола поднялся настолько, что передвигаться там можно только на корточках.
Землянка беглопоповского инока
Рядом с женским скитом Проезжающих была вырыта землянка беглопоповского инока Сергия, умершего 29 августа 1909 года в возрасте 100 лет, с ним же жил инок Савватей.1 Обитали они в землянке, вырытой в полугоре, у трёх сливавшихся ключей. Один из посетителей сохранил такие впечатления от увиденного: «Стены ушли глубоко вниз; сверху видна только дощатая крыша. Нужно было спускаться длинным, тёмным ходом по осклизлым ступеням. Там, за вторыми дверями, мрачная, затхлая каморка — вся-то не больше, как с русскую печь. Сыро, за стенами журчит вода. Сквозь оконную щель чуть-чуть сквозила полоска дня. В углу, перед раскрытой книгой, сгорбившись, застыла в неподвижности фигура подвижника... серое, мертвенное лицо, заросшее клочками волос. Какой-то недоумевающий, чуждый всему и всем, потусторонний взгляд. Жутко было видеть этого пещерного человека!»3 Памятник не сохранился
1. Перекальская Г. Ю. Указ. соч.
2. ХКМ. Ф. И. 20/2.
3. Мизякин Л. Т. Указ. соч. С. 54.
4. Быстрое С. На Черемшане и у останков о. Серапиона. С. 170-172
5. Черемшанский подвижник. Указ. соч. С. 105
6. Пестравский П. Уединиться от человек// Саратовский Арбат, 2004. № 9. С7
7. Шилов К. Указ. соч. С. 166
8. ХКМ Ф. И. 20/2.
9. Мизякин Л.Т. Указ. соч. С. 59.