Волжский город Кинешма и его окрестности — древний старообрядческий край. Еще в 1687 г. московский патриарх Иоаким посылал в Кинешму архимандрита московского Новоспасского монастыря Игнатия и протопопа московского собора Черниговских чудотворцев Иоанна Иоаннова для увещевания местных старообрядцев, "чтобы они от злоб своих и прелести престали" и "обратились бы в покаяние к святой церкви". Дело в том, что кинешемцы, не принявшие никонианских нововведений, сами обратились с челобитной к государям Петру и Иоанну Алексеевичам и патриарху Игнатию и просили прислать им ученых людей для споров о вере. Московское посольство прибыло в Кинешму 27 августа и до 5 октября проводило расследование. От XVII века сохранились имена местных "пропагандистов" старой веры: "Вичевской (Вичугской. - А.К.) волости деревни Блинниха расколщик Тимошка Максимов" и "расколщик Ивашка Странный". Кроме арестованного в столице Тимофея Максимова (именно он привез кинешемскую челобитную государям и патриарху), по кинешемскому делу проходили семь человек: брат Тимофея Василий Максимов, кинешемского же уезда деревни Колокольцевой крестьяне Андрей Иванов с сыновьями Феодором и Иваном, Яков Андре- . ев, его "товарищ" Афанасий и деревни Некрасихи крестьянин Трофим Михайлов. "Расколоучитель" Иван Странный успел заблаговременно скрыться, поэтому допросов и расправы ему удалось избежать. Под угрозой насилия трое из семи привлеченных к ответу старообрядцев обещали отказаться от старой веры, четверо из семи остались при своем, не изменили отеческой вере1.
По всей России и во все времена старая вера держалась тщанием ее благодетелей. В Кинешемском уезде значительную роль в укреплении старой веры сыграли кинешемские купцы старообрядцы-беспоповцы Барановы.
Кинешемские купцы Барановы, братья Петр Илларионович и Семен Илларионович, были крупными оптовыми торговцами зерном и колониальными товарами, а также видными деятелями федосеевского согласия. Петр Илларионович в 80-е г. XIX в. был настоятелем Преображенского монастыря в Москве, то есть одним из духовных лидеров всего федосеевского согласия России. В Кинешме купцам Барановым принадлежал ряд строений на современной улице Советской. Дома № 29—31 — это городская усадьба Барановых, в том числе главный дом, флигель, ограда с воротами и калиткой. Дом Барановых в литературе называют "одним из самых импозантных строений г. Кинешмы", "лучшим в городе памятником русско-византийского стиля, по уровню исполнения близким к столичным образцам". Еще один особняк по ул. Советской — дом № 33 — строился для одного из детей Барановых. Сейчас вид здания изменился — в 1930-е годы к нему был надстроен второй этаж.
Купцы Барановы активно поддерживали своих одноверцев. Так, в 80-х гг. XIX века в д. Большие Вахутки была сломана "по ветхости здания" старопоморская моленная. Чтобы не оставлять людей без богослужения, Петр Илларионович Баранов соорудил в Вахутках "огромный дом, в котором будто бы официально разрешено правительством содержать убогих и безродных раскольников-поморцев"2. Здание выполняло одновременно функции богадельни (содержалось около 20 человек) и храма с трехъярусным иконостасом, аналоем и книгами. В храме тайно служили утреню, вечерню, читали часы и каноны, отпевали умерших. На богослужения приходили люди из окрестных селений: Больших и Малых Вахуток, Больших и Малых Горок, д. Бардуки, Рогуши, Лодыгино и т. д. В моленной был свой наставник, с 1887 г. это — Василий Назаров (р. ок. 1822 г.). Наставник моленной получал от П.И. Баранова 35 рублей месячного жалования и пользовался всем готовым.
В 1895 г. кто-то из братьев Барановых выкупил землю лля старопоморской обшины при д. Новая Поспелиха Кинешемского уезда. Земля эта с постройками до 1820 г. принадлежала помещице Лопуховой Е.П., потом — мещанке Матрене Артамоновой, мещанам Андрею Тихомирову, Е.С. Сальникову, в 1895 г. ее выкупил купец Баранов. В начале XX в. община имела молитвенный дом (одноэтажный, деревянный, 18 на 10 аршин), в котором совершались религиозные обряды, двухэтажный дом (деревянный, 23 на 9 аршин), в котором жили на иждивении общины 10 монахинь престарелого возраста, баню, прочие хозяйственные постройки. Рядом с д. Новая Поспелиха было расположено поморское кладбище, на котором также совершались обряды3.
1 октября 1902 г. в селе Тонкине сгорела федосеевская часовня, существовавшая с середины 50-х годов XIX в. Новая молельня была выстроена в 1907 г. на деньги Петра Илларионовича Баранова. В начале XX века село Тонкино было крупным центром старообрядцев старопоморского согласия. Благочинный Варнавинского уезда третьего округа священник Александр Александровский докладывал епархиальному начальству: "В с. Тонкине раскольников-поморцев имеется 300 душ муж. пола и 340 жен., всего в Тонкинском приходе раскольников сей секты к концу 1903 г. значилось 1636 муж. и 1817 жен. пола"4. 7 апреля 1907 г. в с. Тонкино была зарегистрирована старопоморская старообрядческая община.
На средства купцов Барановых содержалась и деревянная кинешемская молельня на берегу р. Кинешемки (ул. Кривоногова, 20), которую еще недавно можно было видеть своими глазами. Бревенчатое здание выстроено на крутом берегу р. Кинешемки в стороне от жилых и хозяйственных построек. Судя по надписи на фасаде, молельня была построена в 1798 г. К сожалению, в начале 1980-х годов строение сгорело до основания от чьей-то шалости.
Неподалеку от места бывшей молельни с восточной стороны валяются свезенные трактором в кучу тяжелые мраморные могильные плиты семьи Барановых: Петра Илларионовича (1830-1904), Алексея Степановича (1846-1913), Анны Степановны (1838-1890), Прасковьи Ивановны (1813-1898), Татьяны Степановны Вознесенской, урожденной Барановой (1849-1912). Еще одна кинешемская 1 гильдии купчиха Баранова Евдокия Алексеевна, в инокинях Евпраксия, (1803-1883) похоронена в Москве на старообрядческом Преображенском кладбище. Возможно, Евдокия Алексеевна была матерью Петра и Семена Илларионовичей. Все фамильные плиты похожи одна на другую, все выполнены из черного мрамора очень хорошего качества (даже по прошествии такого количества времени нисколько не деформировались), тщательно отполированы и имеют вполне характерную для старообрядческих кладбищ форму (саркофаг на ножках). Надписи на плитах выполнены золотом, золото не потускнело от времени, и даже сейчас в солнечный день надписи сияют как новые. Очевидно, что эти плиты — остаток фамильного купеческого некрополя, существовавшего в Кинешме в конце XIX — начале XX века. На месте же бывшего кладбища устроены коллективные сады, ситуация вполне типичная для советского времени. Жаль, что по прошествии стольких лет мы и сейчас не можем отдать дань уважения достойным людям, филантропам и благотворителям, нашим землякам.
1.Смирнов П. Из истории противораскольнической миссии XVII в. СПб., 1903. С. 4-5 и след.
2.ГАКО. Ф. 130. Оп. 1.Д. 1702. Л. 2-3.
З.ГАИО. Ф. р-166. Оп. 2. Д. 46. Л. 426, 432, 435.
4.ГАКО. Ф. 130. Оп. 1.Д. 5380. Л. 11.
Андрей Кабанов
Старообрядецъ, 2008. № 42
|