Светлый праздник «Воскресения Христова» 1996 года запечатлелся в сердцах староверов Самары знаменательным событием. В день всемирного православного торжества, спустя 67 лет, община вошла в стены возвращенного храма.
Как и все многострадальное Староверие, Самарская община пережила «бурю невзгод и страстей треволненье», но все время с радостью о Господе неустанно трудилась во славу Его.
К сожалению, летопись в общине не велась. Особого внимания жизни старообрядчества в Самаре со стороны историков и публицистов также не уделялось. Лишь в последнее время, когда деятельность общины стала более разносторонней, были предприняты меры по сбору сведений, касающихся основных событий, происходивших в жизни староверов Самары и края.
Самара — город, расположенный при слиянии рек Волги и Самары. Множество интересных и, на первый взгляд, правдивых легенд существует вокруг основания города. Християнам же дорого церковное предание, связывающее с этим событием имя святителя Алексия, митрополита московского и всея Руси (XIV в). В летописных сводах и в «житии» святого приводится рассказ, как татарский хан, прослышав о духовной силе митрополита, позвал его в Орду для того, чтобы он молитвой исцелил ослепшую ханшу Тайдуллу. Путь в Золотую Орду пролегал по необжитым степным просторам Поволжья. В пути у святителя была остановка в отшельническом скиту на берегу красивой и полноводной реки. «Какая это река?» — спросил митрополит у благочестивого пустынника. «Я называю ее Самарою, а как по-другому — не знаю», — ответил отшельник. «Самара...» — задумчиво повторил старец — «Да укрепится имя сие за нею во веки!» И вслед за этим пророчеством произнес: «На месте сем будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет».
В 1586 году за несколько месяцев был срублен бревенчатый городок — одинокий форпост, выдвинутый далеко на восток для защиты стратегически важного волжского пути в юго-восточных границах Русского государства. В крепости обосновалось более 300 стрельцов во главе с первым самарским воеводой князем Григорием Засекиным.
Одновременно с крепостью была построена церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы с приделом в честь небесного покровителя города св. Алексия.
Задолго до основания города, начиная с XII века, в Самарском Поволжье сложился ■ огромный промысловый район, основными владельцами которого были богатейшие центральные монастыри: московские Новоспасский, Чудов, Вознесенский, Новодевичий, подмосковный Савва-Сторожевский. Их вотчинные владения охватывали десятки километров, занимая не только волжскую акваторию, но и прилегающие реки и озера. Благодаря деятельности монастырей вплоть до конца XVII века заселялась территория Самарского края. Позже, видимо из-за иных отношений государственной власти и церкви, владельцами этих; земель стали царский двор и приближенные лица.
На рубеже XVII-XVIII веков особое место в мероприятиях правительства и официальной церкви по освоению Заволжья отводилось миссионерской деятельности среди кочевников — калмыков, в| которых виделась надежная сила для охраны рубежей империи.
Раскол церкви и гонения на христиан, приходившиеся на этот период, историки оставили без внимания.
Связывая воедино историю края, религиозных течений и Староверия, учитывая пробелы летописи, думается, что в Поволжье не было таких жестоких преследований, как в центре России.
Может быть именно поэтому к середине века в Поволжье сложился особый микроклимат, крайне благоприятный для старообрядчества.
Манифестом Екатерины II 1762 года «бежавшим своего Отечества раскольникам» предлагалось вернуться из-за рубежа. Им отводились земли по р. Большой Иргиз (ныне местность близ г. Пугачева), обещались значительные налоговые и финансов льготы. Правительство пошло на такой шаг не из сострадания к бывшим российским подданным. Государственные интересы требовали наладить интенсивное освоение окраинных земель, в том числе, Поволжья, по-прежнему остававшимися глухими задворками державы. Именно это принято считать началом новой эры поволжского староверия.
Твердую опору находили староверы у казачества, полного решимости отстоять старую Веру. Не случайно то обстоятельство, что на землях Волжского войска правительству не удалось организовать широких преследований староверов. После разгрома казачьего войска, при пугачевщине, а вместе с тем, и староверческих поселений, крупные общины староверов сохранились только в городах, где основную их опору составляли представители посадского населения.
Можно сказать, что наиболее благоприятным временем для староверов г. Самары стали 70-е прошлого столетия. Именно на них приходится строительство поморских храмов: двух феодосеевских и одного брачного согласия. Последний располагался в собственном доме мещанина Петра Захарова, который и был в нем первым духовным наставником. Официально старообрядческие храмы, имевшие вид молитвенных домов, не регистрировались, но находились на заметке в Духовной консистории.
В 1887 году в Самаре состоялся собор наставников и выдающихся церковно-общественных деятелей того времени. На этом соборе был признан авторитет Л. Ф. Пичугина, впервые гласно выступившего перед всей церковью (в лице собора).
В 1905 году в Самаре состоялся собор, имевший большое значение для Церкви. Последующие первый и второй Всероссийские Соборы 1909 и 1912 годов при решении многих вопросов ссылались на его постановления.
Пророчества св. Алексия сбывались. Все сложные исторические периоды Самара переживала довольно спокойно, революционные события 1917 года также прошли в городе без бурных потрясений. Новая власть была установлена мирным путем. Но время погрома религиозных организаций все же захватило и глубинку России.
Распоряжением Административного управления Средневолжского крайисполкома от 1929 года были закрыты один феодосеевский храм и храм согласия. Все верующие должны были перейти в феодосеевскую общину. Несмотря на ходатайства общин, в том же году закрывают последний храм. Теперь власти предписывают поморцам объединиться с молоканами.
Объединения, конечно, не произошло. Сплоченные вокруг своего духовного пастыря о. Сергия Андреяновича Дергунова, самарские поморцы, не страшась преследований, продолжали возносить молитву Творцу и Избавителю, сохраняя христианскую веру.
Теперь службы, проводимые в домах своих единоверцев, совершались только на именитые праздники. Резко изменился состав клирошан. И если ранее среди певчих были только мужчины, то с этого времени их. Места стали занимать женщины из любительского хора.
В 2O-e годы приезжающие из сел староверы, обраэовали вторую общину. Сельские отцы использовали при этом, в своих интересах, Постановления соборов 1905 года (Самарского), 1909 (Московского) и 1925 года (Саратовского), относительно самокрестов, необоснованно обвинив самарскую общину в приеме таковых вопреки церковным правилам. Сельчане проявили ревность и амбициозность, противопоставив свою общину всему Поморскому староверию.
Духовные наставники основной общины, напротив, стремились найти пути к объединению, основываясь на осмысленном понимании глубины Писания. На протяжении всего этого разделения некоторые верующие (группы верующих), а также церковные наставники, убедившись в своей неправоте, присоединялись к городской общине, признавая в ней часть истинной Христовой Церкви. В годы «потепления» общиной был приобретен собственный частный дом под храм. Когда в округе Самаары стали угасать староверческие общины, осиротевшая паства обращалась в город. Под опекой Самарской общины стали находиться староверы-поморцы практически всех населенных пунктов Самарской области, а также частично Саратовской, Ульяновской, Оренбургской областей.
Благодаря тому, что в общине были грамотные духовные наставники, ее авторитет был признан соседними общинами городов Сызрани, Саратова, Ульяновска. В 50 — 60-е годы в Самаре при участии известного староверческого начетчика В. К. Чуева устраивались совещания духовных наставников. Так как в те годы не созывались общецерковные соборы (за исключением прибалтийских), здесь решались все насущные вопросы, возникающие в общинах.
В 1990 году община понесла большие потери. Ушел в мир иной духовный наставник о. Киприян Николаевич Кукушкин. Вскоре отошел от духовных дел о. Василий Васильевич Хохлов. Вся большая нагрузка по служению в крупнейшей общине Среднего Поволжья легла на о. Антония Васильевича Болтаева и небольшую группу причетников престарелого возраста.
В 1993 году был избран новый Совет общины во главе с П. В. Половинкиным. Осознавая, что староверы должны стремиться к единению, и видя в этом будущее общины, новый Совет принял меры для устранения причин раскола с группой, отсоединившейся в 1989 году вследствие внутренних нестроений. Поддерживаемые долгое время дружелюбные отношения с общиной феодосеевцев, постоянные беседы с их руководителями дали плоды — объединение общин в 1994 году.
В 1993 году общине было возвращено храмовое здание бывшей старопоморской богадельни. Немалые усилия приложены Советом общины при оформлении документов, а самое главное — при реставрации возвращенного ветхого здания. Любовь к Богу и христианский труд для процветания родной общины сделали возможным торжественное проведение праздничной службы на Пасху 1996 года в частично отремонтированном Храме.
Сейчас работы по ремонту продолжаются. Создается иконостас в классическом древнерусском стиле.
Кроме ремонтно-восстановительных работ главная забота общины — приобщение верующих к Храму. В местной прессе публикуются статьи, раскрывающие смысл старой Веры, рассказывающие об общине, ее новом Храме.
Поморцы, случайно оказавшиеся у поповцев и никониан, возвращаются в родную обитель. Общество староверов Спасова согласия изъявило желание приобщиться к Поморской общине, сейчас ведутся беседы об их чиноприеме согласно церковным правилам.
Несмотря на большие нагрузки, недостаток служителей, праздничные службы проводятся также параллельно в крупных поселениях староверов (г. Кинель, с. Преображенка, и т. д.). В некоторых из них уже появляется возможность создания своих общин.
С 1993 года возобновлены и заупокойные службы на кладбищах в родительские недели.
В деле возрождения Храма в Самаре принимают участие не только прихожане Самарской общины. Свои пожертвования присылают отдельные прихожане и общины городов Усть-Цильмы, Новгорода, Лабинска, Борисова, Челябинска, Сызрани и многих других.
Дорогие христиане! Примите наш низкий христианский поклон за Вашу отзывчивость на сие Богоугодное дело.
П. В. Половинкин, Председатель Совета Самарской поморской общины
Опубликована в Календаре Древлеправославной Поморской Церкви за 1997 год)
|