Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 18:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Половинкин П.В. О староверах Самары

Светлый праздник «Воскресения Христова» 1996 года запечатлелся в сердцах староверов Самары знаменательным событием. В день всемирного православного торжества, спустя 67 лет, община вошла в стены возвращенного храма.

Как и все многострадальное Староверие, Самарская община пережила «бурю невзгод и страстей треволненье», но все время с радостью о Господе неустанно трудилась во славу Его.

К сожалению, летопись в общине не велась. Особого внимания  жизни старообрядчества в Самаре со стороны историков и публицистов также не уделялось. Лишь в последнее время, когда деятельность общины стала более разносторонней, были предприняты меры по сбору сведений, касающихся основных событий, происходивших в жизни староверов Самары и края.

Самара — город, расположенный при слиянии рек Волги и Самары. Множество интересных и, на первый взгляд, правдивых легенд существует вокруг основания города. Християнам же дорого церковное предание, связывающее с этим событием имя святителя Алексия, митрополита московского и всея Руси (XIV в). В летописных сводах и в «житии» святого приводится рассказ, как татарский хан, прослышав о духовной силе митрополита, позвал его в Орду для того, чтобы он молитвой исцелил ослепшую ханшу Тайдуллу. Путь в Золотую Орду пролегал по необжитым степным просторам Поволжья. В пути у святителя была остановка в отшельническом скиту на берегу красивой и полноводной реки. «Какая это река?» — спросил митрополит у благочестивого пустынника. «Я называю ее Самарою, а как по-другому — не знаю», — ответил отшельник. «Самара...» — задумчиво повторил старец — «Да укрепится имя сие за нею во веки!» И вслед за этим пророчеством произнес: «На месте сем будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет».

В 1586 году за несколько месяцев был срублен бревенчатый городок — одинокий форпост, выдвинутый далеко на восток для защиты стратегически важного волжского пути в юго-восточных границах Русского государства. В крепости обосновалось более 300 стрельцов во главе с первым самарским воеводой князем Григорием Засекиным.

Одновременно с крепостью была построена церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы с приделом в честь небесного покровителя города св. Алексия.

Задолго до основания города, начиная с XII века, в Самарском Поволжье сложился ■ огромный промысловый район, основными владельцами которого были богатейшие центральные монастыри: московские Новоспасский, Чудов, Вознесенский, Новодевичий, подмосковный Савва-Сторожевский. Их вотчинные владения охватывали десятки километров, занимая не только волжскую акваторию, но    и    прилегающие    реки    и    озера.     Благодаря деятельности монастырей вплоть до конца XVII века заселялась территория Самарского края. Позже,      видимо      из-за      иных      отношений государственной власти и церкви, владельцами этих; земель стали царский двор и приближенные лица.

На рубеже XVII-XVIII веков особое место в мероприятиях правительства и официальной церкви  по освоению Заволжья отводилось миссионерской деятельности среди кочевников — калмыков, в| которых виделась надежная сила для охраны рубежей империи.

Раскол     церкви     и     гонения     на     христиан, приходившиеся на этот период, историки оставили без внимания.

Связывая   воедино   историю   края,   религиозных течений   и Староверия, учитывая пробелы летописи, думается, что в Поволжье не было таких жестоких преследований, как в центре России.

Может быть именно поэтому к середине века  в  Поволжье  сложился  особый  микроклимат, крайне      благоприятный      для      старообрядчества.

Манифестом Екатерины II 1762 года «бежавшим своего   Отечества  раскольникам»     предлагалось вернуться из-за рубежа. Им отводились земли по р. Большой   Иргиз   (ныне   местность близ  г. Пугачева), обещались значительные  налоговые  и финансов льготы. Правительство пошло на такой шаг не из сострадания к бывшим российским подданным. Государственные интересы требовали наладить  интенсивное освоение окраинных земель,  в том числе,  Поволжья,  по-прежнему     остававшимися глухими  задворками  державы.        Именно  это принято   считать   началом   новой   эры   поволжского староверия.

Твердую опору находили староверы у казачества, полного решимости отстоять старую Веру.  Не случайно   то   обстоятельство,   что   на   землях Волжского     войска     правительству     не удалось организовать   широких   преследований   староверов. После разгрома казачьего войска, при пугачевщине, а вместе с тем, и староверческих поселений,   крупные   общины   староверов  сохранились только в городах, где основную их опору составляли представители посадского населения.

Можно     сказать,     что    наиболее    благоприятным временем для староверов г. Самары стали 70-е прошлого   столетия.   Именно   на   них приходится строительство поморских храмов: двух феодосеевских и одного брачного согласия.  Последний располагался в собственном доме мещанина Петра Захарова, который и был в нем первым духовным наставником. Официально старообрядческие храмы, имевшие вид молитвенных  домов,  не  регистрировались, но находились на заметке в Духовной консистории.

В 1887 году в Самаре состоялся собор наставников и выдающихся церковно-общественных  деятелей того времени. На этом соборе был признан авторитет Л. Ф. Пичугина, впервые гласно выступившего перед всей церковью (в лице собора).

В 1905 году в Самаре состоялся собор, имевший большое      значение      для      Церкви. Последующие    первый    и    второй    Всероссийские Соборы 1909 и   1912  годов  при  решении  многих вопросов ссылались на его постановления.

Пророчества св.         Алексия   сбывались. Все сложные исторические  периоды Самара переживала        довольно        спокойно, революционные      события      1917      года      также прошли в городе без бурных потрясений. Новая власть была установлена мирным путем. Но время погрома религиозных организаций все же захватило  и  глубинку России.

Распоряжением  Административного   управления Средневолжского   крайисполкома    от    1929    года   были закрыты один   феодосеевский   храм   и   храм  согласия. Все верующие должны были  перейти в феодосеевскую общину. Несмотря на ходатайства общин,  в том же году  закрывают последний     храм.      Теперь     власти предписывают поморцам        объединиться        с молоканами.

Объединения,   конечно,   не   произошло. Сплоченные   вокруг  своего  духовного   пастыря   о. Сергия Андреяновича  Дергунова,  самарские поморцы,   не   страшась   преследований, продолжали возносить молитву Творцу и Избавителю, сохраняя  христианскую   веру.
 
Теперь службы,  проводимые  в  домах  своих  единоверцев, совершались только на именитые праздники. Резко изменился состав клирошан. И если ранее среди певчих были только мужчины, то с этого времени их. Места стали занимать женщины из любительского хора.

В 2O-e   годы   приезжающие   из   сел   староверы, обраэовали    вторую    общину.     Сельские    отцы использовали    при    этом,    в    своих    интересах, Постановления соборов 1905 года (Самарского), 1909 (Московского)   и   1925   года   (Саратовского), относительно самокрестов, необоснованно обвинив самарскую   общину   в   приеме   таковых   вопреки церковным       правилам.       Сельчане       проявили ревность       и       амбициозность, противопоставив  свою общину всему Поморскому староверию.

Духовные      наставники      основной      общины, напротив, стремились найти пути к объединению, основываясь на осмысленном понимании глубины Писания.   На  протяжении  всего  этого  разделения некоторые  верующие  (группы верующих),  а также церковные наставники, убедившись в своей неправоте, присоединялись к городской общине, признавая в ней часть истинной Христовой Церкви. В годы «потепления» общиной был приобретен собственный частный дом под храм. Когда в округе Самаары    стали    угасать    староверческие    общины, осиротевшая паства обращалась в город. Под опекой Самарской  общины  стали   находиться   староверы-поморцы   практически   всех   населенных   пунктов Самарской области, а также частично Саратовской, Ульяновской, Оренбургской областей.

Благодаря тому, что в общине были грамотные духовные   наставники,   ее  авторитет  был   признан соседними общинами  городов Сызрани,  Саратова,  Ульяновска. В 50 — 60-е годы в Самаре при участии известного староверческого начетчика В.  К. Чуева устраивались совещания духовных наставников. Так как в те годы не созывались общецерковные соборы (за исключением прибалтийских), здесь решались все насущные вопросы, возникающие в общинах.

В 1990 году община понесла большие потери. Ушел в мир иной духовный наставник о. Киприян Николаевич Кукушкин. Вскоре отошел от духовных дел о. Василий Васильевич Хохлов. Вся большая нагрузка по служению в крупнейшей общине Среднего Поволжья легла на о. Антония Васильевича Болтаева и небольшую группу причетников престарелого возраста.

В 1993 году был избран новый Совет общины во главе с П. В. Половинкиным. Осознавая, что староверы должны стремиться к единению, и видя в этом будущее общины, новый Совет принял меры для устранения причин раскола с группой, отсоединившейся в 1989 году вследствие внутренних нестроений. Поддерживаемые долгое время дружелюбные отношения с общиной феодосеевцев, постоянные беседы с их руководителями дали плоды — объединение общин в 1994 году.

В 1993 году общине было возвращено храмовое здание бывшей старопоморской богадельни. Немалые усилия приложены Советом общины при оформлении документов, а самое главное — при реставрации возвращенного ветхого здания. Любовь к Богу и христианский труд для процветания родной общины сделали возможным торжественное проведение праздничной службы на Пасху 1996 года в частично отремонтированном Храме.

Сейчас работы по ремонту продолжаются. Создается иконостас в классическом древнерусском стиле.

Кроме ремонтно-восстановительных работ главная забота общины — приобщение верующих к Храму. В местной прессе публикуются статьи, раскрывающие смысл старой Веры, рассказывающие об общине, ее новом Храме.

Поморцы, случайно оказавшиеся у поповцев и никониан, возвращаются в родную обитель. Общество староверов Спасова согласия изъявило желание приобщиться к Поморской общине, сейчас ведутся беседы об их чиноприеме согласно церковным правилам.

Несмотря на большие нагрузки, недостаток служителей, праздничные службы проводятся также параллельно в крупных поселениях староверов (г. Кинель, с. Преображенка, и т. д.). В некоторых из них уже появляется возможность создания своих общин.

С 1993 года возобновлены и заупокойные службы на кладбищах в родительские недели.

В деле возрождения Храма в Самаре принимают участие не только прихожане Самарской общины. Свои пожертвования присылают отдельные прихожане и общины городов Усть-Цильмы, Новгорода, Лабинска, Борисова, Челябинска, Сызрани и многих других.

Дорогие христиане! Примите наш низкий христианский поклон за Вашу отзывчивость на сие Богоугодное дело.

П. В. Половинкин, Председатель Совета Самарской поморской общины

Опубликована в Календаре Древлеправославной Поморской Церкви за 1997 год)

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-19)
Просмотров: 3601

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz