В сентябре 2005 года в Самарском областном художественном музее состоялась выставка «Старообрядчество Самарского края. История и культура», посвященная двум знаменательным датам в истории старообрядчества: 100-летию Высочайшего манифеста Императора Николая II «О веротерпимости» и 100-летию Собора христианпоморцев в Самаре 1905 года. На выставку Старообрядческой общиной г. Самары Древлеправославной Поморской Церкви представлены экспонаты, которые собирались более пятнадцати лет по всей Самарской области и за ее пределами. За эти годы также найдено множество архивных документов и исторических свидетельств по истории старообрядчества в Самарском крае.
Говоря о появлении старообрядцев на территории Самарского края, нельзя забывать, что город Самара основан в 1586 году, то есть задолго до раскола в Русской Православной Церкви XVII века, или, как принято говорить у старообрядцев, «при благочестии». В первые годы раскола по всей России прокатилась волна ожесточенных гонений на последователей старой веры. Скрываясь от преследований, старообрядцы уходили в степи и редкие леса будущих Николаевского и Новоузенского уездов Самарской губернии. Вскоре там был построен первый скит, где «литургисал» (служил литургии) иеромонах Феодосии, по прозвищу Муравей, имевший еще дониконовскую ставленую грамоту. После него главенство в скиту перешло к его ученику Павлу, не имевшему уже священнической хиротонии1. После московского стрелецкого бунта 1682 года в Самарское Поволжье ссылались старообрядцы-стрельцы.
Новый виток в истории старообрядчества Самарского края начался после выхода Высочайшего манифеста Екатерины II от 4 декабря 1762 года. Некогда бежавшим за границу старообрядцам было позволено селиться на землях по берегам рек Волга и Иргиз, а также предоставлялся ряд льгот2. В Самарское Поволжье стали переселяться староверы из разных мест, основывая многочисленные скиты, монастыри и поселения: слобода Мечетная (в настоящее время город Пугачёв), Балаково и другие.
Поповские монастыри (монастыри старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от греко-российской церкви) находились под присмотром властей и местного духовенства господствующей церкви, но всё же строились и развивались. Посадским же жителям невозможно было открыто исповедовать свою веру. Попытки строительства новых молитвенных домов заканчивались их закрытием и арестом устроителей. Особенно строгое отношение было к старообрядцам-беспоповцам, которые не принимали священников нового поставления.
Во II половине XVIII столетия часть местных беспоповцев принимает Поморский устав богослужения и избирает своим центром «Выговское обтцежительство» (Поморье). Одно из первых упоминаний о поморцах в Самаре относится к 1804 году, где говорится об имеющихся на территории города кладбищах «перекрещеванцев» (поморцы крестят (перекрещивают) при приеме в свое согласие от господствующей церкви и других староверческих согласий).
В 30-е годы XIX века численность поморцев в Самарском крае увеличивается, происходят значимые внутрицерковные события, развиваются общины во многих близлежащих селах.
1864 од был ознаменован строиттельством в Самаре двух молитвенных домов мещанами Захаровыми на ул. Николаевской (Чапаевской) и Власовыми на ул. Казанской (А. Толстого). По доносу эти молитвенные дома в том же году были закрыты и опечатаны, имущество арестовано и увезено в Духовную консисторию3.
Мещане Захаровы были выходцами из Курской губернии, и именно с их именем связана история одной из самарских общин поморцев. Дмитрий Петрович Захаров, не боясь преследований и уголовного наказания, вступает в многолетние судебные тяжбы, добиваясь возврата икон и книг. Спустя несколько лет его сын Пётр Дмитриевич выкупает у города здание бывших полицейских казарм на ул. Сокольничьей (Ленинской), перестраивает его и официально открывает новый молитвенный дом - Крестовоздвиженский храм. Вскоре будет открыта и Власовская моленная.
В 1878 году другая группа самарских поморцев во главе с Иваном Петровичем Щелкуновым собирает средства и строит молитвенный дом по ул. Москательной (Л. Толстого)1. Постоянным попечителем этого молитвенного дома был самарский купец Фёдор Михайлович Любимов, оттого и моленная называлась в народе, а зачастую и в официальных документах, как Любимовская. Ф.М. Любимов происходил из мещан Кинешмы, владел в Самаре и других городах несколькими магазинами, где торговал текстильным товаром.
В 1890-е годы в Самаре действовало пять общин старообрядцев-поморцев, в том числе и молитвенные дома мещанина Петра Григорьевича Шунина на улице Троицкой (Галактионовской) и купца Антона Фёдоровича Чибакова на улице Преображенской (Водников)5.
До 1905 года старообрядцам запрещалось иметь общественную собственность, то есть записывать молитвенные дома на общины. Поэтому все перечисленные выше молельные были записаны на частных лиц. Запрещалось также строить храмы с внешними признаками культовых сооружений. Так и получалось, что внутри всё было устроено по церковным канонам, а снаружи моленные имели вид обычных домов.
Сразу после Манифеста 1905 года на зданиях молитвенных домов по улицам Сокольничьей и Москательной надстраиваются небольшие купола с крестами. Спустя всего нять месяцев после манифеста, 27 (14) сентября, в Крестовоздвиженском храме в Самаре для решения насущных церковных вопросов собирается Третий Самарский Всероссийский Собор. На Соборе присутствовали более 200 знатнейших отцов, начетчиков и уполномоченных от общин из Петербурга, Поморья, Урала, Поволжья, Сибири и других регионов Российской империи6. Самара для проведения Собора была выбрана не случайно — именно здесь в сложные годы притеснений прошли несколько всероссийских соборов: в 1887,1896,1897 годах и Поместный Собор 1898-го.
Постоянными попечителями Крестовоздвиженского храма были самарские мещане Годуновы, Крашенинниковы, Карповы, Ушановы - состоятельные семьи, владевшие в Самаре недвижимостью, пароходами, баржами и занимавшиеся сплавом грузов по Волге.
В 1912-1913 годах на углу улиц Торговой (Маяковского) и Соборной (Молодогвардейской) была построена красивая по архитектуре и внутреннему убранству церковь Успения Пресвятой Богородицы7. Успенская церковь объединила общины Власовской и Шунинской молельных. К 1917 году на территории Самары общины - Крестовоздвиженского храма, Успенской церкви и Любимовской моленной. При всех храмах существовали богадельни. При Успенской церкви планировалось открытие старообрядческого училища. Большую общественную деятельность вели служители Ксенефонт Иванович Болобков и Трофим Сергеевич Тулупов, которые были замечательными церковными публицистами и поэтами.
На территории Самарской губернии староверы-поморцы проживали практически в каждом населенном пункте. Наиболее крупные общины были в городе Новоузенске, селах Бобровка, Пре-ображенка, Воскресенка, Черноречье, Кошки, Екатериновка (Самарского уезда), Подъём, Екатериновка (Николаевского уезда), Нижнее Санчелеево (Ставропольского уезда) и других. В селе Екатериновка Самарского уезда действовали три общины поморцев, поддерживаемые купцами Наймушииыми и Малюшкиными. В посаде Мелекесс две общины поморцев поддерживали купцы Жирновы и Марковы8. Из семьи Марковых следует особо выделить Константина Григорьевича Маркова, первого и единственного посадского голову, прослужившего на этом посту почти сорок лет.
В 1929 году вышли распоряжения Средне-Волжского крайисполкома о закрытии Крестовоздвиженского храма и Любимовской моленной. Вместе с закрытием храмов были выселены и престарелые люди, призреваемые в богадельнях. Так, из богадельни Любимовской моленной было выселено «пятнадцать душ старух»9. Изначально общинам было предложено объединиться с общиной Успенской церкви. Спустя несколько месяцев община Успенской церкви тоже была закрыта. Старообрядцы-поморцы остались без единого храма10. После выхода распоряжения о закрытии экономка Любимовской моленной Ефросиния Герасимовна Ракова стала раздавать иконы и храмовую утварь верующим на сохранение. Наставник же Крестовоздвиженского храма отец Сергий Андреянович Дергунов вступил в переговоры с новой властью, тем самым оттягивая закрытие храма. Но очень скоро храм всё же был закрыт, а все иконы, книги и утварь остались на местах. Спустя какое-то время христиане прослышали, что иконы выбрасывают из храма и собираются сжечь на церковном дворе. Снасти удалось только несколько икон и запрестольный крест.
Верующие были сильно напуганы происходящим и почти полгода не собирались на общую молитву. И только к Светлому Празднику Пасхи 1930 года они впервые собрались сразу в нескольких домах своих единоверцев. С этого момента жизнь христианского поморского общества стала налаживаться в условиях новой жизни.
В советскую эпоху старообрядческие храмы были перестроены или переданы различным учреждениям: в Любимовской моленной расположилась фабрика беловых товаров, в Успенской церкви — мастерская, а в Крестовоздвиженском храме — общежитие. В 1960-е годы было разрушено здание Успенской церкви, а в 1970-е при застройке комплекса Ленинского мемориала разрушен Крестовоздвиженский храм.
Вплоть до 1950-х годов старообрядцы-поморцы не имели постоянного места для соборной молитвы и праздничную службу проводили в частных домах. В 1960-е годы практически все общины приобрели частные дома (в основном, в Ленинском и Железнодорожном районах города), которые внутри были переоборудованы под церковные помещения. В начале 1990-х годов все общины слились в одну. Последним адресом общины был Богатырский тупик, 6 (в районе автостанции «Аврора»).
В 1993 году общине было возвращено единственное из уцелевших прежних храмовых зданий на ул. Л. Толстого, 17 (бывшая Любимовская моленная). После реконструкции в 1996 году храм был освящен в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и в нем возобновлены богослужения. В настоящее время в иконостасе храма собраны иконы XVII—XIX веков, среди которых имеются работы знаменитых иконописцев Г.Е. Фролова (село Раюши, Эстония), А.А. Бочкарёва (Сызрань) и (?) Чирикова (Мстёра), а также меднолитые иконы.
За последние годы поморской общиной собрана большая библиотека старинных рукописных и старопечатных книг. Жемчужинами собрания являются первопечатные книги «Апостол» (1574) и «Острожская Библия» (1581) печатника Ивана Фёдорова.При общине создан музей старообрядчества, который активно пополняется различными экспонатами: документами, предметами быта, старинными иконами и книгами.
Сегодня Самарская Старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви не только является одной из крупнейших в Поволжье, но представляет собой старообрядческий культурный центр.
1.Ряжев А.С. Епископ Иаков о поволжских старообрядцах. Самарский краевед// Историко-краеведческий сборник/ Сост. А.Н. Завальный. Самара, 1994.
2.Полное собрание Законов Российской империи с 1649 года. Типография II Отд. Собственной Его Императорского Величества канцелярии. 1830. Т. XVI. 1762-1765
3.ГАСО, ф. 32, оп. 1, д. 1753
4.ГАСО, ф. р-828, оп. 3, д. 23.
5.ГАСО, ф. 356, оп. 1, д. 264.
6.Деяния Собора 1905 г. в Самаре. Гектограф
7.ГАСО, ф. 1, оп. 12, д. 5070
8.Очерк состояния раскола и сектантства в Самарской епархии в 1898 г. Самарские Епархиальные ведомости, № 22, часть неофициальная, 1899. ГАСО, ф. р-828, оп. 3, д. 23.
9.Там же.
П.В.Половинкин
Старообрядчество Самарского края. История и культура - Самара: Издательский дом "Агни", 2007
|