Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Самарская Поморская община

К началу ХХ века поморская община была одной из крупнейших старообрядческих общин Самары. Молитвенный дом поморцев с 1871 г. располагался в 97 квартале по Сокольнической улице (ныне – ул.Ленинская), в доме мещанина Петра Захарова. Моленная находилась во дворе, на уровне второго дома от  ул. Почтовой (ныне – ул.Рабочая). Рядом располагался дом причта. Наставником общины в то время был Петр Иванович Белов, затем -  непродолжительное время (менее года) - Афанасий Харитонович Покашляев, и после этого - Сергий Андреянович Дергунов. Позднее молитвенный дом числился за Председателем Совета общины Алексеем Константиновичем Ушановым. Попечителями моленной, кроме А.К.Ушанова, были Илья Степанович Карпов,  Зиновий Иванович Годунов и Василий Селиверстович Крашенинников.

  В период с 1887 по 1905 г.г. в этом молитвенном доме проходили пять Соборов отцов и начетчиков Поморской Церкви. В работе некоторых Соборов принимали участие видные деятели Поморского староверия: Иван Иванович Зыков, Лев Феоктистович Пичугин, Терентий Акимович Худошин, Андрей Александрович Надеждин и другие.

 После выхода Высочайших Указов от 17.04.1905г. и 17.10.1906г., предоставивших старообрядцам возможность открыто совершать богослужения и создавать общины, самарский мещанин А.К.Ушанов и 60 его единоверцев обратились в Самарское Губернское Правление с заявлением о желании образовать общину поморцев законо-брачного согласия.

 9 февраля 1907 года в губернском правлении прошло слушание по этому вопросу. В Определении Правления было сказано: «Образование общины старообрядцев «Поморского законо-брачного согласия» разрешить, общину внести в реестр, о чем напечатать в сенатских объявлениях и местных губернских ведомостях. О настоящем распоряжении объявить просителям через Самарское Губернское Полицейское Управление».

Деятельность Самарской поморской общины не ограничивалась городскими рамками. Члены общины принимали активное участие во Всероссийских Поморских Соборах 1909 и 1912 года в Москве, а Ксенофонт Иванович Болобков активно сотрудничали с редакцией журнала «Щит Веры», который выходил в Саратове, входил в состав редакционной коллегии журнала.

После установления в Самаре советской власти все имущество общины, в том числе, недвижимое (молитвенный дом и дом причта), было конфисковано. 17 февраля 1919 года был составлен Договор о передаче молитвенного дома в бессрочное и бесплатное пользование общине. К Договору прилагался  список прихожан молитвенного дома, которые отныне несли личную ответственность за сохранность переданного общине имущества.

 В 1923 и 1927 г.г. власти регистрировали списки членов общины, численность прихожан составляла 310 человек. В этот период Председателем Совета общины был В. Хохлов, членами Совета – И.Александров, В.Суворов, Аким Суворов, Ф.Ушанов, Зиновий Венедиктович Романов, В.Косолапов, П.Я.Косолапов, Г.и И.Крашенинниковы, П.Т.Кузнецов.

8 июля 1929 года власти уведомили общину о том, что Договор на пользование молитвенным домом расторгнут, и предложили общине использовать для своих нужд совместно с общиной духовных христиан-молокан другого здания на той же улице. Совет общины обратился в Средне-Волжское крайуправление с заявлением,  в котором говорилось, что молитвенный дом передан общине в бессрочное пользование,  община не давала повода для расторжения договора, и в случае изъятия молитвенного дома прихожане числом более 300 человек будут лишены возможности проводить совместные богослужения. Однако власти сочли, что молитвенный дом, который, как они указывали, «используется не только для религиозных целей, но и для проживания в нем настоятеля и безродных старух», может быть полностью переоборудован под жилье.

Постановлением Малого Президиума Средне-Волжского крайисполкома от 4.09.1929 г., поморская община была переведена в здание по ул.Кооперативной, 223, которое делила с общиной федосеевцев, а прежний молитвенный дом поморцев был занят под общежитие для студентов индустриального техникума. В 1947-1948 г.г. здание бывшего молитвенного дома было существенно переоборудовано и стало использоваться под общежитие студентов стройтехникума, а в 80-х г.г. ХХ века, при строительстве комплекса ленинского мемориала, было разрушено.

Но и в здании по ул. Кооперативной, 223, община находилась недолго: не прошло и месяца, как 29.09.1929 г. и этот молитвенный дом был закрыт. Поморская и федосеевская общины обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение, но им было отказано.    С этого момента поморская община собиралась по разным адресам преимущественно в Железнодорожном районе Самары.
 
В 20-годы  группа прихожан-поморцев стала собираться отдельно от основной общины. Часть из них после закрытия храма  перестала посещать общие службы из-за территориальной удаленности, т.к. все эти прихожане проживали «в садах» - в районе 7 дачной просеки. Это были семьи Болобковых, Худяковых и других, возглавлял эту группу наставник Н.Ф.Рузанов.

Затем сложилась еще одна группа поморцев – выходцев из сел Черноречье и Сырейки, которые переехали в Самару. Среди них был наставник из Сырейки Григорий Васильевич Лаврентьев, а также певчие Клементий Григорьевич и Елена Васильевна Лаврентьевы из Сырейки и Иван Васильевич Солодов из Черноречья. Все они находились в родстве между собой и отправляли соборные службы, крещения, погребения семейно.

Наконец, третью группу, во главе которой стоял бывший наставник общины с.Бобровки Петр Дмитриевич Садов, составили переехавшие в Самару выходцы сел Винновка, Сырейка и Бобровка. П.Д.Садов не хотел признать авторитет городского наставника Сергия Андреяновича Дергунова из-за давнего конфликта,  эта группа поморцев обосновывала свой отказ проводить службы совместно с городской общиной несправедливым обвинением самарской общины в незаконном приеме самокрестов. Позднее три эти группы образовали вторую поморскую общину.

В 60-е г.г. ХХ века существовало две общины поморцев законно-брачного согласия, обе приобрели для молений частные дома.

Первая община, во главе с наставником Иосифом Зиновьевичем Романовым, собиралась на моления в частном доме Пелагии Григорьевны Александриной по адресу: ул.Салтыкова-Щедрина, 178. В списках членов общины значилось 75 человек: 26 мужчин и 49 женщин, все старше пятидесяти лет.

Вторая община, во главе с наставником Никифором Федоровичем Рузановым, приспособила под молитвенный дом тесовое помещение в усадьбе Мариамны Семеновны Житковой по ул. Киевской, 46. В этой общине числилось 67 человек: 19 мужчин, 48 женщин, все старше сорока пяти лет. 

Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области в своем отчете  отмечал, что богослужения поморцев проходят по субботам, воскресениям и праздникам, и сообщал далее: «Сочтено целесообразным дать им разрешение на проведение богослужений только в дни больших религиозных праздников». Запреты, тем не менее, не соблюдали: богослужения совершали по ночам.

Самарские поморцы активно поддерживали связи с поморскими общинами других городов. Так, в 50-60-х г.г. при участии начетчика В.К.Чуева в Самаре проходили совещания духовных наставников поморских общин.

В 1965 году  поморские общины объединились. Единого вместительного молитвенного дома у объединенной общины не было, но с этих пор верующие находились в молитвенном единении и получили возможность посещать тот или иной молитвенный дом по своему выбору. У объединенной общины стало уже  пять наставников: Н.Ф.Рузанов, В.Г.Болтаев, И.З.Романов, С.Я.Московский и Ф.И.Вяткин.

Однако небольшая часть прихожан во главе с  Яковом Кирилловичем Яшиным вновь решила собираться отдельно. Моления проводились в доме №163 по ул.Салтыкова-Щедрина, а с конца 80-х г.г. и по сей день – в доме по адресу: ул.Борская, 115. Эта община действовала  без регистрации.    Позднее к этой группе присоединился наставник Ф.И.Вяткин.

18 апреля 1983 года   Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области первая поморская община была официально зарегистрирована. В 1985 году молитвенный дом первой общины располагался по адресу: Богатырский тупик, д.6. По официальным данным в общине было около 150 верующих, в основном, люди преклонного возраста. Наставниками общины в это время были Куприян Николаевич Кукушкин, Василий Васильевич Хохлов и Антоний Васильевич Болтаев..

Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году и связан с именем молодого и энергичного Председателя Совета общины Павла Владимировича Половинкина.    В 1993 году П.В.Половинкину удалось добиться передачи общине бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «любимовской моленной», по ул.Льва Толстого, 17, а в 1994 году, в значительной мере, благодаря его усилиям, произошло объединение с общиной федосеевцев.    Переданное общине здание  было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы - фабрика беловых товаров, а позднее -  захотело получить находящееся по соседству Главное управление Центробанка по Самарской области. Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Сейчас, когда в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение. И, тем не менее, фотографии начала 90-х г.г., на которых запечатлено полуразрушенное здание, дают представление о том, каких усилий стоило общине и ее Председателю строительство храма.

14 января 1996 года  в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем,  в Светлое Воскресенье 1996 года, -  Пасхальная служба, и с этого времени община расположена здесь постоянно.    Позднее в храме был устроен великолепный иконостас. Община имеет богатую книжницу: часть книг пожертвована прихожанами, частично книги приобретаются. Ведутся архив и летопись общины. Трудами П.В.Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез,  изданы молитвослов, пособия «Как молиться епитимью»,  «Приготовление к погребению», сборник духовных стихов самарского старообрядца-поморца К.И.Болобкова, Деяния I Всероссийского Поморского Собора в Москве 1909 года и многое другое. Среди последних изданий общины – книга известного самарского начетчика Т.С.Тулупова «О разделении Русской Церкви». Ожидается выход из печати второго, переработанного  издания брошюры «Приготовление к погребению».

Община стала своего рода центром не только для поморцев области: Сызрани, Тольятти, окрестных райцентров и сел, но и для поморских старообрядческих общин в других  городах Поволжья.  В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, Ответственным секретарем которого стал П.В.Половинкин.  В настоящее время в самарском храме всегда можно встретить христиан из Казани, Саратова, Ульяновска, Кузнецка и других городов, которые приезжают в самарскую общину за советом, помощью, поддержкой. На Престольный Праздник в самарский храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы приезжают целые делегации из соседних областей, а самарские прихожане – всегда желанные гости в поморских общинах Поволжья.   

Вторая поморская общины была зарегистрирована в 90-х г.г. по адресу: ул.Борская, 115, численность ее невелика. На моления верующие собираются по этому же адресу,   наставника не имеют.
 
 

Статья подготовлена на основе материалов из личного архива Председателя Самарской Поморской общины П.В.Половинкина и его рукописи «Поморское староверие в Самарской области», которая в настоящее время готовится к печати.

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-28)
Просмотров: 2237

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz