14 октября православные христиане отмечают праздник Покрова Пресвятыя Богородицы нашея и Присно Девы Марии. Во всех старообрядческих храмах и общинах Самарской области прошли в этот день торжественные богослужения.
…Торжественное богослужение провела и старообрядческая община храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы (РПСЦ). Впервые прихожане собрались на богослужение у своего храма (ул.Л.Толстого, 14). Для проведения праздничной службы из Сызрани приехали настоятель Крестовоздвиженского храма иерей Георгий Гусев и чтец Дионисий. Жители близлежащих домов могли увидеть необычную картину: на капоте машины стоят старинные иконы, горят свечи, а бородатые мужчины и женщины в платках, подколотых булавкой, совершают двуперстное крестное знамение. Члены общины надеюстся, что храм, о возврате которого старообрядцам не так давно говорил с городскими властями митрополит Московский и всея Руси Андриан, будет передан общине и богослужения будут проводится в нем.
Похдравляем всех древлеправославных христиан с Праздником и желаем им телесного здравия и душевного спасения!
21 октября 2004 г., в третий день работы Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, участники Собора рассмотрели ходатайство Православной старообрядческой общины храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы о назначении на самарский приход постоянного священника.
Еще в мае 2004 года, когда городские власти сделали попытку передать принадлежавший старообрядцам белокриницкого согласия храм Самарской епархии РПЦ (МП), община обратилась за помощью в митрополию РПСЦ.
Митрополит Московский и всея Руси Андриан направил в Самару представителя, казанского диакона Димитрия Мартышина. Диакон Димитрий встречался с членами общины, городскими и областными чиновниками, готовил документы и ходатайства о возвращении храма общине.
В сентябре 2004 г. диакон Димитрий сопровождал владыку Андриана и управляющего делами Московской митрополии протоиерея Евгения Чунина во время визита митрополита в Самарскую область. Еще тогда, на собрании членов общины, самарские старообрядцы попросили митрополита Андриана поставить на самарский приход постоянного священника и рукоположить на приход диакона Димитрия, которого самарцы успели полюбить, и которому поверили.
Перед проведением Освященного Собора самарская община провела собрание, на котором решила обратиться к Освященному Соборус ходатайством рукоположить диакона Димитрия Мартышина на самарский приход.
Решения Собора по этому вопросу в Самаре ждали с нетерпением. И вот, 24 октября делегат Собора от самарской общины Нина Павловна Грошева привезла самарцам радостную новость: Освященный Собор единогласно решил рукоположить диакона Димитрия на самарский приход. Теперь самарские старообрядцы будут с нетерпением ждать иерейской хиротонии отца диакона.
Поздравляем самарских чад РПСЦ с этим знаменательным событием. После многих лет у самарского прихода вновь появится свой иерей!
30 декабря рано утром поездом из Казани к месту постоянного служения в Самару прибыл настоятель самарского прихода Русской Православной Старообрядческой Церкви иерей Димитрий Мартышин с женой и детьми. На вокзале отца Димитрия и матушку Ольгу встречали члены самарской белокриницкой общины.
Самарский приход не имел своего настоятеля с начала 30-х г.г. ХХ века, хотя еще в начале прошлого века Самара была крупным центром Древлеправославной Церкви Христовой, приемлющей священство белокриницкой иерархии (прежнее название РПСЦ), в Самаре располагалась кафедра епископа Самарского.
Теперь самарский приход, наконец, обрел настоятеля, с которым связывает надежды на возрождение общины. Рожество Христово самарская белокриницкая община встретит уже со своим пастырем.
По поручению Освященного Собора РПСЦ, проходившего в октябре 2004 г. в Москве, иерей Димитрий будет также опекать и тольяттинскую общину РПСЦ, которая в настоящее время занимается оформлением земли под храм и подготовкой к началу строительства.
Сайт «Самарское староверие» сердечно поздравляет самарскую и тольяттинскую общины РПСЦ с обретением пастыря, а отцу Димитрию желает помощи Божией в служении.
Сайт Самарское Староверие
Новости
07.01.2005 Впервые за 75 лет праздничное Рожественское богослужение в Самарской общине РПСЦ совершил священник
Православные старообрядцы Самарской области встречают Рожество Христово. Во всех старообрядческих храмах области продолжаются праздничные службы. А Самарской общине РПСЦ это Рожество запомнится надолго: впервые за 75 лет праздничную службу совершал священник – настоятель самарского прихода о.Димитрий Мартышин. И хотя праздничные службы проходят на квартире одной из прихожанок, это не умаляет радости членов общины. На праздничную службу собралось особенно много христиан. Некоторые из них еще недавно почти перестали посещать совместные моления, но теперь, когда у общины есть настоятель, вновь приходят на службу.
Во время праздничного богослужения о.Димитрий зачитал Рожественское послание митрополита Московского и всея Руси Андриана православным христианам.
После утреннего богослужения члены общины вместе с о.Димитрием собрались на праздничную трапезу, а затем состоялся разговор о будущем общины, о том, что нужно сделать, чтобы укрепить ее. Проблем у общины много: возврат и восстановление храма, возрождение церковного пения, подготовка клирошан, чтецов. Но главное то – что общину не пугают эти трудности, каждый член общины готов делать все, от него зависящее, чтобы Русская Православная Старообрядческая Церковь в Самаре возродилась.
Сайт Самарское Староверие
Новости
09.02.2005 Деятели культуры г.Самары выступают за передачу старообрядческого храма Самарской общине РПСЦ
Сегодня в областной газете «Самарские известия» опубликована статья Екатерины Китовой «Затянувшееся молчание», посвященная ситуации вокруг старообрядческого храма по ул.Л.Толстого, 14, построенного в 1913-1915 г.г. самарской белокриницкой общиной, а затем изъятого у старообрядцев и закрытого.
Осенью прошлого года самарская журналистка уже писала на эту тему. Тогда в своей статье «Ожидания старообрядцев», также опубликованной в «Самарских известиях», она рассказала об усилиях, которые предпринимает община старообрядцев для возврата своего храма, о переговорах митрополита Московского и всея Руси Андриана с городскими властями по вопросу возврата и использования храма.
В новой статье Е.Китова рассказывает читателям о том, как развивались события в последние месяцы, а также приводит высказывания известных самарских деятелей культуры, которые не остались равнодушны к явному нарушению исторической справедливости.
«Действительно, архивные документы свидетельствуют о том, что этот храм был возведен на средства самарских староверов и принадлежал им, - говорит заслуженный работник культуры, краевед, главный библиограф Самарской областной научной библиотеки, автор книг и статей по истории Самары Александр Завальный, - cегодня я не вижу причин, чтобы не отдавать его их потомкам».
Художественный руководитель Самарского муниципального оркестра Марк Коган заявил: «Считаю, что однозначно город долженвернуть храм старообрядцам и не обижать их. Стоит вспомнить, что предки этих людей за преданность своей вере подвергались гонениям и даже уничтожению. Если староверы смогли пронести свои христианские ценности через века, думаю, это достойно уважения. Кроме того, можно сказать, что корни современного православия находятся именно в православной старообрядческой вере».
Сайт Самарское Староверие
Новости
10.02.2005 Городские власти Самары решили начать диалог с самарскими старообрядцами
В последнее время усилился интерес общественности г.Самары и самарских СМИ к ситуации вокруг старообрядческого храма во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы. Самарская община РПСЦ уже очень давно просит вернуть его, но до недавнего времени городские власти, казалось, не слышали старообрядцев. Так, на очередное ходатайство передать общине храм, поданное Главе города Самары Г.С.Лиманскому и Руководителю Комитета по управлению имуществом г.Самары Т.Е.Кузнецовой в июне прошлого года, до сих пор не последовало даже формальной отписки.
Но община не сдавалась. Главе города были направлены новые ходатайства, а 20 декабря 2004 года последовало обращение к городским властям митрополита Московского и всея Руси Андриана. В своем обращении владыка представил конкретные предложения по использованию помещений храма.
Еще более активно самарская община РПСЦ стала действовать после того, как в конце прошлого года на постоянное служение в Самару прибыл настоятель старообрядческого прихода иерей Димитрий Мартышин. Отец Димитрий лично обратился к Главе города Г.С.Лиманскому с просьбой ускорить возврат храма. Кроме того, община обратилась к Уполномоченному по правам человека в Самарской области И.А.Скуповой и Главному Федеральному инспектору А.В.Когтеву.
За попытками самарских староверов вернуть свой храм с сочувствием следят самарские СМИ и общественность города. Вчера в статье Е.Китовой «Затянувшееся молчание», опубликованной в газете «Самарские известия», приведены высказывания известных и уважаемых в области деятелей культуры, которые выступили за передачу храма старообрядцам.
И вот, наконец, городские власти решили начать диалог с общиной. 17 февраля в Администрации г.Самары состоится совещание под руководством Первого заместителя Главы г.Самары В.Н.Трояна, на которое приглашен и настоятель самарской общины РПСЦ.
Наш сайт будет внимательно следить за развитием событий и оперативно информировать посетителей о ситуации вокруг храма.
Сайт Самарское Староверие
Новости
11.02.2005 Впервые с 1929 года в старообрядческом храме Казанской Пресвятой Богородицы (РПСЦ) проведена служба
Сегодня в старообрядческом храме Казанской Пресвятой Богородицы (ул.Льва Толстого, 14) впервые с 1929 года состоялось богослужение.
Службу в честь Праздника иже во святых отец наших триех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго совершил настоятель храма о.Димитрий Мартышин.
Для членов самарской общины РПСЦ богослужение в своем храме - мечта, которая многие годы была несбыточной. До сих пор они молятся в квартирах прихожан. Храм принадлежит городу и в настоящее время не действует. Но сегодня члены отряда ОМОН, охранявшие храм, беспрепятственно пустили старообрядцев молиться.
Это событие оказалось в центре внимания самарских телевизионных журналистов. Съемочные группы двух самарских телекомпаний – СКАТ и ОРИОН – приехали, чтобы перед началом службы взять интервью у настоятеля храма о.Димитрия и самарских старообрядцев
Сайт Самарское Староверие
Новости
12.02.2005 Вчера по нескольким каналам самарского телевидения были показаны сюжеты о первом с момента закрытия старообрядческого храма богослужении
Историческим событием назвал это богослужение один из самарских телеканалов. И, действительно, невозможно было бесстрастно смотреть на то, как впервые с 1929 года под величественными сводами храма звучали слова «Господи, помилуй!»
Многие старообрядцы, которым за семьдесят, были крещены в этом храме, но ни разу не бывали в нем на службе: вскоре после того, как младенцами они были крещены, храм закрыли. Некоторые члены общины, ни разу не выезжавшие из Самары, никогда в жизни не были в храме! Можно ли представить себе что-то более горькое для православного человека, чем отсутствие возможности помолиться в храме? Теперь старики мечтают дожить до того дня, когда храм будет освящен, и в нем можно будет совершать Божественную Литургию. А молодые члены общины надеются, что вскоре храм будет передан общине, и уже планируют, какие восстановительные работы начнут в первую очередь.
Сайт Самарское Староверие
Новости
13.02.2005 Уполномоченный по правам человека в Самарской области И.А.Скупова обратилась к Главе г.Самары с ходатайством о возврате самарской общине РПСЦ храма
В конце января белокриницкие старообрядцы Самары (РПСЦ) направили Уполномоченному по правам человека в Самарской области Ирине Анатольевне Скуповой коллективное обращение, в котором рассказали о многолетних попытках вернуть своей общине храм во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы, а также о трагической истории храма.
Ответ от И.А.Скуповой члены общины получили неожиданно быстро. В своем письме членам общины Уполномоченный по правам человека сообщает, что на имя мэра г.Самары Г.С.Лиманского было направлено ходатайство о передаче старообрядцам храма.
Отрадно видеть, что в Самаре есть инстанции, которые, действительно, внимательно реагируют на обращения горожан. Надеемся, что теперь, когда к голосу самарской общины присоединились голоса известных деятелей культуры, прессы и телевидения, а также общественных и политических деятелей, Глава города, наконец, примет решение, которого давно ждет Самара.
Сайт Самарское Староверие
Новости
18.02.2005 Совещание в Администрации г.Самары по вопросу о возвращении старообрядческого храма
17 февраля 2005 г. под руководством Первого заместителя Главы Администрации г.Самары Н.В.Трояна состоялось рабочее совещание по вопросу о возвращении самарской общине РПСЦ старообрядческого храма. На совещании присутствовали и представители старообрядческой общины во главе с настоятелем самарского прихода иереем Димитрием Мартышиным.
Первый раз вопрос о возвращении старообрядцам храма обсуждался на встрече митрополита Московского и всея Руси Андриана с городскими властями в сентябре 2004 г. Завершая встречу, заместитель Главы Администрации г.Самары В.И.Пархоменко заверил митрополита Андриана, что теперь начнется процесс "определения условий передачи храма старообрядцам и порядка использования его помещений".
Прошло почти пять месяцев. Что же сделано сторонами?
Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви уже в октябре 2004 г. поставил на Самарский приход иерея Димитрия Мартышина, поручив ему организовать восстановление храма. Митрополит Московский и всея Руси Андриан, проконсультировавшись со специалистами, направил городским властям Самары конкретные предложения о порядке использования помещений храма. Иерей Димитрий Мартышин и члены общины заручились поддержкой ряда коммерческих структур, которые готовы оказывать помощь в восстановлении храма как в денежной форме, так и предоставляя старообрядцам строительные материалы.
Городские же власти, кажется, вообще не занимались этой проблемой. По крайней мере, на прошедшем совещании от них не поступило никаких конкретных предложений по обсуждаемому вопросу. Складывается впечатление, что городские чиновники, присутствовавшие на совещании, вообще слабо представляли себе обсуждавшуюся проблему. Единственное, что их по-настоящему волновало - тот общественный резонанс, который возник в Самаре в связи с нежеланием городских властей решать вопрос о передаче старообрядцам храма. Старообрядцам настоятельно рекомендовали не привлекать к этой проблеме внимание СМИ и общественности. Кроме того, иерею Димитрию Мартышину было предложено обратиться с письмом в Самарское епархиальное управление Московской патриархии и выяснить, согласится ли с передачей старообрядческого храма (!) старообрядческой общине (!) Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (РПЦ (МП).
Просьба автора сайта "Самарское староверие" пояснить, почему старообрядческая община должна получать согласие Самарской епархиии РПЦ (МП) на возврат построенного старообрядцами храма, который находится в собственности города, и какие функции в данном случае выполняет Самарское епархиальное управление РПЦ (МП): комитета по управлению муниципальным имуществом или идеологического отдела городской Администрации, осталась без ответа.
Сайт Самарское Староверие
Комментарии автора сайта
17 февраля 2005 г. Встреча с "читателями"
17 февраля 2005 г. автору сайта довелось присутствовать на рабочем совещании в Администрации г.Самары, которое проводил Первый заместитель Главы администрации Н.В.Троян. На совещании должен был обсуждаться вопрос о передаче Самарской общине РПСЦ храма, построенного в 1913-1915 г.г. белокриницкой общиной Самары, и впоследствии принудительно изъятого у общины.
Удивительно, но рабочая встреча больше напоминала читательскую конференцию, на которой в роли заинтересованных читателей выступали городские чиновники, а в роли приглашенного "литератора" - автор сайта "Самарское староверие", ряда статей о старообрядческом храме и ваша покорная слуга Ирина Будкина.
Оказывается, городские чиновники очень пристально следят за всеми публикациями, посвященными старообрядческому храму: у каждого из них была подборка статей, опубликованных в местных и центральных изданиях, и было видно, что с содержанием их чиновники хорошо знакомы. Пристальное внимание средств массовой информации к старообрядческому храму чиновникам, явно, не нравится, но особенно сильное неприятие вызывают мои материалы, особенно статья, опубликованная в журнале "Остров Веры". Исключительно негативно, по утверждению городских чиновников, восприняла эту статью и другие мои материалы Самарская епархия РПЦ (МП).
О вкусах, конечно, не спорят. Автор не является профессиональным журналистом и не претендует на то, чтобы стать властителем дум или родоначальником нового направления в литературе. С готовностью могу признать отсутствие у себя литературного таланта и несовершенство стиля. Впрочем, критика муниципальных и епархиальных деятелей касается отнюдь не стилевых особенностей моих материалов. Речь идет о содержании - а здесь я готова вновь и вновь повторять то, что уже не раз писала: историческая справедливость и элементарная человеческая порядочность требуют, чтобы старообрядческий храм был возвращен потомкам тех, кто его строил.
Очень жаль, что городские чиновники смешивают причину и следствие, полагая, что мои статьи или материалы сайта будоражат общественное мнение. В этом отцы города похожи на детей, которые считают, что ветер дует потому, что качаются ветки деревьев.
Иногда мне кажется, что наши чиновники живут в Зазеркалье. Они полагают, что общественное мнение можно сформировать, лишь проводя пиар-акции. Да, иногда эти акции дают результат. Но ситуция с храмом - явно, другой случай. Самарские чиновники до сих пор просто не поняли, что им, как ни странно, повезло с горожанами. Сколько бы не говорилось сейчас о бездуховности людей, их равнодушии и цинизме, события последних месяцев в Самаре все больше убеждают меня в том, что в основе своей самарцы - люди с исторической памятью и совестью. Постыдный фарс с так и не состоявшейся передачей старообрядческого храма Самарской епархии Московской патриархии вызвал у них острое неприятие: несправедливость и откровенную фальшь помпезного "исторического события" в мае прошлого года они почувствовали очень четко.
Внимание к этому событию центральных и местных СМИ объясняется столь же просто: ситуация задела журналистов за живое. Ни одна статья, ни один теле- и радиорепортаж не были заказными. Прессу, радио, телевидение поразила явная несправедливость происходящего. Последнее время журналистов почти не называают иначе, чем уничижительным словом "папарацци". Однако и среди них есть немало честных и порядочных людей - поэтому статьи и репортажи о храме были сделаны честно, искренне и с большим чувством. Вполне естественно, эти материалы вызвали огромный интерес у читателей.
Кстати, после того, как по нескольким самарским телеканалам прошли сюжеты о первом с 1929 г. богослужении в старообрядческом храме, настоятеля самарского прихода РПСЦ о.Димитрия стали узнавать на улицах. Его спрашивают: "А это Вы - тот старообрядческий батюшка, который служил в храме?" Люди сочувствуют, подбадривают, распрашивают о староверии, желают скорейшего возвращения храма. А несколько человек обратились с вопросом, как можно принять крещение в старообрядческой Церкви и попросили разрешения ходить на службы в старообрядческую общину - их предки были староверами.
Так, может быть, отцам города стоит понять, что столь немилый им общественный резонанс вызывают отнюдь не статьи журналистов, и уж, тем более, не мои любительские опусы, а действия самих чиновников?
Как все-таки приятно сознавать, что в повседневной суете самарцы в большинстве своем сохранили искренность и чувство справедливости! А еще хочется поблагодарить журналистов, а также те издания и телерадиокомпании, которые не остались равнодушны к болезненной для самарских старообрядцев, и, как выяснилось, для жителей Самары в целом, проблеме.
С особым удовольствием хочется отметить широкую аудиторию старообрядческих изданий: журнала "Остров Веры", газет "Старообрядецъ" и "Старообрядческие вести". Уральские, нижегородские и московские староверы, наверное, даже не подозревают, что их издания внимательно читают в Администрации г.Самары и в Самарском епархиальном управлении РПЦ (МП). Успехов вам, дорогие издатели и спаси Христос за поддержку!
21.02.2005 В еженедельнике «Самарское обозрение» анализируются итоги совещания по вопросу о передаче самарской общине РПСЦ храма во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы
Сегодня в авторитетном самарском еженедельнике «Самарское обозрение» появилась заметка об итогах рабочего совещания в городской Администрации по вопросу о возвращении старообрядцам самарской общины РПСЦ храма во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы.
При подготовке материала корреспондент газеты взяла интервью как у представителя старообрядческой общины, так и у Первого заместителя Главы Администрации г.Самары В.Н.Трояна. Фрагменты из интервью городского чиновника оставляют то же впечатление, что и прошедшее тремя днями ранее совещание: городские власти весьма слабо представляют себе суть вопроса, а проведенное совещание – лишь реакция на обсуждение проблемы с храмом в СМИ.
«Храм останется в муниципальной собственности, - заявил журналистке г-н Троян, - Город намерен сохранить его как памятник истории и архитектуры». Видимо, г-н Троян не в курсе того, что самарская община РПСЦ ходатайствует о передаче здания в безвозмездное пользование. А что касается желания городских властей сохранять памятники истории и архитектуры, то это, конечно, дело благородное, но вот беда: городские власти удивительно своеобразно понимают сохранность исторического наследия. Много лет храм был заброшен его прежними владельцами – Станкозаводом. Вот уже более полугода здание находится в собственности города. Что же изменилось? Ну, например то, что с лестниц снимают мраморную облицовку – следы работы ломом старообрядцы могли наблюдать, когда приехали в храм на богослужение. А желание старообрядческой общины провести уборку храма и вывезти строительный мусор и отходы гипсового производства (некоторое время назад в храме кто-то занимался «ваянием» псевдо-классических статуй и колонн), наталкивается на нежелание властей пускать в храм «чужих». Странное все же представление об охране памятников архитектуры у отцов города Самары!