Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 18:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Хроника событий вокруг старообрядческого храма РПСЦ в Самаре (2004-2005 гг.). Часть 2

НГ Религии

Выпуск от 2 июня 2004 г.

 

СПОРНЫЙ ХРАМ

Самарским старообрядцам негде проводить богослужения

Ирина Будкина

 

 

В этом году Самара стала центром празднования Дней славянской письменности и культуры. В череде ярких событий культурной и религиозной жизни города, связанных с проведением торжеств, почти рядовым выглядит освящение 20 мая еще одного старого храма, расположенного на ул. Льва Толстого, д. 14. В этом событии принимали участие глава города Г.С. Лиманский и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин). В телевизионных выпусках новостей прозвучало, что в эти же праздничные дни прошло освящение бывшей единоверческой церкви.

 

Однако эта информация не точна. Единоверческий храм в Самаре был построен  в 1859-1865 гг. на углу улиц Саратовской и Предтеченской (ныне угол улиц Фрунзе и Некрасовской).

 

История же  церкви на улице Льва Толстого, 14,  такова: ее строительство началось в 1913 г. и было связано с именем известного в Самаре купеческого рода Саниных. Его глава Иван Львович Санин был товарищем председателя совета самарской старообрядческой общины Белокриницкого согласия, или, как ее еще тогда называли, "австрийской". Иван Львович был не только председателем общества взаимного кредитования, совладельцем "Товарищества механического завода бывшего "Бенке и Ко", но и замечательным общественным деятелем.

 

В 1908 г. от имени старообрядческой общины Белокриницкого согласия он обратился к городским властям с просьбой бесплатно выделить участок земли на углу улиц Предтеченской и Николаевской для строительства старообрядческого храма и школы. Последовал отказ. Глубоко уязвленный Иван Львович писал в городскую управу: "Такое решение Думы повергло старообрядцев в столь глубокое уныние, что при объявлении его некоторые плакали, а я в особенности скорбел…"

 

8 сентября 1910 г. на 82-м году жизни Иван Львович скончался. Его жена Мария Кондратьевна Санина, потомственная почетная горожанка Самары, в память о муже выделила три собственных участка земли. На двух были построены бесплатные столовые для неимущих, а на третьем - старообрядческий храм. В первом номере "Самарских Епархиальных Ведомостей" за 1914 г. сообщалось о торжественной закладке трехпрестольного каменного храма для самарских "австрийцев" на пожертвованном купчихой Саниной месте по улице графа Льва Толстого.

 

В 1916 г. величественный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы был освящен. Он не был заметен с улицы, стоял во дворе (официальные власти не поощряли строительство "раскольниками" храмов на виду у православных, принадлежащих господствующей Церкви), но вид с Волги открывался замечательный: храм словно парил над крутым волжским берегом.

 

Решением президиума Самарского горсовета от 26 декабря 1929 г., "учитывая ходатайство 3200 человек кустарей, объединяемых Кустпромкооперацией, поддержанное крупными производственными предприятиями, и малую посещаемость церкви верующими", церковь Белокриницкой иерархии по ул. Льва Толстого, д. 14, была закрыта и передана для использования под культурно-просветительные учреждения.

 

Решением Куйбышевского облисполкома от 8 июня 1988 г. № 238 храм был признан памятником градостроительства и архитектуры местного значения.

 

В постперестроечное время старообрядцы Самары пытались вернуть себе храм. Но дело осложнялось тем, что в 1930 г. архив самарской Белокриницкой общины вместе с архивами самарского Казанского собора и Николо-Софийского храма был уничтожен за ненадобностью.

23 апреля 1999 года предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Московский и всея Руси Алимпий обратился в отдел культуры Самары с просьбой о передаче самарской старообрядческой общине храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы по ул. Льва Толстого, 14.

 

Однако городские власти решили передать бывший старообрядческий храм не Русской Православной Старообрядческой Церкви, а Самарской епархии РПЦ Московского Патриархата. Узнав о неожиданном решении городских властей, многие старообрядцы вновь, как и их предшественники 100 лет назад, не могли сдержать слез. Общине негде сегодня проводить богослужения, а именно с этим старым храмом были связаны их надежды. "Мы по крупицам собирали архивные материалы, - рассказывает председатель Совета православной старообрядческой общины храма в честь Казанской иконы Богородицы Татьяна Васильева, - надеялись, что, подготовив необходимые документы, обратимся к городским властям и снова попросим их возвратить наш храм общине... А теперь мы узнали, что храм передали Самарской епархии РПЦ".

 

Выступая во время освящения спорного храма, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий заявил, что епархия приложит все усилия, чтобы найти архивные документы о происхождении храма, и непременно обнародует их. Хватит ли у Самарского епархиального управления объективности для того, чтобы поступить так, как этого требует совесть, - вернуть храм старообрядцам?

 

 

Очень хотелось надеяться, что хватит. Автор сайта "Самарское Староверие" лично отправилась в Самарское епархиальное управление, чтобы передать помощникам архиепископа архивные документы, бесспорно свидетельствующие о том, что храм был построен белокриницкими старообрядцами. Однако в епархиальном управлении принять эти документы отказались. Тогда автор сайта отправила их почтой: с описью вложения и уведомлением о вручении. И теперь может документально подтвердить, что в епахиальном управлении Самары имеются подлинная архивная справка о том, что храм строили старообрядцы, а также копии архивных документов, во всех подробностях описывающие истории строительства, освящения и закрытия храма. Вот только архиепископ Самарский и Сызранский до сих пор так и не выполнил публично данное своей пастве и всем горожанам обещание обнародовать документы об истории храма.

 

Тем временем самарская община РПСЦ обратилась к Главе города Самары Г.С.Лиманскому с просьбой вернуть храм старообрядцам. К ходатайству были приложены архивные материалы. Одновременно самарцы обратились к Губернатору Самары и Представителю Президента  в Приволжском Федеральном округе С.В.Кириенко. Московская Митрополия РПСЦ обратилась в ОВЦС МП РПЦ и  представила  документы об истории храма.  А события продолжались...

 

Сайт Самарское Староверие

Новости

 

19.07.2004  В "Самарском обозрении" опубликована статья о самарском старообрядческом храме

 

19 июля в еженедельнике «Самарское обозрение» была опубликована статья Елизаветы Абрамовой «Старообрядцев оставят без храма, потому что у православной епархии больше денег». Речь в статье идет о храме по ул.Льва Толстого, 14, построенном старообрядцами, приемлющими священство белокриницкой иерархии,  и который вот уже много лет  самарская старообрядческая община пытается вернуть. Надеемся, что броский заголовок статьи – не более, чем полемический прием, и что самарскую общину РПСЦ все-таки не оставят без храма. Надеемся и на то, что самарская епархия РПЦ (МП) проявит в этом вопросе если не христианскую любовь, то хотя бы элементарную порядочность, и не станет настаивать на передаче ей чужой святыни, ссылаясь на якобы имеющиеся у старообрядцев денежные затруднения.  

 

 

 

Сайт Самарское Староверие

Новости

 

10.08.2004  Совет Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве

 

С 4 по 6 августа 2004 г. в Москве, в Рогожской слободе под председательством Преосвященнейшего митрополита Московского и всея Руси Андриана прошли заседания Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. 

Мы приводим выдержку из рабочего протокола заседаний Совета Митрополии, опубликованную на официальном сайте РПСЦ

 

8. О возвращении храма в г. Самара

 

1. Одобрить действия Митрополии по возвращению самарского храма во имя иконы Казанской Богородицы городской старообрядческой общине.

 

2. Рекомендовать кандидатуру диакона Димитрия в качестве официального представителя нашей Церкви в вопросах оформления документов и организации ремонтно-восстановительных работ.

 

Сайт Самарское Староверие

Новости

 

27.08.2004  О предстоящем визите Митрополита Андриана в Самарскую область

 

  В соответствии с программой предстоящего пастырского визита по ряду регионов России,  Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви,   Митрополит Московский и всея Руси Андриан предполагает посетить Самарскую область  с 24 по 27 сентября 2004 года. Этот визит, несомненно, станет самым крупным событием в жизни прихожан РПСЦ, да и всего самарского старообрядчества. Со времени учреждения Митрополии  Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1988 году, первоиерарх РПСЦ никогда не посещал Самару с пастырским визитом. Если же брать историю РПСЦ за весь период,  то первый и единственный визит главы белокриницких старообрядцев  России в Самару состоялся в 1913 году. Тогда архиепископ Московский Иоанн (Картушин) приезжал в Самару на закладку старообрядческого храма во имя Пресвятой Казанской Богородицы. Символично, что с предстоящим визитом Митрополита Андриана самарская община РПСЦ связывает свои надежды на возвращение этого храма. В ходе своего визита Митрополит Андриан предполагает посетить Самару, Тольятти, Сызрань. Ожидается, что владыка возглавит службу во время престольного праздника в сызранском храме.

 

Сайт Самарское Староверие

Новости

 

28.09.2004  Визит митрополита Московского и всея Руси Андриана в Самарскую область

 

 

В соответствии с программой  пастырского визита по ряду регионов России,  Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви,   митрополит Московский и всея Руси Андриан   с 24 по 28 сентября 2004 года посетил Самарскую и Саратовскую область.

 Рано утром 24 сентября митрополит Московский и всея Руси Андриан  в сопровождении Управляющего делами Московской Митрополии протоиерея Евгения Чунина прибыл в Самару рейсом из Новосибирска. В аэропорту владыку встречали священники из г.Сызрань Самарской области о.Леонид Гусев, о.Александр Черногор, а также  диакон Димитрий Мартышин, которому Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся в августе с.г., поручил опекать самарскую общину, и члены самарской общины.  Владыка благословил встречающих и в сопровождении о.Евгения Чунина и диакона Димитрия направился в Администрацию Самарской области, где состоялась встреча  с министром культуры Самарской области О.В. Рыбаковой. В ходе встречи обсуждалась религиозная ситуация в Самарской области, положение старообрядческих общин, а также ситуация вокруг старообрядческого храма в Самаре, о передаче которого самарской епархии РПЦ (МП) объявили весной нынешнего года  городские власти Самары. Министр культуры Самарской области заявила, что руководство Самарской области рассматривает действия городских властей как досадную ошибку, и заверила митрополита Андриана в том, что областные власти поддерживают требование Русской Православной Старообрядческой Церкви о возвращении самарской общине старообрядческого храма. Затем владыка Андриан и сопровождающие его лица направились к старообрядческому храму. Митрополит Андриан внимательно  осмотрел здание храма,  поднялся на колокольню и даже ударил в колокол. После этого митрополит с сопровождающими  отправился в Администрацию г.Самары, где состоялась встреча с заместителем главы города Самары по правовым и организационным вопросам В.И.Пархоменко и заместителем главы города Самары, председателем Комитета по управлению имуществом г.Самары Т.Е.Кузнецовой. В ходе встречи рассматривался вопрос о возвращении самарской общине старообрядческого храма. Все обращения самарской  общины, а было их за прошедшие десять лет немало, равно как и обращение митрополита Московского и всея Руси Алимпия, оставались без ответа. Не получила самарская община ответа и на свое последнее ходатайство о передаче храма, которое было подано сразу после того, как городские власти объявили о передаче храма епархии РПЦ (МП). И это несмотря на то, что к ходатайству были приложены многочисленные архивные документы, неоспоримо доказывающие, что здание храма было построено в 1913-1915 г.г. общиной белокриницкого согласия.  Визит митрополита Андриана позволил сдвинуть дело с мертвой точки. Городские власти заверили владыку, что старообрядческий храм не будет передан самарской епархии РПЦ (МП), и, со своей стороны, просили владыку учесть, что здание храма город выкупил в мае-июне 2004 года у прежних владельцев – Станкозавода – с тем, чтобы разместить в нем помимо храма самарское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры. Двухэтажное здание храма, действительно, очень обширно, и помимо помещений, использовавшихся некогда в богослужебных целях, имеет просторные помещения, в которых когда-то размещалась старообрядческая школа, библиотека, архив и т.д. Стороны согласились, что необходимо рассмотреть различные варианты использования этих помещений, в том числе, возможность размещения в них культурных или исследовательских организаций, цели и задачи которых не противоречат  идеологии Староверия. При этом представители городской администрации заверили митрополита Андриана, что без согласия РПСЦ помещения храма использоваться не будут.

После этого митрополит и сопровождающие отправились на обед. Члены самарской общины встречали митрополита хлебом-солью. После краткого отдыха митрополит Московский и всея Руси Андриан дал  интервью корреспонденту одной из самарских газет. Затем состоялось собрание членов самарской общины, на котором шла речь о возрождении общины, ее основных проблемах и стоящих перед ней задачах. Вел собрание митрополит Андриан. Управляющий делами Митрополии протоиерей Евгений Чунин рассказал самарцам о том, как возрождаются  общины РПСЦ в других регионах, как решают стоящие перед ними проблемы. Был намечен ряд мероприятий по активизации деятельности общины, а также определены основные задачи общины в связи с предстоящей передачей общине храма.

На следующий день митрополит Московский и всея Руси Андриан продолжал знакомиться с религиозной ситуацией в Самарской области. В частности, он встретился с  Ответственным секретарем Поволжского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, Председателем Совета Самарской Поморской общины П.В.Половинкиным. Обсуждались проблемы взаимодействия самарских старообрядческих общин с областными и муниципальными властями, религиозная ситуация в Самаре, Сызрани, Тольятти, где действуют официально зарегистрированные общины РПСЦ и ДПЦ.  Затем митрополит Андриан и сопровождающие ознакомились с экспозицией  музея самарского старообрядчества.

После обеда владыка Андриан, о.Евгений Чунин и диакон Димитрий выехали из Самары в Саратов. В Саратов митрополит Андриан прибыл вечером 25 сентября. У храма его торжественно встречали прихожане. Митрополит Андриан, протоиерей Евгений Чунин и диакон Димитрий приняли участие в  вечерней службе.  26 сентября митрополит Московский и всея Руси в сослужении протоиерея Евгения Чунина, и диакона Димитрия совершили Божественную Литургию в саратовском храме, после чего состоялось собрание саратовской общины. После этого  митрополит Андриан в сослужении  о.Евгения Чунина и диакона Димитрия совершил вечернюю службу и вместе с сопровождающими отправился из Саратова в  г.Сызрань Самарской области, куда прибыл уже глубокой ночью.

Утром 27 сентября, в праздник    Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня митрополит Московский и всея Руси в сослужении протоиерея Евгения Чунина,   иереев Леонида Гусева, Георгия Гусева, Александра Черногора и диакона Димитрия Мартышина совершил Божественную Литургию  в Крестовоздвиженском храме РПСЦ. В этот день прихожане Крестовоздвиженского храма отмечали не только  престольный праздник, но и двадцатилетие освящения своего храма. В храм приехало много гостей из Самары, Тольятти,  других городов и сел Самарской области. Все они приняли участие также в  крестном ходе, который состоялся по окончании богослужения. Интерес к торжествам в Сызрани  проявили и средства массовой информации. Съемочная группа одной из крупных самарских телекомпаний проводила съемку торжеств, а затем телевидение и несколько радиостанций Самары и Тольятти взяли интервью у владыки  Андриана

Вечером сюжет о визите митрополита Московского и всея Руси и о торжественном богослужении в Сызрани был показан по областному телевидению. Готовится и еще один, более подробный репортаж о визите митрополита и жизни старообрядческих общин Самарской области. После богослужения митрополит Московский и всея Руси Андриан с сопровождающими встретился с руководством г.Сызрань, и  отбыл в г.Тольятти Самарской области, где его торжественно встречали члены тольяттинской старообрядческой общины.  Сразу после этой теплой встречи митрополит Андриан и его спутники отправились на встречу с мэром г.Тольятти Н.Д.Уткиным. На встрече рассматривался вопрос о строительстве старообрядческого храма в Тольятти. Земля под строительство храма была выделена в одном из самых красивых мест города, но разрешение на строительство храма долгое время тольяттинская община РПСЦ получить не могла. Мэр города заверил владыку Андриана, что окажет личное содействие в том, чтобы этот вопрос был решен незамедлительно. Вечером 27 сентября  состоялась встреча митрополита Андриана с членами тольяттинской общины и представителями СМИ.

28 сентября митрополит Московский и всея Руси Андриан в сослужении о.Евгения Чунина и диакона Димитрия совершил молебен на месте строительства будущего храма. После этого митрополит Андриан и протоиерей Евгений Чунин прибыли на железнодорожный вокзал г.Тольятти и выехали в Москву.

 

 

Знаете, какой вопрос первым задали владыке Андриану и сопровождающим его христианам  самарские городские руководители? Заместители Главы города госп. Пархоменко и госп. Кузнецова едва ли не хором спросили: "А с чего Вы взяли, что мы собираемся отдавать храм Самарскй епархии РПЦ (МП)"?

Кажется, это предел цинизма. Пришлось напоминать руководству города о материалах официального сайта Главы города и о многочисленных теле-радио и газетных репортажах (см.выше). Тем не менее, встреча завершилась на мажорной ноте. Городские власти заявили, что начнется процесс передачи храма общине РПСЦ.

 

НГ Религии

Выпуск от 6 октября 2004 г. 

  

 ТОРЖЕСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

Самарским староверам возвращают храм

Ирина Будкина

 

Продолжительный архипастырский визит Митрополита Андриана (Четвергова), главы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ, Белокриницкое согласие), в ряд регионов России завершился 28 сентября на Волге, в Самарской области.

 

Некогда Самарская губерния была одним из важнейших центров Белокриницкого согласия и в Самаре находилась кафедра старообрядческого епископа. Крупные общины староверов этого согласия существовали во всех уездных городах губернии, а ряд сел и деревень вплоть до 1917 года были населены преимущественно, а то и исключительно, "белокриницкими" старообрядцами.

 

Но закрытие храмов, репрессии, миграционные процессы существенно ослабили позиции РПСЦ в Самарской области. В настоящее время на ее территории официально зарегистрированы только три общины этой Церкви: в Самаре, Тольятти и Сызрани.

 

Визит Митрополита Андриана, несомненно, стал важным событием в жизни староверов Самарского края. Первый и единственный визит главы Русской Старообрядческой Церкви в Самару состоялся в 1913 году. Тогда Архиепископ Иоанн (Картушин) приезжал в город на закладку храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Символично, что с визитом Митрополита Андриана самарская община РПСЦ связывает свои надежды на возвращение этой церкви.

 

Величественный каменный храм "белокриницкая" община начала строить в 1913 году на земле, пожертвованной старообрядкой, почетной гражданкой Самары Марией Саниной. В 1915 году церковь была построена, в ней начались службы, а в 1929 году ее закрыли. С тех пор община не имеет своего храма и молится по домам. Староверы не раз обращались к городским властям с просьбой вернуть им Казанскую церковь, но эти просьбы не были услышаны.

 

При советской власти здание храма было передано заводу, затем приватизировано. В нынешнем году город наконец выкупил его у прежнего владельца, но… тут же заявил о передаче храма Самарской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ).

 

21 мая на храм спешно водрузили кресты, о чем поспешили рассказать все городские телеканалы. Однако среди горожан это известие не вызвало эйфории. Спорной ситуации вокруг старообрядческого храма был посвящен ряд газетных публикаций в местной и центральной прессе (в том числе и в "НГР"), причем симпатии журналистов были явно на стороне староверов, которые представили властям кипу архивных документов, подтверждающих их права на храм, и в очередной раз попросили о его возвращении.

 

Ситуация сразу же попала под контроль Митрополии РПСЦ. Уже через несколько дней после водружения крестов Митрополия передала в Отдел внешних церковных связей РПЦ документы, касающиеся спорного храма. В июне в Самару был направлен представитель Митрополии, диакон Димитрий Мартышин, который провел ряд встреч с властями. Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-6 августа в Москве, одобрил действия по возвращению самарского храма.

 

В то же время Митрополит Андриан лично обратился к губернатору Самарской области Константину Титову и к мэру Самары Георгию Лиманскому с посланиями, в которых просил вернуть церковь общине. Однако власти промолчали.

 

И вот глава РПСЦ лично прибыл в Самару. Из аэропорта Митрополит направился в областную администрацию, где встретился с министром культуры Самарской области Ольгой Рыбаковой, которая заявила, что руководство области рассматривает попытку городских властей передать старообрядческий храм епархии РПЦ как досадную ошибку. Она заверила Митрополита, что областные власти поддерживают требование Старообрядческой Церкви о возвращении храма общине.

 

После этого состоялась встреча Митрополита с городскими властями. Положение, в котором при этом оказались власти, завидным не назовешь - попытка передать храм Самарской епархии обернулась скандалом. Но Казанская церковь - это не просто объект муниципальной собственности, оно только что приобретено у владельца. Выкупить здание и передать его РПЦ - это понятно. Но выкупить здание для староверов? Конечно, по Конституции все религиозные организации равны, но не до такой же степени!

 

Городские власти заверили Митрополита, что старообрядческая церковь не будет передана Самарской епархии, но просили учесть, что город выкупил здание для того, чтобы разместить в нем не только храм, но и самарское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры. Власти предложили рассмотреть возможность размещения при старообрядческом храме самарского отделения фонда или иной культурной организации, цели и задачи которой не противоречат убеждениям староверов.

 

Казанская церковь очень обширна и помимо собственно храма имеет просторные помещения, в которых когда-то размещались школа, библиотека и архив старообрядческой епархии. Вероятно, предложенный городскими властями вариант использования здания наиболее приемлем. Да и сама община хочет принимать участие в проектах, посвященных истории и культуре Самарского края.

 

  

Сайт Самарское Староверие

Новости

 

10.10.2004  В газете "Самарские известия" опубликована статья Е.Китовой "Ожидания старообрядцев"

 

9 октября  в газете «Самарские известия» опубликована статья Екатерины Китовой «Ожидания старообрядцев».

Корреспондент газеты  напоминает читателям историю, связанную с попыткой городских властей передать в мае нынешнего года старообрядческий храм, построенный в 1913-1915г.г. белокриницкой общиной, Самарской епархии РПЦ (МП), рассказывает о переговорах, которые провел с областной и городской властью митрополит Московский и всея Руси Андриан,  берет интервью у начальника областного отдела по взаимодействию с общественными организациями по делам национальностей и религий А.Попова, Председателя Совета Самарской Поморской общины П.Половинкина. В статье говорится также о последних заявлениях президента В.Путина на встрече с участниками Архиерейского Собора и о внесении изменений в законодательство о земле, предусматривающих передачу земель религиозным организациям.

«Президент свое слово сказал, - пишет автор статьи, - Очередь за самарскими чиновниками». Надеемся, что городские чиновники, наконец, примут решение, которого так много лет ждут самарские старообрядцы и передадут самарской общине Русской Православной Старообрядческой Церкви построенный предками сегодняшних староверов храм.  

 

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-26)
Просмотров: 2579

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz