Балаково — одно изъ громаднейшихъ и бойкихъ селъ Поволжья. Основано оно въ 1762 г. старообрядцами, которымъ манифестом, Екатерины П позволено было вернуться, изъ-за рубежа, куда они во множестве бежали отъ жестокихъ преследований, и заселить обширныя и пустынныя степи Заволжья и по берегамъ кормилицы-Волги. Местоположение было выбрано очень удобное, и Балаково скоро сдела-лось оживленной пристанью, связавшею плодородные черноземы по Волге съ остальной Poccieй.
И теперь еще, когда ужъ есть железныя дороги изъ степей въ Саратовъ, это значение ея, какъ бойкой пристани, не утратилось. Какъ только сожнутъ и обмолотятъ хлебъ, такъ и потянутся въ Балаково длинными сирыми лентами съ разныхъ концовъ обозы. Мерно поскрипывают колеса, широко шагаютъ верблюды, вздымая облако тончайшей степной пыли, забирающейся вамъ и въ глаза, и въ ротъ, и въ уши, и молчаливо шагаютъ мужики за своимъ богатством! Осенью, по широкой столбовой дороги, и день, и ночь, въ три ряда течетъ въ Балаково хлебъ, расходящшся отсюда и по Руси, и за границу.
По ночамъ около дороги, разрезая осеннюю тьму колеблющимися языками, горятъ костры, слышны голоса мелькающихъ въ дрожащемъ свете костра людей,—это остановился на отдыхъ отъ долгаго утомительнаго пути обозъ. Мимо него, странно мелькая въ дрожащей полосе света, проходятъ и исчезаютъ въ темноте верблюды, верблюды безъ конца. И Балаково тогда запружено возами, крепкими степными крестьянами, лошадьми, верблюдами, и идет бойкая купля-продажа всякихъ обновъ и утехъ крестьянскаго жития.
Старообрядчество въ Балакове, основанном старообрядцами, было искони. Въ пору расцвета старообрядчества, въ Поволжье, и Заволжье, въ пору, когда благочестие, купно съ благодатию и благолепиемъ, пребывало въ иргизскихъ монастырях, Балаково принадлежало приходом къ Нижне-Воскресенскому монастырю. Когда Нижне-Воскресенский монастырь былъ обращен въ 1829 г. въ единоверие, священники приезжали частью изъ монастырей Никольскаго и Верхне-Преображенскаго, обращенных в единоверие позднее, частью жe исправляли требы и совершали богослужения приезжавшие изъ соседняго Вольска священники.
Наступившия вследъ за обращениемъ последнихъ монастырей на Иргизе в единоверие гонительныя времена заставили и старообрядцевъ Балакова уйти въ подполье. Молились прикровенно и съ опасками каждый в доме своемъ. Но во времена гонений особенно сильно стремление у людей, несущихъ тяготу этихъ_гонений, собираться для общения съ братьями по вере, ибо въ этомъ общении черпалъ каждый силу и мужество, чтобы твердо противостоять кознямъ и наветамъ гонителей. И балаковцы-старообрядцы, движимые этим стремлением, стали собираться, на молитву въ келлии Козьмы Ивановича Терсинцсва, где и молились некоторое время по Псалтырю и лестовке.
Къ этому-то времени и надо отнести появление в Балакове Белокриницкой iepapxiи, возникновение которой всюду сопровождалось бурными спорами и дробленном на три резко выраженныхъ течения: Белокриницкая Иерархия, беглопоповцы. продолжавшие принимать приходящее отъ господствующей церкви священство, н безпоповцы, решившие, что после падения монастырей истиннаго священства не осталось, ибо священники, отъ господствующей церкви приходящие,—,,проезжающие", какъ ихъ здесь именуют, - были, за весьма редкими исключениями, волками въ овечьей шкуре по своему поведению и житию.
Первыми основателями Белокриницкой iepapxiи въ Балакове были балаковские крестьяне: К. И. Терсинцев и сын его Федоръ Кузьмичъ, И. II. Мочаловъ, И. Г. Зайцевъ, Г. Ф. Прянишниковъ, И. И. Заслоновъ, П. М. Судаковъ и приехав-ший на жительство изъ Николаевска въ Балаково М. И. Ефа-новъ и сынъ его Василий, впоследствии принявший въ Черемшине иноческий чинъ, подъ именемъ Виталия, и тамъ скончавшийся.
Изъ келлии Терсинцева перешли молиться, чтобы не было заметно от полиции, къ Ефанову, въ помещение мыльнаго завода, находившагося около самаго Балакова, въ лесу. Молящимся приходилось переносить большия неудобства: зимой холод, а весной и летомъ—несметныя тучи комаров, делавших изъ моления пытку. Вследствие этого П. М. Судаковъ на свои средства соорудилъ у себя на дворе небольшую мо-ленную, въ которой н собирались немалое время.
Все эти неудобства и перемещения создавались потому, что правительство зорко следило за каждымъ проявлениемъ старообрядчества и жестоко преследовало.
На молитвенныя собрания у Терсинцева и Ефанова для требоисправлений приезжали священники: изъ Вольска свя-щенноинок Евфимий и из Хвалынска о. Иосифъ и о. Иоа-ким, которые подъ великимъ страхомъ преследованний ис-полняли требы и нередко служили Божественныя литургии въ походной полотняной церкви.
Когда перешли молиться въ выстроенную Судаковымъ моленную, то явилось желание иметь своего священника. И еписконъ Aфaнacий саратовсшй рукоположилъ имъ священникомъ крестьянина Симбирской губ. Ивана Васильевича Полякова, который терпелъ многия гонения н преследования отъ полиции и духовенства господствующей церкви. Были попытки уничтожить молитвенный домъ. Для сего являлась полиция съ понятыми для обыска и конфискации церковнаго имущества, но всякий разъ, благодаря предуведомлениямъ, книги и церковный принадлежности своевременно укрывались въ потаенные места. Моленную однако все же запечатали.
Тогда перешли молиться сначала въ домъ А. Н. Мальцевой, а затемъ собирались у Г. Ф. Прянишникова съ годъ и перешли къ И. М. Кузнецову въ домъ. который стоял, во дворе, застроенный сараемъ.
Переходы продолжались еще несколько летъ, до техъ поръ, пока старообрядцы не вздохнули несколько свобод-нее. Тогда у общества явилась мысль купить место н построить свой молитвенный домъ. Въ этомъ решении принимали участие: Н. И. Заслоновъ, И. И. Мочаловъ, Л. С. Болдыревъ, А. М. Мичуринъ, П. М. Судаковъ и И. Г. Зайцевъ. Было куплено у крестьянъ Частухина и Бурова место, на которомъ стоитъ настоящая моленная; запродажная запись сделана была на местныхъ крестьянъ Ф. К. Терсинцева, Л. П. Мочалова и Л. И. Заслонова. На этомъ месте и была построена небольшая моленная. Строилъ ее И. Г. Зайцевъ на общественныя деньги.
Но построенная моленная въ первомъ же году своего существования была запечатана, и только денежными средствами, пожертвованными А. М. Мичуриными, была она распечатана. Съ этого времени вообще отъ гонений избавлялись должными приношениями куда следуетъ.
Черезъ пять летъ уже стало ясно, что моленная эта слиш-ком мала и тесна, и общественники решили эту малую моленную пожертвовать своимъ единовернымъ братьямъ въ село Криволучье, а на место ея въ 1879 г. воздвигли более об-ширную моленную. существующую и теперь. Новая моленная, тотчасъ, какъ только ее выстроили, была запечатана и вскоре, затемъ отперта золотымъ ключомъ.
Попечителями новаго храма въ это время были: И. Г. Зайцевъ, Л. С. Богатыревъ и А. М. Мичуринъ, которые рев-ностно заботились объ украшении храма. Въ это же время у общественниковъ возникла мысль иметь у себя диакона. и еп. Алексей самарский рукоположилъ имъ Михаила Георгиевича Михеева.
По прошествии некотораго времени стала ощущаться нужда во второмъ свящсннике, и еп. Алексий рукоположилъ балаковцамъ во священники диакона г. Николаевска Константина Максимовича Зверева.
Черезъ годъ по водворении въ Балакове о. К. Зверева диаконъ М. Михеевъ переведен былъ священникомъ въ Самару.
Въ 1881 г. скончался о. Ив. Вас. Поляковъ. Въ помощь о. К. Звереву былъ приглашенъ изъ Нижегородской губ. диаконъ о. Андрей, который вскоре однако былъ уволенъ попечителями. Въ 1892 г. умираетъ о. К. Зверевъ. На место его попечителями былъ приглашенъ въ Балаково священникъ г. Николаевска о. I. Т. Рыжовъ. Въ помощь ему былъ вызван изъ с. Хворостянки о. Петръ Блиновъ. Попечителями въ это время были А. М. Мальцевъ, А. М. Мичуринъ, Ф. М. Веховъ и А. И. Мочаловъ.
Въ 1901 г. еп. Порфирий перевелъ о. I. Рыжова снова въ Николаевскъ, а священника Николаевска, о. Михаила Зотова служить въ Балаково, и въ 1902 г. поступил слу жить въ Балково диаконъ Григорий Масловъ нзъ Хвалынска.
Съ объявлениемъ религиозной свободы балаковское старообрядческое общество приступило немедленно к организации общины, которая и была открыта въ 1907 г . въ январе месяце.
Былъ избранъ советъ нзъ следующихъ лицъ: председатель А. М. Мальцевъ, товарищь его С. И. Мореновъ и члены: С. И. Мочаловъ, М. И.Лобановъ, С. М. Веховъ, А. А. Мичуринъ, А. И. Мочаловъ, А. Н. Якимовъ, свят. Михаилъ Зотовъ н диаконъ Гр. Масловъ.
Въ томъ же году возникла мысль о построении новаго храма, вместо стараго, ветхаго и теснаго къ тому же. За неимением места обратились, по предложенью А. М. Мальцева въ удельную контору съ прошсниемъ отвести место подъ храмъ на площади, лежащей на Базарной улице и выходящей на реку Балаковку. Контора место дала, и 2-7 июля 1907 г. прнступили къ закладке церкви во имя Святыя н Живоначальныя Троицы, которая зиждется на средства Анисима и Паисия Михайловичей Мальцевыхъ. Грандиозная церковь, въ стиле 17-го столетия, обещаетъ быть однимъ изъ великолепнейшихъ храмовъ не только въ Поволжье, но и во всей Руси. Недвижимое имущество общины заключается въ домахъ, флигеляхъ для церковно и священнослужителей. Въ одномъ изъ такихъ флигелей помещается начальная старообрядческая школа, открытая въ 1908 г. по мысли А. М. Мальцева. Въ ней обучаются 28 мальчиковъ. Программа школы самая элементарная: Законъ Божий, чтение, письмо, арифметика, славянское чтение и пение. Учительствуетъ въ ней И. А. Барановъ, церковно-славянское чтение и пение преподаетъ М. К. Кольгановъ и законоучительствуетъ о. М. И. Зотовъ.
О. Михаилъ Илларионовичъ Зотовъ, много трудящийся на пользу и благолепие Церкви старообрядческой,— изъ мещанъ Николаевска. Родился онъ въ 1865 г. Образованье получил по Псалтырю и Октаю. Былъ онъ безпоповцемъ и служилъ долго в Саратове певчимъ въ часовенной моленной. Въ 1896 г. о. Петромъ Узенцовымъ въ Николаевске был присоединенъ къ старообрядчеству Белокриницкой иерархии, а в следующем 1897 г. еп. Алексиемъ самарскимъ рукоположенъ во священники родного г. Николаевска, где он служил до перевода своего в Балаково, последовавшем в 1901 году. Состоитъ благочиннымъ во второмъ округе Самарской епархии.
Присоединений къ старообрядчеству Белокриннцкой иерархии, по словам о. Михаила, много: присоединяются нзъ никонианъ н безпоповцевъ главнымъ образомъ. Присоединилъ также одного еврея и 2 магометанъ. Отпадения крайне редки: одно въ безпоповство и остальныя въ „брачныя", т.-е. соединяются ради брака съ лнцомъ другой веры. И то это имело место, когда не была еще объявлена свобода верований и перехода изъ господствующаго вероучения въ другия.
Теперь въ старообрядчестве осталась свободная забота объ укреплении и расширении соборнаго здания Христовой Церкви и балаковцы въ этомъ направлении проявляютъ должное рвение.
Климентъ Швецовъ.
|