По современному административно-территориальному делению Печерский край бывшего Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии входит в границы Усинского, Печерского, Вукгыльского и Троицко-Печорского районов Республики Коми.В недавнем прошлом значительная часть населения Печорского края исповедовала «старую веру» и принадлежала к различным старообрядческим конфессиям.
Поздняя (по сравнению с территорией по р.Вычеге) христианизация коми населения бассейна средней и верхней Печоры, большая удаленность края от центров православия и интенсивность миграционных процессов обусловили момент быстрого усвоения жителями Печоры старообрядческих идеалов, которые со временем стали неотъемлемой составной частью духовного сознания средне- и верхнепечерцев параллельно идеям ортодоксального христианства. Именно этот фактор сыграл решающую роль в том, что старообрядческая традиция в этом регионе сохранилась вплоть до наших дней.
О появлении старообрядческих учений на территории Печерского края помощник вологодского епархиального миссионера С.Клочков говорил: «Можно думать, что раскол занесен сюда с низовьев Печоры из Пустозерска, где был в ссылке один из первых вождей раскола протопоп Аввакум, тогда появление раскола... нужно отнести ко времени конца XVII или началу XVIII в. Может быть раскол здесь появился из Печерской губернии, Чердынского уезда, т. е. с верховьев Печоры, тогда давность существования раскола здесь нужно отнести к концу XVIII или началу XIX в.» (1).
Принимая высказанное миссионером положение о путях проникновения «старой веры» в эту местность, следует, однако, уточнить хронологию распространения здесь старообрядчества. Учитывая демографический фактор, необходимо отметить, что для Средне- и Верхнепечерского регионов именно XVIII в. был временем массового заселения. «Спасаясь от рекрутчины, налогового гнета и повинностей, сюда устремляются коми крестьяне с Сысолы, Верхней Вычегды, Выми. Здесь же появляются отдельные переселенцы из русских. Если коми в то время были православными, то среди переселившихся русских могли быть и староверы» (2). Что касается территории бассейна Верхней Печоры, то, по мнению Т.А.Бернштам, здесь «областное переселение отразилось в появлении отчетливого русского пласта» (3). На протяжении XIX в. этот регион являлся местом своеобразного наложения двух встречных миграционных потоков: с низовий реки и с северного Приуралья (4). «Этническую основу верхнепечерцев составили коми, но в их состав вошли и некоторые другие элементы. Существуют предания, что чердынские крестьяне, приезжавшие на Печору в промысловых целях или бежавшие сюда от солдатчины, иногда оседали в селениях коми и сливались с местным населением» (5). Л.П.Лашук указывал, что именно от чердынцев верхнепечерские коми восприняли старообрядческую идеологию и связанные с нею бытовые нормы (6). В результате ассимиляции нескольких этнических групп культура этого края приобретает двуязычный характер.
Первоначально, под влиянием нижепечерского старообрядческого центра, в Печорском крае «старая вера реализовалась в рамках даниловского толка. После ликвидации выголексинских скитов в середине XIX в. усть-цилемское и пижемское старообрядчество установило контакты с московской федосеевской общиной. Поскольку «расхождения между поморцами и федосеевцами имели, скорее, не религиозно-обрядовый или догматический, а экономический характер...поэтому связь с федосеевцами не отразилась каким-либо существенным образом на религиозной жизни печерских староверов» (7).
Аналогичная ситуация, в силу преемственности старообрядческих традиций, произошла и в Печорском крае Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Так, в своем отчете о состоянии раскола вологодский епархиальный миссионер отмечал проживание в Усть-СысольсКом уезде старообрядцев-поморцев (8). В рапорте же священника Щугорской Сте-фановской церкви Усть-Сысольского уезда Г.Редькина указывалось, что «по вероучению и жизни они (старообрядцы - Ю.С.) должны быть отнесены к безпоповщинскому согласию, но к какому толку - решить трудно. Духовенством они отнесены к федосеевскому толку» (9).
Неопределенность в обозначении старообрядческих толков православными миссионерами и приходским духовенством объясняется, вероятно, некоторым ослаблением миграционных процессов в бассейне р.Печоры. По-видимому, первая, наиболее мощная, волна нижепечорских переселенцев, исповедовавших «старую веру» в даниловском толковании, захватила не только среднее течение реки, но также распространилась и на ее верховья. Впоследствии приток населения с Нижней Печоры (т.е. старообрядцев уже федосеевского толка) несколько уменьшается, а переселяющиеся староверы оседают, в основном, в среднепечорских деревнях.Во второй половине XIX в. происходит дробление беспоповских толков на более мелкие конфессиональные группы.
Подобная ситуация характерна и для Печорского региона. Миссионеры в своих отчетах перед Великоустюжским Стефано-Прокопьев ским братством неоднократно отмечали, что во многих местах края «существует... разделение из-за спора о том, на какое плечо при произношении слов Исусовой молитвы «Сыне Божий» нужно полагать руку» (10). Одни здесь назывались «правиками», вторые - «леваками». Хотя и те и другие придавали этому вопросу догматическое значение, расхождения между староверами не меняли самой сути старообрядческого учения. «Среди первых («правяков» - Ю.С.) в ходу рукописное, якобы из древних книг извлеченное, слово на славянском языке, испещренное зырянскими словами, где заключается наставление о произнесении «Сыне Божий» при положении перстов на правое плечо, причем указывается, что руку надо от праваго плеча до леваго нести через очи, не полагать ее ниже пупа, иначе не будет показано, что Христос был на земле, како был и како жил» (11). По поводу записей на зырянском языке в рукописи, содержащей богослужебный текст в данном случае, вероятно, о крестном знамении, заметим следующее: австрийский лингвист К.Редеи, занимающийся проблемами финно-угорских языков высказал мнение о настолько сильном расхождении народного языка со старославянским, что даже русские люди вряд ли полностью понимали архаичный язык церкви (12). Если исходить из этого, то уместно предположить, что читающий и понимающий прочитанное старообрядческий наставник коми по национальности (а таких в Печорском крае, судя по миссионерским отчетам, было не много) в полемике с «логиками» мог попытаться переложить содержание книжного текста на язык, понятный своим менее грамотным единоверцам. Продолжать далее рассуждения на эту тему представляется сложным в виду отсутствия самой рукописи, упомянутой миссионером.
Ко второй половине прошлого столетия в Печорский край проникает учение бегунов. Широкое распространение страннической идеологии обусловливалось прежде всего усилением «антираскольнической деятельности официальных властей: «строятся церкви в Троицке- Печорске, Савиноборе, Щугое и Покче. Нередко вереде местного населения вспыхивают стихийные волнения, происходят столкновения с полицией» (13). Во второй половине XIX в. среди старообрядцев Средней и Верхней Печоры стало наблюдаться тяготение к пустынничеству (14). До сих пор живы в памяти местных старожилов отголоски событий, связанных с былыми трениями между представителями поморского беспоповского согласия и скрытниками. Идеологом скрыт-ничества здесь стал уроженец с. Ильинскос Чсрдынского уезда Пермской губернии Евареет Евдокимович (отсюда «еварестова вера») (15). Противостояла этому старообрядческому направлению «изосимовская вера», названная так по имени наставника беспоповцев Изосима Семеновича, имевшего тесные контакты с усть-цилемскими и пижемскими старообрядцами (16).
Миссионеры неоднократно отмечали, что «самыми строгими хранителями старины во всех отношениях и представителями печорского раскола являются так называемые пустынники» (17). Делились пустынники на две категории: «более строгих» и «менее строгих». «Первые живут в горах и имеют строгое воздержание, телесное пропитание они получают от братии, живущих по-мирски, а отчасти добывают сами через ловлю рыбы и птиц, причем при охоте они пользуются не ружьями, но луками. Про этих пустынников рассказывают, что они молятся всегда на восток и некоторые из них хоронятся, по их завещанию, без тельнаго креста... Места их обитания известны только тем пустынникам, которых мы называем менее строгими» (18). Селились пустынники («более строгие») обычно в необитаемых, глухих районах — в ущельях Урала, на берегах притоков Печоры, вытекающих с гор: Щугора и Илыча.
В определенное время (обычно весной, когда из Чердынского уезда в Печорский край привозился хлеб) пустынники на Несколько дней появлялись в населенных пунктах, чтобы пополнить своя запасы. Именно тогда они «увозят с собой нескольких искрещенных православным священником детей, например, из Подчерья, о которых говорят, что эти дети берутся пустынниками на воспитание» (19). Помощник вологодского епархиального миссионера С.Клочков после посещения деревень Лига, Усть-Илыч, Максимовской, Когель-Устье писал: «Нужно заметить, что все эти деревни представляют собой путь, по которому печорские раскольники идут в «пустыню» к Уралу и по которому выходят они в «мир» за хлебом» (20).
В ходе фольклорно-археографических экспедиций Сыктывкарского государственного университета было установлено, что центрами скрытничества являлись (и оставались до недавнего времени) деревни Покча и Скалял. В подтверждение огромного старообрядческого влияния в этих населенных пун ктах приведем несколько замечаний священника Троицкой Печорской церкви А.Жураачева, совершившего поездку по своему приходу в октябре 1892 г.: «...Были посещены деревни Покчинская, Скаляпоиская и Кодаздинская, из которых первая находится от приходской церкви в 30 верстах, а последняя в 65. Народонаселение означенных деревень за очень немногим исключением привержено к расколу» (21); «...В деревне Скаляповской в часовне, посвященной имени Святителя Николая Мирликийского, был отслужен молебен этому Святителю, причем звуком колокола было дано знать населению о начале молебна, но кроме одного старосты часовни старого солдата Леонтия Мезенцева, единственного православного человека во всей деревне, никто из жителей не пожелал присутствовать на молебне» (22); «...Вообще жители деревни Скаляповской отличаются особенным упорством и враждебностью к таинствам и обрядам православной церкви и немало придется приложить духовенству труда к ослаблению раскола в этой деревне» (23).
До сих пер в этой местности в истинно православную веру крестятся только тогда, кода чувствуют скорую смерть (тяжелая болезнь или глубокая старость). Пройдя обряд перекрещения и получив новое имя, человек навсегда порывает с «миром» и становится странником (пустынником). В том случае, если больной выздоравливает и не умирает после крещения, он должен отказаться от прежнего имени, не признавать родных, а в прежние времена должен был уйти в лес и жить там, скрываясь, до смерти. Теперь, правда, редко встречаются такие «отшельники». Проживая в деревне и общаясь с односельчанами, скрытники, однако, всячески избегают контактов с посторонними (24). Среди этих скрытников зафиксированы случаи «самокрещенцев».
На рубеже XIX-XX вв. старообрядчество очень глубоко укоренилось в северо-восточных районах Вологодской губернии. Епархиальный миссионер отмечал: «Во многих приходах число раскольников считается единицами, но есть приходы, где раскольники своею численностью преобладают над православными, таковые встречаются в Удорском крае Яреиского уезда и Печорском Усть-Сысольского» (25).
Миссионеры Стефано-Прокопьевского братства говорили, что начетчики на Печоре хоть и менее начитаны, чем, скажем, удорские, но «по силе своего влияния на народ не уступают им. Грамотных начетчиков в Печорском крае величают эпитетом «острый» (26). В отчетных документах миссионеров названы некоторые из наставников Печорского края: «Между раскольниками славу начетчиков имеют «Малах-Васька», Василий Шахтеров, щугорянин и Спиридон Мезенцев, покчинец. Василии недавно умер. Спиридона нам удалось видеть. Это крепкий высокого роста старик, лишившийся одной ноги; уродство заставляет его сидеть дома и заниматься чтением книг и отчасти поучением от них, что имеет для него материальный интерес. Спиридон знаком со старопечатными Катихизисом и другими книгами» (27). В случае смерти «отца духовного» местные староверы пытались найти ушедшему из жизни начетчику замену. В 1903 г. помощник вологодского епархиального миссионера писал: «В феврале в с. Щугор умер начетчик Василий Шахтаров. В преемники ему (по сообщению о Александра Покровского) раскольники готовят мальчика из окончивших курсы церковной школы Ивана Мартюшева, отправив его для специальной подготовки к старцу, живущему в одном из раскольнических скитов по р.Цильме Архангельской губернии" (28). Такая практика была распространена повсеместно, где существовали старообрядческие общины. Обер-прокурор Святейшего Синода в 1902 г. отмечал, что «они (наставники - Ю.С.) стараются образовать молодое поколение в духе раскола. С этой целью молодые люди из Вологодской, например, губернии поступают к видным начетчикам Ярославской, Тверской и др. губерний и у них получают сведения, необходимыя для ведения бесед с православными миссионерами» (29).
С большим почтением местное население края относилось и к начетчикам, приезжающим сюда из других областей России. Миссионеры отмечали, что «почти ежегодно с целью пропаганды посещают Печорский край крестьянин Архангельской губернии Ефим Чупров и какой-то слепой старик из губернии Олонецкой. Противоправославная деятельность последнего очень широка: он проезжает по губениям Архангельской, Вологодской, Пермской и бывает в Вятской. Они пользуются у местного народа вообще большим доверием, чем местные наставники» (30). Очень часто печорские староверы сами предпринимали поездки в отдаленные места. Так, помощник епархиального миссионера указывал, чго «из зараженных расколом приходов много было паломников, посетивших Веркольский монастырь и Архангельской губернии» (31). По-видимому, старообрядцы Печоры посещали район бассейна р.Пииеш (на ее левом берегу в 163S г. был основан Верхольский монастырь) (32) в целях налаживания и поддержания контактов с единоверцами этого крупного старообярдческого центра.
Старообрядцы в Печорском крае именовали себя «верными». Всех же остальных, как «православных, так и лиц, которые хотя с православной церковью не имеют по своим убеждениям никакой связи, но еще не успели формально (через перекрещивание или отречение от ересей) присоединиться к стаду раскольников и которые поэтому продолжают сообщаться с православными в пище и питии» (33), здесь называли «мирскими». Эти две группы населения, разделенные между собой в силу религиозной непримиримости, старались как можно реже контактировать друг с другом. Для «мирских» на Печоре был «составлен особый мирской тропарь, который должен читаться ими со время домашней молитвы» (34), «Верные» же здесь «для молитвы... имеют свои иконы (а большинстве случаев медные); эти иконы помещаются ими не в так называемом красном углу, а где-нибудь около печки или за перегородкой» (35).
В бытовом отношении староверы Печоры мало чем отличались от старообрядцев других мест. «Нечего и говорить, что они считают за великий, смертный грех употребление табака, чая, называя самовар антихристовым животом... Более фанатичные из печорских раскольников не едят картофеля, не употребляют керосина, пользуясь по-прежнему лучиною и светцом, гнушаются пороховыми спичками, подозревая в быстром зажигании их что-то неестественное - антихристово, и по-старому пользуются трутом и кремнем. Они не любят также вещей, где имеется проба, так что даже зазирают носящих серебрянные кресты, где пробита проба... Прививать оспу раскольники боятся, потому что смотрят на нее, как на печать антихриста» (36).
Как и на Удоре, печорские старообрядцы для богослужений собирались в доме какого-нибудь наставника. Вообще же, отмечали миссионеры, «в Печорском крае молитвенные собрания раскольников крайне редки и бывают большей частью только при совершении обряда погребения и при службах, устраиваемых приезжающими к ним из других губерний пропагандистами» (37).
В дневнике вологодского епархиального миссионера описаны похороны старообрядца в Печорском крае: «У печерцев похороны умерших происходят без всяких церемоний и даже в большинстве случаев без чина погребения, котораго здесь некому петь. Погребение состоит только в том, что известный старик или старуха-раскольница покадит покойника, обходя кругом посолонь гроб его, а окружающие, кто умеет, пропоют несколько раз: Свя-тый Боже... С этою песнею провожает братия покойнаго до могилы. На голову умершаго возлагается венчик - бумажная лента с нарисованными на ней красными чернилами тремя восьмиконечными крестами, а на руку надевается лестовка. Кладбища у печерцев находятся в каждой деревне .. Здесь над покойником известными лицами совершается пение трисвятаго и каждение, а в Покчинской (деревне - Ю.С.)... женщина-певица разставляет над вырытой могилой ноги и при опускании гроба голосит: «Земля ты и в земля пошла». Земляных насыпей печерцы на месте погребения своих родственников обычно не делают, а устраивают вместо того деревянные памятники-надгробия, на правой стороне их они прорубают небольшое четырехугольное отверстие, через которое они в поминальные дни кладут на землю угольки и ладан, дым котораго через отверстие, как бы из могилы, идет к небу» (38). Подобное описание касается, в основном, старообрядцев-федосеевцев (или даниловцев), т.к. бегуны погребали своих единоверцев в пустынных местах, подальше от людского глаза. Похороны усопшего скрытника проходили тайно и место погребения держалось в секрете. По этой причине говорить о каких-либо характерных чертах погребального обряда печорских староверов-странников представляется сложным.
Говоря о количественном составе старообрядцев вообще, правительственные сведения сообщали, что «несмотря на нелепость многих раскольнических верований и развратную жизнь многих из них, в простом народе распространено предубеждение, что раскольническая вера святая, настоящая, христианская» (39). Такой вывод подтверждался и местными церковными властями: вологодский епархиальный миссионер указывал, что «в местностях, где силен раскольнический дух, население относится к расколу, как к вере людей, удалившихся от мира и предавшихся подвигам спасения души и богоугождению; оно хочет, мечтает, хотя в конце своей жизни отдаться такой жизни и переходит в раскол» (40). Поэтому численность старообрядцев постоянно колебалась. В Ведомости о числе раскольников в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии за 1899 г. приводились следующие сведения по приходам Печорского края: в Щугорском приходе проживало 890 староверов, в Савиноборском - 715, в Троицко-Псчорском - 709, причем отмечалось, что большую часть староверческого населения края составляли женщины (41), что не являлось по сути специфическим явлением, присущим исключительно старообрядчеству Печорского края. В официальных источниках неоднократно отмечался более высокий процент женской половины в общей численности старообрядцев, например: «Цифры удостоверяют, что раскат поповщины и безпоповщины преобладал более в женском поле, чем в мужском... Известно, что и теперь раскол очень часто держится, там и сям, в особенности в отдельных семействах, женщинами» (42).
Рассматривая распространение и развитие тех или иных вариантов старообрядческого учения в Печорском крае, можно заключить, что движение староверов в этом регионе по своей идеологии, быту, культуре типологически соотносится с известными очагами позднего старообрядчества (в частности, с удорским и севернодвинским). Однако региональная специфика здесь проявилась в том, что коренное население среднего и верхнего бассейнов р.Печоры в силу позднего проникновения сюда идей христианства и, следовательно, преимущественно обрядового направления христианской жизни увидели «в изменении церковных обрядов... посягательство на изменение самаго главнаго в вере, ся сущности» (43), а соседство и тесная связь с таким крупным старообрядческим центром, как Нижняя Печора вызвали процесс быстрого вовлечения в раскол коми населения края.
В силу значительной по своим размерам территории и довольно четкого распределения по этой территории староверческих толков Печорский край с точки зрения изучения конфессиональных течений следует рассматривать как регион, объединяющий в себе два исторически сложившихся старообрядческих центра - Среднепечорский и. Верхнепечорский. В районе средней Печоры распространилось федоссевское учение, проникшее сюда с низовий реки; на формирование религиозных взглядов всрхнспсчорцсв «большое, подчас определяющее влияние, оказывала традиция истинно православных христиан-странников» (44). Современные исследователи книжной культуры региона фиксируют также существование «старой веры» в Печорском крае в поморско-даниловском толковании (в основном на Верхней Печоре).
На сегодняшний день заметно явное различие между двумя названными районами в степени сохранности старообрядческой традиции: на Средней Печоре о старообрядцах теперь только вспоминают, на Верхней же - люди более старшего поколения до сих пор считают себя староверами и во многом сохраняют старые обычаи. Этот факт зафиксирован в ходе обследования региона фольклорно-архсографическими экспедициями Сыктывкарского госуниверситета. Живость старообрядческого учения в верховьях Печоры объясняется, вероятно, наличием устойчивых контактов с функционирующими до настоящего времени староверческими центрами бывших Вятской и Пермской губерний, тогда как на Нижней Печоре старообрядческая традиция, некогда оказавшая влияние на среднепечорцсв, затухает.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. ВУФ ГАВО Ф.265. Оп.1. Д. 144. Л.З.
2. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978. С.103.
3. Бернштам ТА. К проблеме формирования русского населения бассейна Печоры //Материалы этнической истории Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1985. С. 138.
4. Власова И. В. Размещение старообрядцев в Северном Приуралье и их контакты с окружающим населением //Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.с197.
5. Лашук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края. Опыт историко-этнографического исследования. Сыктывкар, 1958. СПб.
6. Лашук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края. Опыт историко-этнографического исследования. Сыктывкар, 1958. СПб.
7. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М, 1978. С169.
8. Отчет о состоянии раскола за 1901 год //ВЕВ.N19. Прибавления. С.525.
9. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1. Д.46. Л.48.
10. ВУФ ГАВО. Ф.265 Оп.1. Д.135. Л.5.
11. Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год //ВЕВ. 1904. №15. Прибавления. с.394.
12. Редей К. Влияние церковнославянского языка на семантику и синтаксис древнезырянского. (Статья находится в печати).
13. Бегунов Ю.К., Демин А.С., Панченко А.М. Отчет об археографической экспедиции в верховья Печоры и Колвы в 1959г. //ТОДРЛ.-М.-Л., 1961. T.XVH. С.546.
14. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978. С.170.
15. См.: Бегунов Ю.К., Демин А.С., Панченко А.М. Отчет об археографической экспедиции в верховьях Печоры и Колвы в 1959г. //ГОДРЛ.-М.-Л., 1961.T.XVII. С.547;
16. Власова И.В. Размещение старообрядцев в Северном Приуралье и их контакты с окружающим населением //Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С.197-198.
17. Власов А.Н. Проблемы бытования традиционной книжности среди населения коми. (По материалам археографических экспедиций Сыктывкарского университета 1986-1989 гг.) //Выявление и исследование устных и письменных источников по истории народной культуры Северо-Востока РСФСР. Отчет о научно-исследовательской работе (заключительный). Ч.Ш. Сыктывкар, 1991. С.34.; ПНИЛФАИ СГУ. ФФ.0501. NN.32, 43, 44.
18. Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год //ВЕВ.-1904. N.15. Прибавления. С396.
19. Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год //ВЕВ. 1904. N.15. Прибавления. С.396-397.
20. Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год //ВЕВ. 1904. N.15. Прибавления. С.396-397.
21. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1.
22. ВУФ ГАВО. Ф.364. Оп.1.
23. ВУФ ГАВО. Ф.364. Оп.1.
24. ВУФ ГАВО. Ф.364. Оп.1.
25. Власов А.Н. Проблемы бытования традиционной книжности среди населения коми. (По материалам археографических экспедиций Сыктывкарского университета. 1986-1989 гг.) //Выявление и исследование устных и письменных источников по истории народной культуры Северо-Востока РСФСР. - Отчет о научно-исследовательской работе (заключительный). Ч.Ш. Сыктывкар, 1991. С.34-35.;
26. Листова Т. А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья //Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С.208, 211.
25 Отчет епархиального миссионера о состоянии раскола в Вологодской еперхии за 1898 г. //ВЕВ. 1896. N.23. Прибавления. С.586.
26. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1. Д.119. Л.7.
27. Из дневника вологодского еперхиального миссионера за 1903 год //ВЕВ. 1904. N.15. Прибавления. С.391-392.
28. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1. Д.195. Л.З.
29. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1902 год. Спб., 1905. С.668-69.; Отчет о состоянии раскола в Вологодской епархии в 1902 году //ВЕВ. 1904. N.5. Прибавления. С.116.
30. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1. Д.135. Л.7.
31. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1. Д.88. Л.4.
32. Описание Веркольской общежительской пустыни Архангельской губернии, Пинежского уезда, праведнаго Артемия. М., 1880. С.1,9.; Описание Веркольского первокласснаго общежительнаго Св.Праеднаго Артемия монастыря Архангельской губ.,Пинежского уезда. Спб., 1911. С.7.
33. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1. Д.144. Л.6
34. Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год //ВЕВ. 1904. N.15. Прибавления. С.394.
35. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1. Д.144. Л.6.
36. Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год //ВЕВ. 1904. N.15. Прибавления. С.395.
37. 37. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1. Д.88. Л.З.; Отчет о состоянии раскола в Вологодской епархии за 1901 год //ВЕВ. 1902. N.21. Прибавления. С.619 Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год //ВЕВ. 1904. N.14. Прибавления. С.365-366.
38. Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В.Кельсиевым. Лондон, 1861.Вып.2. С.13.
39. Отчет о состоянии раскола в Вологодской.епархии за 1898 г. //ВЕВ. 1899. N.23. Прибавления.С.589.
40. ВУФ ГАВО. Ф.265. Оп.1. Д.135. Л.4.
41. Варадинов Н. История министерства внутренних дел. Спб., 1863. Кн.8,Доп.С.Ш182.;Отчет о состоянии раскола в Вологодской епархии за 1901 год//ВЕВ. 1902. N.22. Прибавления. С.648.
42. Островский Д. Выговская пустынь и ея значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914. С. 17.
43. Амосов А.А. Базы данных по региональной книжной культуре в контексте современной археографии //Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. С.118.
Ю.В. Савельев
Старообрядчество: история, культура, современность.Вып.5 - М.: 1996
|