Cреди работ по истории Великого Новгорода и его земель до сих пор практически отсутствуют труды, в сколь-нибудь значительной степени затрагивающие тему восприятия новгородцами церковных преобразований, проводившихся в середине - второй половине XVII столетия патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, специфику появления и развития новгородского старообрядчества, его историю и культуру в послераскольное время.
Наиболее подробно данная тематика освещается в выпущенной в 1986 году в Москве монографии B.C. Румянцевой «Народное антицерковное движение в России в XVII веке»1, а также в труде представителя русского Зарубежья С.А. Зеньковского «Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века» (Мюнхен, 1970)2. Во второй половине 1990-х годов в периодике появились две весьма незначительные по объёму статьи, содержащие попытки обобщённого изложения истории новгородского старообрядчества во второй половине XVII — начале XVIII века (отчасти, — ив последующее время)8.
Отношение новгородцев к церковной реформе 1652-1667 годов складывалось под влиянием по меньшей мере трёх существенных факторов.
Первым являлось наличие в Новгороде и его землях в XVII веке остатков традиций свободы, восходящих к временам независимой республики. При абсолютном преобладании в высших эшелонах власти лиц, назначенных московским руководством в административном порядке, на более низком, местном, а что особенно важно в данном случае, на церковно-приходском уровне, существовали принципы выборности, с которыми вышеназванным правителям приходилось считаться. В частности, общины конкретных церквей сами выбирали настоятелей храмов и иных приходских служителей. В ещё большей степени этот принцип бытовал среди иночествующих, а в землях новгородского Севера (нынешние Карелия, часть Ленинградской, Вологодской, Архангельская и Мурманская области) он был почти преобладающим. Иными словами, сохранялась живая и зачастую успешная практика противопоставления воли групп людей (иногда и нескольких лиц) давлению центральных органов государства4 .
Вторым важным фактором являлось то, что описанный выше строй церковно-народной жизни был авторитетен не только по причине традиционного многовекового бытования, но и в силу своей сакрализованности. Духовная слава многочисленных святынь и святых Великого Новгорода после вхождения последнего в Московское великое княжество ещё более возросла, став всероссийской. Для средневекового христианского сознания, воспитанного на местных церковных традициях, это было серьёзным препятствием для восприятия насаждавшегося сверху в ходе реформы тезиса о несовершенстве и даже еретичности древнерусской духовной практики.
Третий фактор, повлиявший на судьбы новгородского старообрядчества, пожалуй, в решающей степени, составляли реальный исторический опыт открытого или подспудного противоборства властям Центральной Руси, а также последствия различных общественных потрясений рубежа XVI-XVII веков. Эта память прошлого не была для Новгорода положительной, что повлияло на численность новгородцев, осмелившихся явно или тайно воспротивиться патриарху и царю. Несогласных было довольно много, но всё же недостаточно, чтобы организовать серьёзное массовое противодействие. Старообрядцам удалось создать лишь отдельные очаги сохранения «древлеправославия».
Рассмотрение внешних форм и внутреннего содержания никоновской реформы не является задачей настоящей публикации. Напомним лишь, что Поместный собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата 1971 года, «рассмотрев вопрос... с богословской, литургической, канонической и исторической сторон», признал эти церковные преобразования «более чем сомнительными». Были отменены «яко не бывшие» и проклятия, положенные на старые обряды и старообрядцев Никоном и его последователями6. Правда, это прозрение состоялось спустя более чем триста лет. Основоположники же старообрядчества знали о неправоте дел патриарха и царя уже тогда, когда дела эти вершились. Реакция сторонников старины была разной.
Одни, как знаменитый Аввакум, активно и открыто обличали власть имущих, призывали народ к организации независимых древлеправославных общин. Другие — находили возможным покориться преобразователям, но лишь внешне, с целью сохранить себя и своих единомышленников от репрессий, которые вскоре были обрушены на несогласных. К этому типу старообрядческих деятелей принадлежал и митрополит Макарий, вступивший на Новгородскую кафедру после Никона, в 1652 году. Выходец из Спасского монастыря в Казани, рукоположенный самим патриархом и также по избранию царя, Макарий способствовал Никону в обустройстве Иверской обители на Валдае, подписывал все постановления, в том числе о «книжном исправлении», на московских соборах 1654-1655 и 1660 годов. Во время приезда в Новгород антиохийского и сербского патриархов в 1655 году головные уборы монахов были изменены с древнерусских на новогреческие. Но когда в том же году Макарий после собора привёз из Москвы «исправленные» церковные книги, то, посоветовавшись с авторитетными духовными лицами, приказал сложить привезённое в одной из палат архиерейского дома и запечатать владычней печатью. Великий Новгород продолжал духовную жизнь по древнерусским церковным традициям6 .
Возможно, об этом довольно быстро узнали в Москве, но мгновенно реагировать на «крамолу» не стали. Видимо, была свежа память о мятеже 1650 года, а в 1656 году вспыхнула новая война со Швецией, и, скорее всего, было сочтено за лучшее не возбуждать епархию, расположенную вблизи от зоны боевых действий. Правительство было больше озабочено состоянием новгородских укреплений. Они спешно ремонтировались, причём для этого «лес секли» крестьяне митрополита, а на валах и стенах работали практически все горожане7. В этих условиях посланцы от патриарха с новыми книгами, являясь «аки гром» по всей Руси, объезжали Новгородские земли стороной.
Однако митрополит Макарий был не только тихим охранителем. Возможно, пользуясь благоприятными обстоятельствами, он решил ещё раз возвысить красоту храмов Великого Новгорода, а также оставить в истории своё имя, путём традиционного «обновления», причём в довольно-таки крупных масштабах. Как мы теперь знаем, это была последняя перестройка новгородских памятников, осуществлённая в свободном от прямых западных влияний древнерусском стиле.
В 1652 году был выстроен (правда, неудачно, сразу же обрушился) новый каменный храм «в Рагодовицком монастыре*. Тогда же в Софийском соборе были перенесены на новые места и украшены раки с мощами основателей главного новгородского храма, свв. князя Владимира и матери его Анны. В 1653 году была построена колокольня церкви Иоанна Крестителя «близ немецких дворов», в том же году капитально отстроен разорённый в Смуту Коломецкий монастырь. Одновременно происходили изменения в Софии: настлан новый пол, для расширения пространства стёсаны «грани от столпов, что за иконами быша», расстановка самих образов упорядочена по принципу иконостасных рядов. Кстати, в отличие от 1650 года эти действия не вызвали какого-либо возмущения новгородцев. Напротив, теперь уже патриарх Никон приказал митрополиту «учинить по-прежнему». Не совсем ясно, правда, было ли выполнено вообще это указание, а если да, то в какой степени. Зато вполне ощутимо доныне существует крупнейший колокол Софийской звонницы, весом в 1614 пудов, именуемый «Праздничным», или «Макарьевским». Он был перелит (из отлитого при Никоне и разбившегося в мятежном 1650-м) в том же 1653 году. Ещё через два года «во украшение церковнаго благолепия» практически полностью 1 (!) был заменён местный (нижний) ряд главного Софийского иконостаса. В основном именно эти образа (и в том числе царские врата) находятся там и сегодня. И хотя первоначальная живопись сохранилась не полностью, вполне ясно, что они выполнены в строго «дониконовском» стиле московской иконописи первой половины XVII века. Были изготовлены и оклады для новых икон, серебряные и позолоченные. Наконец, в 1655-м же году пошиты новые облачения из ткани (вероятно, украшенные шитьём) на престол кафедрального собора, а также комплект «воскресных» риз для клира8.
Приведённый выше (и возможно, неполный) перечень «церковно-благоукрашательских» мероприятий митрополита Макария заставляет предположить наличие у него некоей идейной и церковно-политической программы, которая могла быть связана с надеждами части русского общества на возвращение «древ-леправославия». Возможно, не случайно сообщение о переделке местного ряда Софии «Новгородский хронограф» помещает сразу после рассказа об оставлении Никоном патриаршества, которое в реальности произошло через три года, 10 июля 1658-го.
Восстановление «старой веры», как известно, не состоялось. После самоустранения Никона реформаторскую деятельность продолжил царь, при пособничестве представителей порабощенной турками бывшей Византии. Но при жизни митрополита Макария (до 1663 года) этот процесс Новгородскую епархию так и не затронул. Приверженцы церковной старины, как местные уроженцы, так и
приходившие со всей Руси, находили здесь пристанище. Некоторые же из них, как, например, поставленный Макарием в 1662 году в игумены Досифей, сыграли в дальнейших судьбах старообрядчества существенную роль. Кстати, это действие, совершённое митрополитом за год до смерти, наводит на предположение, что Досифей мыслился как преемник в деле сохранения «древлего благочестия». Всю дальнейшую жизнь упомянутый игумен активно и не без успеха исполнял эту миссию, причём в масштабе всей страны. Так, именно он в 1670 году в Москве постриг в иночество знаменитую боярыню Морозову9.
Из числа других всероссийски известных старообрядческих деятелей в Великий Новгород приезжал суздальский протопоп Никита Добрынин («Пустосвят»). Новгородские посланцы посещали в Москве протопопа Аввакума и боярыню Феодосию Морозову10. Ближайший соратник Аввакума, сожжённый впоследствии вместе с ним, его духовный отец инок Епифаний в 1657-1664 годах проживал в пустыни на Виданьском острове на р. Суне (Карелия)11. В Новгородской же епархии закончил свои дни (не позже 1658 года) и первый исповедник старообрядчества, единственный открыто воспротивившийся реформам епископ Павел Коломенский. Лишённый сана, он был помещён в карельский Палеостровский монастырь и скончался там. По другим же сведениям, Павел был переведён из Карелии под самый Новгород, в Хутынскую обитель, где и преставился, причём в последние годы жизни был освобождён из-под стражи12. Любопытно, что других активных старообрядцев Центральной Руси ссылали гораздо дальше, например, в Астрахань, или в забайкальскую Даурию. Павел же был отправлен хотя и на суровый Север, но фактически к единомышленникам, в нереформированную епархию. Не выразилось ли в этом своеобразное почтение к бывшему носителю весьма высокого сана?
Но и остатки почтения к старообрядцам были утеряны руководством Новгородской епархии после кончины митрополита Макария, последовавшей, как уже упоминалось, в 1663 году. Назначавшиеся сюда затем митрополиты (в 1664 году - Питирим, в 1672 году - Иоаким, в 1674 году - Корнилий), как правило, подобно Никону возводились с местной кафедры на московское патриаршество. Они старались и проводить церковную реформу, и бороться с несогласными с ней. Так, известно, что митрополит Питирим уничтожал остатки старых обрядов «в Верхневолжском уезде», разорил старообрядческие скиты близ Повенца в 1672 году. В том же году он стал патриархом13 . На годы архиерейства вышеперечисленных митрополитов пришлось и знаменитое «Соловецкое сидение» 1668-1676 годов, осада и pa3fpoM правительственными войсками Спасо-Преображенской Соловецкой обители, братия которой наотрез отказалась принять «никоновы новины». Среди этих иноков были и новгородские уроженцы, например, иеродиакон Пимен и «соборный старец» Геннадий (Качалов)14.
Начало 1680-х годов ознаменовалось, пожалуй, наивысшим в истории накалом борьбы центральных властей России со старообрядцами. В начале 1682 года в Пустозерске (устье р. Печоры за Полярным кругом, в XVII веке — территория Новгородской епархии, подведомственная Новгородскому приказу в Москве) были сожжены заживо содержавшиеся там с конца 1667 года в заключении главные основоположники старообрядчества: протопоп Аввакум и три его сподвижника — священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Одновременно патриархом Иоакимом (бывшим митрополитом Новгородским) проводится в Москве собор, на котором было увеличено число епархий, за счёт дробления до того существовавших. В частности, Новгородская епархия потеряла власть над архангельским Севером: учреждается епископия «Холмогорская и Важеская». Приближение архиереев с их аппаратом, так сказать, к народным массам осуществлялось во многом с целью проведения антистарообрядческой борьбы, вплоть до бытового уровня. Тот же собор вынес постановления о запрете старообрядцам собираться на молитву в частных домах (!) и о предании «раскольников» гражданскому (уголовному) суду, наравне с грабителями и убийцами15. На таком общероссийском фоне начинаются «сыски» старообрядцев в Великом Новгороде.
В 1683 году было казнено 20 человек, по делу новгородского дворянина Михаила Петрова. В сентябре 1683 года в Москве был сожжён схваченный под Великим Новгородом «посадский человек» Иван (Карп) Дементьев, активно распространявший старообрядческие убеждения (в том числе о кончине мира в 1692 году), основавший скит в «Невьих мхах» у оз. Ильмень. Известно, что он оказывал ощутимое влияние на воеводу И.А. Хованского.
В том же 1683 году отряд новгородских стрельцов совершил поход в леса в окрестностях Новгорода с целью поимки скрывавшихся там старообрядцев. В результате был схвачен и затем сожжён (22 октября 1683 года) бывший насельник Псково-Печерского монастыря священноинок (иеромонах) Варлаам.
Несколько ранее (7 сентября 1683 года) сожгли проповедовавшего старообрядчество новгородца Якова Калашника, наставником которого был умерший до ареста последнего «Лучка» (Лука или Лукиян), «иконописец Софийского дому». Одной из черт никоновско-алексеевской реформы, как известно, было внедрение религиозной живописи в западном натуралистическом стиле, что не могло не вызвать протеста приверженцев традиций «древнего письма», которыми Великий Новгород был особенно знаменит. В связи с этим также интересно отметить, что в следственных делах старообрядцев часто встречаются данные о распространении своего рода карикатур, «подмётных писем» с искажёнными изображениями патриарха, царя и т. д., выполненными «мастеров (т. е. иконописцев) рукою»16. В результате крупных «сысков» начала 1680-х годов наиболее активные старообрядцы Великого Новгорода и его ближайших окрестностей были физически устранены. В последующие годы репрессии продолжались на территориях Русского Севера, входивших в Новгородскую епархию. Эти мероприятия активно производились и преемником митрополита Корнилия Иовом (годы архиерейства 1697-1716)". Сводный старообрядческий «Синодик» называет по меньшей мере 70 имён «новгородских страдальцев», абсолютно же точное количество их (быть может, пока) неизвестно18.
Реакция гонимых проявлялась в двух формах. Одной были знаменитые «гари» (самосожжения), происходившие в основном там, где для старообрядцев возникала угроза быть схваченными правительственными войсками. В окрестностях Великого Новгорода известно 6 «гарей». Наиболее крупными из них были самосожжения в д. Остров (ок. 1666 года, погибло 120 человек) и в имении князя Петра Мышецкого. Здесь сгорело около 100 человек во главе с хозяином поместья (начало XVIII в)19.
Надо также отметить, что среди старообрядцев было и немало противников самосожжений. В частности, их не одобрял упоминавшийся выше Иван Дементьев20, а инок Евфросин (основатель Курженской пустыни близ Повенца, уничтоженной в 1672 году митрополитом Питиримом) написал в 1691 году особое сочинение против «самоубийственных смертей»31.
Другой формой реагирования на репрессии была радикализация вероучения части старообрядцев. В 1692 и 1694 годах в Великом Новгороде прошли два старообрядческих собора, заложивших весьма жёсткие идейные основы беспоповского направления. Впервые в истории они были чётко сформулированы именно здесь. Поэтому значение новгородских событий 1692 и 1694 годов можно определить как всероссийское, если не шире, так как общины беспоповцев существуют и за пределами нашей страны22. По имени соборного председателя, бывшего «дьячка Крестецкого яма» Феодосия Васильева всё согласие стало именоваться федосеевским. Сам же Феодосии разделил участь многих других «расколоучигелей», скончавшись в заточении в Новгороде в 1711 году23.
Правительственные и официально-церковные меры второй половины XVII — начала XVIII веков искоренили приверженность древнерусской церковной традиции в Великом Новгороде, его ближайших окрестностях и в крупных населённых пунктах Новгородчины. Однако полного уничтожения старообрядцев не произошло, их поселения сохранились в труднодоступных местах, среди лесов и болот. Особенно выделялась из них Выговская, или Выгорецкая пустынь в Карелии, существовавшая с 1694 года24. «Общежительство» было уничтожено в царствование Николая I, и земли, входившие в состав Новгородской республики, а потом ещё долго сохранявшие епархиальное единство, потеряли для старообрядцев духовно-административное значение. С течением времени в общинах различных согласий, располагавшихся на данных территориях (в основном в сёлах), постепенно утрачивались духовные традиции25. Так, в период окончательной легализации и всероссийского подъёма старообрядчества 1905-1917 годов ни одно из согласий не открыло прихода в Новгороде. А вскоре за тем на старообрядцев, как и на всех активно верующих, обрушились новые, советские гонения. Однако и они, хотя нанесли страшный урон, точный объём которого пока ещё не определён, не извели «древлее благочестие» под корень. Так, довольно многочисленная и духовно крепкая община поморского согласия нелегально существовала все советские годы в Старой Руссе26.
Только в годы современного духовного возрождения России старообрядцы заняли определённые позиции и в Великом Новгороде. С 1990 года в бывшем Михалицком монастыре на Молотковской улице действует приход поморцев27, а совсем недавно, в октябре 2001 года, открылась община «приемлющих священство» (белокриницкого согласия), расположившаяся в храме св. Иоанна Богослова на Витке28. Таким образом, существует надежда на дальнейшее сохранение и передачу будущим поколениям духовных ценностей Древней Руси, сохранённых старообрядцами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. 264 с.
2. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. Мюнхен, 1970. Репринтное переиздание: М., «Церковь», 1995. 528 с. 3
3. Фенченко С. Новгородское старообрядчество II пол. XVII — I пол. XVIII вв. // София. № 2 (18). 1996. С. 11;
4.Шамарин В.В. Староверие в Новгородской области // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 г. М., 1998. С. 68-73.
5. Зеньковский С.А. Указ. соч. С. 392-394.
6 Журнал Московской Патриархии. № 6. 1971. С. 5-7; № 7. 1971. С. 63-71.
7. Союзин А. Великий Новгород — первая старообрядческая митрополия (1654-1663 гг.) // Церковь, старообрядческий церковно-общественный журнал. № 24. 1909. С. 761-763.
8. Кузьмина Н.Н., Филиппова Л.А. Крепостные сооружения Новгорода Великого. СПб., 1997. С. 60. Новгородский хронограф XVII в. в кн.: Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979. С. 292-312; Об иконах местно го ряда Софии см.: Гордиенко Э.А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам) // Новгородский исторический сборник. № 2 (12), Л., 1984. С. 222-223, 225.
9 О деятельности игумена Досифея: Зеньковский С.А. Указ. соч. С. 275, 280, 322, 329,374, 378, 384, 388-433, 443-444,455, 487-489.
10. РумянцеваВ.С. Указ. соч. С. 188, 190-192, 232-234.
11 Зеньковский С.А. Указ. соч. С. 389.
12 Там же. С. 445; [Урушев Д.] Сказание о житии и страдании святаго священномученика и исповедника Павла, епископа Коломенскаго (к 350-летию епископской хиротонии) // Церковный календарь Русской Православной Старообрядческой Церкви на 2002 год. М., 2001. С.107-114.
13 Иерархи Новгородской епархии с древнейших времён до настоящего времени.. Краткие биографические очерки. Составил архивариус архива и библиотеки Святейшего Синода К.Я. Здравомыслов.Новгород, 1897. С. 43-44.
14 Зеньковский С.А. Указ. соч. С. 390-391.
15.Там же. С. 394, 401-403.
16. Румянцева B.C. Указ. соч. с. 188-198, 227-242.
17. Здравомыслов К.Я. Указ. соч. С. 47.
18 Зеньковский С.А. Указ. соч. С. 387.
19. Фенченко С. Указ. соч.
20. Там же.
21 Евфросин, инок. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей (1691) // Памятники древней письменности. Т. 108. СПб., 1895.
22 Зеньковский С.А. Указ. соч. С. 439-441, 447, 451.
23 Там же. С. 452; Существует мнение и о казни Феодосия через сожжение 18 июля 1711 г.: Фенченко С. Указ. соч.
24 Зеньковский С.А. Указ. соч. С. 453-466.
25 Об одной из таких общин см.: Бурьяк М. Обычаи отцов // Чело. № 3. 2000. С. 89-94.
26 Шамарин В.В. Указ. соч. С. 69-70.
27 Р[озанов] О.И. 10 лет Новгородской общине // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 г. М.,1998. С. 67-68.
28[Пшанский А.Г.] Ревнители «древлего благочестия» // Новгород. № 8 (612). 2002. С. 6
Иерей Александр Панкратов, настоятель храма РПСЦ в Великом Новгороде
Чело. Великий Новгород. 2002. № 2
|