Олонецкой губернией за всё её более чем двухсотлетнее существование, управляли 5 генерал-губернаторов и 28 губернаторов. Сведения о старообрядцах можно почерпнуть прежде всего из губернаторских отчётов.
Губернаторы стали подавать «Всеподданнейшие отчёты» на высочайшее имя ещё со времён Екатерины II. Однако в XVIII в. эта практика была нерегулярной. На протяжении второй половины XIX в. тематика и количество сведений, содержащихся в этих отчётах, расширялись. Губернаторские отчёты состояли из 2 частей: собственно отчёта и приложений к нему. С 1804 г. губернаторский отчёт имел 3 раздела (административный, хозяйственный и общий). С 1828 г. сведения разносили но 4 разделам: департаменту полиции исполнительной; хозяйственному департаменту; департаменту государственного хозяйства; медицинской части. В 1837 г. отчёт вновь вернулся к трёхчленному делению: судебно-полицейская часть и здравоохранение; хозяйственная часть; общие замечания. В 1853 г. форму отчёта вновь перекроили. Наиболее подробные указания о составлении отчётов были сформулированы в «Наказе» гражданским губернаторам от 3 июня 1837 г. «Наказ» требовал, чтобы все отчёты составлялись одинаково, для чего к нему прилагалась форма.
В приложении к отчётам давались статистические таблицы по всем разделам, включающие огромный цифровой материал, характеризующий развитие основных отраслей экономики губернии. Тематика статистических таблиц была самой разнообразной. В 40-50-х годах XIX в. в губернаторском отчёте насчитывалось по 20-27 ведомостей, среди которых важнейшими были ведомости о населении, посевах и урожае, численности скота, фабриках и заводах, судоходстве, ярмарочных оборотах, торговых ценах на важнейшие товары, числе войск, падеже скота, рекрутских наборах и т.д. Губернаторы давали обзор природных условий, численности населения с указанием сословий, вероисповедания, в том числе «иноверцы» и «раскольники», освещали состояние сельского хозяйства, технику земледелия, развитие промышленности, промыслов и др.
Сведения о старообрядцах, содержащиеся в отчётах, неодинаковы: каждый губернатор вносил в них какие-то свои коррективы и высказывал мнения, направленные на стабилизацию положения и искоренение этого явления. На характере отчёта сказывались также личность губернатора, его религиозность, имевшийся у него опыт государственной службы. Мы не будем останавливаться на цифрах, так как недостоверность их даже правительству была известна, и на это до определённого времени не обращали внимания.
Для примера взяты отчёты губернаторов Г.Р. Державина за 1785 г., Т.Е. Фан-дер-Флита за 1824 г., Н.В. Муравьёва за 1856 г., А.А. Философова за 1861 г., Ю.К. Арсеньева за 1868 г. и Н.В. Протасьева за 1907 г.
Гаврила Романович Державин (1743-1816) был первым Олонецким гражданским губернатором, хотя и в течение короткого срока: с 23 мая по ноябрь 1785 г. «Подённая записка», составленная им во время Путешествия по губернии, продолжавшегося с 19 июля по 13 сентября 1785 г., интересна тем, что он лично побывал в Выговском старообрядческом общежитии и описал быт и нравы его обитателей. Он отметил обширное хозяйство общежительства, его влияние не только на окрестные местности, но и наличие «во всей России гнёзд». Он приводит цифры проживавших is скитах: в мужском 550 человек и в женском - 725. Множество добровольных работников - «трудников», увиденное в скитах, его удивляет, и он пишет: «и единый из наших монастырей не имел толико усердных и подательных богомольцев, как сия скитна». В часовне на территории женского скита его внимание привлекли иконы в богатых ризах, чему он старается найти объяснение: «Неусыпное бдение нескольких стариков на мольбе и прежние предания прилепляют к ним богатых и набожных невежд. Они присылают знатными кучами милостыню». Побывав в богадельнях, где содержались «дряхлые старики и старухи», глухие немые, слепые, безногие и подверженные тяжким болезням, он пишет: «болящие лежат без призрения, не дают им никаких лекарств и кормят хлебом и пустой кашицею».
Вероятно, со слов противников общежительства, он пишет о том, что многие отцы отправляют своих дочерей в скит по «скупости снабжения их приданым» и что «богатые имеют право жить в женском монастыре, к ним приставлены пятнадцатилетние прекрасные келейницы, чаятельно, для большего в правоверии подвизания».
В заключении приводятся совсем уж легендарные факты зверств большака, «сильного первосвященника», который «сажает в цепь и бьёт и изгоняет противящихся ему». По словам Г.Р. Державина, «он один токмо и живёт и что все прочие суть его узники и данники».
Тимофей Ефремович Фан-дер-Флит (1775-1843), голландец по происхождению и православный по вероисповеданию, управлял губернией в 1825—1827 гг. Он считал, что «по всем отношениям положение Олонецкой епархии настоятельно требует особого пастыря». Он особо выделял то, что в губернии мало церквей и они бедны, а духовенство не имеет почти никакого веса. Поэтому-то «секты старообрядцев издавна овладели умами народа, многие уже престарелые люди никогда не бывали у исповеди и у Святого причастия». Губернатор считал, что улучшение положения духовенства будет благодетельно влиять на жителей, у коих ныне нет ничего, что бы могло смягчить своенравие и водворять между ними дух миролюбия и кротости, «коей здесь весьма не достаёт». Необходимым губернатор считал и постройку архиерейского дома и принадлежащих к нему зданий, которые смогут придать благолепие городу, который, по мнению Т.Е. Фан-дер-Флита, похож более на деревню.
Во время правления другого губернатора Николая Валерьяновича Муравьёва (1811-1869) в 1852-1856 гг., были изданы указы, определившие поворот к политике репрессивно-полицейского подавления старообрядчества. В 1854 г. при архиепископе Аркадии было ликвидировано и разграблено крупнейшее на севере России Выговское старообрядческое общежительство. В 1856 г. был закрыто 5 старообрядческих часовен и молелен. Губернатор поддержал архиепископа, ходатайствовавшего об открытии на месте Выговского общежительства православного монастыря, и отправил соответствующие документы в Петербург.
Интересные замечания по поводу старообрядчества имеются в отчёте за 1861 г. губернатора Александра Александровича Философова (1800—1864?), генерал-майора артиллерии, участника военных походов в Польшу, в Хиву, на Кавказ. С одной стороны, он отмечает приверженность крестьян к старине в обычаях (свадьба, похороны, крестины). С другой стороны, констатируя большую грамотность крестьян по сравнению с другими губерниями, считает это «следствием сильного развития раскола». Губернатор даже разработал меры, направленные на ослабление раскола. Действенными мерами он считал распространение образования и грамотности. При активном содействии губернатора в Петрозаводске в 1861 г. было открыто четырёхклассное училище для девиц. Также он ратовал за открытие в уездных городах губернии женских учебных заведений второго разряда, а при церквях - сельских школ как для мальчиков, так и для девочек. Для этого он изыскивал средства для вознаграждения священников «за исполнение обязанностей учителей».
Юлий Константинович Арсеньев (1818—1873), управлял губернией с 1862 по 1879 гг. Проблемами старообрядцев он занимался ещё будучи чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. В 1853-1854 гг. он выезжал в Новгородскую губернию, в Новоладожский уезд Санкт-Петербургской губернии со специальной экспедицией. В его отчёте были подробно описаны «состояние раскола», молитвенные учреждения и пр. Поэтому он уже знал о сильных традициях старообрядчества в Олонецкой губернии. В отчёте за 1868 г. он называет такие цифры: 990 мужчин и 2135 женщин, но при этом, зная истинное положение вещей, делает следующее замечание: большая часть народа «при внешнем исполнении обрядов православной церкви, придерживается раскольнических суеверий».
Григорий Григорьевич Григорьев (1819—1899) дольше других правил Олонецкой губерний: с 1870 по 1890 г. К старообрядцам он относился резко отрицательно. Отмечая в отчётах наличие учителей края «замечательной честности, нравственности», он противопоставляет большинству жителей раскольников, «ведущих скитскую жизнь», основанием которой, по его словам, «служит чувственный разврат, порождающий бесчисленное множество других пороков, прикрываемых маскою набожности и лицемерия».
Однако сам очень религиозный и даже писавший стихи о любви к Богу, он критиковал современных ему священнослужителей. В работе «О сущности власти губернатора и его официальном положении среди губернских должностных лиц» считал необходимым прекратить «соблазнительные беспорядки в монастырях и удалить недостойных священников». Клеймил некоторых резкими словами: «архиерейские певчие и служители - это иногда пьяная и буйная толпа».
В «Обзоре Олонецкой губернии», подготовленном is 1907 г. в период правления Николая Васильевича Протасьева (1853-1915), основавшего в губернии Отделение Православного братства, в разделе 6 под подзаголовком «Раскол» даются характеристики отдельным направлениям: даниловцам, странникам, бегунам и др. Цифры приведены такие: даниловцев — 937 чел., филипповцев -2685, аристовцев — 287, странников — 291, федосеевцев — 88.
Старообрядчество существовало в губернии, по его словам, издавна. Этому способствовало географическое положение: густые, непроходимые леса, малонаселённость, удалённость от правительственных центров, возможность скрываться от надзора полиции. Это привело к сплочению и устройству скитов, которые служили оплотом старообрядчества далеко за пределами Олонецкой губернии. Отмечается в обзоре и то, что память об этих общежительствах до сих пор живёт в населении, которое почитало скиты за монастыри и считало своей обязанностью посещать их с целью паломничества.
Даниловский толк, по мнению, губернатора, был силён, пока существовали Выгорецкие скиты. Старообрядчество успело пустить глубокие корни и вполне окрепнуть. Губернатор писал: «Простому народу с мало развитым пониманием религии нравилась набожность скитников, заключавшаяся в строгом выполнении обрядов богомоления и вообще в показном благочестии. Материальные богатства давали скитникам вести широкую благотворительность, что также располагало в пользу старообрядчества». Губернатор Протасьев отмечал и то, что материальное положение старообрядцев даже несколько лучшe, чем православных, так как они ведут более выдержанную жизнь, у них менее встречается пьянство, развита взаимопомощь, что сообщает старообрядчеству «устойчивость и живучесть. Старыми устоями они крепче православных».
Н.В. Протасьев считал, что немало содействовали оживлению старообрядцев дарование им свободы вероисповедания по закону от 17 апреля 1905 г., а также проведение Архангельской железной дороги: в Каргопольском уезде стали частыми гостями их сторонники из центральных епархий.
.ИСТОЧНИКИ
1. Источниковедение истории СССР. М., 1973. С.310-312.
2. Эпштейн Е.М. Г.Р. Державин в Карелии. Петрозаводск, 1987.С.10З-104.
3. Макаров И.Ю. Экспедиция Ю.К. Арссньева в Новгородскую губернию 1853—1854 годов // Старообрядчество: История, культура, современность. Вып.З. М., 1995. С.2—8.
4. Григорьев Г. Г. О сущности власти губернатора и его официальном положении среди губернских должностных лиц. Б.г.(Российская Национальная библиотека. Шифр 68/119).
5. Бацер М.И. Олонецкая епархия и карельский раскол в правление Николая Первого // Выговская поморская пустынь и её значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994. СП —12.
6. Национальный архив Республики Карелия: Ф.27. Оп.2. Д.4/53. Отчёт Т.Е. Фан-дер-Флита за 1824 г. С.4об.-5; Ф.27. Оп.2. Д.5/71. Отчёт В.Н. Муравьева за 1854 г. С.34об. Ф.27. Оп.2. Д.6/84. Отчёт А.А. Философова за 1861 г. С.Зоб., 7-9. Ф.27. Оп.2. Д.7/96. Отчёт Ю.К. Арсеньева за 1868 г. С.15об. Ф.27. Оп.4. Д.2/33. Записка Г.Г. Григорьева за 1870 г. С.27об. Ф.27. Оп.6. Д.2/18. Отчёт Н.В. Протасьева за 1907 г. С.22об.-24.
Мошина Татьяна Александровна - зам. директора Карельского государственного музея, г. Петрозаводск
|