Северные края России после никоновских реформ стали тем местом, куда устремились жаждущие древлего благочестия в надежде сохранить неповрежденной Веру Христову. Иноки Соловецкого монастыря, рассеянные после его разгрома в 1676 году, проповедовали людям наступление антихристова царства. Затем Выговское общежительство в течении 150 лет направляло христианскую жизнь в этих местах. Поэтому неудивительно, что среди ревнителей веры не нашлось желающих принять безблагодатное священство - поповцев на Севере практически не было.
Царское правительство и господствующая церковь принимали немалые усилия для искоренения Староверия. Делались попытки учредить единоверческие приходы, давались льготы переселенцам, придерживающимся официальной религии. Документальных свидетельств о староверцах Архангельска н окрестностей сохранилось мало, а может быть и тлеют они где-нибудь «под спудом».
В городе Архангельске на Благовещенской улице (ныне - Р. Люксембург) стоял добротный деревянный храм во имя Воскресения Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы. Построен он был, видимо, после 1905 года, так как имел признаки храма, что до этого было запрещено. В храме был прекрасный полный иконостас, серебряные и золоченые кресты, много книг. Настоятелем являлся Егор Алексеевич Русинов, а до него Н.И.Хомутинников, председателем — Яков Григорьевич Пярьков. Дочь Русинова, Анна Егоровна, исполняла обязанности головщицы. В общине признавали безевящеинословный брак и служили брачные молебны.
От Архангельска участвовали в работе Первого Всероссийского Собора 1909 года Н. И. Хомутинникоо и А. Я. Мосеев, а Второго — Е. А. Русинов и Шахнов (из дер. Лахта, как гость).
Храм в Архангельске существовал до 1930 года. В 1930 году здание отобрали, переоборудовали под детский сад, а в 1950 году снесли. Е. А. Русинов был репрессирован, а вскоре по освобождении, в 1942 году, умер. Анна Егоровна дожила до конца 60-х годов.
В 20 км от Архангельска в деревне Лахта на берегу Лахотского озера стояла красивая моленная с колокольней. Там также имелся полный иконостас и по боковым стенам стояли иконы. В центре солеи возвышался большого размера крест, было несколько Евангелий в дорогих окладах. До 1932 года вблизи существовал скит, в трех келиях жили старицы Шагина Мария Прокопьсвна, Лазарева Мария Федоровна, Шагина Наталия Алексеевна. Кажется, одна из них имела иноческий постриг. Храмовыми праздниками были Пренесение Нерукотворенного Образа и святых апостол Петра и Павла. Брачные принимались.
Я все это хорошо помню, потому что там провел детство. Мой дедушка, Шагин Михаил Прокопьевич, был председателем Лахотской общины, и я мальчиком ходил к каждой службе с дедушкой в храм и звонил на колокольне.
Настоятелем там был Шахнов (имя не помню). Он умер в 20-х годах. Вторым наставником был Михаил Иванович, старец из скита. Позднее настоятелем стал Иван Савельевич Елисеев. Клирошане - Сотников Н.С, Шагин Е.Н. были хорошими головщиками, знали солевое пение и писали сами певческие книги.
В 1920 году в Лахте состоялось совещание, где присутствовали настоятели окрестных общин: Шахнов, Е.А.Русинов, М.Г.Селезнев, С.Т.Лопенцев, А.Я.Мосеев, М.Н.Мамонов. Обсуждались, вероятно, многие вопросы, которые поставила Церкви жизнь после 1917 года.
Моленную разобрали и вывезли в 1937 году, построили из нее общежитие в 2 км от Лахты. Впоследствии здание было снесено. Службы продолжались в доме настоятеля И. С. Елисеева примерно до 1975 года. В 1976 году родственники увезли его в Москву, где он и умер.
В 70 км от Архангельска на берегу красивого Амбурского озера находилась Федосеевская моленная, где брачных на молитву не принимали. Там также был скит, имелись кельи и хозяйственные постройки. Руководительницей была Мамонова Павла Григорьевна. В 1963 году иконостас, книги и саму Мамонову вывезли на вертолете (место входит в погранзону).
Вблизи Архангельска в деревне Левковка также имелась поморская брачная община. Службы совершались в простом деревянном доме, который сгорел в 1932 году. Настоятелем общины был мой дядя Селезнев Михаил Григорьевич, начитанный духовный отец, хорошо знавший пение и устав. В 1933 году он был репрессирован, в 1938 вернулся и продолжал вести службу в своем доме до самой смерти в 1951 году. Даже в войну служба практически не прерывалась, хотя в те годы се можно было вести только нелегально. Председателем общины был Худяков Тимофей Иванович (умер в 60-х гг.), а его сын Семен являлся головщиком. К сожалению, он утонул в 50-х годах. На клиросе пела жена М.Г.Селезнева Марина Михайловна, а также Домна Александровна Карельская. После смерти М.Г.Селезнева служба продолжалась в его доме, настоятелем стал Михаил Николаевич Мамонов, который в 1961 году перешел в МО) ленную небрачных на Амбурское. Последующим настоятелем был в Левковке Тимофей Михайлович Худяков, умерший в 1982 году. Жил он в Северодвинске, приезжал на праздничные службы, исповеди, погребения. Большие надежды возлагались на безвременно умершего в 1980 году в сорокалетнем возрасте Владимира Михайловича Карельского. В настоящее время служба продолжается в Левковке, в доме вдовы старушки. Эта малочисленная община христиан поморского согласия, приемлющих брак, осталась единственной в окрестностях Архангельска. Клирошанами являются Худякова Евдокия Федоровна, Шестакова Марфа Алексеевна и Титова Агрепина Савишна под моим скромным руководством.
Помимо описанных еще имелась моленная в селе Верхняя Тойма, красивое здание деревянной церкви. Разрушена в 1978 году. До 1931 года настоятелем являлся Лопенцев Семен Тимофеевич (инок), переехавший затем в Левковку. Последнее время руководила группой христиан Чертополохова Анна Григорьевна. Отдельные староверцы жили еще в селе Нижняя Тойма, молились в частном доме, но все прекратилось после смерти хозяйки.
Во всех общинах было принято поморское наонное пение, вечером служили вечерню н павечерницу, ранним утром — полунощницу, утреню, часы, молебен.
Царствие Небесное ревнителям Веры Христовой, потрудившимся на Архангслогородско! земле. Даруй, Господи, чтобы их пример оказался не забытым для их потомков.
А.Г.Котцов
Архангельск
Старообрядческий церковный календарь на 1992 год
|