Северо-Запад России искони был средоточием духовной жизни. Монастыри и скиты украшали эти земли. Новгородские пределы славились и богатством, и духовностью. Туда входили и псковские земли до обретения им независимости Псков был одним из древних форпостов, крайним защитником и хранителем Великого Новгорода и всей русской земли.
Став самостоятельным городом и, в какой-то степени, конкурентом новгородского направления, Псков наряду с Новгородом снискал славу мощного оплота на западной окраине, и процветал в торговле, строительством чудных храмов, прославился многими святыми и чудотворцами, просиявшими своим житием на псковской земле.
C наступлением времени великого раскола Новгород и Псков стали центрами распространения Старой Веры в этих землях. Преследование страдальцев за древнее благочестие началось после неудачного стрелецкого восстания в 1682 году, когда был в числе других схвачен и сожжен старец Варлаам из Пско-во-Печерского монастыря, казнены многие псковичи, купцы и дворяне.
Но казни и преследования не остановили распространения старообрядчества и, особенно, староверцев федосеевского и поморского согласия, выходцев из Выговского общежительства, основанного в 1694 году и ставшего центром Поморского Староверия.
Культура Пскова влияла на деятельность Выговского общежития в прикладном искусстве, резьбе по дереву, иконографии и других. Автор «Винограда Российского» Симеон Дионисьевич получал от Игната Ефремова, выборного старосты «суземка», сведения о псковских страдальцах, списки пострадавших за Веру. Устав киновии Выговской пустыни, был составлен с учетом, если не образцу, монастырских обителей Евфросина Псковского и Савы Крыпецкого, помимо основных — Соловецкого и Кирило-Белоезерского. Основатели пустыни посылали на поиски древних книг и икон по всей России, и, в первую очередь, в Новгород и Псков в начале XVIII века.
Так традиции городов святой Руси и монастырские уставы переходили в быт и церковную деятельность Выголексинского общежительства. А позже, когда Выговская киновия стала развитым центром духовным и организационным в Староверии, псковские, новгородские и все староверы-поморцы получали поддержку, материальную и духовную, в становлении, образовании и строительстве поморских общин по всей Руси великой, наипаче же в новгородских пределах и псковских землях.
История Староверия в Псковской области — отдельная большая тема, поскольку староверческие деревни, моленные были почти во всех районах области, в советское время неоднократно менявшей свои границы. Настоящая статья посвящена истории псковских моленных и выдающимся старообрядцам-поморцам г. Пскова, среди которых были фамилии, известные в прошлом по всей России. По воспоминаниям старожилов, в начале XIX ] существовала моленная на берегу Малой Псковы : бывшей шпагатной фабрикой. То было время актив- j ного насаждения единоверия, к которому в 1843 г. присоединяется часть псковских старообрядцев, вероятно, вместе с отобранным храмом, как случалось во многих местах России.
Документальные свидетельства есть о моленной и школе на Конной ул., которые устраивает купец В. Н. Хмелинский. После времен гонений Николая I, в I 1844 г. он подает прошение, и в 1846 г. власти разрешают ему проводить богослужения по старым обрядам.
На Лесной улице, д. 13 (ныне ул. Волкова) находился молитвенный дом старообрядцев-поморцев. Скорее всего, он был построен в конце прошлого века, но по другим данным, дом был приобретен специально для моленной еще в 30-х годах XIX века. Возможно, здание перестраивалось. Устроителями сей моленной были купцы Жуковы и Булынниковы. Это было одноэтажное деревянное здание с железной кровлей, в цокольной части из бутовой плиты, снаружи и внутри оштукатуренное, имелся подвал. В начале XX в. наставником молитвенного дома был отец Иларион Савельевич Харитоненко, председателем совета — Илья Иванович Булынников (умер в 1913 г.).
После 1905 г., когда староверцам разрешили строить моленные в виде храмов, в Пскове появляется храм с золоченым куполом, воздвигнутый по проекту Г. Ф. Станкевича на средства Петра Дионисьевича Батова в 1906-1907 гг. на Завеличье, на Конной улице, рядом с его домовладением. Храм был построен в псевдодревнерусском стиле. Моленная была замечательна по богатейшему собранию икон. Во время богослужений в нее в качестве зрителей допускались и иноверные. При самом же доме Батова имелась особая домашняя моленная с редчайшими и драгоценнейшими иконами.
"Батовская" моленная. Справа - дом П.Д.Батова
При моленной содержались и воспитывались девочки из малообеспеченных семей, сироты. По воспоминаниям одной из воспитанниц, Пелагии Михайловны Архиповой, к девочкам очень хорошо относились и сам Петр Дионисьевич, и его супруга Елизавета Васильевна. Часто раздавали гостинцы, интересовались нуждами. Девочек обучали церковной грамоте, в их обязанность входили «стойки» — непрерывное чтение заупокойного псалтыря.
Старообрядческой общиной было решено основать большой храм на Лесной улице. В 1914-1915 годах рядом с их молитвенным домом началось строительство этой уникальной и неповторимой церкви по проекту А. А. Подчекаева во имя святых чудотворцев Козмы и Дамиана. Строительство велось на добровольные пожертвования, но и из-за начавшейся Первой мировой войны, а затем гражданской войны, растянулось на долгие годы. Храм из красного кирпича с куполом и колокольней был покрыт оцинкованным железом. Имеется довольно четкое изображение храма на открытке 1918 года (еще в строительных лесах). Это была довольно большая церковь и создавала неповторимый облик всего Запсковья.
Церковь была построена под углом 60 градусов (по отношению к Лесной улице). К обширному четверику примыкала передняя часть, над которой возвышался неповторимый по форме широкий восьмигранный барабан с огромным шатром и главкой. С запада находился притвор со столпообразной колокольней. С улицы — входные церковные ворота из такого же красного кирпича. Они были неповторимы, и сразу бросались в глаза множеством декоративных высокохудожественных украшений. В одном из сохранившихся протоколов собраний прихожан за 1922 год говорится, что все строительство велось исключительно на добровольные пожертвования членов общины. Остается только догадываться, какой ценой давалось оно старообрядцам.. Во времена разгула богоборческого режима умудряться продолжать возведение своей первой долгожданной святыни — надо иметь не только непоколебимую веру, но и личное мужество.
К сожалению, служить в этом храме так и не пришлось. В начале 30-х годов он был отобран у общины, и постепенно разобран. Весь материал употребили для строительства городской бани. Сейчас на правой стороне улицы Волкова (бывшая Лесная) между улицами Труда и Герцена стоят всего два многоэтажных жилых дома. На месте церковных ворот проложена дорожка, ведущая во двор дома № 3, а там где была старообрядческая церковь — бесхозный пустырь с остатками фундамента.
В 1925 году в Пскове было две зарегистрированные поморские общины - «Батовская» на Конной ул., д. 6 и на Лесной ул. д. 13. В конце 1920-х годов в бывшем доме М. С. Хме-линского на улице Герцена, д. 6, была также зарегистрирована старообрядческая община. Но уже в мае 1932 года она слилась со старообрядческой общиной на Лесной улице.
«Батовская» моленная действовала до середины 30-х годов. Затем здание моленной отобрали, лишили золоченого купола. После Великой Отечественной войны там размещался Дом Народного Творчества, а с 1963 г. и до сего дня здесь находится областной детский Театр Кукол, и почти ничто не напоминает о былой красоте.
Дольше просуществовала община на Лесной. Но 31 марта 1941 года Псковский горсовет постановил: «Ввиду отказа старообрядческой двадцатки от дальнейшей аренды культового здания договор с двадцаткой на аренду здания расторгнуть, помещение из числа культовых зданий исключить, передав его в эксплуатацию Псковскому жилуправлению, т. к. помещение культа находилось в обычном, не церковного типа доме и музейного значения не имеет, иконы и другой инвентарь передать ГорФО».
Отобранное здание было разрушено бомбой, как говорят, в первый же день войны. Во второй половине 1942 г. община исходатайствовала у оккупационных властей церковь Василия «на Горке» в центре Пскова, где и проводились богослужения. Вспоминали, что общине после войны предлагалось помещение домашней «Батовской» моленной, но от него отказались ввиду того, что оно было неправильно ориентировано: окнами на восток, а иконостасом — на юг. В 1947 году на церкви Василия «на Горке» начались ремонтно-реставрационные работы, а старообрядцам предоставили церковь св. Николы «от Каменной ограды», на улице Розы Люксембург, где совершаются службы и по сей день.
С середины 30-х годов и до своей смерти 26 февраля 1987 г. общиной руководил настоятель о. Макарий Аристархович Епифанов, опытный духовник, начетчик, хорошо известный далеко за пределами Пскова, на всем Северо-Западе России и в Прибалтике, один из лучших наставников Поморской Церкви второй половины XX в. За организацию богослужения в оккупированном Пскове он был репрессирован, 10 лет находился в заключении, о. Макарий хорошо лично знал весь приход, поддерживал должный уровень духовной дисциплины, богослужения, строго соблюдая традиции Поморского Староверия.
Долгие годы в тяжелый богоборческий период Председателем общины был В. Родионов.
В настоящее время вот уже 11 лет богослужением руководит благочестивая старица Мелания Егоровна Иванова, должным образом соблюдая весь порядок, бывший при о. Макарий. Ей помогает дочь о. Макария - Олимпиада Макарьевна Широкова. Любительский причт общины — женский, включает около 10 человек. Для совершения исповеди и крещения приглашался из Риги наставник о. Георгий Михайлович Подгурский, а после его смерти - о. Владимир Викторович Шамарин из Петербурга.
Правление общины в 80-е, начало 90-х годов возглавлял Иларион Иванович Иванов, ему помогали Екатерина Ивановна Шишкина и Анна Ивановна.
За последние годы община заметно развивается. С 1997 г. Председателем является Иванова Валентина Андреевна, имеющая опыт светской руководящей деятельности, которая сумела вовлечь в церковную деятельность християн-мужчин, способных помочь общине. Сложилось мужское «ядро» во главе с Михаилом Викуловичем Радионовым, сумевшее в короткий I срок решить целый ряд вопросов. Произведен внутренний ремонт храма с расширением площади моленной, строительством дополнительной келий, конструкцией притвора. Проводится паровое отопление. Территория обнесена новым забором.
Пока развитие идет в хозяйственном направлении, но есть надежда, что с помощью Божией община обретет постоянного наставника, и духовная деятельность также будет развиваться.
Отдельного повествования заслуживают поморские семьи, являющие собой пример Веры, пример церковного попечительства и преемственности. Самыми известными старообрядцами в Пскове в конце XIX и начале XX века считались Хмелинские, Батовы, Жуковы, Булынниковы. Древний род Булынниковых проживал во Пскове еще во времена Ивана Грозного на нынешнем Милицейском островке. В начале XX столетия жили на Алексеевской ул. в двухэтажном доме, сохранившемся до наших дней. Еще в 60-е годы среди прихожан общины была женщина из потомков этой фамилии. Из Жуковых известны Симеон Матвеевич и его сын Пантелеймон Симеонович. Они были организаторами и попечителями моленной на Лесной ул.
Одним из самых больших и известных родов города Пскова, придерживавшихся Старой Веры, был род Хмелинских. Псковские старообрядцы поддерживали тесную связь с Выговской обителью и вели богослужения по поморскому Уставу. Наиболее известным из рода Хмелинских был псковский купец Николай Иванович Хмелинский (умер в 1863 г.). Он много сделал для упрочения древлеправославной Веры в Пскове и много страдал от властей за свою Веру. Его каменный дом находился на Запсковье. После смерти Николая Ивановича, дом в 1863 г. по его завещанию перешел к сыну Ивану Николаевичу Хмелинскому. Другой его сын Семен Николаевич — псковский 2-й гильдии купец, гласный Городской Думы — в 1865 г. I купил на Запсковье, на Богоявленской улице двух- I этажный каменный дом с флигелями (ныне ул. Гер цена, 6-А). Видимо, тогда же он выстроил еще один I двухэтажный дом (ныне ул. Герцена, б), где устроил I домашнюю моленную. После его смерти 17 марта I 1899 г. дом перешел к его сыну Михаилу Семеновичу Хмелинскому. После революции в середине 1920-х ] годов при доме М. С. Хмелинского был зарегистрирован молитвенный дом. В 1932 г. при описи имущества общины присутствовала некто Хмелинская (возможно жена или дочь М. С. Хмелинского), а самого М. С. Хмелинского видимо уже не было в живых.
Третьим сыном Н. И. Хмелинского был Василий Николаевич Хмелинский - 1-й гильдии купец, гласный Городской Думы, он первым из псковичей получил высшее звание для купечества - «коммерции советник». В архиве сохранилось дело за 1844-1846 гг. по прошению купцов Хмелинского и других устраивать богослужения по старым обрядам. В 1849 году Василий Хмелинский и Иван Игнатьев подают прошение крестить своих детей по старым обрядам. В середине XIX века (скорее всего в 1840-х годах) Василий Николаевич женился на Марии Петровне (девичья фамилия неизвестна). Они поселяются в доме ее родителей на Завеличье, на Конной улице.
В 1863 г. Псков посетил писатель Лесков. Он поселился у В. Н. Хмелинского и впоследствии описал что В. Н. Хмелинский был очень известным купцом в Пскове, и при его доме находилась поморская моленная и воскресная школа.
В 1866 году по духовному завещанию жены Марии Петровны все домовладение на Завеличье, между Рижской и Конной улицами переходит в полное владение В. Н. Хмелинского. Василий Николаевич вместе со своим братом Семеном Николаевичем владели еще каждый домами на Великолуцкой улице. Дочь В. Н. Хмелинского Елизавета Васильевна выходит замуж за Петра Дионисьевича Батова, сына известного в России начетчика Дионисия Васильевича Батова. Семья Батовых владела обширным двором с несколькими постройками на Завеличье (двор Батова, Рижский пр., 2), доходным домом на Архангельской улице и другими. После смерти 5 июня 1899 г. В. Н. Хмелинского все его домовладение на Конной улице переходит к П. Д. Батову.
Сам Петр Дионисьевич был гласным городской Думы, почетным блюстителем городской богадельни на Завеличье, членом советов Вольного пожарного общества и общества сельского хозяйства. В декабре 1918 года, после освобождения Пскова от германских войск, П. Д. Батов был расстрелян большевиками. После его смерти Елизавета Васильевна скрывалась по староверческим деревням Порховского уезда, а в дальнейшем до конца жизни (в 30-х годах) жила с благочестивой християнкой Татьяной Артамоновной Савельевой.
Дочь же их, Серафима, еще до 1917 г. тайно сбежавшая из дому с женихом-никонианином, ставшим в дальнейшем священником, даже овдовев, не вернулась к Вере предков и вплоть до .кончины проживала при новообрядческой церкви в Волосово Ленинградской области.
В. Н. Хмелинский, С. Н. Хмелинский, их жены, а также их отец Н. И. Хмелинский и мать Александра Федоровна Хмелинская похоронены на Мироносиц-ком кладбище. Там же был перезахоронен прах П. Д. Батова (летом 1919 года), после его расстрела в декабре 1918 года.
А.Н. Ефимов В.В. Шамарин
Календарь ДПЦ на 2000 год
|