Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Дек-26, 06:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Север и Северо-Запад России

Ефимов А.Н., Шамарин В.В. Староверие в Пскове
Северо-Запад России искони был средоточием ду­ховной жизни. Монастыри и скиты украшали эти земли. Новгородские пределы славились и богатством, и духовностью. Туда входили и псковские земли до обретения им независимости Псков был одним из древних форпостов, крайним защитником и храните­лем Великого Новгорода и всей русской земли.  
 
Став самостоятельным городом и, в какой-то сте­пени, конкурентом новгородского направления, Псков наряду с Новгородом снискал славу мощного оплота на западной окраине, и процветал в торговле, строительством чудных храмов, прославился многими святыми и чудотворцами, просиявшими своим жити­ем на псковской земле. 
 
C наступлением времени великого раскола Новго­род и Псков стали центрами распространения Старой Веры в этих землях. Преследование страдальцев за древнее благочестие началось после неудачного стре­лецкого восстания в 1682 году, когда был в числе других схвачен и сожжен старец Варлаам из Пско-во-Печерского монастыря, казнены многие псковичи, купцы и дворяне.
 
Но казни и преследования не остановили распро­странения старообрядчества и, особенно, староверцев федосеевского и поморского согласия, выходцев из Выговского общежительства, основанного в 1694 году и ставшего центром Поморского Староверия.
 
Культура Пскова влияла на деятельность Выгов­ского общежития в прикладном искусстве, резьбе по дереву, иконографии и других. Автор «Винограда Рос­сийского» Симеон Дионисьевич получал от Игната Ефремова, выборного старосты «суземка», сведения о псковских страдальцах, списки пострадавших за Веру. Устав киновии Выговской пустыни, был составлен с учетом, если не образцу, монастырских обителей Евфросина Псковского и Савы Крыпецкого, помимо основных — Соловецкого и Кирило-Белоезерского. Основатели пустыни посылали на поиски древних книг и икон по всей России, и, в первую очередь, в Новгород и Псков в начале XVIII века.
 
Так традиции городов святой Руси и монастырские уставы переходили в быт и церковную деятельность Выголексинского общежительства. А позже, когда Выговская киновия стала развитым центром духов­ным и организационным в Староверии, псковские, новгородские и все староверы-поморцы получали поддержку, материальную и духовную, в становлении, образовании и строительстве  поморских общин по всей Руси великой, наипаче же в новгородских преде­лах и псковских землях.
 
История Староверия в Псковской области — от­дельная большая тема, поскольку староверческие де­ревни, моленные были почти во всех районах облас­ти, в советское время неоднократно менявшей свои границы. Настоящая статья посвящена истории псковских моленных и выдающимся старообряд­цам-поморцам г. Пскова, среди которых были фами­лии, известные в прошлом по всей России. По воспоминаниям старожилов, в начале XIX ] существовала моленная на берегу Малой Псковы : бывшей шпагатной фабрикой. То было время актив- j ного насаждения единоверия, к которому в 1843 г. присоединяется часть псковских старообрядцев, веро­ятно, вместе с отобранным храмом, как случалось во многих местах России.
 
Документальные свидетельства есть о моленной и школе на Конной ул., которые устраивает купец В. Н. Хмелинский. После времен гонений Николая I, в I 1844 г. он подает прошение, и в 1846 г. власти разре­шают ему проводить богослужения по старым обря­дам.
 
На Лесной улице, д. 13 (ныне ул. Волкова) нахо­дился молитвенный дом старообрядцев-поморцев. Скорее всего, он был построен в конце прошлого ве­ка, но по другим данным, дом был приобретен специ­ально для моленной еще в 30-х годах XIX века. Воз­можно, здание перестраивалось. Устроителями сей моленной были купцы Жуковы и Булынниковы. Это было одноэтажное деревянное здание с железной кровлей, в цокольной части из бутовой плиты, снаружи и внутри оштукатуренное, имелся подвал. В нача­ле XX в. наставником молитвенного дома был отец Иларион Савельевич Харитоненко, председателем совета — Илья Иванович Булынников (умер в 1913 г.).
 
После 1905 г., когда староверцам разрешили стро­ить моленные в виде храмов, в Пскове появляется храм с золоченым куполом, воздвигнутый по проекту Г. Ф. Станкевича на средства Петра Дионисьевича Батова в 1906-1907 гг. на Завеличье, на Конной ули­це, рядом с его домовладением. Храм был построен в псевдодревнерусском стиле. Моленная была замеча­тельна по богатейшему собранию икон. Во время бо­гослужений в нее в качестве зрителей допускались и иноверные. При самом же доме Батова имелась осо­бая домашняя моленная с редчайшими и драгоцен­нейшими иконами.
 
 
"Батовская" моленная. Справа - дом П.Д.Батова
 
При моленной содержались и воспитывались де­вочки из малообеспеченных семей, сироты. По вос­поминаниям одной из воспитанниц, Пелагии Михай­ловны Архиповой, к девочкам очень хорошо относи­лись и сам Петр Дионисьевич, и его супруга Елизаве­та Васильевна. Часто раздавали гостинцы, интересо­вались нуждами. Девочек обучали церковной грамоте, в их обязанность входили «стойки» — непрерывное чтение заупокойного псалтыря.
 
Старообрядческой общиной было решено основать большой храм на Лесной улице. В 1914-1915 годах рядом с их молитвенным домом началось строитель­ство этой уникальной и неповторимой церкви по про­екту А. А. Подчекаева во имя святых чудотворцев Козмы и Дамиана. Строительство велось на добро­вольные пожертвования, но и из-за начавшейся Пер­вой мировой войны, а затем гражданской войны, рас­тянулось на долгие годы. Храм из красного кирпича с куполом и колокольней был покрыт оцинкованным железом. Имеется довольно четкое изображение храма на открытке 1918 года (еще в строительных лесах). Это была довольно большая церковь и создавала не­повторимый облик всего Запсковья.
 
Церковь была построена под углом 60 градусов (по отношению к Лесной улице). К обширному четверику примыкала передняя часть, над которой возвышался неповторимый по форме широкий восьмигранный барабан с огромным шатром и главкой. С запада на­ходился притвор со столпообразной колокольней. С улицы — входные церковные ворота из такого же красного кирпича. Они были неповторимы, и сразу бросались в глаза множеством декоративных высоко­художественных украшений. В одном из сохранившихся протоколов собраний прихожан за 1922 год говорится, что все строительство велось исключи­тельно на добровольные пожертвования членов об­щины. Остается только догадываться, какой ценой давалось оно старообрядцам.. Во времена разгула богоборческого режима умудряться продолжать возведе­ние своей первой долгожданной святыни — надо иметь не только непоколебимую веру, но и личное мужество.
 
К сожалению, служить в этом храме так и не при­шлось. В начале 30-х годов он был отобран у общины, и постепенно разобран. Весь материал употребили для строительства городской бани. Сейчас на правой сто­роне улицы Волкова (бывшая Лесная) между улицами Труда и Герцена стоят всего два многоэтажных жилых дома. На месте церковных ворот проложена дорожка, ведущая во двор дома № 3, а там где была старооб­рядческая церковь — бесхозный пустырь с остатками фундамента.
 
В 1925 году в Пскове было две зарегистрирован­ные поморские общины - «Батовская» на Конной ул., д. 6 и на Лесной ул. д. 13. В конце 1920-х годов в бывшем доме М. С. Хме-линского на улице Герцена, д. 6, была также зареги­стрирована старообрядческая община. Но уже в мае 1932 года она слилась со старообрядческой общиной на Лесной улице.
 
«Батовская» моленная действовала до середины 30-х годов. Затем здание моленной отобрали, лишили золоченого купола. После Великой Отечественной войны там размещался Дом Народного Творчества, а с 1963 г. и до сего дня здесь находится областной дет­ский Театр Кукол, и почти ничто не напоминает о былой красоте.
 
Дольше просуществовала община на Лесной. Но 31 марта 1941 года Псковский горсовет постановил: «Ввиду отказа старообрядческой двадцатки от даль­нейшей аренды культового здания договор с двадцат­кой на аренду здания расторгнуть, помещение из чис­ла культовых зданий исключить, передав его в экс­плуатацию Псковскому жилуправлению, т. к. поме­щение культа находилось в обычном, не церковного типа доме и музейного значения не имеет, иконы и другой инвентарь передать ГорФО».
 
Отобранное здание было разрушено бомбой, как говорят, в первый же день войны. Во второй полови­не 1942 г. община исходатайствовала у оккупацион­ных властей церковь Василия «на Горке» в центре Пскова, где и проводились богослужения. Вспомина­ли, что общине после войны предлагалось помещение домашней «Батовской» моленной, но от него отказа­лись ввиду того, что оно было неправильно ориенти­ровано: окнами на восток, а иконостасом — на юг. В 1947 году на церкви Василия «на Горке» начались ремонтно-реставрационные работы, а старообрядцам предоставили церковь св. Николы «от Каменной ог­рады», на улице Розы Люксембург, где совершаются службы и по сей день.
 
С середины 30-х годов и до своей смерти 26 фев­раля 1987 г. общиной руководил настоятель о. Макарий Аристархович Епифанов, опытный духовник, на­четчик, хорошо известный далеко за пределами Пско­ва, на всем Северо-Западе России и в Прибалтике, один из лучших наставников Поморской Церкви вто­рой половины XX в. За организацию богослужения в оккупированном Пскове он был репрессирован, 10 лет находился в заключении, о. Макарий хорошо лич­но знал весь приход, поддерживал должный уровень духовной дисциплины, богослужения, строго соблю­дая традиции Поморского Староверия.
 
Долгие годы в тяжелый богоборческий период Председателем общины был В. Родионов.
 
В настоящее время вот уже 11 лет богослужением руководит благочестивая старица Мелания Егоровна Иванова, должным образом соблюдая весь порядок, бывший при о. Макарий. Ей помогает дочь о. Макария - Олимпиада Макарьевна Широкова. Любительский причт общины — женский, включает около 10 человек. Для совершения исповеди и крещения при­глашался из Риги наставник о. Георгий Михайлович Подгурский, а после его смерти - о. Владимир Вик­торович Шамарин из Петербурга.
 
Правление общины в 80-е, начало 90-х годов воз­главлял Иларион Иванович Иванов, ему помогали Екатерина Ивановна Шишкина и Анна Ивановна.
 
За последние годы община заметно развивается. С 1997 г. Председателем является Иванова Валентина Андреевна, имеющая опыт светской руководящей дея­тельности, которая сумела вовлечь в церковную дея­тельность християн-мужчин, способных помочь общине. Сложилось мужское «ядро» во главе с Михаи­лом Викуловичем Радионовым, сумевшее в короткий I срок решить целый ряд вопросов. Произведен внутренний ремонт храма с расширением площади мо­ленной,  строительством дополнительной келий, конструкцией притвора. Проводится паровое отопление. Территория обнесена новым забором.
 
Пока развитие идет в хозяйственном направлении, но есть надежда, что с помощью Божией община об­ретет постоянного наставника, и духовная деятель­ность также будет развиваться.
 
Отдельного повествования заслуживают поморские семьи, являющие собой пример Веры, пример цер­ковного попечительства и преемственности. Самыми известными старообрядцами в Пскове в конце XIX и начале XX века считались  Хмелинские, Батовы, Жуковы, Булынниковы. Древний род Булынниковых проживал во Пскове еще во времена Ивана Грозного на нынешнем Милицейском островке. В начале XX столетия жили на Алексеевской ул. в двухэтажном доме, сохранившемся до наших дней. Еще в 60-е годы среди прихожан об­щины была женщина из потомков этой фамилии.  Из Жуковых известны Симеон Матвеевич и его сын Пантелеймон Симеонович. Они  были организа­торами и попечителями моленной на Лесной ул.
 
Одним из самых больших и известных родов горо­да Пскова, придерживавшихся Старой Веры, был род Хмелинских. Псковские старообрядцы поддерживали тесную связь с Выговской обителью и вели богослу­жения по поморскому Уставу. Наиболее известным из рода   Хмелинских   был   псковский   купец   Николай Иванович  Хмелинский  (умер  в   1863 г.).  Он много сделал  для   упрочения  древлеправославной   Веры в Пскове и много страдал от властей за свою Веру. Его каменный дом находился на Запсковье. После смерти Николая Ивановича, дом в 1863 г. по его завещанию перешел к сыну  Ивану Николаевичу Хмелинскому. Другой его сын Семен Николаевич —   псковский 2-й  гильдии купец, гласный Городской Думы —   в 1865 г. I купил на Запсковье, на Богоявленской улице двух- I этажный каменный дом с флигелями (ныне ул. Гер цена, 6-А). Видимо, тогда же он выстроил еще один I двухэтажный дом (ныне ул. Герцена, б), где устроил I домашнюю  моленную.   После его смерти   17 марта I 1899 г. дом перешел к его сыну Михаилу Семеновичу  Хмелинскому.  После революции в середине  1920-х ] годов при доме  М.  С.  Хмелинского был зарегистрирован молитвенный дом. В 1932 г. при описи иму­щества   общины   присутствовала   некто   Хмелинская (возможно жена или дочь М. С. Хмелинского), а са­мого М. С. Хмелинского видимо уже не было в живых.
 
Третьим сыном Н. И. Хмелинского был Василий Николаевич Хмелинский - 1-й гильдии купец, глас­ный Городской Думы, он первым из псковичей полу­чил высшее звание для купечества - «коммерции советник». В архиве сохранилось дело за 1844-1846 гг. по прошению купцов Хмелинского и других устраи­вать богослужения по старым обрядам. В 1849 году Василий Хмелинский и Иван Игнатьев подают про­шение крестить своих детей по старым обрядам. В середине XIX века (скорее всего в 1840-х годах) Василий Николаевич женился на Марии Петровне (девичья фамилия неизвестна). Они поселяются в до­ме ее родителей на Завеличье, на Конной улице.
 
В 1863 г. Псков посетил писатель Лесков. Он по­селился у В. Н. Хмелинского и впоследствии описал что В. Н. Хмелинский был очень известным купцом в Пскове, и при его доме находилась поморская молен­ная и воскресная школа.
 
В 1866 году по духовному завещанию жены Марии Петровны все домовладение на Завеличье, между Рижской и Конной улицами переходит в полное вла­дение В. Н. Хмелинского. Василий Николаевич вме­сте со своим братом Семеном Николаевичем владели еще каждый домами на Великолуцкой улице. Дочь В. Н. Хмелинского Елизавета Васильевна выходит замуж за Петра Дионисьевича Батова, сына известного в России начетчика Дионисия Васильевича Батова. Се­мья Батовых владела обширным двором с нескольки­ми постройками на Завеличье (двор Батова, Рижский пр., 2), доходным домом на Архангельской улице и другими. После смерти 5 июня 1899 г. В. Н. Хмелин­ского все его домовладение на Конной улице перехо­дит к П. Д. Батову.
 
Сам Петр Дионисьевич был гласным городской Думы, почетным блюстителем городской богадельни на Завеличье, членом советов Вольного пожарного общества и общества сельского хозяйства. В декабре 1918 года, после освобождения Пскова от германских войск, П. Д. Батов был расстрелян большевиками. После его смерти Елизавета Васильевна скрывалась по староверческим деревням Порховского уезда, а в дальнейшем до конца жизни (в 30-х годах) жила с благочестивой християнкой Татьяной Артамоновной Савельевой.
 
Дочь же их, Серафима, еще до 1917 г. тайно сбе­жавшая из дому с женихом-никонианином, ставшим в дальнейшем священником, даже овдовев, не верну­лась к Вере предков и вплоть до .кончины проживала при новообрядческой церкви в Волосово Ленинград­ской области.
 
В. Н. Хмелинский, С. Н. Хмелинский, их жены, а также их отец Н. И. Хмелинский и мать Александра Федоровна Хмелинская похоронены на Мироносиц-ком кладбище. Там же был перезахоронен прах П. Д. Батова (летом 1919 года), после его расстрела в декаб­ре 1918 года.

А.Н. Ефимов В.В. Шамарин

 

Календарь ДПЦ на 2000 год 

 

 

Категория: Север и Северо-Запад России | Добавил: samstar-biblio (2008-Мар-31)
Просмотров: 2410

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz