Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Мар-28, 19:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Север и Северо-Запад России

Новгородская Поморская община

Для Староверия особое значение имеет нынешний Северо-запад, в прошлом Архангельская, Новгород­ская, Псковская, Вологодская и Невельская губернии. Новгород и Псков естественно стали местом кон­центрации староверческого населения. А в Новгород­ской области до сих пор имеется верующие самых строгих правил в посте и молитве, которые сами и их потомки переселились по различным обстоятельствам жизни в город, в прошлом - славный и богобояз­ненный Новгород.

Будущий председатель Новгородской общины, Лидия Афанасьевна Михеева, на вселенские панихи­ды посещала ближайшие общины в Новгородской области, а на великие праздники приезжала в столич­ные города. Впервые церковное пение она услышала в 1955 году на Коломенской улице в храме Ленин­градской общины. В последующие годы бывала и в Рижской общине. После смерти матери, будучи в разводе с мужем, приблизилась к духовной жизни, занялась чтением псалтыря, канонов по умершим и других канонов. В 1985 году на праздник Троицы посетила Московскую общину. Возвращаясь из по­ездки в Старую Руссу, в пути задумалась о создании общины в Новгороде. После ответа из Вильнюса начались местные хождения по городским и област­ным инстанциям, получив категорический отказ.

14 августа 1988 года в год празднования Тысячеле­тия Крещения Киевской Руси в храме, тогда еще Ленинградской общины, молились соборную службу и молебен Всемилостивому Спасу. Это была первая служба после пристройки к старой колокольне нового большого помещения с куполом. После службы со­стоялся разговор с настоятелем общины, когда было принято решение и полная договоренность о регист­рации Новгородской и помощи со стороны Невской общины.

Власти Новгорода не торопились регистрировать общину, список верующих был собран немного менее 150 человек. И только телеграмма в Правительство Москвы ускорила передачу храма Рожества Богоро­дицы общине.

Настоятелем общины был зарегистрирован Анато­лий Федорович Степанов, из Выборга, приезжавший в храм на большие праздники и исповедавший при­хожан в Великий пост.

Начались новые тяготы благоустройства храма, ко­торый был в запущенном состоянии. По идеологиче­ской традиции того времени, почти все церкви были овощными хранилищами и складами. К середине февраля 1990 года основной ремонт был закончен, а в праздник Благовещения прошла первая соборная служба с участием гостей из Старой Руссы и других городов Новгородчины. Многие молились со слезами радости. Работа по благоустройству продолжалась. Необходимо было помещение обеспечить водой, электроэнергией и теплом.

Особенные трудности были с отоплением. Хло­потное дровяное, дорогое электрическое и, наконец, проведено   газовое   центральное   отопление.   Стены сияют белизной, иконостас поставлен, клироса обо­рудованы, полы покрашены. Основные работы закон­чены. Приближается храмовой праздник Рожества Богородицы, на который собрались гости со многих городов Северо-запада: из Риги, Ленинграда и Новго­родской области — Старой Руссы, Бурги и Крестец.

Праздничную большую икону Рожества Богороди­цы, семейную реликвию Бариновых, прислали Роза­новы (по болезни не приехавшие на престольный праздник) через супругов Дубковских. Как и подоба­ет, храмовый Образ стоит на престоле. Весь храм вместе с пристройкой заполнился многочисленными верующими, гостями и прихожанами, а также пред­ставителями прессы. Состоялось освящение храма. Еще задолго до регистрации общины Лидия Афанась­евна начала собирать книги и иконы для будущего храма. Объездила всю Новгородскую область неодно­кратно бывала в Крестцах и деревнях этого района, Хотоли и Добрости, в городах Пестово, Сольцах и Окуловке, где собрано больше всего икон с помощью Анны Афанасьевны Шанченко. Из Бурги Малови-шерского района Михаил Васильевич Никитин пода­рил большую икону Новгородских чудотворцев через Невскую общину. Церковь украсилась духовными дарами пожертвователей.

Постепенно в храме стали проводиться не только соборные службы, но и частные требоисполнения. Помимо основного молитвенного здания, церкви во имя Рожества Богородицы, древней постройки 1379 года, общине была передана трапезная монастыря во имя Михаила Малеина. Новгород и его чудный храм стал привлекать внимание многих искренне верую­щих. И, как в таких случаях бывает, людей со скры­тыми собственными интересами. Чаще всего посеща­ли общину молодые люди, приобретшие поверхност­ные навыки ведения службы и претендующие на главенство в правлении общины. Из Москвы. Ле­нинграда и Риги приезжали единовременные и «постоянные» служители, жаждущие первенства и власти. Слава Богу, Господь отвел опасность от толь­ко что образовавшейся общины, не дав ей разделить­ся благодаря своевременным совместным действиям городских представителей и Российского Совета. Раздорники под маской «ревнителей благочестия и знаменного пения» покинули общину и Новгород­скую область.

Мария Федоровна Егорова приезжала из Старой Руссы. Обладая сильным низким голосом, без устали проводила воскресные и праздничные службы.

Мария Ефимовна Тимошина из Болота, проживая некоторое время в храме, учила петь, читать и прово­дила все службы.

В настоящее время на служение в качестве голов­щика благословлен Игорь Владимирович Исиляев, который несет нелегкую ношу проведения соборных служений и треб. Дополнительно свое свободное время посвящает благоустройству храма, реконструк­ции иконостаса и клиросов, реставрации древних книг (недавно он закончил дипломированные курсы реставрации книг в Москве), участвует в подготовке изданий Российского Совета, организовал учебу при храме, постоянно совершенствует свои знания в чте­нии, знаменном пении и церковном уставе.

    У председателя общины Михеевой Л. А. надежные и бескорыстные, самоотверженные помощники, в службе - кроме основного - И. В. Исиляева, еще и Анна Васильевна Калинина. Валентина Афанасьевна Ефремова, Марфа Ивановна Богданова, Мария Ми­хайловна Груничева, Анна Артемьевна Бурдина из Борисова, Мария Константиновна Трофимова из Малой Вишеры. Они же — и помогают по хозяйству, а также —   заместитель председателя общины Борис Иванович Вощишин, оказывающий финансовую поддержку своей экономической деятельностью. И еще немало помощников есть в общине, имена кото­рых трудно и перечислить.

Российский Совет со вниманием выполняет роль опекуна и поручил Невской общине Санкт-Петербурга помогать Новгородским староверам.

    Новгородская община за искреннюю и чистую молитву набирает силы духовные неустанными трудами председателя, служителей и прихожан. Бог в помощь!

 
Р. О. И
 
Календарь Древлеправославной Поморской Цнркви на 1999 год
Категория: Север и Северо-Запад России | Добавил: samstar-biblio (2008-Фев-21)
Просмотров: 1561

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz