Таракановка - деревня в Медынском уезде, в трех верстах от села Грибова. Ныне нежилая. В середине 1870-х гг. здесь проживало около 50 семейств старообрядцев. В приход здешней моленной во имя Казанской Божией Матери входило более 15 окрестных селений, где жило 70 старообрядческих семейств. В 1899 году в деревне числилось 402 человека -все старообрядцы, только пять принадлежало к господствующему вероисповеданию.
На Московско-Борисоглебской улице вынырнула из темноты прямо на полицейских, скрипя полозьями по сырому мартовскому снегу, повоз
ка с четырьмя бородатыми мужиками. Двое, старообрядческие уставщики, были в Боровске хорошо известны. Третий оказался, как потом выяснилось, тоже из местных. А четвертый... В полицию уже кто-то подбросил новость, что этим Великим постом в город приехал старообрядческий священник. Его-то и искали, его-то и заподозрили в четвертом из пассажиров. И уж Бог весть, в участке ли, прямо ли на ночной улице обыскивали повозку, но среди вещей, что в ней были, нашлась шелковая голубая риза, темно-синяя епитрахиль, поручи, кадило, дароносица и много всего, указывавшего, что хозяин - священник. Тут же и книги были: «Устав, как должно принимать кто в ереси был крещен», чины исповеди и крещения, записки для поминания за здравие и упокой.
Всех задержанных поместили порознь под охрану.
О.Василий Васильев, арестованный тогда, в ночь с 22 на 23 марта 1856 года в Боровске, был, возможно, самым первым священником, которого старообрядческий епископ Антоний рукоположил в Калужскую губернию (1). То произошло два года назад. Родился о.Василий в Тарака-новке и там же служил, но поскольку нехватка в духовенстве ощущалась сильная, выезжал в другие, часто весьма далекие села, деревни, города. Когда священника арестовали в Боровске, было ему 65 лет. Пасху он встретил в местном тюремном замке.
Следствие не добилось от о.Василия толковых и ясных показаний. Священник сочинил на допросах невероятную историю, как незнакомый человек, прежде чем свести с епископом, долго катал его по Москве, путая след, завез, наконец, неизвестно куда, где какой-то неизвестный священнику даже по имени архиерей рукоположил его в сан. Даже тогдашний министр внутренних дел Ланской, рассматривая бумаги на Васильева, писал калужскому губернатору, что это все «совершенно неправдоподобно» (2). Летом того же 1856 года о.Василия перевели в калужский тюремный замок. Губернатор лично допрашивал священника. И тоже тщетно. «На допросе, несмотря на все убеждения мои и старания расположить крестьянина Василия Васильева к чистосердечному открытию истины, он остался непреклонным в своем запирательстве, не обнаружил ни лиц, посвятивших его в Москве в сан священника, ни места совершения сего посвящения, ни даже домов, посещенных в г.Боровске, где совершал требы. Но при этом во время продолжительного объяснения моего с крестьянином Васильевым, не желавшим, по-видимому, давать никаких показаний, он невольно высказал мне, что, как он полагает, посвящал его высланный из Австрии архиерей Антоний...» (3).
Из Министерства внутренних дел документы на священника направились в боровский уездный суд, оттуда в калужскую палату уголовного суда. Отца Василия приговорили к штрафу с конфискацией церковных вещей. Летом 1857 года священник был освобожден из тюрьмы под по ручительство весьма известного среди калужских старообрядцев мещанина Костина. Это говорит о широких связях священника, его известности, авторитете.
Во второй половине 1850-х годов стали доходить до медынских, а потом и губернских властей слухи, что еще один таракановский крестьянин, Егор Александров, рукоположен во священники, будто бы на место арестованного о.Василия. Слухи не подтвердились. Сам же Александров постоянно работал в Москве. На всякий случай за его появлением в деревне установили наблюдение.
Летом 1858 года о.Василия вновь разыскивали по подозрению в совершении треб. В деревне его не оказалось. В доме священника, стоявшем почти посередине Таракановки, жили его слепая и глухая жена да невестка - вдова с двумя маленькими детьми. При обыске в избе не нашли ни священнической одежды, ни книг. Родные объясняли, что батюшка уехал в Троице-Сергиеву лавру помолиться. Уже это само по себе было преступлением - ведь уехал-то он, не оформив паспорта. Объявленный на Васильева розыск ничего не дал. Искали его всюду, от сибирских городов до Волыни, но не нашли. Более о судьбе священника сведений нет.
Егор Александров упоминается как таракановский священник в документах 1880-х годов. Вместе с ним служит в деревне еще один батюшка - О.Владимир Иванов, из местных крестьян родом.
О таракановских моленных середины девятнадцатого века данных не сохранилось. В одном из прошений, поданных губернатору в 1886 году, старообрядцы отмечали, что «богослужение по старому обряду» ведется в деревне с 1812 года регулярно (4). На дому у о.Василия Васильева моленной не было, что в 1858 году отметили в рапорте полицейские чины, проводившие у священника обыск. В избе они увидели одну икону Николы Чудотворца и несколько медных складней. В 1864 году медынский уездный исправник доносил вышестоящим властям, что «жители деревни Таракановки издавна все раскольники... по поповщинской секте Рогожского кладбища и собираются для молитвы в своих зданиях, которые попросторнее, но молельни в полном смысле этого слова в деревне Тара-кановке не существует» (5).
Тогда, в конце 1863 года, медынский мещанин Семен Шувалов построил в деревне большое здание: хотел ткацкую фабрику открыть. Но коммерция его из-за подорожания хлопка заглохла. Он разрешил собираться на этой фабрике и молиться. Временно, конечно, как сам объяснял потом исправнику. Священник из приходского села Грибова написал обо всем донесение, и службу на фабрике запретили (6).
Другое молитвенное здание, о котором есть документальные упоминания, сгорело в Таракановке в 1874 году. Идет ли здесь речь все о той же фабрике Шувалова или о совсем другой моленной, сказать трудно. В 1874 году построили в деревне новую моленную - обыкновенный дом с двумя крыльцами, 25 аршин в длину и 12 в ширину. Спустя десять лет старообрядцы стали добиваться официального разрешения, однако все их просьбы на протяжении долгих лет оставались безрезультатными. Не удались попытки добиться разрешения на службу только в праздничные дни. «Ваше Превосходительство! Будьте настолько милостивы, явите божескую милость, дозвольте и нам совершить религиозный обряд богомоления в деревне Таракановке в общественном молитвенном доме только первые три дня праздника Пасхи, то есть первый день Светлого Христова Воскресенья, понедельник и вторник по нашему обряду и без малейшего нарушения закона...» - обращались к губернатору тараканов-ские крестьяне Алексей Васильев и Тимофей Клычков в 1886 году (7). Просителям ничего не ответили.
Тимофей Клычков держал в деревне тайную типографию, где печатались старообрядческие богослужебные книги. Сведения, что в Таракановке работает подпольный типографский станок, полиция получила более десяти лет тому назад. У Клычкова делали обыск. Но рассекретили типографию только в 1887 году. Клычков отсидел по приговору суда два месяца в медынском тюремном замке (8).
Самостоятельный старообрядческий приход сложился в Таракановке в 1870 - 80-х годах. То был один из первых приходов в Медынском уезде. Новая моленная в деревне долгое время стояла закрытой. Власть хорошо понимала, что общее богослужение способствует сплочению старообрядцев и препятствовала ему всячески. «Я имею честь ходатайствовать пред Вашим Превосходительством об оставлении тех моленных запечатанными, с передачей церковной утвари и вещей в распоряжение духовной консистории или церковного причта», - эта просьба медынского земского исправника губернатору датирована 1891 годом (9), несколько похожих просьб и советов получил он и раньше, в разные годы. Речь идет еще о моленной при доме Егора Александрова, но там из-за тесноты собиралась только его семья и совершались иногда требы.
В 1891 году старообрядцам разрешили собираться в моленной на службу. Боровский священник о.Карп Тетеркин, узнавший об этом радостном событии, писал архиепископу Савватию, управлявшему Калужско-Смо-ленской епархией: «Сообщаю Вам радость общую: в Таракановке у отца Владимира моленную прокурор постановил 16 авг. отпечатать. Слава Богу!» (10). Но губернская власть - одно, местная - другое. «Местная полиция весьма нас притесняет, хотя не делает формального воспрещения, но тем не менее словесно угрожает, что за богомолие в сказанной моленной будет привлекать к ответственности как за неповиновение власти. И даже были случаи наказания, а именно Егора Александрова, Ивана Иванова, Иллариона Матвеева. За то, что они ходили молиться Богу, - по обвинению полиции были оштрафованы... по пяти рублей каждый как бы за неповиновение власти, а равно бывший сельский староста деревни Таракановки Клим Никитин за то же присутствием по крестьянским делам был осужден под арест на шесть дней...» Это строки одного из прошений таракановцев, написанного тогда же, в 1891 году (11).
Если что и помогло старообрядцам, так это упование на Бога. В 1895 году пришло разрешение на моленную из МВД. Против него уже трудно было что-то возразить...
В 1900 году старообрядцы провели ремонт в моленной. Там протекала кровля, под которой сломались стропила, подопрело и опустилось крыльцо, в окнах обветшали рамы. «Молельня обшита тесом, некоторые тесни-цы требуют перемены, и печка тоже требует перекладки». Сохранилось описание внутреннего вида моленной, сделанное становым приставом (12). Дом разделялся капитальной стеной на две части. Одна - прямо при входе, с окнами в сад. Здесь были прибиты к стенам вешалки для одежды, стояли скамьи, кровать и шкаф. Дверь вела отсюда в комнату, где молились. Там были иконы «большого и малого размера», подсвечники, аналой, скамьи, на которых лежали лестовки и подручники. «Около передней стены на востоке стоит алтарь из шерстяной материи в виде палатки, укрепленной на тонких стойках, с царскими и боковыми входами, тако же из цветной материи с висящими на них небольшими образками».
2
С автовокзала в Медыни можно доехать до небольшого села Грибово. В трех километрах от него стоит в кольце деревьев одинокая кирпичная колокольня. Она одна и уцелела от деревянного старообрядческого храма во имя иконы Казанской Божией Матери и от всей деревушки Таракановки, некогда здесь существовавших. Камень - он прочный, он устоял. Деревянная часть церкви прогнила и рухнула - летом трухлявые доски и бревна скрывает высокий бурьян.
Места прежних домов угадываешь по зарослям крапивы и лопуха. Ни людского говора, ни квохтанья кур, никакого другого шума. На поля, где несколько десятков лет назад колосилась пшеница, наступает лес. Пустота и тишина. Говорят, что если ночью в этих местах остановиться на ночлег, разбив палатку или соорудив шалаш, и проснуться среди ночи, когда глаз ничего не различает, кроме звезд, будет жуткая тишина вокруг - ни кузнечиков, ни птиц, ни шороха - тишина такая, что человек ощутит себя, как в могиле...
Ничего не удается установить о последних днях Василия Иванова и Егора Александрова. В декабре 1904 года епископ Иона Калужско-Смо-ленский рукоположил к Казанскому храму нового священника - о.Нила Ивановича Бойкова. Батюшка родился в 1870 году в деревне Прохорово Гжатского уезда Смоленской губернии. Казанская церковь в Таракановке обрела архитектурный облик храма лишь после 1905 года, когда обнародован был указ «Об укреплении начал веротерпимости». В 1907 году была зарегистрирована таракановская старообрядческая община. В 1909-ом получено от строительного отделения губернского правления разрешение на возведение колокольни при моленной. Раньше колокола висели на деревянных столбах. Подняли их на колокольню 16 января 1910 года со всей подобающей торжественностью. В богослужении принимали участие священники из деревень Фоки-но (о.Петр Сдобников) и Рябики (о.Петр Уксов). Колокольня была сооружена, а колокола приобретены благодаря стараниям и средствам медынского купца Василия Дмитриевича Новикова. Его еще в начале 1890-х избрали попечителем таракановской моленной. На этой должности он оставался до конца жизни. Летом 1912 года для таракановских старообрядцев отвели землю под кладбище. Новиков умер в 1913 году и в завещании своем передал на нужды храма тысячу рублей (13). Проживал купец в соседнем селе Грибове.
В начале 1930-х годов скончался о.Нил Бойков. Его похоронили на деревенском кладбище.
В 1932 году в отдаленную медынскую деревушку был переведен новый священник - Иоанн Георгиевич (Егорович) Смирнов. Сведения о нем дошли благодаря следственному делу, хранящемуся ныне в архиве УФСБ по Калужской области (14).
Отец Иоанн родился в 1886 году в деревне Малые Липки Сычовского уезда Смоленской губернии. С тринадцати лет впрягся в крестьянскую работу, а в 1907 году призван был в армию, где стал артиллеристом. В 1910-м демобилизовался. В 1921 году работал в должности председателя сельсовета. Спустя пять лет (1926 г.) тогдашний епископ Калужско-Смоленский Савва предложил Смирнову принять сан. Смирнов был рукоположен к старообрядческому храму деревни Поварская Слобода в Гжатском уезде. Здесь он священствовал четыре года, а в 1930-м «выбыл из указанной выше деревни по причине отсутствия верующих людей, и плюс к тому в данной деревне организовался колхоз». Во время следствия священник пояснил, что этот только что созданный колхоз оказался несостоятельным и тут же развалился, хозяйственные дела сильно пошатнулись. Отец Иоанн испугался, что во всем обвинят его. Он попросил епископа Савву перевести его на другое место. В 1930 году Смирнов уехал из Поварской Слободы в посад Дебрянка бывшей Черниговской губернии. Здесь он прослужил год и четыре месяца - потом начался голод, цены на хлеб взлетели умопомрачительно. К тому же в Дебрянке Уже было два священника. И отец Иоанн подал новое прошение о переводе. Так стала третьим в его жизни местом службы Казанская церковь в Таракановке.
Приехав, отец Иоанн поселился здесь на квартире у председателя церковного совета Григория Матвеевича Блинова. Это был семидесятилетний старик с больным сердцем, ослепший нг правый глаз, страдающий грыжей. В 1933 году его арестовали вместе со Смирновым и священником из медынской деревни Фокино Михаилом Щегловым. Отец Иоанн прослужил в Таракановке очень немного - 24 апреля 1933 года за ним закрылись двери медынского домзака. Обвинение - антисоветская агитация. При обыске у священника нашли книгу про антихриста, изданную эсеровской партией.
- Читали? - спросил следователь.
- До половины.
- Где приобрели, у кого и когда?
- Я ее еще до революции купил...
- И к каким выводам она вас привела?
Священник изложил, как мог, свои религиозные взгляды на мир, на противостояние добра и зла. «Я делаю выводы, что, кто идет против Христа, того я лично считаю антихристом», - записал следователь за отцом Иоанном. Зашел разговор о ненасилии. Был один провокационный вопрос, вопрос-искушение: как священник относится к уничтожению классового врага? «Сам лично против буржуазии не пойду, согласно уставу «не убий», - записал следователь слова о.Иоанна (15).
Седьмого июня 1933 года на заседании тройки ОГПУ Западной области Иоанн Смирнов был приговорен к заключению в концлагерь на пять лет. Дальнейшая судьба его неизвестна. Реабилитирован священник постановлением президиума Калужского облсуда в ноябре 1969 года.
Сменил в Казанском храме Смирнова о.Мефодий Федорович Костоп-равкин, освободившийся по состоянию здоровья с Беломорканала. Прежде он служил в деревне Дворцы Калужского уезда. В Таракановке его арестовали повторно в 1937 году.
На допросах больному священнику хватило мужества не оговорить ни себя, ни епископа Савву, руководившего епархией, ни других людей. Протокол его допроса - сплошные «нет» и «не».
«Вопрос: Следствием установлено, что вы, используя религиозные предрассудки верующих, проводите среди них контрреволюционную пропаганду, направленную к срыву проводящихся партией мероприятий. Признаете это?
Ответ: Я это отрицаю. Никакой пропаганды я нигде и никогда не проводил.
Вопрос: В беседах с гражданами вы распространяли провокационные слухи о переменах власти и ее мероприятиях. Признаете вы это?
Ответ: Я это также отрицаю.
Вопрос: С кем из служителей культа вы связаны?
Ответ: Я подчинен епископу Савве Калужскому, от которого я уже два года как не получаю никаких указаний в связи с его болезнью - психическое расстройство...
Вопрос: Следствием установлено, что вы окружаете себя старухами-монахинями, проводите контрреволюционную пропаганду через них.
Ответ: Я это отрицаю...» (16)
Епископ Савва был серьезно болен, но в 1940 году он, единственный из оставшихся на свободе старообрядческих архиереев белокриницкого согласия (болезнь-то, быть может, и отвела от него беду), рукоположил епископа Нижегородского Иринарха, вернувшегося после десятилетнего заключения из лагерей, в сан архиепископа Московского и Всея Руси. Так в то время именовалась высшая должность в Русской Православной Старообрядческой Церкви. Хиротония происходила в Калуге. Тем самым фактически была спасена церковная иерархия в белокриницком согласии...
20 ноября 1937 года отец Мефодий был приговорен к десяти годам. Обычно тогда за антисоветскую агитацию расстреливали. Тут, видно, «пожалели» - больной. Но срок этот для отца Мефодия был равносилен смертному приговору. Из лагерей священник не возвратился. После его ареста и суда в таракановской церкви был устроен зерносклад. Реабилитировали Мефодия Костоправкина при Хрущеве, в 1959-м.
И еще о двух людях - пусть и неизвестны их имена - нельзя не упомянуть. У первого фамилия - Новиков. Кто он был, таракановские старожилы уже не помнят. Может, родственник Дмитрию Новикову или даже сын. Он, кстати, тоже родом был из Грибова. И, видимо, не под красное знамя встал он в гражданскую. Рассказывают, что когда вели его красноармейцы по Таракановке на расстрел, попросил он у конвоя разрешения зайти в храм помолиться. Дозволили - невелика услуга. А когда закончил он, увели за околицу. Вскоре оттуда послышались выстрелы.
Лет примерно через двадцать задела Таракановку другая война.
Раз вечером в одном из деревенских домов сидела одинокая женщина-старообрядка, звали ее Анна Григорьевна Лукьянова, занималась рукоделием. Деревня в ту пору занята была немцами. Вдруг - торопливый стук в дверь. Открыла она - на пороге солдат, форма советская.
Солдат попросил его спрятать: ищут, мол. Женщина подвела его к лавке (тогда широкие были лавки в деревенских домах, сантиметров семьдесят), попросила влезть на нее с ногами и сидеть на корточках. На стене, к которой примыкала лавка, висела груда всякой одежды: фуфайки, тулуп, пальто - ими она укрыла солдата, его стало невидно в одежном ворохе, свисающем с крюков на стене. Только управилась - грохот. Отворила - немцы.
- Матка, партизанен укрывайт?!
Анна Григорьевна руками всплеснула: какие партизаны? А немцы -искать. Обшарили всю избу, в подпол лазили и заглянули даже вовнутрь печи, которая топилась вовсю. Анна Григорьевна села на лавку, закрыв собой солдата, взяла рукоделие и, не суетясь, не мешая немцам, занялась своим делом, повторяя про себя: «Господи, спаси, сохрани...»
Прогнать женщину с лавки, руку протянуть и откинуть одежный ворох не догадался никто. Немцы отправились прочесывать деревню дальше.
Утром, когда солдат еще спал, Лукьянова, помолившись, взяла ведро, подоила корову, угостила бойца парным молоком. Красноармеец решил пробираться к своим. Иначе скажут: дезертир - и под трибунал.
Дня через два-три немцы поймали его, не успевшего далеко уйти, и, как Новикова, проведя напоказ через всю деревню, расстреляли за околицей. Нынче уже никто не укажет место, где обрели покой его кости. И ни имени, ни фамилии его никто не назовет.
1 .Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга. 1900. С.79 - 80.
2.ГАКО. Ф.32. Оп.1. Д.58. Л.26.
З.Там же. Л.ЗЗоб.
4.ГАКО. Ф.32. Оп.5. Д.411. Л.ЗЗ.
5.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.1584. Л.4об.
6.Там же. Л.4 - 4об.
7.ГАКО. Ф.32. Оп.5. Д.411. Л.37.
8.ГАКО. Ф.32. Оп. 13. Д.4602 (Дело о типографии в Таракановке. Сведения о ней встречаются и в других источниках); Ф.790. Оп.1. Д.346. Л.37об. (Книга медынского уездного полицейского управления о содержащихся в тюремном замке арестантах, здесь упомянут Т.Клычков).
9.ГАКО. Ф.32. Оп.5. Д.411. Л.67.
10.ОР РГБ. Ф.246. Оп.1. К.197. Ед.хр.10. Л.65.
11.ГАКО. Ф.32. Оп.5. Д.411. Л.61.
12.ГАКО. Ф.62. Оп.6. Д.1603. Лл.21 - 21об.
13.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2228. Л.95; Ф.62. Оп.8. Д.2221 - дело об отводе кладбища; о водружении на Казанскую церковь колоколов писал в 1910 году журнал «Церковь». №9. С.252.
14.Следственное дело о.Иоанна Смирнова - архив УФСБ по Калужской области. П-12016.
15.Там же. Л.18об.
16.Следственное дело о.Мсфодия Костоправкина - архив УФСБ по Калужской области. П-10134.
|