Рябики — небольшая деревня в Медынском уезде, преобладающее население - старообрядцы. Относилась кМежетчинской волости и к приходу господствующей церкви села Межетчины. В этом приходе, по данным 1915года, проживало около трехсот старообрядцев (ГАКО. Ф.ЗЗ. Оп.2. Д.2206. Л.338) В приход Введенской церкви Рябиков входили деревни Михалево, Жиголовка, Акиньшино, Григорово и село Межетчина. Старообрядческая община в Рябиках была зарегистрирована 13 мая 1908 года, и далось это местным крестьянам с большим трудом: они долго не могли правильно оформить необходимые бумаги (1). Годом ранее, когда учреждалась община в смоленской деревне Косолапово, часть ря-биковских старообрядцев изъявили желание быть приписанными к тамошней церкви. Таковых было немного - около двадцати пяти человек, включая и тех, кто жил не в самих Рябиках, а в соседних деревнях (2).
Моленная в Рябиках находилась при доме крестьянина Козьмы Улья-новича Ульянова. Официального разрешения на переустройство ее под церковь получить в губернском правлении не удалось: слишком близко стояли другие крестьянские постройки, нежели разрешал то закон.
В феврале 1912 года рябиковские старообрядцы представили в губернское правление проект каменного храма. В марте он был утвержден. Но построить кирпичную церковь крестьяне Рябиков так и не смогли: слишком дорого. В 1914 году был только заложен бут под храм, который предполагалось возводить уже из дерева. Его настоящая представляла собой квадрат, каждая сторона равнялась 4,70 саженям в длину. Высота - три сажени. Храм возводили в древнерусском стиле (3).
В 1910 годах председателем совета общины в Рябиках был Иван Чулков, его заместителем (товарищем) - Игнатий Ефимович Громов. Сведений об этих людях нет.
С 1908 или 1909 года во Введенской моленной священствовал о.Петр Уксов. По некоторым данным, он и родился в Рябиках. В 1914 году епископ Павел перевел его в деревню Таракановку того же Медынского уезда. Сменил Уксова о.Григорий Иванович Гришнев (род. ок. 1880 г.), уроженец деревни Жилино Гжатского уезда Смоленской губернии. В послереволюционное время его судьба не прослеживается. В 1924 году в Рябиках уже служит другой священник - О.Александр Михайлович Соколов (3 июня 1870 - ?). Он родился в деревне Тазовка Смоленской губернии и был рукоположен в 1894 году архиепископом Савватием, однако спустя восемь лет примкнул к противоокружникам. В 1920 году он признал власть Рогожской архиепископии (4).
Сведения о рябиковском старообрядчестве 1920 - 30 годов не выявлены. Если, однако, в 1930-е годы Введенская церковь не действовала, то был еще открыт приход в соседнем Косолапове. Эта деревня тогда относилась к одной с Рябиками области - Смоленской. В 1933 году в Косола-пово был переведен о.Петр Уксов. Жители Рябиков и окрестных деревень вновь могли обращаться к нему. Спустя пять лет о.Петр был арестован по ложному обвинению и 22 марта расстрелян в можайской тюрьме (4).
1.См. дело об учреждении старообрядческой общины в Рябиках (ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2236).
2.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2234.
З.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2236. Л.66, 67.
4.Старообрядчество: лица, события, предметы и символы. М. Церковь. 1996. С.285.
Семкино - деревня в Малоярославецком уезде (ныне -районе), в четырех верстах от села Поречье. Входила в синодский приход села Никольского (Поливанова). В 1890-е годы в деревне было 49 дворов, из них только семь - нестарообрядческие. (ГАКО. Ф.62. Оп.6. Д. 778. ЛАЗ об). Общее число жителей - около трехсот человек, нестарообрядцев было около 45 человек. В приход семкинской моленной входили близлежащие деревни Детцево, Киево и др. Число прихожан в 1890-е годы по разным оценкам - от 300 до 390 человек. В полуверсте от деревни находилось старообрядческое кладбище.
Молитвенным дом в Семкине содержался разными людьми. Так, у крестьянина Алексея Лаврентьева старообрядцы собирались на молитву несколько десятков лет, потом моленную перенесли к местному жителю Козьме Емельянову. У него она просуществовала четыре года. Во второй половине 1880-х годов содержателем моленной стал Илья Антонович Сугробов (1). Священника в деревне не было, он или сам приезжал из Спас-Загорья, или семкинцы ездили к нему. В 1891 году Сугробов и прихожане моленной обратились к архиепископу Савватию с просьбой поставить им священника - некоего отца Иса-акия (2). Скорее всего, речь идет об отце Исааке Синицыне из Кривоше-ина, который несколько лет назад попал под запрещение. Архиеписко-пия не нашла достаточных оснований для учреждения в Семкине прихода: он был бы очень бедным и уменьшил спас-загорский приход.
В ту пору семкинцам следовало бы похлопотать не о священнике, а о ремонте своего молитвенного дома. Спустя каких-то три года он пришел в совершеннейшую ветхость. Даже молиться стало нельзя. И семкинцы обратились в губернское правление с ходатайством о разрешении ремонта. Дом И.Сугробова представлял собою две избы, связанные сенями. В одной проживал он сам, а в другой размещалась моленная. Это был бревенчатый дом метров семи в длину. Его передняя стена наклонилась в сторону улицы, а задняя - внутрь избы и местами прогнила насквозь. Внутри стояли бревенчатые подпорки, поддерживавшие здание, угрожавшее совсем развалиться. Спустя некоторое время малоярославецкое полицейское управление вовсе запретило собираться здесь на службу: опасно для жизни. Поспособствовало закрытию и то, что свечи перед иконами стояли в моленной на расстоянии пол-аршина от потолка (сантиметров 35) (3). Не ровен час - и пожар. Крайне нищенское состояние молитвенного дома привело к тому, что посещался он, как докладывал в свое время местный становой пристав, «неусердно», служба собирала до 30 человек. Обычная или праздничная - пристав не уточняет (4).
Малоярославецкий уездный исправник не был против переноса или ремонта моленной, считая, что это не принесет никому никакого вреда. Илья Сугробов, тем не менее, очень долго ждал ответа на свое ходатайство, подал второе и в ноябре 1895 года получил отказ. Ровно через два года Министерство внутренних дел, вначале запретившее моленную, дало цобро устроить ее в другом, более подходящем доме (5).
Община в Семкине не регистрировалась. Однако в советские годы в церевне существовала деревянная церковь, не исключено - перестроенная из бывшей моленной. Называлась она Афанасьевской (6). Священником в ней был отец Зиновий, фамилия не установлена. В 1930-е годы храм прекратил существование. Колокола с него были сняты и увезены. "••Зиновий репрессирован (7).
1.ГАКО. Ф. 62. Оп.6. Д.778. Л. 13.
2.ОР РГБ. Ф.246. Оп.1. К. 197. Ед.хр.Ю. Лл. 17, 19.
З.ГАКО. Ф.62. Оп.6. Д.778. Л.36.
4.ГАКО. Ф.62. Оп.7. Д.420. Л.19об.
5.ГАКО. Ф.62. Оп.6. Д.778. Л.45.
6.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2275. Л.20.
7.Русь православная (Старообрядческая газета, Приморский край). 1998. №39. С.8 (письмо под названием «Не приведи, Господи, умереть без покаяния»).
Спас-Загорье - село в Малоярославецком уезде (ныне районе), расположенное вдоль трассы Москва - Киев. Старообрядческое население не было преобладающим и испытывало сильное влияние официального православия. Тем не менее, в селе возник один из первых в губернии старообрядческих приходов. Однако уже в начале 20 века он значительно ослабел. Старообрядческая община не регистрировалась. Когда именно перестал приход существовать, установить сложно; в какой-то мере его упадок связан с учреждением в 1902 году приходов в деревне Пурсовке, Семкино, в селе Поречье, затем - городе Малоярославце, который тоже находился недалеко. Старообрядческой церкви в Спас-Загорье не было - только моленная. Освящена она была во имя Рождества Богородицы.
Одно из самых ранних упоминаний о спас-загорском старообрядчестве встречается в журнале калужской духовной консистории за 1837 год (1). В субботу 20 февраля духовное ведомство рассматривало донесение местного причта о двух моленных, существующих в селе. Решено было обратиться к губернатору с просьбой об их упразднении, как и делалось обычно в таких случаях. Подробности дела не выявлены. Приходское духовенство могло принять за моленную любой частный дом, куда собирались помолиться вместе несколько старообрядцев из разных семей.
В середине века в селе существовала одна моленная. Содержал ее местный крестьянин Стефан Иванович Монахов. Моленная располагалась в отдельной избе при его доме. В 1859 году власти постановили ее закрыть, но Монахов добился-таки разрешения снять печати. Он доказал, что строение нужно ему «для фабричного заведения» (2). Тогда же по решению малоярославецкого уездного суда у Монахова и еще одного крестьянина - Семена Васильевича Тряпичникова, отобрали пять книг. Три из них - часослов, псалтырь и цветник - консистория передала в семинарскую библиотеку для миссионерского отделения. Две рукописные книги - сборники поучений и разных служб - уничтожили (3).
В том же 1859 году опечатанную у Монахова избу разрешено было открыть. Вскоре спас-загорский священник заметил, что Стефан Иванович появляется у себя во дворе в иерейском облачении, и узнал, что люди приходят к нему венчаться, крестить ребенка, на исповедь... Гражданские власти взяли с Монахова подписку, чтобы он в старую веру нигде и никого не вовлекал, и учредили за ним полицейский надзор. Со стороны духовного ведомства полетели сообщения, что о.Стефан «совращает в раскол» крестьян в разных малоярославецких приходах. О последствиях для священника ничего не известно.
В первой половине 1870-х моленная у Монахова сгорела. Но ее на священнической усадьбе выстроили вновь.
О.Стефан умер в 1880-х годах. Приход с его смертью не распался, служба в моленной продолжалась. Однако, как сообщал в 1887 году сменивший Монахова о.Иоанн Устинов, староста и попечители ее не были избраны, а само строение моленной выглядело весьма убого. Нерадение о духовной стороне жизни не замедлило сказаться. Как следует из того же письма Устинова, из моленной украли антиминс и книги (4). В 1890-е годы местный становой пристав доносил властям, что молитвенный дом в селе «посещается не слишком усердно, хотя служба производится во все праздники» (5). На нее собиралось от двадцати до пятидесяти человек.
В 1890 году к Устинову пришел становой и взял подписку, чтобы священник не носил подрясника, шляпы, остриг волосы и никуда не отлучался дальше околицы села. О.Иоанн дал подписку, но не выполнил этих требований. Суд постановил: либо месяц ареста, либо штраф в 75 рублей. «Ну я выплатил деньги и больше меня не теснят ни в чем, волосы с меня не сняли», - сообщал Устинов в одном из писем (6). Архиепископ Савватий советовал ему в ответ не носить шляпы и длинной рясы и, поскольку о.Иоанн жил прямо напротив спас-загорского синодского священника, - сменить квартиру, поселиться где-нибудь на краю села. И кроме того, делиться с настоятелем господствующей церкви и полицейскими чинами своими доходами (7).
Житейские передряги сказались: о.Иоанн стал выпивать и как-то раз, не удержавшись от искушения, принял стопочку перед литургией. Стало известно в архиепископии. Священник подлежал запрещению, но владыка Савватий не стал прибегать к этой мере, наложив на Устинова суровую епитимью. Священник должен был ежедневно класть сто земных поклонов с Исусовой молитвой, пятьдесят поклонов Богородице с молитвой «Богородице Дево, радуйся...», десятую часть доходов отдавать на моленную, год не пить никакого вина и держать пост по понедельникам до самой смерти. «Аще соблюдешь, то благодать Божия да пребудет с тобою», - писал архиепископ Савватий (8).
В ноябре 1890 года о.Иоанн Устинов скоропостижно скончался. В письме спас-загорским старообрядцам от 31 декабря архиепископ Савватий извещал, что на его место рукоположен другой священник - о.Иоанн Зиновьевич (9). Это, однако, единственное выявленное упоминание о нем. В 1890-х годах в Спас-Загорье служил о.Иоанн Сергеевич Плахов (Плохов). Быть может, в письме Савватия неверно указано отчество и речь идет именно о Плахове... Он был родом из крестьян Богородского уезда Московской губернии. В Спас-Загорье, как и предшественник его, также подвергался притеснениям, давал подписку не носить священнического "латья и длинных волос. Требования эти он тоже не выполнил.
В 1891 году сын о.Стефана Иван Монахов решил сделать в моленной ремонт, не обращаясь к властям за разрешением. Кто имел возможность, приносил пожертвования, передавал строительные материалы. Нужно было подвести под молитвенный дом фундамент, перекрыть крышу, исправить полы. В следующем году Ивана Монахова осудили на месяц ареста при полиции - за то, что разрешения на ремонт не спросил. Когда же, отбыв наказание, он подал ходатайство о ремонте, то получил отказ (10). В каком состоянии пребывала моленная после запрета на ремонт, сказать сложно. Вероятно, со временем его все же провели.
Практически нет сведений о состоянии спас-загорского старообрядчества на двадцатый век. Какую роль играла в то время моленная в селе, также трудно сказать, но ее значение в связи с образованием в Мало-ярославецком уезде новых старообрядческих приходов ослабело. В 1900 году Плохова сменил в селе священник Никола Пирогов, который был переведен потом (не позднее 1907 года) в деревню Острая Лука Медынского уезда. Кто сменил его в Спас-Загорье и сменил ли вообще, установить не удалось.
В ночь на 29 мая 1914 года спас-загорскую моленную еще раз обворовали (11). Некто Максим Манцев, уже судимый за кражу, проник внутрь дома, взломав оконную раму и разбив стекло. Взял он один венчик с иконы, полотенце, четыре фунта восковых свечей да несколько поддевок. У платформы Оболенское, что в нескольких верстах от села (ныне здесь город Обнинск), Манцева с вещами заметил урядник. Окликнул. Вор -бежать.
Урядник преследовал его версты три или четыре. Чтобы оторваться, Манцев сбросил с себя пальто. Три пули прошли мимо, четвертой урядник ранил вора в кисть правой руки...
Суд приговорил Манцева к восьми годам каторги. Открылось еще одно преступление - укрывательство от воинской службы. Бывалые люди в тюрьме или адвокат научили Манцева, как следовало бы защищаться, и он подал прошение о пересмотре приговора. Ничего, дескать, он не воровал, а урядник, догнав его, решил ни с того ни с сего пристрелить. Манцев стал закрывать голову руками и только благодаря тому пуля угодила в кисть. Расследование не нашло этому подтверждений, да и взят был Манцев с поличным. Приговор остался без изменений.
1. ГАКО. Ф. 33. Оп.2. Д.566. Л.322.
2.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.1248. Л.1об.
З.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.1210 (Дело об отобранных книгах).
4.ОР РГБ. Ф.246. Оп.1. К.191. Ед.хр. 8. Л.117.
5.ГАКО. Ф.62. Оп.7. Д.420. Л. 17.
6.ОР РГБ. Ф.246. Оп.1. К.197. Ед.хр.9. Л.87 - 87об.
7.Тамжс. Л.167.
8.Тамже. Л. 186- 186об.
9.Там же. Л.2ОЗ.
10.ГАКО. Ф.62. Оп.6. Д.361. Лл.22 - 24.
Сусея - сельцо в Жиздринском уезде (Ульяновском районе), по соседству с деревней Брусны. Практически целиком было заселено старообрядцами. Входило в синодский приход села Холмищ. Приход сусейской старообрядческой Преображенской церкви составляй в 1900-х годах более 700 человек.
О сусейском старообрядчестве выявлены сведения лишь на двадцатый век.
Ходатайствовать об учреждении общины в Сусее избран был на сельском сходе крестьянин Лука Алексеевич Щербаков. Общину зарегистрировали 10 августа 1907 года. В январе следующего года в губернское правление было подано прошение о разрешении построить храм. Оно было одобрено только в июне после внесения необходимых исправлений (1).
В 1908 году в Сусею был рукоположен о.Иоиль Родионович Ульянов (19октября 1885- 1970), сын кол одясского священника Родиона Ульянова. Раньше сусейские старообрядцы принадлежали к приходу Тихвинского храма деревни Брусны. Теперь для богослужения они построили временное деревянное здание у себя. Священник призвал сусейцев собирать средства на каменный храм. По его же инициативе была открыта первая в Жиздринском уезде земская школа для старообрядцев, а в июле 1912 года - сельскохозяйственное общество и ссудо-сберегательное товарищество (2).
Но прежде всего сусейские старообрядцы позаботились об отводе кладбища, прошение об этом было подано в губернское правление еще в 1906 году. Предполагалось, что кладбищ будет два. Оба участка располагались к западу от Сусеи, примерно в одной версте. Один из участков уже служил кладбищем, но оно было закрыто лет 35 назад. Оба кладбища разрешили открыть (3).
В 1913 году в Сусее построили каменную церковь. 29 сентября было совершено торжественное поднятие крестов. Оставалось провести внутреннюю отделку. О службе все еще извещал людей чугунный колокол, который в эпоху крепостного права созывал сусейцев на работу. 20 апреля в сельцо привезли пять новых колоколов, приобретенных, как писал кто-то из сусейских старообрядцев в журнале «Церковь», «благодаря исключительным стараниям и заботам уважаемого нами священника о.Иоиля Родионовича Ульянова»(4). Спустя ровно неделю, после литургии и крестного хода состоялось торжественное поднятие колоколов.
В 1915 году о.Иоиль Ульянов был переведен в Боровск - там скоропостижно умер священник Афанасий Ковшов. В Сусее стал служить о. Сергий Ахромешин, который священствовал до этого в деревне Беклеши Медынского уезда.
В советское время Преображенская церковь была разорена. Сегодня еЩе сохранились ее развалины. В Сусее никто не живет
1.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2223. Л.58.
2.Цсрковь. 1913. №10. С. 242 - 243.
З.ГАКО. Ф.62. Оп.7. Д.1515.
4.Церковь. 1914. №23. С.564; о поднятии крестов см. Церковь. 1913. №44. С.1066.
11.ГАКО. Ф.62. Оп.12. Д.3386 (Дело о краже из спас-загорской моленной).
|