Духовные лица других губерний, служившие у старообрядцев калужского края первой половине XIX века
АЛЕКСЕЕВ Феодор
Поселившись на Стародубье, в течение нескольких лет окормлял старообрядцев Калужской губернии, совершая требы в разных селениях: Козельске, Сухиничах, Колодясцах, Милееве. См. страницы ...
Боченков В.В. Но до конца да соблюдите истинную веру // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. № 7. М. 1999. С.9.
ГАКО. Ф.439. Оп.1. Д.1709.
о.ВАСИЛИЙ
Священствовал в 1820-х годах в Боровске вместе с о.Михаилом Васильевым. Подробные сведения не выявлены.
Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга. 1900. С.48.
ВАСИЛЬЕВ Михаил
До присоединения к старообрядцам был флотским священником, но не более года. Затем получил приход в селе Погорелое Городище Тверской губ., где пробыл около двух лет. В общей сложности служил в господствующей церкви 18 лет. В начале XIX в. бежал на Стародубье, где провел 10 лет. Оттуда переселился на Рогожское кладбище в Москву, «попечители которого и командировали его в Боровск». В 1821 году был арестован по подозрению в причастности к краже из храма с. Высокого (ныне в черте Боровска) древнего антиминса, но через несколько дней освобожден. Последующая судьба не прослеживается.
Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга. 1900. С.46 - 47.
ВАСИЛЬЕВ Феодор
Иерей господствующей церкви, в середине 1820-х годов священствовавший в Калуге, в старообрядческом храме, что в Кожевенной слободе. Подробные сведения не выявлены.
ГАКО. Ф.54. Оп.1. Д.1169. Л.3об.
ГЕРОНТИЙ, архимандрит (10 января 1791 - ?)
В миру - Григорий Михайлович Плотников. Осиротев в юном возрасте, был увезен в один из монастырей на побережье Черного моря. Оттуда попал в Иерусалим. Там в обход российского закона, запрещавшего принимать российским подданным духовный сан за границей, Плотникова поставили в иеродиаконы с именем Геронтия. В первой половине 1820-х годов стал архимандритом. Жил он при архиепископе Гаврииле, будущем митрополите острова Тинос, что в Эгейском море. Вскоре к нему приехала сестра, которая тоже приняла иночество с именем Матрены.
В результате разразившейся войны между греками и турками Геронтий был вынужден бежать в Константинополь, оттуда в Одессу, а там - нищенствовать. Поскольку Геронтий был поставлен в сан в обход гражданского закона, синод признал его обычным мирянином. Путь к служению в официальной церкви был закрыт. В середине 1820-х гг. Геронтий примкнул к старообрядцам, однако подробности его присоединения не ясны. Возможно, произошло это на Ветке или в Москве.
Рассказывая об архимандрите в «Очерках поповщины», П.Мельников-Печерский допустил много неточностей. Во-первых, Геронтий не грек, а русский. Во-вторых, он никогда не был настоятелем Оптиной пустыни. Причины, по которым Геронтий покинул Москву, не ясны. Мельников-Печерский объясняет, что архимандрит пребывал в беспробудном пьянстве и много безобразничал - вот-де старообрядцы и «выслали Геронтия не только с кладбища, но и из самой Москвы». Откуда такие сведения, Печерский умалчивает. С кладбища, допустим, старообрядцы могли прогнать архимандрита - они там хозяева, но из Москвы - как? Тут фантазия автора хватила через край. Неверно указана и дата, когда покинул Геронтий столицу, это было отнюдь не около 1830 года. Уже летом 1826 г. архимандрит находился в калужском селе Колодясцах, почти за триста верст от Москвы. Он уезжал с сестрой в Грецию.
Пожалуй, в одном Печерский, может, прав. Геронтий не понимал до конца, в чем сущность старой веры. Ничем не связанный с Россией, гонимый, всюду чувствовавший себя чужим, он принял древлее православие формально, быть может, в расчете на материальную поддержку, но потом решил вернуться в те края, к которым привык, которые лучше знал. Впрочем, принять решение об отъезде Геронтия с сестрой могло подтолкнуть что угодно. Кстати, то, что уезжали они именно в Грецию, известно только с их собственных слов...
Колодясцы были полностью населены старообрядцами. Не странно ли, что за границу Геронтий возвращался через старообрядческие села? В августе 1826 г. жиздринский уездный исправник арестовал Геронтия и Матрену по подозрению в совершении треб. Донесли на них сотский и бурмистр князя Салтыкова, владевщего Колодясцами. Потом задержанных, очевидно, отпустили, но в январе следующего года за ними вновь закрылись двери арестантской камеры.
Следствие растянулось на года. Калужская палата уголовного суда признала обоих подсудимых «бродягами, скрывающими настоящее свое состояние, вредными для общества и подозрительными в других преступлениях, открытие коих во всей точности представляется неудобовозможным по предстоящему затруднению в сношениях с заграничными местами...» Решено было сослать брата и сестру на поселение в Сибирь «и в отвращение дальнейшей их между собой преступной связи разместить в отдельнейшие друг от друга места». Приговор был вынесен в январе 1830 г.
Боченков В.В. Годы и приходы. М.: Палея-Мишин. 2001. С.32 - 35.
ЗНАМЕНСКИЙ Гавриил Васильевич
Священник господствующего вероисповедания из Московской епархии, перешедший в старообрядчество. Противоокружник. Принят от никонианства о.Димитрием Беляевым, котрый в прошлом сам был священником господстсвующей церкви (Калужская епархия) и противостарообрядческим миссионером.
В 1881 г. был задержан в с. Брынь Жиздринского уезда вместе с дьячком своим Львом Николаевым. «При них оказались вещи для священнодействия и книги...» Священник прибыл в село по просьбе местных старообрядцев для исполнения духовных треб.
Знаменский и Лев Николаев были доставлены к судебному следователю, но тот не нашел оснований для возбуждения судебного преследования против них. Дьячок, имевший при себе документы, тут же был отпущен. Священника, назвавшегося уроженцем Можайского уезда Московской губернии, отправили в тамошнее уездное полицейское управление.
ГАКО. Ф.32. Оп.13. Д.3844.
Марков С. О беглом попе Дмитрии Беляеве // Братское слово. 1884. №11. Т.2. С.450.
КРЫЛОВ Василий Михайлович
Служил у старообрядцев г. Калуги. Переехал сюда из Владимирской губернии. В 1827 г. переселился из Калуги в Коломну.
ГАКО. Ф.32. Оп.19. Д.1503.
ЛЬВОВ Петр
Бежал из села Семеновского Белевского уезда Тульской губ. и служил в 1835 - 36 гг. в Козельске в старообрядческой моленной при доме Райцовых. Исполнял духовные требы для старообрядцев окрестных сел и деревень (Михалевичи и др.). В 1836 году по распоряжению Николая I калужские власти пытались арестовать священника, но он 29 мая уехал из Козельска. Его дальнейшая судьба не установлена.
ГАКО. Ф. 32. Оп.3. Д.1.
о.ТАРАСИЙ
Бывший священник госпосдствующей церкви. Служа в 1810-х г. у калужских старообрядцев, жил и скрывался в лесной засеке в Козельском уезде. Подробные сведения не выявлены.
Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга. 1900. С.45.
Духовные лица господствующей церкви, присоединившиеся к старообрядцам, не признавшим белокриницкой иерархии
о.АЛЕКСАНДР
В Государственном архиве Калужской области хранится письмо епископа Калужского и Боровского Макария губернатору Н.Д. Голицину, написанное в мае 1897 г. В нем сообщается, что некий старообрядческий священник о.Александр повенчал в дер. Волоково Мосальского уезда старообрядца и дочь церковного старосты с. Чертени, ушедшую от родителей. Мать девушки была старообрядкой и помогала дочери уйти. В письме высказана просьба о возбуждении уголовного дела против священника и установлении наблюдения за его деятельностью. Фамилия о.Александра и старообрядческое согласие, к которому он принадлежал, не указаны. Возможно, речь идет о священнике Древлеправославной Церкви (старообрядцев, не приемлющих белокриницкой иерархии) Плавтове Александре Васильевиче, который регулярно посещал с требами и Мосальский уезд.
ГАКО. Ф.62. Оп.11. Д.3442.
БЕРДИКОВ Алексий Семенович
Священник, служивший у старообрядцев, не признающих белокриницкой иерархии, в дер.Камельгино Калужского уезда в конце 1920 гг. и, вероятно, позже. В деревне он не жил, а откуда-то приезжал туда. Моленную, где он служил, в Камельгино называли «Московской», поскольку ранее (конец ХIХ в.) предшественник Бердикова приезжал из Москвы.
Архив УФСБ по Калужской области. П-8168. Л. 8.
КОВАЛЕВСКИЙ Андрей
Священствовал у калужских старообрядцев, не приемлющих белокриницкой иерархии, в моленном доме Фалеева. Жил в Москве.
Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.№3. М. 1995. С. 40.
ПЛАВТОВ Александр Васильевич (ок. 1846 - после 1901)
Священник господствующего вероисповедания (Рязанской епархии).
В апреле 1897 г. совершал требы в Калуге в доме здешней потомственной почетной гражданки Фалеевой - где и был арестован, а затем заключен в Крестовский монастырь. Из монастыря священника увезли в Рязань. После ареста Плавтова калужский купец Нил Фалеев подал на имя губернатора прошение, чтобы священнику было дозволено совершать духовные требы у старообрядцев Калуги, не признающих белокриницкой иерархии. Губернатор запросил на этот счет мнение епископа Калужского и Боровского Макария. Тот ответил, что по каноническим правилам никакого согласия на то дать не может.
В августе того же 1897 года Н.Фалеев обратился к губернатору с повторным прошением - на первое ему не ответили. Губернатор вновь связался с епископом Макарием. И на сей раз его ответ был совершенно противоположным. «Желая представить средства ко спасению заблудшим братьям, пребывающим в расколе, и радуясь тому, что они призывают к себе священников Православной церкви для совершения духовных треб по старому обряду, я изъявляю мое согласие на прибытие в г. Калугу для совершения означенных треб священника Александра Плавтова или какого-либо другого из Рязанской или Московской губернии». Но Макарий выдвинул три непременных условия: чтобы священники имели мирные отпустительные грамоты от своих епископов, не состояли под запрещением и обязались примирять старообрядцев с господствующей церковью, пусть и непублично.
Имя о.Александра упоминается в рапорте противостарообрядческого миссионера И.Жарова за 1901 год (см. Яблонев И.И.). Следовательно, священник после ареста в 1897 году на протяжении ряда лет продолжал посещать Калужскую губернию.
ГАКО. Ф. 32. Оп.10. Д. 198.
САХАРОВ Никандр
Служил в селе Душкино (Южно-Уссурийский край) Владивостокской епархии. Уволившись за штат, перешел к старообрядцам, не приемлющим белокриницкого священства. В 1902 году (февраль) замечен в совершении треб в сельце Забродском Мещовского уезда. Подробных сведений нет.
ГАКО. Ф.62. Оп.7. Д.417.
ЯБЛОНЕВ Иоанн Иванович
Священник господствующей церкви из Рязанской епархии. Порвав с новообрядчеством, поселился в Москве, жил там на Немецкой улице в доме Никитина (данные 1898 г.) Будучи принят старообрядцами, не признающими белокриницкой иерархии, нередко бывал в Калужской губернии, совершал духовные требы (напр. в 1898 г. в дер. Вербижи Жиздринского уезда, где у священника местным начальством был отобран паспорт)*. Яблонев упоминается под фамилией «Яблочков» в рапорте противостарообрядческого миссионера И.Жарова за 1901 г.: «В отчетном году беглопоповцев моего участка (Жиздринский, Мосальский и др. уезды - В.Б.) навещали для требоисправлений два беглых попа: о.Иван Иванович Яблочков, человек еще молодой, и о.Александр Плавтов, человек уже пожилой. Тот и другой бывшие священники Рязанской епархии»**.
*ГАКО. Ф.33. Оп.3. Д. 198.
**ГАКО. Ф.33. Оп.2 Д. 1451. Л.4об.
Литература о «бегствующем священстве»
Правомерность перехода от господствующего православия в старообрядчество была обоснована в богословских работах Федора Мельникова.
1.Мельников Ф.Е. О старообрядческом священстве до митрополита Амвросия. Изд. 2. Большой Камень. Омега. 2000. - 28 с.
2.Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии // Церковь. 1909. №11. С. 374 - 376; №23. С.736 - 738; №45. С.1262 - 1266.
В этой статье Мельников писал:
«Старообрядческих священников, как тех, которые отделились от Никона и его единомышленников, так и тех, которые уходили в старообрядчество из господствующей церкви в течение всей истории старообрядческой, миссионеры синодальной церкви называют не иначе как «беглые попы». Определение «беглый» они отождествляют с понятием чего-то преступного, нехорошего, достойного осуждения. Точно это беглые каторжники, бродяги и т.п. отбросы человечества. Кличку «беглые попы» миссионеры произносят с ехидством, с нескрываемым намерением оскорбить религиозное чувство старообрядцев, уязвить их достоинство, опозорить их духовных пастырей.
Но почему старообрядческие священники беглые, - этого обвинители старообрядчества никогда не объясняют.
Бегство бывает различное и в зависимости от причин его оно может быть преступным и позорным или похвальным и славным. Бегство от истины, от кроткого и смиренного Христа, от Его св. Церкви - это преступление, дело позорное и гибельное. Бегство же от лжи, от коварного и жестокого дьявола, от его учеников - гонителей и мучителей, - это славный подвиг, святое дело - это путь Христа и Его учеников. В этом бегстве - жизнь и спасение святой Церкви.
Пример бегства явил нам Сам Основатель Церкви - Христос... »
3.Сенатов В. Бегствующее священство при Александре I // Церковь. 1912. №32. С. 769 - 771.
|