Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Центр России

Боченков В.В. В тюремный замок до востребования. Рапорт о причинах и способах предупреждения перехода священников к старообрядцам

Рапорт мещовского протоиерея Алексия Страхова о причинах и способах предупреждения перехода священников к старообрядцам

(ГАКО. Ф.33. Оп. 2. Д. 439. Л.71 - 72об.)

В калужскую духовную консисторию

Благочинного Мещовского Благовещенского собора протоиерея Алексия Страхова

Рапорт

Во исполнение указа от 27-го минувшего апреля за №2222, а полученного мною 6-го числа сего маия, коим требовалось донесть, какие причины побуждают священников к побегу от православных Церквей к раскольникам, и какие по местным обстоятельствам признаются средства надежнейшими к прекращению таковых побегов, - Калужской Духовной Консистории, по соображении о сем предмете, благопочтеннейше доношу следующее.

Причины впадения священников в раскольническое заблуждение и побега их могут быть двоякие: нравственные и внешние. Нравственные суть или поколебание самой веры, или недоброе поведение. Но поколебаться внутренне в вере и изменить ей тому, кто родился в недрах ея, с младенчества воспитан, наставлен и утвержден в святых правилах веры, едва ли возможно, по крайней мере примера не видно. Скорее можно бы было предположить укоризненное поведение причиною побега, если бы только принимали в раскол со всяким поведением, с худым и честным, без различия: но известно из опыта, что склоняют к побегу в раскол большею частию с честным поведением, тех, кои долгое время проходили должность священника; а с худым поведением нигде не терпят. Почему нравственных причин не нахожу и не полагаю в счет к побуждению совращения Священников в раскол. Остаются внешние, - и действительно, забота о детях, непрочное состояние, и наконец бездомовность служат таковым побуждением. 1)Забота о детях. Часто Священники по бедности своей вынуждены бывают отдавать дочерей своих за Дьячков, за мещан, или даже за крестьян, как то села Серебрина Священник Петр Иванов, одну дочь выдал за Дьячка Растворовского, которые живут весьма бедно; другую за мещанина, а третьей место свое сдал, и, чтобы помогать им в содержании, сам убежал в раскол; равно и Лычинский Василий Соколов, видя, что рождаются у него дочери, которых надобно со временем распределить, бежал в раскол за достоянием. Поживши года четыре, возвратился паки в православие.

А содержание самых сыновьев коликих забот, издержек и трудов стоит Священнику? Ныне круглым числом содержание одного сына обходится в год Священнику 120 р. С лучшими дарованиями он должен обучаться 12-ть лет. Следственно, в течение сего времени на него надобно употребить около 1500 руб., а отвезти его в учение, паки привезти, на сие трудов и издержек исчислить неможно. Иному Священнику едва ли самому от прихода придет в год доходу 120 рублей. Если же у него три или четыре сына: в таком случае и жизнь ему делается в тягость, и естественно изыскивает все возможные способы к удовлетворению потребностей.

2) Непрочность содержания, которое зависит совершенно от обстоятельств прихожан. Ежели прихода довольное количество и прихожане имеют избыток в своем состоянии: то и Священник может содержаться безбедно. В противном случае при недостаточности прихода и прихожан Священник теряет все: ибо заведений и торговли он не имеет права производить; землю обрабатывать ему и вовсе нет времени; служение по Церкви, похоронение мертвых, поминовения, молитвы родильницам, крещения младенцев, исповедания и приобщения Святым Тайнам больных, и прочие духовные требы отнимают всякое свободное время на домашние занятия. Наемными людьми обрабатывать землю неудобно потому, что когда земля обрабатывается наемными, то она при неудобности надсмотра кормит токмо наемных, а не хозяина. При том за требы Священник не имеет права требовать платы. Всякое при нужде домогательство платы вводит Священника в нещастное отношение его к прихожанам. Да и добровольная плата часто Священника заставляет делать не то, что долг и обязанность велит, а то, что угодно прихожанам, так как его состояние зависит от их милости.

3) Бездомовность, которую разумею не в том, чтобы Священники не имели собственных домов, а в том, что нет для них постоянных домов таких, которые находились бы повсюду при Церквях готовыми, куда бы его Начальство ни послало на служение, куда бы ни переместило по обстоятельствам. А без того всякое перемещение из одного прихода в другой Священника часто разоряет до основания. Особенно в целом Мещовском уезде ощутительна сия невыгода, по ненахождению леса и дороговизне лесных материалов. Посредственная горница обходится до 400 рублей в постройке. Материалы надобно доставить не ближе 30 верст. А отопление также чрезвычайно дорого, ничем не разнится в селах от градского, по случаю тому, что лесов нет, а народонаселение весьма частое и тесное.

Из сего - средства к удержанию Священников от побега в раскол по мнению моему, нахожу самыми надежнейшими следующие: 1-е) положение Священнослужителям постоянного жалования для того, чтобы каждый Священник не зависел и не стеснялся обстоятельствами прихода и прихожан. 2-е) при каждой Церкви как в городах, так и в селах, устроить каменные домы для Священнослужителей, а где лесной материал в избытке, прочные деревянные 3-е)Содержание Священнослужительских детей в учении казенным коштом всех без исключения. 4-е) При выпуске из учения и определении на места, снабжение их определенною суммою денег на обзаведения домашние, в прекращение того, чтобы при женитьбе не было разорительных поборов за невестами приданого и приданых денег. 5-е) Наконец, хранение Священнических ставленых грамот, по объявлении их прихожанам, в местных Духовных Правлениях за крепким запором и печатию, которые должны быть свидетельствуемы, и о целости их доносить Начальству.

Соборный протоиерей Алексий Страхов

№67

Маия 12-го дня

1836.

Категория: Центр России | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-05)
Просмотров: 1027

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz