1860 год
Алексий Васильевич Жигачев
Отец Алексий бежал из села Слизнева Боровского уезда. Сейчас оно отошло к Московской области. Но до того священник служил в селе Каменском - это недалеко от Слизнева. Там и сейчас стоит древний белокаменный храм святителя Николая, видавший на своем веку и французов с кремниевыми ружьями, и немцев со «шмайсерами». Освящена церковь была еще до Никона, в 1649 году. Об этом свидетельствовала надпись на старом антиминсе, обнаруженном случайно в храме 15 августа 1897 года.
Затем отца Алексия из Каменского перевели. Но когда, не установлено.
Священник подвергался мелким штрафам за то, что не читал проповеди. Были у него трения с причетниками. Эти известные нам мелочи не были причиной побега. Отец Алексий более десятка лет потом священствовал. И стаж у него набрался солидный. Но вот что-то случилось, сломалось окончательно. Что - остается тайной.
ГАКО. Ф. 79. Оп.2. Д. 1237 и 1241.
1862 год
Иоанн Шумилин
Служил в селе Барятине Медынского уезда (ныне Дзержинского района), недалеко от Кондрова. Подробные сведения не открыты.
Список «ПКЕВ»
1863 год
Григорий Михайлович Глинкин
Служил в Покровской единоверческой церкви города Сухиничи. Об о.Григории будет далее подробный рассказ.
1864 год
Иеромонах Рафаил (Руф Иванович Богданов)
Это - единственный известный калужский иеромонах, бежавший к старообрядцам и послуживший у них, хотя и немного. В иночестве он носил имя Рафаила.
Сведений о нем мало.
Руф Богданов родился в 1819 году или около того. Монашествовал он при архиерейском доме в Калуге. О родителях ничего не известно. В 1864 году за какой-то проступок инока Рафаила расстригли и уволили из духовного звания. Получив в губернском правлении свидетельство для поездки в Тулу (Руф Иванович собирался приписаться в тамошние мещане), иеромонах не явился в тульскую казенную палату (она занималась учетом лиц, которым надлежало платить подати). Пропал. На него объявили розыск по всей империи.
И вот в 1866 году Богданов был задержан на Стародубье. Ему предъявили обвинение, что он называл себя старообрядческим священником (т.н. «присвоение сана»), совершал требы. Судили. Доказательств, однако, не хватило, и в начале сентября 1867 года стародубская полиция доставила Богданова в Калугу «на дальнейшее о нем распоряжение».
О священнической деятельности Богданова у старообрядцев неизвестно ничего. Неясно даже, у каких старообрядцев он служил: лужковцев, окружников или противокружников, признающих священство белокриницкой иерархии или не признающих.
Губернское правление обвинило Богданова в нарушении устава о паспортах. Бывший иеромонах предстал перед мировым судьей (они разбирали всякие мелкие дела). Руф Иванович признал свою вину, пояснив, что, поскольку срок приписки в податное сословие ему не был назначен, он решил совершить паломничество в Киев, в Лавре помолиться.
Мировой судья дал Богданову семь суток ареста при полиции. Отсидев, священник отправился в Тулу. Тогда же, в 1867 году, он приписался там в мещанство. В Туле Руф Богданов жил в крайней нужде.
В деле иеромонаха есть описание его примет. Только представить по ним Богданова сложновато, уж очень они все неконкретны: рост 2 аршина 6 вершков (около 170 см.), волосы русые (кстати, имя Руф в переводе с греческого означает «рыжий»), глаза серые, лицо чистое, нос, рот, подбородок умеренные, лицо крупное, щеки ровные, губы толстые.
ГАКО. Ф.62. Оп.3. Д. 1091.
Р.S.
Среди бежавших к старообрядцам упоминаются еще имена нескольких священников. Это:
1.Андрей Лаврентьевич Беляев из села Никитского на Лебедяни под Калугой. Якобы он ушел на Иргиз.
2.Егор Невлин.
3.О.Гавриил из села Жуина Медынского уезда.
4.Иеромонах Тихонова монастыря Никифор (в миру - Кирилл Федорович Виноградов).
Достоверными сведениями об их судьбах мы не располагаем. Годы побегов (если они и в самом деле были совершены) не установлены.
См. Любимов Д. Беглопоповщина // «Прибавление к «Калужским епархиальным ведомостям». 1886. №19. С.426.
5.В «Записке о состоянии раскола в Нижегородской губернии» П.Мельников-Печерский упоминает некоего священника Кондакова, служившего в Городце. «Городецкие беглые попы постоянно покровительствуются земской полицией. Бывший исправник Спасский... беглому из Калужской епархии попу Кондакову сам давал фальшивый паспорт на имя крестьянина княгини Волконской - Носова, что было открыто в 1844 году». Сведения о Кондакове не выявлены.
См. Сборник в память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Нижний Новгород. 1911. Часть 2. С.175 - 176.
6.о.Алексий.
Упомянут в статье журнала «Русский вестник» (№3. 1864. С.69) в анонимной статье «Как мы ездили за миром в Белую Криницу» (Автор, вероятно, Н.Субботин или Василий Борисов). События, о которых рассказывает статья, происходят в 1847 году. О.Алексий жил в Мануйловском скиту (Молдавия). Из какого прихода он бежал, не указано. Вначале священствовал в стародубском посаде Дебрянка. Из калужских священников, бежавших до 1847 года, выявлен лишь один с именем Алексий (Грушевский), но у нас нет оснований говорить, что именно он упомянут в статье и что там не перепутана епархия, где о.Алексий служил до побега.
|