Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Центр России

Боченков В.В. В тюремный замок до востребования. 1860-1864 гг.

1860 год

 

Алексий Васильевич Жигачев

 

Отец Алексий бежал из села Слизнева Боровского уезда. Сейчас оно отошло к Московской области. Но до того священник служил в селе Каменском - это недалеко от Слизнева. Там и сейчас стоит древний белокаменный храм святителя Николая, видавший на своем веку и французов с кремниевыми ружьями, и немцев со «шмайсерами». Освящена церковь была еще до Никона, в 1649 году. Об этом свидетельствовала надпись на старом антиминсе, обнаруженном случайно в храме 15 августа 1897 года.

 

Затем отца Алексия из Каменского перевели. Но когда, не установлено.

 

Священник подвергался мелким штрафам за то, что не читал проповеди. Были у него трения с причетниками. Эти известные нам мелочи не были причиной побега. Отец Алексий более десятка лет потом священствовал. И стаж у него набрался солидный. Но вот что-то случилось, сломалось окончательно. Что - остается тайной.

 

ГАКО. Ф. 79. Оп.2. Д. 1237 и 1241.

 

 

1862 год

 

Иоанн Шумилин

 

Служил в селе Барятине Медынского уезда (ныне Дзержинского района), недалеко от Кондрова. Подробные сведения не открыты.

 

Список «ПКЕВ»

 

  

 

1863 год

 

Григорий Михайлович Глинкин

 

Служил в Покровской единоверческой церкви города Сухиничи. Об о.Григории будет далее подробный рассказ.

 

 

1864 год

  

Иеромонах Рафаил (Руф Иванович Богданов)

 

Это - единственный известный калужский иеромонах, бежавший к старообрядцам и послуживший у них, хотя и немного. В иночестве он носил имя Рафаила.

 

Сведений о нем мало.

 

Руф Богданов родился в 1819 году или около того. Монашествовал он при архиерейском доме в Калуге. О родителях ничего не известно. В 1864 году за какой-то проступок инока Рафаила расстригли и уволили из духовного звания. Получив в губернском правлении свидетельство для поездки в Тулу (Руф Иванович собирался приписаться в тамошние мещане), иеромонах не явился в тульскую казенную палату (она занималась учетом лиц, которым надлежало платить подати). Пропал. На него объявили розыск по всей империи.

 

И вот в 1866 году Богданов был задержан на Стародубье. Ему предъявили обвинение, что он называл себя старообрядческим священником (т.н. «присвоение сана»), совершал требы. Судили. Доказательств, однако, не хватило, и в начале сентября 1867 года стародубская полиция доставила Богданова в Калугу «на дальнейшее о нем распоряжение».

 

О священнической деятельности Богданова у старообрядцев неизвестно ничего. Неясно даже, у каких старообрядцев он служил: лужковцев, окружников или противокружников, признающих священство белокриницкой иерархии или не признающих.

 

Губернское правление обвинило Богданова в нарушении устава о паспортах. Бывший иеромонах предстал перед мировым судьей (они разбирали всякие мелкие дела). Руф Иванович признал свою вину, пояснив, что, поскольку срок приписки в податное сословие ему не был назначен, он решил совершить паломничество в Киев, в Лавре помолиться.

 

Мировой судья дал Богданову семь суток ареста при полиции. Отсидев, священник отправился в Тулу. Тогда же, в 1867 году, он приписался там в мещанство. В Туле Руф Богданов жил в крайней нужде.

 

В деле иеромонаха есть описание его примет. Только представить по ним Богданова сложновато, уж очень они все неконкретны: рост 2 аршина 6 вершков (около 170 см.), волосы русые (кстати, имя Руф в переводе с греческого означает «рыжий»), глаза серые, лицо чистое, нос, рот, подбородок умеренные, лицо крупное, щеки ровные, губы толстые.

 

ГАКО. Ф.62. Оп.3. Д. 1091.

  

Р.S.

 

Среди бежавших к старообрядцам упоминаются еще имена нескольких священников. Это:

 

1.Андрей Лаврентьевич Беляев из села Никитского на Лебедяни под Калугой. Якобы он ушел на Иргиз.

 

2.Егор Невлин.

 

3.О.Гавриил из села Жуина Медынского уезда.

 

4.Иеромонах Тихонова монастыря Никифор (в миру - Кирилл Федорович Виноградов).

 

Достоверными сведениями об их судьбах мы не располагаем. Годы побегов (если они и в самом деле были совершены) не установлены.

 

См. Любимов Д. Беглопоповщина // «Прибавление к «Калужским епархиальным ведомостям». 1886. №19. С.426.

 

5.В «Записке о состоянии раскола в Нижегородской губернии» П.Мельников-Печерский упоминает некоего священника Кондакова, служившего в Городце. «Городецкие беглые попы постоянно покровительствуются земской полицией. Бывший исправник Спасский... беглому из Калужской епархии попу Кондакову сам давал фальшивый паспорт на имя крестьянина княгини Волконской - Носова, что было открыто в 1844 году». Сведения о Кондакове не выявлены.

 

См. Сборник в память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Нижний Новгород. 1911. Часть 2. С.175 - 176.

 

6.о.Алексий.

 

Упомянут в статье журнала «Русский вестник» (№3. 1864. С.69) в анонимной статье «Как мы ездили за миром в Белую Криницу» (Автор, вероятно, Н.Субботин или Василий Борисов). События, о которых рассказывает статья, происходят в 1847 году. О.Алексий жил в Мануйловском скиту (Молдавия). Из какого прихода он бежал, не указано. Вначале священствовал в стародубском посаде Дебрянка. Из калужских священников, бежавших до 1847 года, выявлен лишь один с именем Алексий (Грушевский), но у нас нет оснований говорить, что именно он упомянут в статье и что там не перепутана епархия, где о.Алексий служил до побега.

Категория: Центр России | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-05)
Просмотров: 1308

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz