Книжница Самарского староверия Пятница, 2020-Апр-03, 05:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Центр России

A.A. Безгодов. Поморские моленные Патриаршины (Кудыкинская волость Владимирской губернии)

Кудыкинская волость Покровского уезда на протяжении XIX в и до начала XX в. входила в состав Владимирской губ. (1). Ещё с XIV в. эти земли находились в Сенежской волости и принадлежа­ли сначала митрополитам, а затем и патриархам Московским и всея Руси.

Со временем сенежские земли разделились, одной из частей стала волость Кудыкинская. В отличие от других волостей, обра­зованных на бывших патриарших землях, только в Кудыкинской (во многом благодаря старообрядцам) до XX в. сохранилось само­название данного региона - Патриаршина. В XVIII в. в этих рай­онах проживали представители многих старообрядческих согласий: беглопоповцы, федосеевцы и др., но преобладали староверы-бес­поповцы поморского согласия.

Общественные богослужения на Патриаршине староверы-по­морцы совершали в молитвенных домах в Ионово и Будьково, а также в домашних моленных. Домашние моленные в XIX в. бьии известны в Зуеве в домах Кононовых, Зиминых, Р.З. Дмитриева (ум. 1883), в Кабаново у Зыковых (2).

В сёлах Орехово и Зуево проживало большое количество ста­рообрядцев, принадлежавших различным согласиям, и каждое из них имело свой храм или молитвенный дом. В данной местности насчитывалось 17 храмов и молитвенных домов. В Орехове ста­рообрядческих храмов было всего 2: находившийся при домовой конторе фабрики Викулы Морозова старообрядцев белокриницкого согласия (приемлющих «Окружное послание») и беспоповс­кий поморского брачного согласия. В Зуево старообрядцы имели храмы и молитвенные дома: 2 белокриницкого согласия  паствы архиепископа Московского Иоанна (приемлющие окружное  послание»), 2 неокружнических паствы епископа Даниила Богородского, по одному неокружнических паств епископов Иосифа и Иова (последние - приемлющие общину), 1 бес­поповский поморского брачного согласия, 1 беспоповский без­брачного согласия и 1 беспоповский, «имеющий наставницу-ба­бушку и при богослужении „девиц чистых"». Помимо этого в Зу­еве имелось около 8 женских скитов (3).

Однако, к сожалению, время процветания сменилось време­нем упадка и разрушения традиции. Согласно «Списку церквей и бывших монастырей Московской губернии» середины 1920-х го­дов, в Орехово-Зуеве значатся 3 старообрядческих храма, все они посвящены Рожеству Пресвятой Богородицы: 2 «старообрядчес­ких» (по всей видимости, белокриницкий и неокружнически) и 1 «поморский» (4). Однако это только официально зарегистриро­ванные общины; учитывая пёструю дореволюционную картину ме­стного старообрядчества, надо полагать, что оставались ещё об­щины различных направлений, которые продолжали молиться нелегально.

По состоянию на 1 июля 1945 г., по сведениям уполномочен­ного Совета по делам религиозных культов, в Орехово-Зуеве зна­чились 2 закрытых старообрядческих храма, один из которых был занят швейной мастерской, другой - валяльной (5). Действую­щим оставался только бывший храм неокружников.

В настоящий момент действующим поморским храмом в Пат­риаршине остаётся только недавно отметивший свое 120-летие Храм Рожества Пресвятыя Богородицы в г. Орехово-Зуево.

Нами составлены исторические справки об известных обще­ственных моленных староверов-поморцев в «Патриаршине» по сёлам и деревням.

Село Зуево

Административно с. Зуево в Кудыкинскую волость не входило, а находилось в составе Московской губернии, но мы всё же рассматри­ваем его как неотъемлемую часть Патриаршины, к тому же в 1917 г. с. Зуево было объединено с с. Орехово, образовав г. Орехово-Зуево.

Можно предположить, что уже в середине XVIII в. в Зуеве имелось многочисленное и крепкое общество староверов-поморцев. Известно, что в 1760-х годах, по поручению христиан-поморцев, зуевский купец Иоанн Феодорович Кононов отправился в Петербург с прошением о снижении двойного налога и отмене венечной пошлины. Ходока приняла сама императрица Екатери­на II, которой Кононов преподнёс шёлковый платок собственно­го изготовления. В итоге указом от 16 марта 1765 г. налог дей­ствительно был уменьшен, а венечная пошлина полностью отме­нена. В XIX в. Зуево и Орехово превращаются в один из круп­нейших в России промышленных центров. Появляются богатей­шие купеческие старообрядческие фамилии: Морозовы, Зими­ны, Кононовы и др.

В 1884 г. в с. Зуево недалеко от фабрики «Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина» был построен молитвенный дом. Высокое монументальное здание не имело звонницы, не было увен­чано крестами: старообрядческим храмам в то время это не позволялось. Внутри молитвенный дом был просторным и светлым. Высо­кие свод и стены, с вытянутыми вверх стрельчатыми окнами. Освя­щение молитвенного дома во славу Рожества Пресвятой Богоро­дицы и святителя Николы было совершено 22 октября 1884 г. Слово по случаю торжества освящения говорил И.И. Зыков.

О первых настоятелях молитвенного дома, к сожалению, досто­верных сведений не имеется. С 1893 г. настоятельствовал Иван Ва­сильевич Уткин (1863—1904), а с 1905 г. - Симеон Васильевич Гера­симов (1841-1936). Их добродетельная христианская жизнь, требо­вательность к себе при исполнении духовных обязанностей, челове­колюбие являли пример благоуспешного настоятельскою служения.

В Зуеве нередко проходили различные совещания деятелей По­морской Церкви, так, в 1898 г. собрались А.А. Надеждин, Л.Ф. Пичугин, Н.С. Шпунтов из Москвы. Здесь к ним присоеди­нились И.И. Зыков, И.В. Уткин, другие христиане Патриаршины. Совещание проходило 18 и 19 октября в доме А.Ф. Зимина. По завершении собеседований приезжие ездили в Ионово.

Службы в зуевском молитвенном доме совершались торжественно, строго по чину. В то время случалось, что москвичи для совершения брачного молебна приезжали в Зуево. Широко было распространено мнение: «Знаменное пение - великолепие зуевского храма». Среди многих замечательных певцов выделялся Киприан Сергеевич Колпаков (1866—1926), прекрасный певец и тантливый учитель пения. Он принадлежал ещё к первому причту зуевского молитвенного дома, а позже стал руководителем известного зуевского женского хора.

После указа о веротерпимости 1905 г. приход зуевского молитвенного дома зарегистрировался как «Зуевская община старообрядцев поморского брачного согласия». 25 января 1909 г. состоялось очередное годичное общее собрание членов общины. На этом со­брании, в частности, были избраны почётными членами общины, жившие в Москве и ставшие членами 2-й Московской общины Алек­сей Викулович, старший сын скончавшегося в 1894 г. Викула Ели­сеевича Морозова, а также Зимины Яков и Филипп Куприяновичи, Иван и Николай Макаровичи и Григорий Иванович (6).

Тем временем зуевская община настолько возросла, что рас­ширение молитвенного дома стало существенной необходимос­тью. Настоятелем храма в это время был Семён Герасимов. 17 ноября 1911 г. было подано прошение Московскому губернатору от имени Совета Зуевской общины старообрядцев поморского брачного согласия о разрешении сделать к существующему молитвенному дому пристройку для входа и раздевален с хорами. Раз­решение было получено 10 мая 1912 г. (7). Проект достройки сделал архитектор И.Е. Бондаренко, автор проекта храма 2-й Московской общины в Токмаковом переулке. Намечено было увеличение внутренней площади здания путём переноса западной стены, сооружения боковых приделов и притвора со звонницей над ним. Звонница с высокой четырёхскатной крышей венчалась главкой с вызолоченным крестом. Внутри храма у западной сте­ны сооружались хоры. Иконостас, клироса и характер внутрен­ней отделки сохранялись в первоначальном виде.

Торжественный молебен по случаю начала достройки молит­венного дома совершался 19 августа 1912 г. Затем были заложены внешние углы приделов и притвора. Закладку совершали «посо­лонь». Восточный угол южного придела закладывал духовный на­ставник Симеон Васильевич, западный - Ф.К. Зимин и С.Н. Свеш­ников; углы притвора - Д.Ф. Крюков и Н.Г. Хвальковский; углы дверного придела М.И. Беляев и М.Р. Дмитриев (8). Освяще­ние обновлённого храма происходило 22 декабря 1913 г. Чин освящения совершали духовный наставник Симеон Васильевич и ду­ховный наставник Василий Иванович Смирнов. По окончании службы с приветственными словами к собравшимся обратились Т.А.Худошин, председатель Совета Соборов и Съездов Старообрядческой Поморской Церкви, И.И. Ануфриев, председатель Совета 2-й Московской общины, один из инициаторов обновления  храма и др.

Теперь зуевский храм мог вместить более тысячи прихожан, При большом стечении молящиеся проходили и на хоры.

В 1924 г. в зуевском храме собрался Московский областной Духовный Совет. Через 4 года, в марте 1927 г., здесь же, в зуев­ском храме, состоялось ещё одно заседание Московского област­ного Духовного Совета под председательством духовного настав­ника Симеона Васильевича.

С упрочением советской власти начались гонения на верующих и кампании по закрытию церквей. Так, церковь христиан-по­морцев в Орехово-Зуеве была закрыта постановлением президиу­ма Облисполкома от 29 февраля 1936 г., согласно этому постанов­лению здание предполагалось использовать под аэроклуб и дом обо­роны (9). Староверы-поморцы Орехово-Зуевского р-на писали коллективное письмо председателю Центрального Исполнительного Комитета СССР Михаилу Ивановичу Калинину с ходатайством о возврате храма, письмо подписали около 300 человек (10), однако решение осталось прежним. Прихожане зуевской общины смогли тайно сохранить иконы и служебные книги, а после того, как в Даугавпилсе (Латвия) сгорел поморский храм,  по договорен­ности часть икон была передана в даугавпилсскую общину. Поз­же часть икон была пожертвована московской общине, а осталь­ные - другим поморским общинам и отдельным лицам. А хрис­тиане Патриаршины стали молиться у себя дома или собирались, но возможности, в домашних моленных.

В Орехово-Зуеве в 1945—1946 гг., в период «оживления рели­гиозной активности», поморцы добивались возврата здания мо­ленной. Ходатайство было отклонено ввиду того, что здание было переоборудовано для производственных целей. В 1948 г. старо­обрядцы также возбуждали ходатайство об открытии молитвенно­го дома, на сей раз в частновладельческом здании. Но власти и в этот раз отказали «вследствие непригодности помещения».

По архивным документам следует, что в ночь на 2 мая 1948 г. для проведения пасхальной службы верующие собрались в доме числом до 60-80 человек. Упоминаются аналогичные случаи и в другие  большие праздники. Своим наставником поморцы Орехово-Зуева в это время считали С.Е.Антонова, 1869 г. р. Из веруюших-активистов были известны Е.А. Куров, 1883 г. р., бухгалтер артели, а также Куревлев И.Ф., 1894 г. р., сапожник (11). В Орехово-Зуево и в д. Ионово по-прежнему в большом количе­стве проживали старообрядцы-поморцы. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов в 1950 г. заявлял, что их всего до 600 человек активных верующих (12). Деятельность поморской об­щины в Орехово-Зуеве в этот период подтверждается и наличием фотографии середины 1950-х годов, на которой изображён молен­ный дом поморцев, где регулярно совершались службы (13). Одна­ко при этом, по официальным данным на 1950 г., «группа дея­тельности не проявляла» (14).

Находясь почти 60 лет в рассеянии и не имея своего постоян­ного храма, который бы их объединял, собираясь на моления не­легально, общество христиан-поморцев довольно сильно со­кратилось. Многие из бывших прихожан по разным житейским причинам переселились в Москву и другие города. Но, несмотря на трудности, община смогла сохраниться, и в 1990 г. у помор­цев наконец появилась возможность вернуться в свой храм. Так сложились обстоятельства, что храм был передан в совместное пользование с общиной старообрядцев-поповцев.

Поморская община в настоящее время располагается в северном приделе храма. За последние 15 лет община окрепла, прошла госу­дарственную регистрацию. Количество посещающих службу замет­но увеличилось, теперь на большие праздники даже приезжают из Куровского и Киржача. Вот уже несколько лет на большие праздни­ки в качестве поддержки приезжает группа московских прихожан.

Село Орехово

В Орехове, в отличие от с. Зуево, находилось всего 2 старооб­рядческих храма и оба при фабричной конторе Морозовых в по­селке Никольское. Один из храмов принадлежал поповцам белокриницкого окружного согласия, второй - поморцам законобрачного согласия. Одна из морозовских фабрик (будущая «Мануфактура Викула Морозова с сыновьями»), была основана старшим сыном Саввы Васильевича Елисеем. В это время Елисей Саввич жил  в Москве и принимал большое участие в обществе прихожан Покровской Монинской моленной. В новом здании конторы им была устроена большая моленная, прихожанами которой были преимущественно рабочие-староверы, живущие при фабрике. Фабричную моленную посещали также и поморцы, проживающие в местечке Крутое. Предположительно в это время настоятелем в моленной был духовный наставник Авдей Семенович (15).

Как и многие другие, Ореховская моленная при морозовской! фабрике была закрыта в 1918 г. в ходе национализации заводов.

Деревня Будьково

Один из старейших поморских молитвенных домов находился в д. Будьково. Он был деревянным и построен, скорее всего, ещё в XVIII в. или в самом начале XIX в. В 1822 г. вышел указ запрещающий строительство старообрядческих церквей и моле­лен, а также ремонт ранее построенных, но находящихся в вет­хом состоянии. Этим указом повелевалось: «Все раскольнические церкви, молитвенные дома и часовни, построенные до 1817 г., оставить неприкосновенными без розыскания, вновь строить зап­рещено». Надзор за соблюдением этого положения был настолько усерден, что когда в Будькове на месте молитвенного дома, сгоревшего в 1878 г. при большом пожаре в деревне, был постро­ен новый, то многие будьковские христиане были заточены в тем­ницу в уездном городе Покрове, а моленную велено было сломать. Однако закончилось всё благополучно, и 1 ноября 1881 г. в молит­венном доме совершали благодарственный молебен (16).

О времени закрытия будьковской моленной документов пока не выявлено.

Деревня Ионово

Ионовская поморская моленная вместе с молитвенным домом в Будькове является одной из старейших в Патриаршине.

В Ионове действовало прекрасное старообрядческое училище, которое основал к началу 1880-х годов старовер-поморец, кресть­янин д. Зуево Роман Зиновьевич Дмитриев. Дмитриев был изве­стен как большой знаток знаменного наречного пения. Им соб­ственноручно написан был полный круг певчих книг (Ирмо­сы, Октай, Обиход, Праздники, Триодь Постная, Триодь Цветная и Трезвоны) самого полного содержания, подобно лучшим образцам певчих книг поморского письма.

Долгое время настоятелем в молитвенном доме в Ионове был Тарасий Потапович, очень почтенный и уважаемый прихожанами. Скончался он в конце XIX в., дожив почти до столетнего возраста.   Среди членов ионовской общины были такие замечатель люди, как знаток знаменного пения Никифор Абрамович Борисов, по сохранившимся отзывам, он был «одним из трёх лучших того времени певцов в среде поморских обществ всей России».

Иван Викулович Власов - отличный знаток знаменного пения и писец певчих книг. Племянник его Герасим Парфёнович Власов в том же Ионове был старостой в молитвенном доме и много потрудился на благо местного христианского общества.

Родственник ионовского наставника Тарасия Потаповича Се­мён Иванович руководил большим и хорошим ионовским хором. После революции «новые веяния» не прошли стороной. В 1930-х годах моленная в Ионове была закрыта. В сведениях о недейству­ющих зданиях культа по Московской области в 1945 г. упоминается здание бывшей поморской брачной моленной в д. Ионово, Орехово-Зуевского р-на, в которой в то время находился клуб (17). Позже здание моленной использовалось в хозяйственных целях и предположительно в конце 1980-х годов сгорело, ещё долго остава­лись руины, но недавно участок был очищен. Теперь даже мест­ные жители путаются, указывая место, где находилась моленная. Однако община не прекратила своей деятельности. Местные христиане-поморцы на соборную молитву стали собираться в доме у попечителей бывшей ионовской моленной Гавриила и Анаста­сии Куликовых. После смерти родителей руководить службой стала их дочь Екатерина Гавриловна, посвятившая всю свою жизнь служению Богу, она замуж так и не вышла. В последние годы жиз­ни вся служба и все порядки держались только на ней, а после её смерти, в 1989-1990 гг., оставшиеся христиане присоединились к общине в г, Ликино-Дулёво (18).

Деревня Ликино

Ликино, одна из древнейших староверских деревень, находилась рядом с волостным центром с. Кудыкино. О существовании общины и собственного молитвенного дома в Ликино ничего не известно, хотя домашние моленные могли быть. Известно, что в Ликино в 1876 г. состоялась полемика между известным поморск­им начётчиком Иваном Ивановичем Зыковым и представителем единоверия Павлом Прусским.

Община в Ликино, скорее всего, появилась в 1930-х годах, после закрытия молитвенных храмов  в Орехово-Зуеве и Ионове. В эти годы многие староверы стали молиться по домам. Службы в Ликино также происходи в частном доме на улице Почтовая, д.23. Насколько известно, в военные годы общиной руководила Евдокия Фёдоровна (?) Сизо­ва (в девичестве - Киселёва) скончавшаяся в 1948 г., после неё более 50 лет службой руководила её дочь Сизова Анисья Василь­евна. В конце 1970-х годов в связи с благоустройством и рекон­струкцией района ЛиАЗа (г. Ликино-Дулёво) дом Анисьи Васи­льевны был снесён, до настоящего времени ещё сохранились яб­лони, ранее бывшие в огороде её дома, и сейчас это место стар­шее поколение ещё называет «Сизовская горка». Вместо снесён­ного дома Анисье Васильевне дали квартиру в новостройке, но и в этой квартире христиане наладили общинную жизнь, продол­жали собираться на моления, сюда из бывшей моленной были перенесены многие старые иконы и книги.

Жители дома писали жалобы в горсовет, что молящиеся со своим богослужением мешают отдыхать. Ревнуя о богоугодном деле, неутомимая Анисья Васильевна ходила к городским чинов­никам, приносила яблоки, ягоды из собственного сада, и христи­ан в очередной раз оставляли в покое.

В 1990 г. к небольшой ликинской общине присоединились и остатки ионовской общи­ны. В 2000 г. в весьма преклонном возрасте Анисья Васильевна скончалась, вместе с ней закончилась и история поморской общи­ны в Ликино. Последние оставшиеся христиане на службу стали ездить в поморский храм в Орехово-Зуеве, а иногда в Москву (19). Общинные книги и некоторые иконы, остававшиеся в Ликино, со временем были переданы в орехово-зуевский храм, туда же в конце 2004 г. отвезли и крестильную купель, в которой ещё осе­нью в последний раз в Ликино крестили младенца.

Деревня Кабаново

Вместе с общественными моленными Патриаршины, хочется упомянуть и моленную в Кабанове. Несмотря на то, что была домашней, она играла большую просветительскую и миссионерс­кую роль. Домашняя моленная в Кабанове возникает во второй половине XIX в. благодаря трудам Ивана Ивановича Зыкова, ко­торый устроил её в собственном доме. Зыков был одним из известных поморских начётчиков, проводил беседы, в которых обличал единоверие. Как представитель Патриаршины участвовал в работе Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев в Москве, на котором был избран товарищем председателя Собора. Автор многих полемических сочинений.

В кабановскую моленную приезжало много людей, кто за советом, кто за поддержкой, которую оказывал Иван Иванович. К нему в гости приезжали и многие известные деятели поморского староверия. Он всегда был активным участником многих совеща­ний Моленная прекратила своё существование скорее всего пос­ле смерти Ивана Ивановича Зыкова в 1913 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В докладе использованы некоторые материалы, предоставленные С.С. Михайловым.

2.    В.В. Хвальковский. Сказание о Патриаршине // Календарь ДПЦ на 1990 год. Рига,  1990.

3.    Орехово-Зуево и м. Никольское // Старообрядческая мысль.  1911.№5.

4.    Центральный муниципальный архив г. Москвы (ЦМАМ). Ф.1215.Оп.2. Д.201. Л.76-76об.

5.    Там же. Ф.3004. Оп.1. Д.4. Л. 13.

6.    Церковь.  1909. С.250.

7.    Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф.54. Оп.165.Д.23О. Л. 1-24.

8.    Хвальковский В.В. Указ. соч.

9.    Государственный архив Российской Федерации. Ф.5263. Оп.1.Д.1331. Л.16.

10. Там же. Л.4-9об.

11.. ЦМАМ. Ф.3004. Оп.1. Д.23. Л.23.

12.   Там же. Д.5. Л.2.

13. Архив Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви.

14.   ЦМАМ. Ф.3004. Оп.1. Д.23. Л.23.

15.   Безголов А.А., Михайлов С.С. Подмосковная «Патриаршина»: страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. М., 2003.

16 Хвальковский В.В. Указ. соч.

17- ЦМАМ. Ф.3004. Оп.1. Д.4. Л.13,  19-20.

18. Безгодов А.А.. Михайлов С.С. Указ. соч. С. 19.

!9. Там же. С.20

Безгодов Алексей Александрович - сотрудник историко-архивного отдела PC ДПЦ, н.с. Музея истории и культуры старообрядчества

Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.1 - М.:2005

Категория: Центр России | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-22)
Просмотров: 1563

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz