Кудыкинская волость Покровского уезда на протяжении XIX в и до начала XX в. входила в состав Владимирской губ. (1). Ещё с XIV в. эти земли находились в Сенежской волости и принадлежали сначала митрополитам, а затем и патриархам Московским и всея Руси.
Со временем сенежские земли разделились, одной из частей стала волость Кудыкинская. В отличие от других волостей, образованных на бывших патриарших землях, только в Кудыкинской (во многом благодаря старообрядцам) до XX в. сохранилось самоназвание данного региона - Патриаршина. В XVIII в. в этих районах проживали представители многих старообрядческих согласий: беглопоповцы, федосеевцы и др., но преобладали староверы-беспоповцы поморского согласия.
Общественные богослужения на Патриаршине староверы-поморцы совершали в молитвенных домах в Ионово и Будьково, а также в домашних моленных. Домашние моленные в XIX в. бьии известны в Зуеве в домах Кононовых, Зиминых, Р.З. Дмитриева (ум. 1883), в Кабаново у Зыковых (2).
В сёлах Орехово и Зуево проживало большое количество старообрядцев, принадлежавших различным согласиям, и каждое из них имело свой храм или молитвенный дом. В данной местности насчитывалось 17 храмов и молитвенных домов. В Орехове старообрядческих храмов было всего 2: находившийся при домовой конторе фабрики Викулы Морозова старообрядцев белокриницкого согласия (приемлющих «Окружное послание») и беспоповский поморского брачного согласия. В Зуево старообрядцы имели храмы и молитвенные дома: 2 белокриницкого согласия паствы архиепископа Московского Иоанна (приемлющие окружное послание»), 2 неокружнических паствы епископа Даниила Богородского, по одному неокружнических паств епископов Иосифа и Иова (последние - приемлющие общину), 1 беспоповский поморского брачного согласия, 1 беспоповский безбрачного согласия и 1 беспоповский, «имеющий наставницу-бабушку и при богослужении „девиц чистых"». Помимо этого в Зуеве имелось около 8 женских скитов (3).
Однако, к сожалению, время процветания сменилось временем упадка и разрушения традиции. Согласно «Списку церквей и бывших монастырей Московской губернии» середины 1920-х годов, в Орехово-Зуеве значатся 3 старообрядческих храма, все они посвящены Рожеству Пресвятой Богородицы: 2 «старообрядческих» (по всей видимости, белокриницкий и неокружнически) и 1 «поморский» (4). Однако это только официально зарегистрированные общины; учитывая пёструю дореволюционную картину местного старообрядчества, надо полагать, что оставались ещё общины различных направлений, которые продолжали молиться нелегально.
По состоянию на 1 июля 1945 г., по сведениям уполномоченного Совета по делам религиозных культов, в Орехово-Зуеве значились 2 закрытых старообрядческих храма, один из которых был занят швейной мастерской, другой - валяльной (5). Действующим оставался только бывший храм неокружников.
В настоящий момент действующим поморским храмом в Патриаршине остаётся только недавно отметивший свое 120-летие Храм Рожества Пресвятыя Богородицы в г. Орехово-Зуево.
Нами составлены исторические справки об известных общественных моленных староверов-поморцев в «Патриаршине» по сёлам и деревням.
Село Зуево
Административно с. Зуево в Кудыкинскую волость не входило, а находилось в составе Московской губернии, но мы всё же рассматриваем его как неотъемлемую часть Патриаршины, к тому же в 1917 г. с. Зуево было объединено с с. Орехово, образовав г. Орехово-Зуево.
Можно предположить, что уже в середине XVIII в. в Зуеве имелось многочисленное и крепкое общество староверов-поморцев. Известно, что в 1760-х годах, по поручению христиан-поморцев, зуевский купец Иоанн Феодорович Кононов отправился в Петербург с прошением о снижении двойного налога и отмене венечной пошлины. Ходока приняла сама императрица Екатерина II, которой Кононов преподнёс шёлковый платок собственного изготовления. В итоге указом от 16 марта 1765 г. налог действительно был уменьшен, а венечная пошлина полностью отменена. В XIX в. Зуево и Орехово превращаются в один из крупнейших в России промышленных центров. Появляются богатейшие купеческие старообрядческие фамилии: Морозовы, Зимины, Кононовы и др.
В 1884 г. в с. Зуево недалеко от фабрики «Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина» был построен молитвенный дом. Высокое монументальное здание не имело звонницы, не было увенчано крестами: старообрядческим храмам в то время это не позволялось. Внутри молитвенный дом был просторным и светлым. Высокие свод и стены, с вытянутыми вверх стрельчатыми окнами. Освящение молитвенного дома во славу Рожества Пресвятой Богородицы и святителя Николы было совершено 22 октября 1884 г. Слово по случаю торжества освящения говорил И.И. Зыков.
О первых настоятелях молитвенного дома, к сожалению, достоверных сведений не имеется. С 1893 г. настоятельствовал Иван Васильевич Уткин (1863—1904), а с 1905 г. - Симеон Васильевич Герасимов (1841-1936). Их добродетельная христианская жизнь, требовательность к себе при исполнении духовных обязанностей, человеколюбие являли пример благоуспешного настоятельскою служения.
В Зуеве нередко проходили различные совещания деятелей Поморской Церкви, так, в 1898 г. собрались А.А. Надеждин, Л.Ф. Пичугин, Н.С. Шпунтов из Москвы. Здесь к ним присоединились И.И. Зыков, И.В. Уткин, другие христиане Патриаршины. Совещание проходило 18 и 19 октября в доме А.Ф. Зимина. По завершении собеседований приезжие ездили в Ионово.
Службы в зуевском молитвенном доме совершались торжественно, строго по чину. В то время случалось, что москвичи для совершения брачного молебна приезжали в Зуево. Широко было распространено мнение: «Знаменное пение - великолепие зуевского храма». Среди многих замечательных певцов выделялся Киприан Сергеевич Колпаков (1866—1926), прекрасный певец и тантливый учитель пения. Он принадлежал ещё к первому причту зуевского молитвенного дома, а позже стал руководителем известного зуевского женского хора.
После указа о веротерпимости 1905 г. приход зуевского молитвенного дома зарегистрировался как «Зуевская община старообрядцев поморского брачного согласия». 25 января 1909 г. состоялось очередное годичное общее собрание членов общины. На этом собрании, в частности, были избраны почётными членами общины, жившие в Москве и ставшие членами 2-й Московской общины Алексей Викулович, старший сын скончавшегося в 1894 г. Викула Елисеевича Морозова, а также Зимины Яков и Филипп Куприяновичи, Иван и Николай Макаровичи и Григорий Иванович (6).
Тем временем зуевская община настолько возросла, что расширение молитвенного дома стало существенной необходимостью. Настоятелем храма в это время был Семён Герасимов. 17 ноября 1911 г. было подано прошение Московскому губернатору от имени Совета Зуевской общины старообрядцев поморского брачного согласия о разрешении сделать к существующему молитвенному дому пристройку для входа и раздевален с хорами. Разрешение было получено 10 мая 1912 г. (7). Проект достройки сделал архитектор И.Е. Бондаренко, автор проекта храма 2-й Московской общины в Токмаковом переулке. Намечено было увеличение внутренней площади здания путём переноса западной стены, сооружения боковых приделов и притвора со звонницей над ним. Звонница с высокой четырёхскатной крышей венчалась главкой с вызолоченным крестом. Внутри храма у западной стены сооружались хоры. Иконостас, клироса и характер внутренней отделки сохранялись в первоначальном виде.
Торжественный молебен по случаю начала достройки молитвенного дома совершался 19 августа 1912 г. Затем были заложены внешние углы приделов и притвора. Закладку совершали «посолонь». Восточный угол южного придела закладывал духовный наставник Симеон Васильевич, западный - Ф.К. Зимин и С.Н. Свешников; углы притвора - Д.Ф. Крюков и Н.Г. Хвальковский; углы дверного придела М.И. Беляев и М.Р. Дмитриев (8). Освящение обновлённого храма происходило 22 декабря 1913 г. Чин освящения совершали духовный наставник Симеон Васильевич и духовный наставник Василий Иванович Смирнов. По окончании службы с приветственными словами к собравшимся обратились Т.А.Худошин, председатель Совета Соборов и Съездов Старообрядческой Поморской Церкви, И.И. Ануфриев, председатель Совета 2-й Московской общины, один из инициаторов обновления храма и др.
Теперь зуевский храм мог вместить более тысячи прихожан, При большом стечении молящиеся проходили и на хоры.
В 1924 г. в зуевском храме собрался Московский областной Духовный Совет. Через 4 года, в марте 1927 г., здесь же, в зуевском храме, состоялось ещё одно заседание Московского областного Духовного Совета под председательством духовного наставника Симеона Васильевича.
С упрочением советской власти начались гонения на верующих и кампании по закрытию церквей. Так, церковь христиан-поморцев в Орехово-Зуеве была закрыта постановлением президиума Облисполкома от 29 февраля 1936 г., согласно этому постановлению здание предполагалось использовать под аэроклуб и дом обороны (9). Староверы-поморцы Орехово-Зуевского р-на писали коллективное письмо председателю Центрального Исполнительного Комитета СССР Михаилу Ивановичу Калинину с ходатайством о возврате храма, письмо подписали около 300 человек (10), однако решение осталось прежним. Прихожане зуевской общины смогли тайно сохранить иконы и служебные книги, а после того, как в Даугавпилсе (Латвия) сгорел поморский храм, по договоренности часть икон была передана в даугавпилсскую общину. Позже часть икон была пожертвована московской общине, а остальные - другим поморским общинам и отдельным лицам. А христиане Патриаршины стали молиться у себя дома или собирались, но возможности, в домашних моленных.
В Орехово-Зуеве в 1945—1946 гг., в период «оживления религиозной активности», поморцы добивались возврата здания моленной. Ходатайство было отклонено ввиду того, что здание было переоборудовано для производственных целей. В 1948 г. старообрядцы также возбуждали ходатайство об открытии молитвенного дома, на сей раз в частновладельческом здании. Но власти и в этот раз отказали «вследствие непригодности помещения».
По архивным документам следует, что в ночь на 2 мая 1948 г. для проведения пасхальной службы верующие собрались в доме числом до 60-80 человек. Упоминаются аналогичные случаи и в другие большие праздники. Своим наставником поморцы Орехово-Зуева в это время считали С.Е.Антонова, 1869 г. р. Из веруюших-активистов были известны Е.А. Куров, 1883 г. р., бухгалтер артели, а также Куревлев И.Ф., 1894 г. р., сапожник (11). В Орехово-Зуево и в д. Ионово по-прежнему в большом количестве проживали старообрядцы-поморцы. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов в 1950 г. заявлял, что их всего до 600 человек активных верующих (12). Деятельность поморской общины в Орехово-Зуеве в этот период подтверждается и наличием фотографии середины 1950-х годов, на которой изображён моленный дом поморцев, где регулярно совершались службы (13). Однако при этом, по официальным данным на 1950 г., «группа деятельности не проявляла» (14).
Находясь почти 60 лет в рассеянии и не имея своего постоянного храма, который бы их объединял, собираясь на моления нелегально, общество христиан-поморцев довольно сильно сократилось. Многие из бывших прихожан по разным житейским причинам переселились в Москву и другие города. Но, несмотря на трудности, община смогла сохраниться, и в 1990 г. у поморцев наконец появилась возможность вернуться в свой храм. Так сложились обстоятельства, что храм был передан в совместное пользование с общиной старообрядцев-поповцев.
Поморская община в настоящее время располагается в северном приделе храма. За последние 15 лет община окрепла, прошла государственную регистрацию. Количество посещающих службу заметно увеличилось, теперь на большие праздники даже приезжают из Куровского и Киржача. Вот уже несколько лет на большие праздники в качестве поддержки приезжает группа московских прихожан.
Село Орехово
В Орехове, в отличие от с. Зуево, находилось всего 2 старообрядческих храма и оба при фабричной конторе Морозовых в поселке Никольское. Один из храмов принадлежал поповцам белокриницкого окружного согласия, второй - поморцам законобрачного согласия. Одна из морозовских фабрик (будущая «Мануфактура Викула Морозова с сыновьями»), была основана старшим сыном Саввы Васильевича Елисеем. В это время Елисей Саввич жил в Москве и принимал большое участие в обществе прихожан Покровской Монинской моленной. В новом здании конторы им была устроена большая моленная, прихожанами которой были преимущественно рабочие-староверы, живущие при фабрике. Фабричную моленную посещали также и поморцы, проживающие в местечке Крутое. Предположительно в это время настоятелем в моленной был духовный наставник Авдей Семенович (15).
Как и многие другие, Ореховская моленная при морозовской! фабрике была закрыта в 1918 г. в ходе национализации заводов.
Деревня Будьково
Один из старейших поморских молитвенных домов находился в д. Будьково. Он был деревянным и построен, скорее всего, ещё в XVIII в. или в самом начале XIX в. В 1822 г. вышел указ запрещающий строительство старообрядческих церквей и молелен, а также ремонт ранее построенных, но находящихся в ветхом состоянии. Этим указом повелевалось: «Все раскольнические церкви, молитвенные дома и часовни, построенные до 1817 г., оставить неприкосновенными без розыскания, вновь строить запрещено». Надзор за соблюдением этого положения был настолько усерден, что когда в Будькове на месте молитвенного дома, сгоревшего в 1878 г. при большом пожаре в деревне, был построен новый, то многие будьковские христиане были заточены в темницу в уездном городе Покрове, а моленную велено было сломать. Однако закончилось всё благополучно, и 1 ноября 1881 г. в молитвенном доме совершали благодарственный молебен (16).
О времени закрытия будьковской моленной документов пока не выявлено.
Деревня Ионово
Ионовская поморская моленная вместе с молитвенным домом в Будькове является одной из старейших в Патриаршине.
В Ионове действовало прекрасное старообрядческое училище, которое основал к началу 1880-х годов старовер-поморец, крестьянин д. Зуево Роман Зиновьевич Дмитриев. Дмитриев был известен как большой знаток знаменного наречного пения. Им собственноручно написан был полный круг певчих книг (Ирмосы, Октай, Обиход, Праздники, Триодь Постная, Триодь Цветная и Трезвоны) самого полного содержания, подобно лучшим образцам певчих книг поморского письма.
Долгое время настоятелем в молитвенном доме в Ионове был Тарасий Потапович, очень почтенный и уважаемый прихожанами. Скончался он в конце XIX в., дожив почти до столетнего возраста. Среди членов ионовской общины были такие замечатель люди, как знаток знаменного пения Никифор Абрамович Борисов, по сохранившимся отзывам, он был «одним из трёх лучших того времени певцов в среде поморских обществ всей России».
Иван Викулович Власов - отличный знаток знаменного пения и писец певчих книг. Племянник его Герасим Парфёнович Власов в том же Ионове был старостой в молитвенном доме и много потрудился на благо местного христианского общества.
Родственник ионовского наставника Тарасия Потаповича Семён Иванович руководил большим и хорошим ионовским хором. После революции «новые веяния» не прошли стороной. В 1930-х годах моленная в Ионове была закрыта. В сведениях о недействующих зданиях культа по Московской области в 1945 г. упоминается здание бывшей поморской брачной моленной в д. Ионово, Орехово-Зуевского р-на, в которой в то время находился клуб (17). Позже здание моленной использовалось в хозяйственных целях и предположительно в конце 1980-х годов сгорело, ещё долго оставались руины, но недавно участок был очищен. Теперь даже местные жители путаются, указывая место, где находилась моленная. Однако община не прекратила своей деятельности. Местные христиане-поморцы на соборную молитву стали собираться в доме у попечителей бывшей ионовской моленной Гавриила и Анастасии Куликовых. После смерти родителей руководить службой стала их дочь Екатерина Гавриловна, посвятившая всю свою жизнь служению Богу, она замуж так и не вышла. В последние годы жизни вся служба и все порядки держались только на ней, а после её смерти, в 1989-1990 гг., оставшиеся христиане присоединились к общине в г, Ликино-Дулёво (18).
Деревня Ликино
Ликино, одна из древнейших староверских деревень, находилась рядом с волостным центром с. Кудыкино. О существовании общины и собственного молитвенного дома в Ликино ничего не известно, хотя домашние моленные могли быть. Известно, что в Ликино в 1876 г. состоялась полемика между известным поморским начётчиком Иваном Ивановичем Зыковым и представителем единоверия Павлом Прусским.
Община в Ликино, скорее всего, появилась в 1930-х годах, после закрытия молитвенных храмов в Орехово-Зуеве и Ионове. В эти годы многие староверы стали молиться по домам. Службы в Ликино также происходи в частном доме на улице Почтовая, д.23. Насколько известно, в военные годы общиной руководила Евдокия Фёдоровна (?) Сизова (в девичестве - Киселёва) скончавшаяся в 1948 г., после неё более 50 лет службой руководила её дочь Сизова Анисья Васильевна. В конце 1970-х годов в связи с благоустройством и реконструкцией района ЛиАЗа (г. Ликино-Дулёво) дом Анисьи Васильевны был снесён, до настоящего времени ещё сохранились яблони, ранее бывшие в огороде её дома, и сейчас это место старшее поколение ещё называет «Сизовская горка». Вместо снесённого дома Анисье Васильевне дали квартиру в новостройке, но и в этой квартире христиане наладили общинную жизнь, продолжали собираться на моления, сюда из бывшей моленной были перенесены многие старые иконы и книги.
Жители дома писали жалобы в горсовет, что молящиеся со своим богослужением мешают отдыхать. Ревнуя о богоугодном деле, неутомимая Анисья Васильевна ходила к городским чиновникам, приносила яблоки, ягоды из собственного сада, и христиан в очередной раз оставляли в покое.
В 1990 г. к небольшой ликинской общине присоединились и остатки ионовской общины. В 2000 г. в весьма преклонном возрасте Анисья Васильевна скончалась, вместе с ней закончилась и история поморской общины в Ликино. Последние оставшиеся христиане на службу стали ездить в поморский храм в Орехово-Зуеве, а иногда в Москву (19). Общинные книги и некоторые иконы, остававшиеся в Ликино, со временем были переданы в орехово-зуевский храм, туда же в конце 2004 г. отвезли и крестильную купель, в которой ещё осенью в последний раз в Ликино крестили младенца.
Деревня Кабаново
Вместе с общественными моленными Патриаршины, хочется упомянуть и моленную в Кабанове. Несмотря на то, что была домашней, она играла большую просветительскую и миссионерскую роль. Домашняя моленная в Кабанове возникает во второй половине XIX в. благодаря трудам Ивана Ивановича Зыкова, который устроил её в собственном доме. Зыков был одним из известных поморских начётчиков, проводил беседы, в которых обличал единоверие. Как представитель Патриаршины участвовал в работе Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев в Москве, на котором был избран товарищем председателя Собора. Автор многих полемических сочинений.
В кабановскую моленную приезжало много людей, кто за советом, кто за поддержкой, которую оказывал Иван Иванович. К нему в гости приезжали и многие известные деятели поморского староверия. Он всегда был активным участником многих совещаний Моленная прекратила своё существование скорее всего после смерти Ивана Ивановича Зыкова в 1913 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. В докладе использованы некоторые материалы, предоставленные С.С. Михайловым.
2. В.В. Хвальковский. Сказание о Патриаршине // Календарь ДПЦ на 1990 год. Рига, 1990.
3. Орехово-Зуево и м. Никольское // Старообрядческая мысль. 1911.№5.
4. Центральный муниципальный архив г. Москвы (ЦМАМ). Ф.1215.Оп.2. Д.201. Л.76-76об.
5. Там же. Ф.3004. Оп.1. Д.4. Л. 13.
6. Церковь. 1909. С.250.
7. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф.54. Оп.165.Д.23О. Л. 1-24.
8. Хвальковский В.В. Указ. соч.
9. Государственный архив Российской Федерации. Ф.5263. Оп.1.Д.1331. Л.16.
10. Там же. Л.4-9об.
11.. ЦМАМ. Ф.3004. Оп.1. Д.23. Л.23.
12. Там же. Д.5. Л.2.
13. Архив Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви.
14. ЦМАМ. Ф.3004. Оп.1. Д.23. Л.23.
15. Безголов А.А., Михайлов С.С. Подмосковная «Патриаршина»: страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. М., 2003.
16 Хвальковский В.В. Указ. соч.
17- ЦМАМ. Ф.3004. Оп.1. Д.4. Л.13, 19-20.
18. Безгодов А.А.. Михайлов С.С. Указ. соч. С. 19.
!9. Там же. С.20
Безгодов Алексей Александрович - сотрудник историко-архивного отдела PC ДПЦ, н.с. Музея истории и культуры старообрядчества
Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.1 - М.:2005
|