У старообрядцев свой взгляд на вещи, а в остальном они такие же, как и все, только, может быть, чуть более коренные, более русские. И то сказать, легко ли пронести свой душевный огонь, свои заповедные книги и любовь к традициям сквозь гари, дыбу, высылки... Ведь нешуточное дело - царский гнев. Острее лезвия бреет. Но, как говорится, нашла коса на камень. Таким камнем для Романовых со времен "Тишайшего" и до революции 17-го года были старообрядцы. Правда, со второй половины XIX в. накал борьбы с ними стихает, - другие беды пришли на смену: народовольцы, марксисты, социалисты, бомбисты и прочая "революционная сволочь".
Годы строительства коммунизма также не обошли старообрядцев стороной. Видя в них "контру" и пособников белогвардейцев, большевики ссылали их на "стройки века" целыми деревнями. Зато, в отличие от городской интеллигенции и среднерусских крестьян, прошедшие суровую школу гонений старообрядцы, легче переносили тяготы лагерной жизни. Их трудолюбие, суровый нрав, стойкость и способность к адаптации позволили многим выжить даже в самых нечеловеческих условиях. Что же касается условий человеческих, нынешних, то, похоже, наши старообрядцы идут ногу со временем, хотя то, как это у них получается, для многих остаётся тайной.
Но вначале немного истории.
Как повествует "Краткий очерк истории Старообрядческой Церкви", истинную Христову веру на Руси не могли поколебать никакие покушения врагов, - ни татаро-монголы, ни католики, ни еретики. Все покушения на единство и святость Русской Церкви привели к тому, что русский народ ещё внимательнее, ещё строже стал охранять свою православную веру.
Но в XVII веке на патриарший престол взошёл Никон, и в русской православной жизни начались крутые перемены. Патриарх Никон стал вводить в Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения Собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть "никонианами" или "новообрядцами". Новообрядцы же, в свою очередь, провозгласили свою церковь господствующей, а противников стали оскорбительно величать "раскольниками".
Кем же всё-таки был для России Никон, это вышедший из мордвы "революционер" (в миру Никита Минов): реформатором, прогрессистом, духовным предтечей Петра Великого? Или злым гением, качнувшим Россию в смуту умов и сердец? Скорее всего, явление Никона на русской почве было продиктовано временем. XVII век — эпоха грандиозных религиозных потрясений в Европе. Тридцати летняя война. Реформация. Контрреформация. Свежие идеи обновлённой, "очищенной" христианской церкви, проникающие в медвежий угол Европы с цивилизованного германского Запада, которому уже стало тесно в смирительной рубашке католицизма. Немецкие купцы, германские и шотландские наёмники, голландские и норвежские корабелы и в то же время учёные украинские богословы-униаты и просто католики - всё это в одночасье хлынуло в сонное царство лесов, степей и разбросанных среди них городов, создавая предпосылки
Россия держалась своих "древностей" до последнего, но тот, кто ставил "священство выше царства", то есть патриарх Никон, не мог в силу своей бунтарской, диктаторской натуры не начать реформу в Русской Церкви. Наиболее важными её проявлениями, кроме исправления богослужебных книг, были: введение вместо двуперстного крестного знамения троеперстного, замена имени Спасителя "Исус" на "Иисус", замена обхождения во время крещения, венчания и освящения храма "по солнцу" на ход "против солнца", изъятие из "Символа веры" в строке "И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящего" слова "Истиннаго", замена "сугубой" двойной аллилуй на "трегубую" (тройную), замена совершения божественной литургии на семи просфорах на пятипросфорие.
Реформы Никона встретили сильную оппозицию со стороны части духовенства. В истории Церкви по сей день известны имена мучеников епископа Павла Коломенского и протопопа Аввакума, заявивших в лицо патриарху: "Мы новой веры не примем". И не приняли, за что были живыми сожжены в срубах. Вместе с епископом Павлом и Аввакумом приняли смерть за веру отцов многие русские люди. В "Кратком очерке истории Старообрядческой Церкви" мы читаем: "Правительство жестоко преследовало людей старой веры: повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, ломали клещами ребра, четвертовали Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин и даже детей". И лишь с приходом на царство Петра Великого, провозгласившего принцип веротерпимости, накал борьбы против старообрядцев ослабевает. Зато с этого момента правительство вводит практику жестокого налогового гнета по отношению к старообрядцам, вплоть до 1905 года. Исторического года для России.
Мы беседуем с заведующим историческим архивом старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси Александром Панкратовым, являющимся также уставщиком в одном из приходов Орехово-Зуевского района.* За плечами Александра Московское художественное училище памяти 1905 года и Историко-архивный институт (весьма редкое, если не единственное образование такого рода для молодого старообрядца).
- Александр, вы из семьи старообрядцев?
- У меня есть родственники-старообрядцы, но не по прямой линии. В настоящее же время члены моей семьи принадлежат к Старообрядческой Церкви. Произошло это по воле Божией. Бог Сам избирает Себе людей, которых предопределил ко спасению, к истинной Церкви.
- Рогожское кладбище, Рогожский посёлок... Место, где мы сейчас с вами находимся,
является центром российского старообрядчества, я правильно понял?
- Рогожское кладбище в Москве — это всероссийский духовный центр старообрядцев, имеющих священство. К сожалению, старообрядчество не однородно. Есть старообрядцы-безпоповцы (не имеющие священства), есть и те, кто от начала Православия на Руси пронёс законную трёхчинную церковную иерархию. Ядром этого направления является Рогожское кладбище.
- С какого момента можно считать это место закреплённым за старообрядцами?
- С конца XVIII века, с времён Екатерины П. История такова: в 1771 году в Москве свирепствовала чума. И вот Московским старообрядцам отвели для погребения чумных
покойников место за Рогожской заставой. Постепенно здесь возникло духовное пристанище с кельями, богадельями, церквами. Сначала был воздвигнут храм святого Николы, затем начали сооружать огромный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, 200-летие которого мы недавно отметили.
- С вашим Покровским храмом, насколько я помню, была связана одна "архитектурная" история
- Да, действительно. Храм был задуман и строился очень большим, что не понравилось новообрядцам. Как только идея строительства стала воплощаться, в Петербург полетели депеши императрице от тогдашнего московского градоначальника князя Прозоровского и от митрополита Гавриила, в которых сообщалось, что старообрядцы, - народ опасный и что они постройкой большого храма унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде. С внешней стороны он стал похож на огромный дом, зато внутри его украсили великолепные росписи и редкостные по древности и красоте иконы.
- Александр, сколько сейчас насчитывается старообрядческих храмов в Москве?
- В настоящее время, помимо Рогожского центра, у нас восстанавливается ещё два прихода, - один на площади возле Белорусского вокзала, другой, - в районе метро "Парк Культуры".
- А около метро "Павелецкая" что за храм?
- Это храм так называемого Новозыбковского согласия.
- Согласия?
- Да. Чтобы говорить об этом термине более подробно, следует сделать отступление. Дело в том, что, когда произошла церковная реформа, которую старообрядцы не приняли, ни один из епископов Русской Церкви, за исключением Павла Коломенского, не поддержал староверцев, - испугались деспотизма Никона. Результатом архиерейских страхов стало то, что старообрядцы остались с одними священниками и дьяконами, получили название "беглопоповцы". Величали их так потому, что священники и дьяконы как бы перебегали из господствующей церкви в старую веру. Это положение сохранялось до середины прошлого века. А в 1846 году в Белой Кринице (Австрия, а ныне Украина) в Старообрядческую Церковь перешёл митрополит греческой церкви Амвросий Босно-Сараевский, который восстановил трёхчинную иерархию, положил начало рукоположению старообрядческих священников. Однако не все старообрядцы из числа тех, что принимали священников, признали законность этого события, небольшая часть старообрядцев так и осталась с беглыми священниками, переходящими от никониан. Такое положение у них сохранялось вплоть до 1923 года, когда они приняли от обновленческого раскола синодальной церкви саратовского архиепископа Николу, что явилось стимулом для возникновения второй старообрядческой иерархии в России. Её центр находится в городе Новозыбкове Брянской области. Вот их-то приход и открыт около метро "Павелецкая", хотя до революции этот храм принадлежал нашему белокриницкому согласию.
- А единоверцы?
- Это течение в среде старообрядцев возникло в конце XVIII века и являло собой как бы особую переходную церковь, - официально единоверцы принадлежали к никонианам, но службы совершали по старым книгам. Даже более того, все обряды, церковные чины и обычаи имели они старообрядческие. А единоверцами назывались они потому, что имели будто бы одну веру с новообрядцами. Компромиссная и неловкая ситуация... В 1799 году небольшая часть московских старообрядцев обратилась с прошением к митрополиту Платону дозволить им иметь свои храмы и священников от новобрядческой церкви. Но самым горячим их желанием было то, чтобы Синод снял клятвы, положенные на старые обряды, дабы их церкви освящались по старопечатным книгам и чтобы архиереи благословляли священников и народ двумя перстами. С нашей точки зрения, это согласие представляет собой не что иное, как подобие унии на Украине. Правда, в отличие от униатов, сильно укрепивших свои позиции в наши дни, единоверцы практически не пережили рубежа 1918 года и полностью влились в новообрядческую церковь. В настоящее время есть попытки возрождения единоверия, но всё это больше на уровне увлечения молодых священников стариной, древними обычаями, знаменным пением, церковными уставами и т.д.
- Александр, есть ещё храмовый комплекс на Преображенке
- Это безпоповцы. Их течение возникло в XVIII в., когда вымерли священники дониконианского рукоположения и в старообрядчестве возник вопрос: что делать дальше:
принимать ли священников от господствующей церкви, или уже наступили такие времена, воистину последние, антихристовы, когда все привычные устои должны разрушиться? В этих условиях для решения насущных вопросов представители гонимой веры собрались в Поморье (Архангельская область) и решили, что истинного священства уже быть не может. Так возникло поморское согласие безпоповцев.
- А как же происходили венчание, крещение, как вообще не вымерло это согласие?
- Эти вопросы внутри согласия решались по-разному, что привело к разногласиям. Ведь известно, крещение в случае отсутствия священника мог совершить и мирянин,
На этом наша беседа с Александром Панкратовым завершилась, и мы, отбив друг другу поклоны, уже собирались попрощаться, как вдруг, прослышав о корреспонденте, пришел к нам отец Леонид Гусев, протоиерей и настоятель Покровского храма. Он посетовал, что в Рогожском поселке печально обстоят дела с духовным училищем: "Стоят на территории поселка руины одного здания, вроде как за нами числятся, а мы 10 лет не можем получить на них документы от московского правительства. У Черномырдина были, у Лужкова, а воз и ныне там".
Школа, несомненно, необходима. Ведь школа - это прежде всего храм... И вроде бы давно прошли времена, когда старообрядцев боялись. На сегодняшний день Русская Православная Церковь на Поместном Соборе 1971 года сняла со староверов никоновские проклятия, признав наконец их несправедливость. И может быть, мэр Москвы, завершив строительство храма Христа Спасителя, вспомнит как-нибудь в одночасье, "откуда есть пошла земля Русская". Тем более, что острая нужда в священстве и в образованных людях у старообрядцев не проходит вот уже 300 долгих русских лет...
Александр Колпаков, "Московский комсомолец", 30 мая 1996 года.
* В настоящее время автор данного сборника является сотрудником старообрядческой Епископии Киевской и всея Украины.(на момент публикации книги на сайте о.Александр Панкратов является настоятелем храма РПСЦ в Великом Новгороде - прим. "Самарского староверия")
|