Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Дек-19, 00:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Общие вопросы

Панкратов Александр, иерей РПСЦ. Сквозь гари и столетия

У старообрядцев свой взгляд на вещи, а в остальном они такие же, как и все, только, может быть, чуть более коренные, более русские. И то сказать, легко ли пронести свой душевный огонь, свои заповедные книги и любовь к традициям сквозь гари, дыбу, высылки... Ведь нешуточное дело - царский гнев. Острее лезвия бреет. Но, как говорится, нашла коса на камень. Таким камнем для Романовых со времен "Тишайшего" и до революции 17-го года были старообрядцы. Правда, со второй половины XIX в. накал борьбы с ними стихает, - другие беды пришли на смену: народовольцы, марксисты, социалисты, бомбисты и прочая "революционная сволочь".

 

Годы строительства коммунизма также не обошли старообрядцев стороной. Видя в них "контру" и пособников белогвардейцев, большевики ссылали их на "стройки века" целыми деревнями. Зато, в отличие от городской интеллигенции и среднерусских крестьян, прошедшие суровую школу гонений старообрядцы, легче переносили тяготы лагерной жизни. Их трудолюбие, суровый нрав, стойкость и способность к адаптации позволили многим выжить даже в самых нечеловеческих условиях. Что же касается условий человеческих, нынешних,    то,    похоже,    наши    старообрядцы    идут    ногу со временем, хотя то, как это у них получается, для многих остаётся тайной.

 

Но вначале немного истории.

 

Как повествует "Краткий очерк истории Старообрядческой Церкви", истинную Христову веру на Руси не могли поколебать   никакие   покушения   врагов,   -   ни   татаро-монголы,  ни католики,  ни еретики.    Все покушения  на единство и святость Русской Церкви привели к тому, что русский народ ещё внимательнее, ещё строже стал охранять свою православную веру.

 

Но в XVII веке на патриарший престол взошёл Никон, и в русской православной жизни начались крутые перемены. Патриарх Никон стал вводить в Церковь  новые   обряды,   новые   богослужебные   книги   и другие новшества без одобрения Собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть "никонианами" или "новообрядцами". Новообрядцы же, в свою очередь, провозгласили свою церковь господствующей, а противников стали оскорбительно величать "раскольниками".

 

Кем же всё-таки был для России Никон, это вышедший из мордвы "революционер" (в миру Никита Минов): реформатором, прогрессистом, духовным предтечей Петра Великого? Или злым гением, качнувшим Россию в смуту умов и сердец? Скорее всего, явление Никона на русской почве было продиктовано временем. XVII век — эпоха грандиозных религиозных потрясений в Европе. Тридцати летняя война. Реформация. Контрреформация. Свежие идеи обновлённой, "очищенной" христианской церкви, проникающие в медвежий угол Европы с цивилизованного германского Запада, которому уже стало тесно в смирительной рубашке католицизма. Немецкие купцы, германские и шотландские наёмники, голландские и норвежские корабелы и в то же время учёные украинские богословы-униаты и просто католики - всё это в одночасье хлынуло в сонное царство лесов, степей и разбросанных среди них городов, создавая предпосылки

 

Россия держалась своих "древностей" до последнего, но тот, кто ставил "священство выше царства", то есть патриарх Никон, не мог в силу своей бунтарской, диктаторской натуры не начать реформу в Русской Церкви. Наиболее важными её проявлениями, кроме исправления богослужебных книг, были: введение вместо двуперстного крестного знамения троеперстного, замена имени Спасителя "Исус" на "Иисус", замена обхождения во время крещения, венчания и освящения храма "по солнцу" на ход "против солнца", изъятие из "Символа веры" в строке "И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящего" слова "Истиннаго", замена "сугубой" двойной аллилуй на "трегубую" (тройную), замена совершения божественной литургии на семи просфорах на пятипросфорие.

 

Реформы Никона встретили сильную оппозицию со стороны части духовенства. В истории Церкви по сей день известны имена мучеников епископа Павла Коломенского и протопопа Аввакума, заявивших в лицо патриарху: "Мы новой веры не примем". И не приняли, за что были живыми сожжены в срубах. Вместе с епископом Павлом и Аввакумом приняли смерть за веру отцов многие русские люди. В "Кратком очерке истории Старообрядческой Церкви" мы читаем: "Правительство жестоко преследовало людей старой веры: повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, ломали клещами ребра, четвертовали Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин и даже детей". И лишь с приходом на царство Петра Великого, провозгласившего принцип веротерпимости, накал борьбы против старообрядцев ослабевает. Зато с этого момента правительство вводит практику жестокого налогового гнета по отношению к старообрядцам, вплоть до 1905 года. Исторического года для России.

 

Мы беседуем с заведующим историческим архивом старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси Александром Панкратовым, являющимся также уставщиком в одном из приходов Орехово-Зуевского района.* За плечами Александра Московское художественное училище памяти 1905 года и Историко-архивный институт (весьма редкое, если не единственное образование такого рода для молодого старообрядца).

 

- Александр, вы из семьи старообрядцев?

 

- У меня есть родственники-старообрядцы,  но не по прямой линии. В настоящее же время члены моей семьи принадлежат к Старообрядческой Церкви. Произошло это по воле Божией. Бог Сам избирает Себе людей, которых предопределил ко спасению, к истинной Церкви.

 

- Рогожское кладбище, Рогожский посёлок... Место, где мы сейчас с вами находимся,

является центром российского старообрядчества, я правильно понял?

 

- Рогожское кладбище в Москве — это всероссийский духовный   центр  старообрядцев,   имеющих  священство.   К сожалению, старообрядчество не однородно. Есть старообрядцы-безпоповцы (не имеющие священства), есть и те, кто от начала Православия на Руси пронёс законную трёхчинную церковную иерархию. Ядром этого направления является Рогожское кладбище.

 

- С какого момента можно считать это место закреплённым за старообрядцами?

 

- С конца XVIII века, с времён Екатерины П. История такова: в 1771 году в Москве свирепствовала чума. И вот Московским старообрядцам отвели для погребения чумных

покойников место за Рогожской заставой. Постепенно здесь возникло духовное пристанище с кельями, богадельями, церквами. Сначала был воздвигнут храм святого Николы, затем начали сооружать огромный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, 200-летие которого мы недавно отметили.

 

- С вашим Покровским храмом, насколько я помню, была связана одна "архитектурная" история

 

- Да,  действительно.  Храм был задуман  и  строился очень большим,  что не понравилось новообрядцам.  Как только идея строительства стала воплощаться, в Петербург полетели депеши императрице от тогдашнего московского градоначальника князя  Прозоровского и  от митрополита Гавриила,  в  которых  сообщалось,  что старообрядцы,   - народ опасный  и что они постройкой  большого храма унижают господствующую церковь. Началось расследование,  и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде. С внешней стороны он стал похож на огромный дом, зато внутри его украсили великолепные росписи и редкостные по древности и красоте иконы.

 

- Александр,  сколько сейчас  насчитывается  старообрядческих храмов в Москве?

 

- В настоящее время, помимо Рогожского центра, у нас восстанавливается ещё два прихода,  -  один на площади возле  Белорусского  вокзала,   другой,   -  в  районе  метро "Парк Культуры".

 

- А около метро "Павелецкая" что за храм?

 

- Это храм так называемого Новозыбковского согласия.

 

- Согласия?

 

- Да. Чтобы говорить об этом термине более подробно, следует сделать отступление. Дело в том, что, когда произошла церковная реформа, которую старообрядцы не приняли, ни один из епископов Русской Церкви, за исключением Павла Коломенского, не поддержал староверцев, - испугались деспотизма Никона. Результатом архиерейских страхов стало то, что старообрядцы остались с одними священниками и дьяконами, получили название "беглопоповцы". Величали их так потому, что священники и дьяконы как бы перебегали из господствующей церкви в старую веру. Это положение сохранялось до середины прошлого века. А в 1846 году в Белой Кринице (Австрия, а ныне Украина) в Старообрядческую Церковь перешёл митрополит греческой  церкви  Амвросий  Босно-Сараевский,  который восстановил трёхчинную иерархию, положил начало рукоположению старообрядческих священников. Однако не все старообрядцы из числа тех, что принимали священников, признали законность этого события, небольшая часть старообрядцев так и осталась с беглыми священниками, переходящими от никониан. Такое положение у них сохранялось вплоть до 1923 года, когда они приняли от обновленческого раскола синодальной церкви саратовского архиепископа Николу, что явилось стимулом для возникновения второй старообрядческой иерархии в России. Её центр находится в городе Новозыбкове Брянской области. Вот их-то приход и открыт около метро "Павелецкая", хотя до революции этот храм принадлежал нашему белокриницкому согласию.

 

- А единоверцы?
 

- Это течение в среде старообрядцев возникло в конце XVIII века и являло собой как бы особую переходную церковь, - официально единоверцы принадлежали к никонианам, но службы совершали по старым книгам. Даже более того,  все обряды,  церковные чины и обычаи  имели  они старообрядческие. А единоверцами назывались они потому, что имели будто бы одну веру с новообрядцами. Компромиссная  и  неловкая  ситуация...   В   1799  году  небольшая часть московских старообрядцев обратилась с прошением к митрополиту Платону дозволить им иметь свои храмы и священников от новобрядческой церкви. Но самым горячим их желанием было то, чтобы Синод снял клятвы, положенные на старые обряды, дабы их церкви освящались по старопечатным книгам и чтобы архиереи благословляли священников и народ двумя перстами. С нашей точки зрения, это согласие представляет собой не что иное, как подобие унии на Украине. Правда, в отличие от униатов, сильно укрепивших свои позиции в наши дни, единоверцы практически не пережили рубежа 1918 года и полностью влились в новообрядческую церковь. В настоящее время есть попытки возрождения единоверия, но всё это больше на уровне увлечения молодых священников стариной, древними обычаями, знаменным пением, церковными уставами и т.д.

 

- Александр, есть ещё храмовый комплекс на Преображенке

 

- Это безпоповцы.  Их течение возникло в XVIII в., когда вымерли священники дониконианского рукоположения и в старообрядчестве возник вопрос: что делать дальше:

принимать ли священников от господствующей церкви, или уже наступили такие времена, воистину последние, антихристовы, когда все привычные устои должны разрушиться? В этих условиях для решения насущных вопросов представители гонимой веры собрались в Поморье (Архангельская область) и решили, что истинного священства уже быть не может. Так возникло поморское согласие безпоповцев.

 

- А как же происходили венчание, крещение, как вообще не вымерло это согласие?

 

- Эти вопросы внутри согласия решались по-разному, что привело к разногласиям. Ведь известно, крещение в случае отсутствия священника мог совершить и мирянин,

 

На этом наша беседа с Александром Панкратовым завершилась, и мы, отбив друг другу поклоны, уже собирались попрощаться, как вдруг, прослышав о корреспонденте, пришел к нам отец Леонид Гусев, протоиерей и настоятель Покровского храма. Он посетовал, что в Рогожском поселке печально обстоят дела с духовным училищем: "Стоят на территории поселка руины одного здания, вроде как за нами числятся, а мы 10 лет не можем получить на них документы от московского правительства. У Черномырдина были, у Лужкова, а воз и ныне там".

 

Школа, несомненно, необходима. Ведь школа - это прежде всего храм... И вроде бы давно прошли времена, когда старообрядцев боялись. На сегодняшний день Русская Православная Церковь на Поместном Соборе 1971 года сняла со староверов никоновские проклятия, признав наконец их несправедливость. И может быть, мэр Москвы, завершив строительство храма Христа Спасителя, вспомнит как-нибудь в одночасье, "откуда есть пошла земля Русская". Тем более, что острая нужда в священстве и в образованных людях у старообрядцев не проходит вот уже 300 долгих русских лет...

 

Александр Колпаков, "Московский комсомолец", 30 мая 1996 года.

 

* В настоящее время автор данного сборника является сотрудником старообрядческой Епископии Киевской и всея Украины.(на момент публикации книги на сайте о.Александр Панкратов является настоятелем храма РПСЦ в Великом Новгороде - прим. "Самарского староверия")

Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-19)
Просмотров: 1397

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz