Говоря о вселенском измерении, "вселенском масштабе" православия, нередко в качестве отрицательного примера "национальной узости и гордости" почему-то приводят старообрядчество.
Что до "национальной гордости", то при филетизме греков (эллинов) о ней в отношении русских говорить нелегко, а вот в связи с немалым количеством примеров древлеправославия у нерусских народов постсоветского пространства, хотелось бы вкратце остановиться на теме мнимой "узости".
Но не будем при этом акцентировать внимание на судьбах отдельных немцев, украинцев (в их числе - Саватий (Козко), ныне епископ Киевский), белорусов, евреев, поляков, латышей, шведа, голландца, калмыков, осетина, гагаузов и молдаван – старообрядцев, а обратим внимание на цельные этнические феномены сего рода: автору этих строк не раз встречались татары-староверы, в основном из "казанских федосеевцев", хотя и не только.
Тут сложно определить, идет ли речь о многочисленных личных обращениях или же имеет место быть "этнофеномен". Одна из этнических групп удмуртов, проживавших в Пермском крае, составляла "куст" из нескольких деревень и до середины 20 в. исповедовала Старую веру, очевидно, принадлежа к одному из согласов поморского толка. Правда, среди них бытовали и остатки язычества. Ныне от Старой веры у них сохранилось разве что двуперстие и обычай молиться на кладбище (по-старому).
Нет ни одного наставника. Впрочем, среди других удмуртов встречаются приверженцы Старой веры, в основном, белокриницкие.
Старая вера имела распространение и среди карел как Олонецкой губернии, так и Великого княжества Финляндского, где был известный поморский скит, несмотря на скудость тогдашнего русского населения Великого княжества. Позже поморская вера среди "больших карел" практически угасла, хотя среди тихвинских карел Старая вера еще бытует и до сего дня.
Особенно Старая вера имела распространение среди местных народов в коми: зыряне часто бывали поморцами. Некоторые из них сохранили веру предков и до наших времен. Коми-пермяки, в основном, – белокриницкие. Что касается коми-язвинцев, то среди них многие – беглопоповцы (приверженцы Новозыбковской иерархии).
В 1990-е годы появилась Иверская Древлеправославная Церковь (наиболее заметна в Поти и Григулети), со своей иерархией, выделившейся из Новозыбковской. Сейчас она переживает нелегкий период внутреннего раздора, но большая часть паствы поддерживает Павла, епископа Потийсккого и Мингрельского. Многие члены Церкви – грузины и мингрелы.
Как известно, Никон был мордвином, но мордвины, живущие в Башкирии, были (а отчасти и сейчас являются) староверами-рябиновцами. Беспоповцами являлась и часть марийцев Башкирии, а мари (черемиса), жившие в Оренбургской области, – беглопоповцы и до сего дня. Некоторые из чувашей, живших в горных районах Башкирии, оказались андреевцами (имеется в виду не самозваная иерархия "Сиверса Готфского", а настоящая иерархия Андрея (кн. Ухтомского), к 70-80-м гг. потерявшая остаток епископата, - последним из известных епископов коей был Димитрий (Локотков)). Но в связи с угасанием законной иерархии и превращением последних аутентичных остатков этого упования в практически беспоповцев трудно сказать, сохранил ли кто из них старообрядчество.
Наконец, оказалось, что в одном из "кустов" гагаузских сел и деревень также было распространено староверие. Некоторые из местных гагаузов что-то помнят об отеческой "дунайской вере" (возможно, они принадлежали к согласию "хатников").
Как видно, больше Старая вера была распространена в финно-угорских племенах, хотя и не только. Впрочем, вселенское значение древлеправославия очевидно.
|