Юбилейный годъ.
„Вопроси отца твоего, и возвѣститъ тебѣ" (Второзак , гл. 32, ст. 7).
Въ памяти взрослаго сгарообрядчества хорошо сохранились пасхальные дни, дни достопамятные, когда провозглашена была церковная свобода старообрядцевъ. Объявленіе религіозной свободы, считавшейся многолѣтней мечтою предковъ, встрѣчено было старообрядцами всѣхъ согласій, какъ особая дарованная милость со стороны государственной власти И принятіе свободъ церковныхъ сопровождалось не упрекомъ за прошлое, а отовсюду слышалась одна только теплая благодарность. Никто не осудилъ, не помянулъ чернымъ словомъ бывшихъ правителей русскихъ, за то, что они, въ теченіи многихъ десятилѣтій, сознательно притѣсняли цѣлыя поколѣнія старообрядцевъ и держали ихъ подъ административнымъ гнетомъ.
Наоборотъ, всякъ въ эти дни обливался слезами умиленія и, преисполненный чувства горячей благодарности, возносилъ благодарственныя молитвы Господу Богу, отъ себя и за своихъ правителей. Высочайшій указъ, съ перечисленіями религіозныхъ свободъ, объявленъ былъ въ первый день Свѣтлаго Христова Воскресенія, 17 апрѣля 1905 года. И въ тотъ моментъ „узы религіозныхъ стѣсненій пали съ истомленныхъ плечъ старовѣрія. Теперь не возможно описать всей радости и трудно вспомнить всѣ слова, телеграммы, газетныя статьи и рѣчи, въ которыхъ старообрядцы старались выразить глубокія чувства признательности за дарованныя свободы.
Такое лойяльное и благодарное отношеніе вынудило ту же власть послѣ этого, и въ особенности въ слѣдующемъ именномъ указѣ, послѣдовавшемъ черезъ полтора года послѣ 17 апрѣля, заявить на Россію и повсюду, что въ старообрядцахъ сохранилась „вѣками испытанная преданность ихъ престолу и отечеству". Обратимъ вниманіе на то, сколь были это важныя слова въ то время, Но они не потеряли, конечно, своего значенія и теперь.
И что же они значили? Прежде всего,— послѣ усвоенія смысла ихъ, у самаго черстваго человѣка должна была содрогнуться душа и вмѣстѣ съ этимъ выступить горячія, искреннія слезы. Власть, державшая два вѣка старовѣровъ-раскольниковъ въ церковномъ, а вмѣстѣ съ нимъ и гражданскомъ безправіи, на положеніи нелюбимыхъ пасынковъ, въ концѣ концовъ отечески, какъ будто, сознала свою многолѣтнюю и горькую ошибку и во всеуслышаніе заявила объ этомъ. Это значитъ, что всегдашняя, безоговорочная преданность старообрядцевъ (всякой Богомъ учинённой власти) и ихъ „безмолвный протестъ" одержали верхъ. Отъ этого правящая деспотія заговорила на языкѣ „довѣрія, сердечнаго благоволенія" и дружбы.
Несомнѣнной предпосылкой всему этому служило то, что старообрядцы искони воспитали въ себѣ глубоконравственные принципы первыхъ христіанъ: любви къ врагамъ, непротивленія злу, покорности, безправнаго и честнаго гражданства, духовной сплоченности между собою и общей выдержки нравственной. Столь цѣнныя внутреннія качества носителей старины не могли не повліять на самихъ властителей и не могли не отозваться эхомъ раскаянія въ ихъ отношеніяхъ къ намъ.
И все это особенно замѣчательно потому, что старообрядчество далеко стояло тогда отъ того, что называлось общимъ политическимъ состояніемъ страны.
Вкратцѣ изложимъ здѣсь, въ чёмъ заключалась объявленная свобода вѣроисповѣданія. Не менѣе важно знать и то, какія стѣсненія несло на себѣ старовѣріе до 1905 года. Но объ этомъ достаточно ярко, наканунѣ освѣщенія двинскаго храма, изобразилъ въ своей статьѣ, въ газетѣ „Сегодня" г. А. И. Воловичъ.
Что касается общаго смысла указа 17 апрѣля, то онъ сводится къ нижеслѣдующему. а) Обезпечена была свобода вѣрованія и молитвъ по совѣсти каждаго и разрѣшенъ переходъ изъ православія въ старообрядчество и другія христіанскія вѣроученія, б) Разрѣшено некрещенныхъ подкидышей и дѣтей неизвѣстныхъ родителей крестить по обрядамъ вѣры ихъ воспитателей. в) Поелѣдователямъ старой вѣры присвоено наименованіе старообрядцевъ, взамѣнъ употребляемаго названія раскольниковъ. г) Разрѣшено сооружать и ремонтировать молитвенные дома. д) Присвоено духовнымъ лицамъ старообрядцевъ наименованіе „настоятелей и наставниковъ", которые освобождены отъ призыва на военную службу, и допущено обозначеніе званія ихъ въ паспортѣ. е) Разрѣшено духовнымъ лицамъ свободное отправленіе духовныхъ требъ въ частныхъ и молитвенныхъ домахъ и присвоены имъ права духовныхъ лицъ при свидѣтельствѣ духовныхъ завѣщаній. ж) Повелѣно распечатать всѣ закрытые молитвенные дома. з) Духовнымъ лицамъ разрѣшено преподавать дѣтямъ въ училищахъ Законъ Божій.
Изъ этого краткого перечисленія религіозныхъ правъ видно, сколь дорогъ и на сколько важенъ былъ день 17 апрѣля и указъ въ этотъ день послѣдовавшій. Были распечатаны молитвенные дома, снято унизительное имя „раскольникъ", признаны въ правахъ отцы духовные, разрѣшено свободное совершеніе богослуженій и открыты школы для преподаванія Закона Божія по нашему вѣроученію. Этихъ правъ на первый разъ было достаточно, чтобы старообрядчество съ той минуты вышло изъ церновнаго подполья и стряхнуло съ себя вѣковую печаль. Тогда оно почувствовало себя равноправнымъ съ сынами бывшей господствующей церкви и съ людьми иныхъ вѣроисповѣданій. Молитвенные храмы украсились животворящимъ крестомъ Христовымъ, а молитвы отъ чистаго сердца огласились колокольнымъ звономъ, благовѣствующимъ о радости великой, невыразимой.
Нынѣшній 1930-й годъ предсталъ для насъ, какъ годъ юбилейный, потому что 17 апрѣля сего года исполнится 25 лѣтъ со дня объявленія указанныхъ церковныхъ свободъ. Четверть вѣка—предѣльный срокъ для того, чтобы возстановить въ памяти, и особенно въ памяти дражайшаго молодого поколѣнія нашего, историческій актъ, имѣющій очень важное значеніе для старообрядцевъ Латвіи й всѣхъ странъ.
И.П. («Старообрядческий календарь» 1930г., стр. 53-54)
-
|