В настоящее время в Бразилии существует несколько колоний русских старообрядцев. Как известно, они переселились в страны Латинской Америки в середине XX в. В 2002 г. Научным Центром Русской Церковной Музыки имени прот. Димитрия Разумовского была подготовлена научная экспедиция с целью изучения жизни и культуры старообрядцев Бразилии. Финансовую поддержку и маршрут экспедиции осуществили и разработали федеральные университеты штатов Espirito Sancto (Vitoria) и Mato Grosso (Cuiaba). (В состав экспедиции входили профессор Федерального университета штата Espirito Sancto Владимир Иванович Дынников и от Центра Русской Церковной Музыки Ирина Дынникова.)
Экспедиция была осуществлена в общину, расположенную в штате Mato Grosso, в 300 км от его столицы Cuiaba. Штат находится на северо-западе страны и граничит с Амазонией и Боливией. Местность, где живут старообрядцы (40 км от города Primaveia do Leste) очень напоминает среднюю полосу России: поля и перелески, раскинувшиеся на равнине, отличаются от российских только тропической растительностью.
В ходе экспедиции удалось познакомиться с жизнью и традициями данной общины. Старообрядцы здесь проживают в двух деревнях. Население составляет около 500 человек. Жители обеих деревень относят себя к спасову согласию.
Краткая история переселения.
По рассказам самих жителей, После второй мировой войны большую общину старообрядцев Харбина (куда они пришли из Сибири, через Маньчжурию) привезли в США. Затем, по решению ООН, их поселили в одном из Национальных парков Бразилии — Paranagua, на юге страны, в штате Curitiba.
Однако, большая часть старообрядцев там не прижилась. Небольшими группами они стали уезжать в другие регионы. Причиной переселения явился поиск более плодородных земель, прохладного климата и, естественно, удалённости цивилизованного мира для сохранения веры, желание скрыться. Таким образом, примерно четверть века назад старообрядцы По' селились близ Primavera do Leste.
Хозяйственный уклад.
Основное занятие здешних старообрядцев — земледелие. Существует социальное расслоение общества (деление на богатых, середняков и бедных), следствием чего является разное количество земли у семей.
Выращиваются все зерновые (кроме пшеницы), а также кукуруза, бобовые и хлопок Климат позволяет снимать несколько урожаев в год, поэтому все работают без перерыва. В период страды на сельскохозяйственных работах заняты все члены семьи: родители и дети, мужчины и женщины. Более обеспеченные семьи нанимают себе работников из членов своей общины.
Следует отметить, что старообрядцы практически не берут на работу бразильцев, считая их ненадёжными и ленивыми. Весь собранный урожай не перерабатывается, а продаётся заготовителям. В целом, в общине превалирует натуральное хозяйство. Покупается только техника, ткани, обувь, а также кофе и чай.
Семейный уклад.
Семьи в общине многодетные (обычно 5— 9 детей). Главой семьи является отец. Старообрядцы предпочитают селиться родовыми кланами, но каждая семья имеет свой дом. Данный принцип расселения зачастую связан с расположением земельных наделов. Самые богатые семьи имеют более 20 га земли.
Браки ранние (юноши женятся в 16—19 лет, девушки выходят замуж в 14—16). Заключаются браки со старообрядцами, проживающими в странах Латинской Америки, США, Канады и Австралии. Следует отметить, что запрета на вступление в брак с местным населением (бразильцами) не существует, но сами старообрядцы этого не хотят. Детей воспитывают строго, с раннего возраста девочки выполняют работу по дому, а мальчики помогают отцу в поле.
Старообрядцы данной общины сохранили старинный тип одежды в повседневной жизни (женщины носят длинные сарафаны и платки, мужчины - косоворотки), обязательны длинные рукава. Сохранена традиция «чашечничества».
Контакты с внешним миром.
В настоящее время часть старообрядцев имеет бразильское гражданство. Благодаря этому снимаются многие ограничения (облегчается процесс покупки земли, легко получить визу в другую страну, чтобы навестить родственников). В общине функционирует государственная бесплатная восьмилетняя школа, которую посещают все дети. Обучение ведётся на португальском языке, по бразильской программе, бразильскими преподавателями, с обязательной работой на компьютере и в
Интернете. После окончания школы большинство молодёжи остаётся в деревне. Хотя запрета на дальнейшую учёбу не существует, продолжают её лишь единицы. Периодически префектура организует бесплатные курсы для жителей общины (например, по использованию удобрений или обработке сахарного тростника).
Колония значительно удалена от других населённых пунктов, а деревни друг от друга, поэтому единственным средством коммуникации является автомобиль, который есть в каждой семье. Телевидение и радио в домах отсутствуют.
Религиозная жизнь.
Старообрядцы описываемой колонии называют себя спасовцами. Однако вопрос принадлежности их к религиозному согласию предстоит выяснить. В семье Кузнецовых хранится рукописная «Книга памятная», в которой зафиксирован устав общины, правила, а также все соборы и основные исторические события. Как считают сами носители культуры, их предки в XVIII—XIX вв. находились под сильным «духовным влиянием Керженца».
В колонии имеется 3 молельных дома. Один из них, построенный в самом начале и единственный до недавнего времени, является главным. Другие построены недавно.
В каждом моленном доме есть человек, которого называют настоятелем. В его функции входит ведение службы (вместе с Уставщиком и головщиком). Настоятель совершает таинство крещения, заключает брак, отпевает, даёт благословение на все важные дела в жизни христианина, решает спорные вопросы. Это выборная должность. Совет старейшин назначает кандидата, а затем община просит его быть настоятелем. По решению того же Совета его могут переизбрать. Эта должность не эквивалентна должности духовного наставника у старообрядцев-поморцев. Так, для крещения в общине могут выбрать другого, специального человека, а исповедуются её члены друг другу.
Данные особенности религиозной жизни объясняются тем, что предки них жителей колонии являлись, ещё до Харбина, выходцами и разных мест, и соответственно, разных старообрядческих согласий. Поэтому необходимо дальнейшее уточнение того, к какому именно согласию они относятся.
Певческие традиции.
На богослужении в данной общине в передней части молельного дома стоят мужчины, в задней женщины. Отдельной группы церковных певчих нет. Во время богослужения песнопения исполняют мужчины. Вместе с ними поют и женщины, стоя на своих местах.
Певческая книга кладётся на специальную подставку перед молящимися мужчинами. Возможно, по этой причине девочки не учат крюки, хотя запрета на их обучение нет. В отличие от большинства общин России, пение данных старообрядцев можно назвать общинным. Оно поражает чёткой дикцией, синхронностью, красивым бархатным тембром.
Певческие книги, имеющиеся в общине, можно разделить на 4 группы. К первой относятся рукописные, привезённые из Китая; ко второй — напечатанные в Бразилии; третья группа — книги, напечатанные в США ; четвёртая — калашниковская азбука, привезённая из России. Палеографический анализ книг первых трёх групп — предмет дальнейшей работы. Объединяет все эта группы то, что тексты в них истинноречные, нотация знаменная с пометами и признаками.
При самом старом моленном доме существует церковная школа. Каждый вечер, кроме воскресений и праздников, мальчики и юноши собираются там для обучения знаменному пению и чтению. Занятия ведёт головщик. Хорошее состояние церковного пения на сегодняшний день является следствием как этих занятий, так и непрерывной певческой традиции.
Всё вышеизложенное является первоначальным этапом изучения традиций старообрядцев Бразилии. Необходимы новые поездки в данную общину и в общины других регионов этой страны.
Дынникова Ирина Владимировна - г.Москва
Опубликовано в сборнике Старообрядчество: история, культура, современность - М: 2002
|