Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 121 Показано материалов: 81-100 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 » |
В последние годы заметна активизация деятельности старообрядцев всех согласий, в частности крупнейшего белокриницкого. В связи с этим вновь вызывается к жизни имя Федора Ефимовича Мельникова (1874-1960). Старообрядцы, авторы комментариев к нынешним переизданиям его работ, называют этого человека "выдающимся начетчиком", "публицистом и общественным деятелем" и даже "удивительной личностью". |
Досифей Перегудов - старообрядец РПСЦ |
В Отделе редких книг библиотеки РГГУ в Москве есть малоизвестная брошюра - "Письма о раздоре". Издана она в Пскове в 1874 г. Славянской (видимо, единоверческой) типографией. В ней содержится критика старообрядчества, а объектом критики выступают письма и документы сарообрядцев. |
Археографические экспедиции новосибирских, а затем и екатеринбургских ученых сделали доступным для научного анализа массив документов канонического права, созданных в старообрядческих общинах востока России за последние три столетия. Эти вновь выявленные источники являются глубоко традиционными — обычай принятия «соборных постановлений», обязательных для членов одной общины, группы общин, всего конфессионального объединения присущ христианской цивилизации с момента ее возникновения. Он связан с важнейшим принципом соборности церкви, провозглашенным христианским Символом веры. И уральские староверы хорошо понимали и настойчиво подчеркивали эту традиционность, не упуская возможности подкрепить свои соборные постановления отсылкой к сходным, как им представлялось, статьям документов канонического права предшествующих эпох. |
Если исходить из нынешнего состояния источниковой базы, то древнейшим догматико-полемическим сочинением, вышедшим из сферы уральских софонтиевцев и сохранившимся до наших дней, следует считать послание 7240 (1731/1732) г. из Шатровского собрания УрГУ |
В последнее время, как в среде староверов, так и вне ее, идет дискуссия о современном лице Старой Веры в современном, так называемом постиндустриальном обществе. Некоторые уверены, что практически все население нашего Отечество хорошо наслышано о Старой Вере и только гордыня, коснение в ереси, мешает людям придти в истинную Церковь. Другие убеждены, что даже те, кто ничего не знает о старообрядчестве, может запросто это сделать. Третьи наоборот, говорят о том, что о Церкви ничего не известно в обществе. Четвертые полагают, что большинство наших сограждан что-то когда-то слышало о древлеправославии, но эти познания страшно далеки от истины. |
XIX век стал переходным в истории старообрядчества Латвии, Литвы и Эстонии. В это время большинство федосеевских общин ввели у себя чин бракосочетания и постепенно стали (ново)поморскими. Это одно из самых важных событий в истории беспоповцев Балтийских стран |
В последнее время газета "Новые Дни" много внимания уделила старообрядцам. Так в № 37 было указано на косность старообрядцев, в № 38 обвиняется в косности "водительство" и, наконец, в № 39 появилась статья, озаглавленная "Две разновидности русских и общественная работа в русской среде". Вот, по поводу этого мне и хочется сказать несколько слов. |
Первоначальные утопические воззрения основателей Выговского старообрядческого «общежительства» складывались под влиянием соловецких проповедников — носителей распространенных в конце XVII в. эсхатологических представлений. В основу формирующегося учения был положен тезис о воцарении Антихриста в русской церкви. Логическим следствием этого стало формирование основных составляющих утопии бегства, которая на долгие годы предопределила взаимоотношения старообрядцев с внешним миром и наложила отпечаток даже на облик старообрядческих поселений. |
Первые самосожжения, произошедшие в конце XVII в. (1), взбудоражили умы современников. Эти «гари» оказались самыми массовыми в истории России, они послужили основой для эпидемии «огненной смерти», продолжавшейся в России в течение всего XVIII в., включая и те благословенные времена, когда преследование старообрядцев заметно ослабло (2). Духовная и светская власти России ответили на новое проявление недовольства в традиционном духе: после краткого замешательства (чем можно напугать стремящихся к смерти?) начались казни проповедников самосожжений и ещё более жестокие гонения. В старообрядческой среде быстрым ответом на этот своеобразный вызов стало внимательное изучение аргументов самосожигателей. Вскоре весьма непростой с богословской точки зрения вопрос о допустимости самосожжений и иных форм самоубийства стал одной из центральных тем в дискуссиях старообрядческих наставников (3). |
Небольшое эсхатологическое сочинение, озаглавленное «Замечательное путешествие о. Симеона и Афанасия», принадлежит перу Афанасия Герасимовича Мурачева, видного старообрядческого писателя и одного из духовных лидеров урало-сибирских часовенных. Время его создания – 1948 г. или около того. |
Пермский край занимает одно из первых мест в России по числу старообрядческих общин и старообрядческого населения. В течение всего 19 века самым старообрядческим уездом был Осинский, особенно его юго - западная часть, основой которого является современный Чайковский и Еловский район. Старообрядчество Чайковского района продолжает существовать, хотя основной массе верующих уже за 70 лет, поэтому занимаясь собиранием материала еще можно зафиксировать традиции, быт, мировоззрения старообрядцев характерный для дореволюционных и довоенных лет. В результате, первые кассеты с воспоминаниями о былом были записаны автором в 1999 году, постепенно опросы были направлены на выявления особенностей обрядовых, бытовых и мировоззренческих. В результате ежегодных экспедиций накопился большой материал, частью которого являются материал, представленный в этой статье. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|