Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 41 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 » |
«Сеятель разумного» - так озаглавлена статья в память о первом старообрядческом учителе первого старообрядческого училища в Якобштадте (ныне – Екабпилс, Латвия), опубликованная в поморском журнале «Щит Веры» за 1912 год. Речь в ней идет о Прокопии Семеновиче Шамше, скоропостижно скончавшемся в 1912 году. |
Темы статей Т. С. Тулупова разнообразны. Как путешественники в своих путевых заметках описывали все, что они переживали на своем пути, так и Трофим Сергеевич посредством печати делился с читателями мыслями о том, что его волновало на жизненном пути христианина. В своих трудах, наполненных выдержками из Священного писания, он — проповедник слова Божия — дает разъяснения и наставления верующим по духовным вопросам |
В начале прошлого века образование русских староверов было одним из первых по важности вопросов, поставленных перед староверием 20-м веком. В этом сходились практически все крупные старообрядческие согласия.
|
В научной литературе первый Всероссийский съезд по народному образованию староверов в Двинске - известное событие (см.: Podmazovs 2001,103-104). Однако специального внимания этому съезду в историографии не было уделено. В настоящей статье делается попытка проследить исторические, культурные и интеллектуальные обстоятельства проведения этого съезда, его работу и значение в деле старообрядческого просвещения в России в начале 20 века. |
До сих пор в Литве немногие имеют возможность пользоваться журналами "Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше" (1929 - 1934), "Календарь Высшего Старообрядческого Совета в Польше" (1936 - 1939), которые издавал Высший Старообрядческий Совет (далее - ВСС) в Вильнюсе, и "Китеж-град" (1933), который выпускали преподаватели и участники духовных курсов в Каунасе. Эти журналы выходили небольшими тиражами. В настоящее время они стали библиографической редкостью. |
Постановление Совета Министров от 13.04.1911
|
Редакцию нашего журнала из многих мест запрашивают о Программе преподавания в Старообрядческом богословско-учительском институте, назначенном к открытию в текущем году на Рогожском кладбище в Москве. В удовлетворение этой просьбы и вообще для сведения старообрядцев помещаем примерную программу преподавания в институте. |
В просвещении старообрядчества большую роль должна сыграть личная инициатива. Только путем усиленной организаторской деятельности старообрядцы могут прийти к желаемым результатам. Поэтому каждый старообрядец обязан близко принять к сердцу благо своих одноверцев и по мере своих сил вносить свое усердие и свою лепту в общее дело просвещения. Ибо истинное просвещение - это храмоздательство души. Много храмов и колоколен выстроили старообрядцы за 10 - 12 лет относительной свободы. Но дело просвещения слабо продвинулось вперед. Пусть же поймут старообрядцы, что возвеличение души человека такое же божеское дело, как и постройка храмов. |
В сентябре 1912 года открывается на Рогожском кладбище в Москве Старообрядческий институт. На руководителей возникающего учебного заведения ложится почетная, но в высшей степени ответственная работа. Старообрядческий институт должен быть «старообрядческим» институтом, он должен быть все то, что так резко отличает нас, старообрядцев, от нестарообрядцев, сохранить старину, но и сочетать ее с новизной. |
В малмыжской районной, кировской областной, да и российской печати в последние годы было немало публикаций, связанных с именем Луки Арефьевича Гребнева - старообрядческого писателя, просветителя, типографа, библиофила, художника. Все эти ипостаси Луки Арефьевича так или иначе представлены в сборнике «К истории книжной культуры Южной Вятки: Полевые исследования». Вышедший в 1991 г. в Санкт-Петербурге, он посвящен итогам археографических экспедиций Библиотеки Академии наук и Уральского университета. |
На широком церковном дворе в селе Старая Некрасовка высится большой кирпичный храм сравнительно недавней - 30-х годов - постройки. Рядом с ним - удивительной красоты здание новой келии. |
Официально училище было открыто 2 октября 1907 г. На содержание училища со стороны казны было ассигновано по 1200 руб. в год. С своей стороны П. М. Шашин, приобрел всю классную мебель, учебные пособия, весь необходимый инвентарь и пожертвовал на вечные времена капитал, % с которого на нужды училища ежегодно будут давать около 700 руб. |
Традиционная культура староверов в немалой степени была основана на концепции богоугодного труда и почитания грамотности и старой книги как источника преемственной передачи истин древнего благочестия. Поэтому староверие создало не только свою предпринимательскую этику, но свою образовательную систему, как необходимую и обязательную часть старообрядческого быта. |
Современному человеку слово "начетчик" кажется безжизненным и косным. Так толкует это понятие и Словарь русского языка Ожегова: "Начетчик - человек, много читавший, но знакомый со всем поверхностно, механически и некритически усвоивший прочитанное". Между тем еще сто лет назад слово "начетчик" звучало гордо, и многие россияне считали для себя честью так именоваться. |
История Московского Старообрядческого богословско-учительского института - одна из ярчайших и интереснейших страниц истории русского старообрядчества XX в., которая не имеет срока давности и до сих пор остается актуальной. |
Ныне перед старообрядчеством стоит много важных вопросов, и наряду с другими - вопрос духовного образования, или даже - системы духовного образования. Чтобы адекватно ответить на этот вопрос времени - в духе вышеупомянутой традиции, мы должны вспомнить и учесть накопленный старообрядцами опыт духовно-образовательной деятельности, богатый опыт прошлого и скромные успехи нынешнего времени, проанализировать нынешнюю ситуацию, и попытаться определить, какие наиболее важные задачи встают в этой области, и какие пути их решения мы можем сегодня предложить. |
В староверии, как правило, во всех согласиях наиболее распространенной формой образования было начетничество. Под старообрядческим начетничеством следует понимать основательное, порой дословное знание апологетической литературы, в первую очередь, традиционной дониконовской книжности, свободное цитирование по обсуждаемым вопросам. И это не случайно. Книжное слово являлось высшим авторитетом, и цитата - важнейшим аргументом в любых спорах. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|