Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 14:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Духовное образование [17]
Начетничество [9]
Просветительство. Школы [22]
Дети в храме [2]

Главная » Статьи » Духовное образование. Просвещение » Просветительство. Школы

Просветительская деятельность в старообрядчестве ("Слово Церкви", 1916)

В просвещении старообрядчества большую роль должна сыграть личная инициатива. Только путем усиленной организаторской деятельности старообрядцы могут прийти к желаемым результатам. Поэтому каждый старообрядец обязан близко принять к сердцу благо своих одноверцев и по мере своих сил вносить свое усердие и свою лепту в общее дело просвещения. Ибо истинное просвещение - это храмоздательство души. Много храмов и колоколен выстроили старообрядцы за 10 - 12 лет относительной свободы. Но дело просвещения слабо продвинулось вперед. Пусть же поймут старообрядцы, что возвеличение души человека такое же божеское дело, как и постройка храмов.

 

Прежде всего, необходимо обратить внимание на основное народное просвещение. Особые организации, ведущие дела народного просвещения, открывают школы, читальни, устраивают общедоступные лекции, втягивают народ в живую религиозно-нравственную и просветительную деятельность. Священники воздействуют на народ живой проповедью.

 

Молодое подрастающее поколение - будущие работники старообрядчества воспитываются в сознательном понимании своих будущих обязанностей; так же необходимо побуждать юношество к самовоспитанию и широкому самообразованию.

 

Старообрядцы могут создать образцовую свободную школу, опирающуюся на последние выводы современной педагогики и не подчиняющуюся циркулярам министра народного просвещения. В такой школе можно было бы осуществить не только идеалы последнего слова науки, но и идеалы истинного просвещения и воспитания. Правда, она будет без официальных прав. Но, благодаря сильной организации старообрядцев, воспитанники такой школы, как бы разнообразна не была их профессия, найдут применение своему труду среди тех же старообрядцев на благо своей родине.

 

Школы могут быть общеобразовательные и специальные. Так, начиная с малого, постепенно развивая школьное дело, старообрядцы будут обладать не только низшим типом образцовой школы, но и средним и высшим. Из их школ будут выходить ремесленники, приказчики, учителя, священники, ученые и просто рядовые обыватели.

 

Воспитание учителя и священника, в особенности, должно быть тщательным, ибо в их руках народное просвещение организаторская деятельность на благо народу. Как один, так и другой должны быть достойны своего звания. Они должны быть примером для своего народа, должны найти дорогу к его сердцу. Хотим верить, что старообрядческая школа не только научит будущего своего священника и будущего своего учителя сохранять старообрядческую традицию во всей ее целости и неприкосновенности, но и наградит их истинным христианским мировоззрением; чтобы они не только сами проникнулись христианскими началами жизни, но и народ учили бы жить согласно св. Евангелию.

 

Деятельность священника и учителя должна быть согласованной, чтобы не было пропасти между светским и духовным учительством. Личным примером, проповедью в церкви, учительством в школе священник может творить настоящие чудеса. Ничто так не трогает и не умиляет народ, как ореол доброты, благочестия, бескорыстии вокруг священника. Простой смертный может поступать дурно и ошибаться, но больно видеть народу, когда пастырь духовой грешит, напивается пьяным, безобразничают, помышляет лишь о своем кармане, обижает людей. Народ не уважает такого священника и дурно о нем говорит. Уважение народа необходимо для священника. Иначе не достоин своего великого служения, вся его роль сводится лишь до механического исполнителя различных треб, как это часто бывает в официальной церкви.

 

Священник - духовный пастырь и отец своих духовных детей. Его великое звание служителя Божьего, его авторитет наставника не должны ставить стены между ним и народом. Как любящий отец, он интересуется малейшим в своих детях, проникается их жизнью, не отделяет себя от них. Народ целиком доверяется такому пастырю и всюду пойдет за ним. Но священнику мало в наше время обладать лишь нравственными качествами. Он должен быть и во всеоружии знания. По правде сказать, ведь не одного священника смутили так называемые «коварные вопросы», которые так любят задавать ученики своему законоучителю. Фактически же они могут смутить лишь невежественного человека; человеку же верующему и интеллигентному очень легко их развязать, так как все недоразумения покоится лишь на видимом противоречии между наукой и св. Писанием. Мы знаем, что св. Писание часто символично, а наука - гипотетична, условна. В символичности св. Писания или же в условности науки скрывается вся соль «коварных вопросов».

 

Между верой в Бога и наукой не может быть противоречия, ибо они находятся в совершенно различных плоскостях. Наука ведает дела внешнего мира, вера же - «вещей невидимых обличение». Неудивительно поэтому, что ученые не только не отрицают Бога, но среди них много глубоко-верующих людей. Отрицание Бога, - неверие, это тоже своего рода вера, вера в мир без Бога, но эта вера изуродованная, ложная. Люди создали себе кумир, которому поклоняются.

 

Но не одни «коварные вопросы» должны побудить священника к образованию и самообразованию. Как часто священники жалуются, что учащаяся молодежь отходит от них, отшатывается от жизни Церкви. И, конечно, все зло видят в науке. В действительности же, интеллигентная молодежь разрывает связь с Церковью не потому, что потеряла веру, нет, почти всегда она мучительно жаждет Бога, но только потому, что неинтеллигентный священник слишком чужд ее мировоззрению и пониманию жизни. У священника нет слов, которые бы затронули ее душу. А слово - великое дело. Одно слово может перевернуть всю душу человека. Священнику больше, чем кому-либо другому, должен быть открыт душевный мир человека, чтобы вызывать благие стремления и возносить дух к Богу. Вся сила католичества в знании и умении пользоваться для своих целей человеческой душой.

 

Но опять-таки только интеллигентный человек сумеет разобраться во всех тонкостях человеческих душевных переживаний. Только редкий прозорливец одарен непосредственно от Бога этим священным даром - читать в душе человека.

Римо-католичество - одна из самых могущественных организаций мира только потому, что оно не чуждается жизни, входит во все злободневные интересы человека. От римо-католического духовенства исходит целая сложная сеть организаций как по городам, так и по селам. Оно принимает участие в политической и национальной жизни, организует просветительную деятельность, организует мужские и женские братства с религиозно-нравственной целью, выписывает книги для народа, издает книги и народные листки, организует бюро труда и взаимопомощи, устраивает примирительные камеры и т.п. Все эти организации существуют и действуют рядом со светскими, иногда в противовес, а иногда в полной согласованности с ними. Во всех своих начинаниях католичество пользуется самыми новыми способами воздействия на мир.

 

Католическая проповедь в особенности сильно воздействует на людей. Как настоящие психологи, католические священники стремятся затронуть и взволновать человека до глубины его души. Он затрагивает в своей проповеди все жизненные интересы, всю злобу дня. Проповеди бывают общие и специальные. Общие для всех, специальная - каждая для известной группы общества: для интеллигенции, рабочего класса и прислуги, мужчин и женщин, девиц и замужних по отдельности, и т.д. и т.д. Понятно, эти специальные проповеди очень близко касаются каждого, затрагивают в деталях все его жизненные злободневные интересы, говорят его уму и сердцу, одним словом, находят в его уме полный отклик.

 

И такая проповедь приносит хорошие плоды, потому что она дает очень определенную и ясную программу жизни. Католики, как интеллигентные круги, так и простой народ, очень религиозны, всегда держатся своего костела. Причина этого, вероятно, в живой деятельности римо - католического духовенства.

 

Манера католической проповеди для нас, старообрядцев, совершенно чужда, но ее содержанию, психологическому умению католического духовенства заглянуть в душу человека, проникнуться ее упованиями и печалями можно поучиться и старообрядцам. Ибо добру никогда не поздно учиться. На старообрядческую проповедь тем более можно возлагать больше надежды, что она может развиваться вне всякой зависимости от синодального бюрократизма, не подчиняясь ни каким цензурам.

 

Верим, что и начертанный нами идеал священника у старообрядцев легче может осуществиться, чем в официальной церкви. Старообрядческая Церковь должна себе поставить единственную цель достижения самых последних религиозно-нравственых высот. Протекциям и бюрократическим соображениям не должно быть места в нашей Церкви. В синодальной церкви оо. Восторговым (1) принадлежат и почести и награды вплоть до епископского сана, а скромных, любовно исполняющих свой святой долг оо. Востоковых гоняют, притесняют, ссылают в тюрьмы. Но такие вещи не должны быть допустимы среди старообрядцев.

 

Старообрядцы почти что не выступали самостоятельно в науке. Даже вопросы, касающиеся лично старообрядцев, разработаны «православными» учеными. Правда, на этот счет у старообрядцев найдется большое оправдание: ведь до сих пор старообрядцы не допускаются в синодальные архивы. Пользуясь этим обстоятельством, ученые, исследующие историю раскола, часто извращали истину, недобросовестно использовали материал в угоду полемике со старообрядцами. Старообрядцы вечно оспаривают по пунктам фальшивое исследование с вечными ссылками на других авторов. Но это вряд ли благородное занятие. Лучше всего было бы, если бы старообрядцы принялись за самостоятельное исследование по сырым материалам.

 

Единственный пока в своем роде старообрядческий институт, призванный воспитывать и выпускать из своих стен кадры будущих старообрядческих интеллигентных работников, вряд ли в настоящее время совладает вполне на ряду с другими задачами и с задачей подготовлять будущих ученых. Но заинтересованность различными науками он, несомненно, должен дать.

 

Призвание школы - возбудить интерес к науке и побудить к занятию ею. Педагог должен оценивать каждого ученика по его способностям, чтобы и в дальнейшем, по окончании учения, не терять его из вида и поддерживать его. Очень желательно, чтобы способным ученикам давали возможность продолжать свои занятия и развиваться по окончании института; желательны стипендии для таких учеников, командировки за границу. Не должно давать гибнуть талантам. И обладающий талантом не должен зарывать его в землю, прятать под спудом, но должен с любовью возращать его, чтобы он принес богатые плоды. На Западе ни один и самый крошечный талант не пропадает, а в России и большие таланты гибнут тысячами.

 

На женское образование также нужно обратить большое внимание, ибо влияние женщин сильно не только в семье, но оно так же возрастает в наше время и в общественной жизни. Женщина-старообрядка должна быть свободной, смелой, здоровой физически и нравственно. В старообрядческой среде должно быть признано женское равноправие, как простая справедливость. Никаких преград и пределов для применения женского труда и способностей не должно быть.  Создание особых монастырей, с целью всецелого посвящения соответствующим наукам и просветительной деятельности по образцу западных орденов, облегчило бы старообрядцам разрешение многих вопросов. Здесь свободно старообрядцы могут заниматься наукой и при живой деятельности монастырей, они оказались бы центром просветительных организаций.

 

Приведем факты деятельности римо-католических орденов. Брюссельские болландисты (2), называющиеся так от имени одного их своих монахов, начавшего сообща с другими грандиозное критическое издание житий святых по древнейшим рукописям всего христианского мира, начиная с XVII века по нынешний день, издали 70 слишком томов этих житий и более сотни громадных изданий, посвященных исследованию житийной литературы. Известный Минь(3) (Migne, француз) организует издание творений св. отцов церкви, и выпустил в свет 250 слишком больших томов так называемой Патрологии латинской (4) (т.е. творения свв. отцов западной церкви) и около 120 слишком томов Патрологии греческой (5) (т.е. творения свв. отцов восточной церкви). Иезуиты Cabrol и Leclercq (Париж), большие знатоки восточного обряда и источников христианского востоковедения, предприняли, при сотрудничестве выдающихся знатоков своего дела, драгоценное издание словаря церковной археологии (Dictionnaire d'archeologie sacree). Издание начато уже в XX веке, и выпущено уже 30 выпусков до буквы Д.

 

Понятно, что для таких предприятий необходимо множество ученых сотрудников. И их поставляют иезуиты и бенедиктинцы. Монахи этих орденов работают положительно во всех европейских библиотеках, исследуя сокровища древнейших рукописных памятников редких старопечатных изданий. Для них не существует ни границ национальных, ни пределов вероисповедных, так как они воодушевлены единственным стремлением к раскрытию беспристрастной научной истины. Но не все монахи этих католических монастырей занимаются наукой. Они создают так же и беспримерные организации религиозно-общественной деятельности - просветительной, патриотической, и деятельности церковно-проповеднической.

 

Не для восхваления римо - католицизма приводим мы эти примеры. Не к отказу от своего национального облика и от своих древних традиций призываем мы старообрядцев присмотреться к жизни Запада; наоборот, свято верим, что путем испытания способов жизни других народов мы укрепим основы собственной жизни.

 

Чего ж мы ждем от наших будущих старообрядческих ученых монастырей? В будущих старообрядческих ученых монастырях исследование науки должно быть беспредвзятым и беспристрастным, чтобы не полемика руководила работой, а искреннее стремление к раскрытию истины. Вот науки, которыми должны заняться старообрядческие монастыри: История раскола и история старообрядчества должны быть непременно обработаны старообрядцами. Так же очень важно установить определенную связь старообрядческой Церкви с древнерусской Церковью и через нее - с древне - христианской. Важно для старообрядцев исследовать историю церковной книги, историю иконографии, историю обряда, как его внешней стороны, так и его символику. Очень желательно, чтобы и в воспитании молодежи обряду стремились бы придать всю его одухотворенность, всю его внешнюю и внутреннюю красоту.

 

Изучение богословских наук в этих ученых монастырях подразумевается само собой. Славяно-визайтийским знаниям так же должно быть отведено видное место. История славян и связь их с Византией осветит нам наш будущий путь.

 

Таким образом, развиваясь и совершенствуясь в духе национальной культуры, не чуждаясь западной образованности, старообрядцы не только укрепятся внутренне, но и во всей жизни русского народа и русского общества могут завоевать себе большое признание. Не даром французская писательница, m-me Stael (6), жившая в России в 1812-1822 гг., однажды так ответила одному русскому барину, смеявшемуся над русскими бородами: «Народ, который сто лет назад отстоял свою бороду, отстоит в наше время и свою голову» («Dix annees d'exil», Paris, 1904 г.).

 

  

1. Речь идет о годах после издания Именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату от 17 апреля 1905 г. об укреплении начал веротерпимости и объявления Высочайшего Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г. о даровании «незыблемых основ фажданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

 

2. Восторгов Иоанн (1867-1918), протоиерей, синодальный проповедник-миссионер и окружной наблюдатель церковных школ приуральских губерний.

 

3.        Болландисты - ученые издатели житий святых. Об-во основано в Антверпене иезуитом Ж. Боппандом (1596-1665), начавшим в 1643 г. издание обширного свода «Житий Святых» (Ada Sanctorum). Их деятельность объективно способствовала развитию археографии, дипломатики. Центр об-ва (реорганизованного в 1837 г.) находится в Брюсселе.

 

4.        Минь (Migne) Жак Поль (1800-1875) французский аббат. Предпринял издание творений Св. Отцов и церковных писателей «Патрология», состоящее из двух серий - латинской и греческой. Другие его издание «Sacrae Scripturae Cursus Completus» (28 тт.) - свод святоотеческих толкований на Св. Писание. С помощью собранной им вокруг себя ученой корпорации издал ок 2000 громадных томов мелкойпечати. Не задолго до смерти Миня архиепископ парижский запретил ему дальнейшую издательскую деятельность, находя ее не совместимой с духовным саном. 

 

5.  Патрология латинская (Patrologiae Cursus Completus. Series Latina) - предпринятое Минем издание сочинений западных Св. Отцов 2-го - нач. 13 вв. В 1844-64 гг. издан 221 т., частично переиздан в 1865-80 гг., новое переиздание - с 1958 г.       

 

Патрология греческая (Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca) - предпринятое Минем издание сочинений восточных Св. Отцов (греческие оригиналы и латимнские переводы) до 16 в. В 1857-66 гг. издано 166 т., указатели в 20 тт. Обе серии Патрологии из-за полноты охвата источников не утратили своего значения до настоящего времени.

 

6. Сталь (Stael; по мужу - Сталь-Гольштейн), Анна Луиза Жермена де (1766-1817) - французская писательница, теоретик литературы. В годы правления Наполеона находилась в эмиграции и жила в разных странах Европы и в России. Автор незаконченных мемуаров «Десятилетнее изгнание» («Dix annees d'exil»).

 

 

А.В-съ

Журнал «Слово Церкви». - 1916. - №31, с.642-644

Категория: Просветительство. Школы | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1531

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz