Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Духовное образование [17]
Начетничество [9]
Просветительство. Школы [22]
Дети в храме [2]

Главная » Статьи » Духовное образование. Просвещение » Духовное образование

Чунин Евгений, протоиерей РПСЦ. Задачи духовного образования (постановка вопроса)

 

Историческое наследие

 

Старообрядчеству, этой верной части исторической русской церкви, непреложно хранящей ее многовековые духовные традиции, с тех самых пор, как оно стало презираемым и гонимым, осмеиваемым и предаваемым оболганию, сделался свойственным напряженный поиск ответов на вопросы современности. В вопросах отношения к политике и общественной жизни, к светской культуре и просвещению наши предшественники старались не принимать к неосмысленному руководству ни пресловутые «светские нормы», ни принятые в современном обществе стандарты. Но, уважая церковные традиции и трезво оценивая меняющуюся действительность, с Божией помощью находили наиболее адекватные и подчас единственно успешные решения окружающих проблем. Тот самый царский путь, следуя которым только и можно было придти к самой главной цели: достижению вящего торжества земной Церкви и спасению в Господе ее верных чад.

 

В прошедшем времени подобный царский путь был найден и в деле старообрядческого образования. И хотя он был найден почти интуитивно, исподволь, но по сути оказался верным и принес много ценных плодов. И даже тогда, когда старообрядчество было жестоко гонимым, оно отличалось почти поголовной грамотностью от последователей просвещенного «господствующего исповедания».

 

В позднейшие времена изменившиеся церковные нужды вызвали к жизни специфический феномен старообрядческого начетничества, этаких мудрецов в крестьянской одежде, тягаться с которыми в богословии и философии не могли ни оо. синодальные миссионеры, ни - позже - советские атеисты. Энциклопедичность их познаний, гибкость логики и неуклонное, исповедни-ческое стояние за правду Божию по сей день вызывает у нас законное восхищение. Можно так сказать, что феномен начетничества - это одно из свидетельств высочайшего уровня «внутренней», народной христианской образованности, подготовленный и обеспеченный глубоким интересом и уважением к духовным знаниям.

 

А что же происходит в наши дни? Где тот былой царский путь, все ли на нем мы стоим и сегодня? Сегодня и сам этот вопрос вызывает подчас некую растерянность.

 

Ныне перед старообрядчеством стоит много важных вопросов, и наряду с другими - вопрос духовного образования, или даже - системы духовного образования. Чтобы адекватно ответить на этот вопрос времени - в духе вышеупомянутой традиции, мы должны вспомнить и учесть накопленный старообрядцами опыт духовно-образовательной деятельности, богатый опыт прошлого и скромные успехи нынешнего времени, проанализировать нынешнюю ситуацию, и попытаться определить, какие наиболее важные задачи встают в этой области, и какие пути их решения мы можем сегодня предложить.

 

Иными словами, задача нашей конференции: вспомнить и оценить имеющийся в старообрядчестве опыт, и обсудить возможные перспективы образовательной деятельности.

 

Итак, где же этот царский путь духовного образования пролегает сегодня? В нашей нынешней, так сильно изменившейся и исказившейся жизни - какие приоритеты в деле духовного образования могут быть признаны наиболее актуальными? Как шлифовать и совершенствовать духовную образованность церковных кадров? Как строить церковную образовательную политику? На что нацеливать молодежь?

 

Принципы построения образовательной системы

 

Любая система, в том числе система образования, очевидно, должна быть основана на некоторых принципах. И, поскольку в настоящее время старообрядчество не имеет сложившейся образовательной системы, хотелось бы начать наш разговор с того, чтобы наметить «крайние точки», очертить допустимые границы возможных вариантов. Постараемся осмыслить сами те принципы, на которых она могла бы быть основана.

 

- Во-первых, зачем старообрядчеству нужно духовное образование? И какая именно образовательная система нам необходима? Какие черты должны быть положены в ее основание?

 

- Во-вторых, какими путями в нынешнее время его реально и целесообразно получать?

 

- В-третьих, какая форма (направленность) образования более предпочтительна?

 

- В-четвертых, нужно пи, и как направлять и контролировать образовательный процесс?

 

Чтобы упростить рассмотрение всех этих вопросов, предлагается рассмотреть несколько дилемм, выражающих диаметральные взгляды на разные аспекты христианского духовного образования.

 

Итак, что же предпочтительнее:

 

- Целенаправленное духовное образование (самообразование), или апостольская «безкнижная премудрость» христианина, основанная на его христианской интуиции и практике личного религиозного опыта?

 

- Индивидуальное книжное самообразование или учреждение духовных школ или центров?

 

- Создание собственных духовных школ (образовательных центров), или делегирование учеников в «чужие» учебные заведения?

 

- Делегирование учеников в светские государственные ВУЗы или духовные школы иных конфессий?

 

- Нужна ли Церкви своя академическая школа (для регулярного осуществления научно-исследовательской, диссертационной работы)?

 

- Такая академическая школа должна ли существовать независимо ни от кого, или в контакте с духовными школами иных конфессий?

 

- Как готовить кадры для собственных образовательных заведений (школ, центров).

 

Нашу сегодняшнюю конференцию мы и хотим посвятить обсуждению всех этих перечисленных тем.

Выступление на открытии конференции " Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы", Ржев, 2001 г.

Категория: Духовное образование | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1103

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz