Историческое наследие
Старообрядчеству, этой верной части исторической русской церкви, непреложно хранящей ее многовековые духовные традиции, с тех самых пор, как оно стало презираемым и гонимым, осмеиваемым и предаваемым оболганию, сделался свойственным напряженный поиск ответов на вопросы современности. В вопросах отношения к политике и общественной жизни, к светской культуре и просвещению наши предшественники старались не принимать к неосмысленному руководству ни пресловутые «светские нормы», ни принятые в современном обществе стандарты. Но, уважая церковные традиции и трезво оценивая меняющуюся действительность, с Божией помощью находили наиболее адекватные и подчас единственно успешные решения окружающих проблем. Тот самый царский путь, следуя которым только и можно было придти к самой главной цели: достижению вящего торжества земной Церкви и спасению в Господе ее верных чад.
В прошедшем времени подобный царский путь был найден и в деле старообрядческого образования. И хотя он был найден почти интуитивно, исподволь, но по сути оказался верным и принес много ценных плодов. И даже тогда, когда старообрядчество было жестоко гонимым, оно отличалось почти поголовной грамотностью от последователей просвещенного «господствующего исповедания».
В позднейшие времена изменившиеся церковные нужды вызвали к жизни специфический феномен старообрядческого начетничества, этаких мудрецов в крестьянской одежде, тягаться с которыми в богословии и философии не могли ни оо. синодальные миссионеры, ни - позже - советские атеисты. Энциклопедичность их познаний, гибкость логики и неуклонное, исповедни-ческое стояние за правду Божию по сей день вызывает у нас законное восхищение. Можно так сказать, что феномен начетничества - это одно из свидетельств высочайшего уровня «внутренней», народной христианской образованности, подготовленный и обеспеченный глубоким интересом и уважением к духовным знаниям.
А что же происходит в наши дни? Где тот былой царский путь, все ли на нем мы стоим и сегодня? Сегодня и сам этот вопрос вызывает подчас некую растерянность.
Ныне перед старообрядчеством стоит много важных вопросов, и наряду с другими - вопрос духовного образования, или даже - системы духовного образования. Чтобы адекватно ответить на этот вопрос времени - в духе вышеупомянутой традиции, мы должны вспомнить и учесть накопленный старообрядцами опыт духовно-образовательной деятельности, богатый опыт прошлого и скромные успехи нынешнего времени, проанализировать нынешнюю ситуацию, и попытаться определить, какие наиболее важные задачи встают в этой области, и какие пути их решения мы можем сегодня предложить.
Иными словами, задача нашей конференции: вспомнить и оценить имеющийся в старообрядчестве опыт, и обсудить возможные перспективы образовательной деятельности.
Итак, где же этот царский путь духовного образования пролегает сегодня? В нашей нынешней, так сильно изменившейся и исказившейся жизни - какие приоритеты в деле духовного образования могут быть признаны наиболее актуальными? Как шлифовать и совершенствовать духовную образованность церковных кадров? Как строить церковную образовательную политику? На что нацеливать молодежь?
Принципы построения образовательной системы
Любая система, в том числе система образования, очевидно, должна быть основана на некоторых принципах. И, поскольку в настоящее время старообрядчество не имеет сложившейся образовательной системы, хотелось бы начать наш разговор с того, чтобы наметить «крайние точки», очертить допустимые границы возможных вариантов. Постараемся осмыслить сами те принципы, на которых она могла бы быть основана.
- Во-первых, зачем старообрядчеству нужно духовное образование? И какая именно образовательная система нам необходима? Какие черты должны быть положены в ее основание?
- Во-вторых, какими путями в нынешнее время его реально и целесообразно получать?
- В-третьих, какая форма (направленность) образования более предпочтительна?
- В-четвертых, нужно пи, и как направлять и контролировать образовательный процесс?
Чтобы упростить рассмотрение всех этих вопросов, предлагается рассмотреть несколько дилемм, выражающих диаметральные взгляды на разные аспекты христианского духовного образования.
Итак, что же предпочтительнее:
- Целенаправленное духовное образование (самообразование), или апостольская «безкнижная премудрость» христианина, основанная на его христианской интуиции и практике личного религиозного опыта?
- Индивидуальное книжное самообразование или учреждение духовных школ или центров?
- Создание собственных духовных школ (образовательных центров), или делегирование учеников в «чужие» учебные заведения?
- Делегирование учеников в светские государственные ВУЗы или духовные школы иных конфессий?
- Нужна ли Церкви своя академическая школа (для регулярного осуществления научно-исследовательской, диссертационной работы)?
- Такая академическая школа должна ли существовать независимо ни от кого, или в контакте с духовными школами иных конфессий?
- Как готовить кадры для собственных образовательных заведений (школ, центров).
Нашу сегодняшнюю конференцию мы и хотим посвятить обсуждению всех этих перечисленных тем.
Выступление на открытии конференции " Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы", Ржев, 2001 г.
|