Книжница Самарского староверия Четверг, 2021-Май-13, 05:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Духовное образование [17]
Начетничество [9]
Просветительство. Школы [22]
Дети в храме [2]

Главная » Статьи » Духовное образование. Просвещение » Духовное образование

Программа преподавания в Старообрядческом институте ("Церковь", 1912). Часть 2

Славянский язык.

 

Этимология: местоимение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, формы глаголов правильного и неправильного спряжения, настоящее, аорист и будущее время изъявительного наклонения; знакомство с важнейшими особенностями управления слов церковно-славянского языка.

 

Чтение священных книг.

 

Русский язык.

 

Этимология и синтаксис. Практическое и теоретическое изучение этимологии и синтаксиса: диктанты, изложение и сочинение, разбор.

 

Программа по теории словесности.

 

Основные понятия теории сочинения. Предмет сочинений. Тема и заглавие. Идея. Содержание, план, изложение. Понятие о литературном стиле. Главнейшие тропы и фигуры. Строения речи. Формы изложения. Различие между прозой и поэзией. Понятие о повествовании и рассуждении. Деление русской стихотворной строфы. Эмпирическое понятие об эпосе, лирике и драме.

 

Программа по литературе.

 

Главные памятники и писатели киевского периода - жития святых, поучения, летописи. Литература XIII и XVI вв. и литература XV и XVII вв. московского периода. Начало западного влияния и усиление влияния юго-славянского. Главные явления и деятели этого периода. Юго-Западная Русь XVI и XVII вв., ее литература и культура, перенесение их на северо-восток. Начало западной науки в Москве. Главные течения литературы XVII века.

 

Русская литература XVII и XIX вв. Ложноклассицизм и его представители в XVIII в. Мещанская драма и сатирические журналы. Сантиментализм и романтизм. Его представители на Западе и в России.

 

Русская литература XIX века. Философские кружки 20-30 годов XIX в. Критика 30-40 гг. XIX в. Славянофильство и западничество. Реалистическое направление в русской литературе и его представители. Народническая литература 70 годов.

 

Арифметика [...]. Геометрия [...]. Алгебра [...].Природоведение [...]. Физика [...]. География [...].История [...].

 

Логика

 

Определение логики. Понятия и термины. Признаки понятий. Категории. Определение. Деление. Познание и суждение. Количество суждения. Отношения между сказуемым и подлежащим. Противоположение суждений. Понятие закона мышления. Непосредственные умозаключения. Определение силлогизма. Условные силлогизмы. Определение индукции. Методы индуктивного исследования. Дедукция. Гипотеза. Определение классификации. Приблизительные обобщения. Определение доказательства. Способы доказательства. Анализ и синтеа Логические ошибки.

 

Психология

 

Определение психологии. Самонаблюдение. Основные классы психических наблюдений. Связь между психическими и физиологическими. Сущность нервного возбуждения. Ощущение. Звук и цвет с психологической точки зрения. Ощущения осязательные, обонятельные вкусовые. Закон специфической энергии. Ощущение и восприятие. Самопроизвольное возникновение представлений. Типы памяти. Определение внимания. Виды воображения. Представления и понятия. Язык. Определение суждения. Определение чувства. Классификация чувств. Индивидуальные и социальные чувства. Определение чувства симпатии. Определение морального чувства. Логические и интеллектуальные чувства. Действия воли. Отношение воли к чувству и движению, привычки и склонности. Свобода воли. Сознание и самосознание.

 

Ввеление в философию (Обзор философских проблем с краткой историей  философии)

 

Понятие о философии. Метод философии. Состав философии. Значение философии для науки и жизни. Гносеология с обзором философских проблем - философия наивного реализма, непосредственного чувства. Скептицизм. Позитивизм. Сенсуализм. Материализм. Объективный и субъективный идеализм.

 

Философское учение о бытии - учение о Боге, учение о мире физическом, учение о мире духовном. Обзор греческой философии. Философия христианского мира; философия отцов и учителей Церкви. Схоластическая философия. Обзор до-кантовской и после-кантовской философии.

 

Педагогика (с историей педагогики)

 

1. История педагогики. Воспитание в Греции и его теоретики -Сократ, Платон, Аристотель. Римское воспитание и его теоретики. Христианская эпоха. Св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий. Августин. Средневековые школы и учителя. Педагогическая теория в до-петровской Руси. Эпоха гуманизма (Эразм Роттердамский, Штурм и др.). Реформация и контрреформация (Лютер, Лойола). Провозвестники реалистического направления в воспитании (Рабле, Бэкон, Амос Коменский). Эпоха просвещения. Джон Локк. Руссо и филантрописты. Планы реформ представителей просвещенного абсолютизма в Западной Европе и в России. Новогуманизм (Вильгельм Гумбольт, Герберт Спенсен, Наторп). Русская педагогическая мысль XIX века. (Белинский, Пирогов, Ушинский, Стоюнин, Толстой). Современные педагогические течения на Западе и в России.

 

2. Педагогика, дидактика и методика. Психология детского возраста (дошкольного). Ассоциации, внимание, интерес, память, воображение с точки зрения педагогической. Воспитание чувства и воли. Дисциплина, награды и наказание. Методы и формы обучения. Задачи и средства образования. Организация начального образования.

 

Методика Закона Божия

 

Значение Закона Божия в начальном обучении и характер преподавания. Объем и система преподавания Закона Божия в начальной школе. Научение молитвам. Способы изучения молитв. Способы преподавания священной истории и краткого катехизического учения древле-православной Церкви Христовой. Обзор наглядных пособий по Закону Божию.

 

Методика церковно-славянского языка

 

Значение церковно-славянского языка в курсе начальной старообрядческой школы. Цель и средства обучения церковно-славянскому языку. Применение к обучению церковно-славянскому языку звукового метода. Метол Ильминского. Метод Мироносицкого. Чтение. Материал для церковно-славянского чтения.

 

Методика русского языка [...]. Методика арифметики [...]: Методика географии [...]. Методика истории [...]. Гигиена [...]. Немецкий язык [...]. Греческий язык [...].

 

Журнал «Церковь». - 1912. - №17. - С.404-408.

Редакцию нашего журнала из многих мест запрашивают о Программе преподавания в Старообрядческом богословско-учительском институте, назначенном к открытию в текущем году на Рогожском кладбище в Москве. В удовлетворение этой просьбы и вообще для сведения старообрядцев помещаем примерную программу преподавания в институте.

 

Основное богословие

 

Определение науки основного богословия. Сверхъестественное Откровение. Источники сверхъестественного Откровения. Признаки сверхъестественного Откровения. Богооткровенная религия: ветхозаветная и новозаветная - или христианство. Религии вне христианства.

 

Священное Писание

 

Понятие о священном Писании. Первоначальный текст священного Писания Ветхого Завета, краткие сведения о важнейших переводах священного Писания. Обозрение законоположительных священных книг Ветхого Завета. Употребление Пятикнижия в православном богослужении. Обозрение исторических книг Ветхого Завета. Обозрение учительских книг Ветхого Завета. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета.

 

Понятие о священных книгах Нового Завета. Краткая история канона священных книг Нового Завета. Краткая история новозаветного текста. Обозрение четвероевангелия и книги Деяний апостольских. Обозрение Посланий апостольских и Апокалипсиса.

 

Богослужение (литургика)

 

Общие понятия о богослужении, его цель и установление.

 

Составные части христианского православного богослужения в историческом их развитии. 1)Молитвы. 2)Песнопения. 3)Чтение св. Писания. 4)Поучения. 5)Священнодействия. Времена православного христианского богослужения. Место богослужения и принадлежности его. 1)Храм. 2)Священные изображения. 3)Колокола и воск. 4)Светильники и освещение. 5)Священные одежды. 6) Завеса и церковные врата.

 

Лица, совершающие богослужение. Богослужебные книги. Богослужение простодневное. Литургия св. Иоанна Златоуста. Литургия св. Василия Великого. Богослужение субботнее. Богослужение воскресное, богослужение неподвижных праздников. Круг подвижных дней богослужения.

 

Нарочитые священнодействия по Требнику: крещение, миропомазание, исповедание, причащение, венчание, елеосвящение, погребение умерших, поминовение усопших.

 

Обшая церковная история

 

Период 1. От первого распространения христианской Церкви во времена апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом:

 

Распространение Церкви. Учение Церкви. Ереси и секты. Богословская письменность и наука. Устройство и управление Церкви. Богослужение, благочиние и христианская жизнь.

 

Период 2. От торжества Церкви над язычеством при Константине Великом до окончательного отпадения западной церкви от восточной:

 

Внешнее состояние Церкви. Учение Церкви, определенное и утвержденное на вселенских и поместных соборах по поводу различных ересей. Духовное просвещение и богословская наука. Внутренне устройство и управление Церкви. Богослужение. Церковное благочиние и христианская жизнь. Отпадение западной церкви от союза с восточной.

 

Период 3. От окончательного разделения церквей и до начала реформации на Запад:

 

История Церкви православно-кафолической. Внешнее состояние Церкви. Иерархия и церковное управление. Состояние духовного просвещения и ереси. Богослужение и христианская жизнь.

 

История римской церкви.Распространение римской церкви. Папство и монашество. Богослужение и жизнь. Учение, ереси и секты. Подготовление реформации.

 

Период 4. От падения Византии до настоящего времени:

 

Внешнее состояние церкви под игом турецким.  Иерархия  и церковное управление. Духовное просвещение. Богослужение и христианская жизнь. Разделение протестантства на разные исповедания и секты: лютеранство, реформатство, англиканство. Отличительные особенности их учения и устройства.

 

История русской церкви.

 

Христианство в России до образования русской церкви при св. Владимире. Распространение христианской веры. Устройство древней русской церкви, церковное управление. Законы церковного правления. Номоканон. Русская Правда. Уставы церковные Владимира св. и Ярослава. Учение и духовное просвещение, богослужение и христианская жизнь до XII в. Нашествие монголов и их отношение к христианству. Церковная иерархия, состояние духовенства. Утверждение кафедры русского митрополита в Москве. Богослужение, христианская жизнь и состояние просвещения.

 

Русская  церковь  1461   -  1589  гг.:  

  

1)  Московская  митрополия.  Церковное управление, богослужение, христианская жизнь, учение и духовное просвещение.

 

2) Киевская митрополия. Московское патриаршество (1589 - 1700), церковное управление, духовное просвещение. Начало церковного раскола. Господствующая Церковь с 1700 г. под управлением синода - церковное управление.

 

Пение (крюковое).

 

История старообрядчества.

 

Обрядовые и богослужебные реформы патриарха Никона. Начало разделения русской церкви. Причины разделения. Соборы 1656 г., 1666 - 1667 гг. Положение старообрядчества в период никоновских реформ.

 

Старообрядчество после собора 1667 г. Разветвление в старообрядчестве. Начало беспоповства. Разные согласия старообрядческие. Внутренние события в старообрядчестве в царствование императора Петра I.

 

Заграничные старообрядцы. Старообрядческое священство.

 

Положение старообрядчества в следующие царствования. Искание архиерейства в старообрядчестве. Старообрядческое священство в царствование императора Николая I.

 

Белокриницкий монастырь. Митрополит Амвросий. Белокриницкая иерархия. Устройство в России епархий. Окружное послание. Закон 3 мая 1883 г. и положение при нем старообрядчества. Всероссийские съезды. Высочайший указ 17 апреля 1905 г. Новое церковное положение старообрядцев. Устройство общин.

 

Апологетика старообрядчества.

 

Церковь Христова и ее устройство. Таинства церковные. Различия старообрядчества от других вероисповеданий. Учение беспоповцев. Основы старообрядческой иерархии. Сектантство.

 

Догматическое богословие.

 

Понятие о догматическом богословии. Его предмет. Понятие о догмате, как предмете догматического богословия. Важность и значение догматов. Краткий очерк истории догматов. Символические книги православной Церкви. Разделение догматики: о Боге в самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку, о Боге Спасителе и Его отношении к человеческому роду.

 

Малый Катихизис.

 

Пособием служит Малый Катихизис, изданный при патриархе Иосифе (на русском языке - Москва, 1910 г.).

  

Нравственное богословие.

 

Понятие о науке нравственного богословия, понятие о нравственном законе Божием и нравственной жизни и деятельности человека вообще. Изложение обязанностей христианина: 1)по отношению к Богу, 2)к самому себе, 3)к ближним.

 

Сравнительное богословие.

 

Понятие о науке и ее задаче. История происхождения главнейших христианских вероисповеданий вне православия и их отклонение от постановлений святых отцов: А)римское вероисповедание; В)протестанское вероисповедания: а)лютеранство, б)реформатское, в)англиканское, г)новообрядческая церковь. Сектанские исповедания.

 

Церковное право (с практическим руководством для священников).

 

Понятие о Церкви и церковном праве. Источники общего церковного права чисто канонические, чисто гражданские и сборники смешанного содержания (Номоканоны и др.)

 

История русского церковного права: Греческий Номоканон и источники собственно-русского церковного права.

 

Церковное устройство: Клир или иерархия. Монашество. Миряне. Епархиальные епископы или архиереи. Органы высшего управления в поместных автокефальных церквах. Строй высшего управления в старообрядческой и новообрядческой русской церкви.

 

Церковное управление: Церковный надзор, церковный суд. Управление учением и священнодействием. О таинстве священства в особенности. О браке в особенности. Имущественное право Церкви. Внешние отношения Церкви.

 

Канонические условия для получения священнического сана. Приготовление к священническому званию. Требования к священнику при исполнении им служебных обязанностей. Богослужебная деятельность священника.

 

Славянский язык.

 

Этимология: местоимение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, формы глаголов правильного и неправильного спряжения, настоящее, аорист и будущее время изъявительного наклонения; знакомство с важнейшими особенностями управления слов церковно-славянского языка.

 

Чтение священных книг.

 

Русский язык.

 

Этимология и синтаксис. Практическое и теоретическое изучение этимологии и синтаксиса: диктанты, изложение и сочинение, разбор.

 

Программа по теории словесности.

 

Основные понятия теории сочинения. Предмет сочинений. Тема и заглавие. Идея. Содержание, план, изложение. Понятие о литературном стиле. Главнейшие тропы и фигуры. Строения речи. Формы изложения. Различие между прозой и поэзией. Понятие о повествовании и рассуждении. Деление русской стихотворной строфы. Эмпирическое понятие об эпосе, лирике и драме.

 

Программа по литературе.

 

Главные памятники и писатели киевского периода - жития святых, поучения, летописи. Литература XIII и XVI вв. и литература XV и XVII вв. московского периода. Начало западного влияния и усиление влияния юго-славянского. Главные явления и деятели этого периода. Юго-Западная Русь XVI и XVII вв., ее литература и культура, перенесение их на северо-восток. Начало западной науки в Москве. Главные течения литературы XVII века.

 

Русская литература XVII и XIX вв. Ложноклассицизм и его представители в XVIII в. Мещанская драма и сатирические журналы. Сантиментализм и романтизм. Его представители на Западе и в России.

 

Русская литература XIX века. Философские кружки 20-30 годов XIX в. Критика 30-40 гг. XIX в. Славянофильство и западничество. Реалистическое направление в русской литературе и его представители. Народническая литература 70 годов.

 

Арифметика [...]. Геометрия [...]. Алгебра [...].Природоведение [...]. Физика [...]. География [...].История [...].

 

Логика

 

Определение логики. Понятия и термины. Признаки понятий. Категории. Определение. Деление. Познание и суждение. Количество суждения. Отношения между сказуемым и подлежащим. Противоположение суждений. Понятие закона мышления. Непосредственные умозаключения. Определение силлогизма. Условные силлогизмы. Определение индукции. Методы индуктивного исследования. Дедукция. Гипотеза. Определение классификации. Приблизительные обобщения. Определение доказательства. Способы доказательства. Анализ и синтеа Логические ошибки.

 

Психология

 

Определение психологии. Самонаблюдение. Основные классы психических наблюдений. Связь между психическими и физиологическими. Сущность нервного возбуждения. Ощущение. Звук и цвет с психологической точки зрения. Ощущения осязательные, обонятельные вкусовые. Закон специфической энергии. Ощущение и восприятие. Самопроизвольное возникновение представлений. Типы памяти. Определение внимания. Виды воображения. Представления и понятия. Язык. Определение суждения. Определение чувства. Классификация чувств. Индивидуальные и социальные чувства. Определение чувства симпатии. Определение морального чувства. Логические и интеллектуальные чувства. Действия воли. Отношение воли к чувству и движению, привычки и склонности. Свобода воли. Сознание и самосознание.

 

Ввеление в философию (Обзор философских проблем с краткой историей  философии)

 

Понятие о философии. Метод философии. Состав философии. Значение философии для науки и жизни. Гносеология с обзором философских проблем - философия наивного реализма, непосредственного чувства. Скептицизм. Позитивизм. Сенсуализм. Материализм. Объективный и субъективный идеализм.

 

Философское учение о бытии - учение о Боге, учение о мире физическом, учение о мире духовном. Обзор греческой философии. Философия христианского мира; философия отцов и учителей Церкви. Схоластическая философия. Обзор до-кантовской и после-кантовской философии.

 

Педагогика (с историей педагогики)

 

1. История педагогики. Воспитание в Греции и его теоретики -Сократ, Платон, Аристотель. Римское воспитание и его теоретики. Христианская эпоха. Св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий. Августин. Средневековые школы и учителя. Педагогическая теория в до-петровской Руси. Эпоха гуманизма (Эразм Роттердамский, Штурм и др.). Реформация и контрреформация (Лютер, Лойола). Провозвестники реалистического направления в воспитании (Рабле, Бэкон, Амос Коменский). Эпоха просвещения. Джон Локк. Руссо и филантрописты. Планы реформ представителей просвещенного абсолютизма в Западной Европе и в России. Новогуманизм (Вильгельм Гумбольт, Герберт Спенсен, Наторп). Русская педагогическая мысль XIX века. (Белинский, Пирогов, Ушинский, Стоюнин, Толстой). Современные педагогические течения на Западе и в России.

 

2. Педагогика, дидактика и методика. Психология детского возраста (дошкольного). Ассоциации, внимание, интерес, память, воображение с точки зрения педагогической. Воспитание чувства и воли. Дисциплина, награды и наказание. Методы и формы обучения. Задачи и средства образования. Организация начального образования.

 

Методика Закона Божия

 

Значение Закона Божия в начальном обучении и характер преподавания. Объем и система преподавания Закона Божия в начальной школе. Научение молитвам. Способы изучения молитв. Способы преподавания священной истории и краткого катехизического учения древле-православной Церкви Христовой. Обзор наглядных пособий по Закону Божию.

 

Методика церковно-славянского языка

 

Значение церковно-славянского языка в курсе начальной старообрядческой школы. Цель и средства обучения церковно-славянскому языку. Применение к обучению церковно-славянскому языку звукового метода. Метол Ильминского. Метод Мироносицкого. Чтение. Материал для церковно-славянского чтения.

 

Методика русского языка [...]. Методика арифметики [...]: Методика географии [...]. Методика истории [...]. Гигиена [...]. Немецкий язык [...]. Греческий язык [...].

 

Журнал «Церковь». - 1912. - №17. - С.404-408.

Категория: Духовное образование | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1613

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2021Бесплатный хостинг uCoz