Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 74 Показано материалов: 61-74 |
Страницы: « 1 2 3 4 |
В воскресенье 15 июля, на праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, старообрядческий храм в с. Большое Мурашкино Нижегородской области стал местом яркого торжества.
|
Моя экспедиция в болгарские села Казашко и Татарица проводилась в ноябре 2006 года частично в рамках этой программы, однако помимо собственно этнолингвистической проблематики я изучала и другие аспекты духовной и материальной культуры, языка старообрядцев. Важнейшими темами в беседах с информантами стали самоидентификация болгарских староверов и их отношение к России и русским. |
Что же представляет собой саратовское старообрядчество сейчас, и есть ли оно вообще? Кто они - современные потомки протопопа Аввакума? |
Общий смысл сопоставления и сравнения Библейского Исхода иудеев и рассеяния русских староверов по Руси после реформ патриарха Никона в середине XVII в. извлекается из самой библейской книги "Исход" и заложен в этимологии и внутреннем наполнении этого слова. |
Мы слышали от русских эмигрантов, что ближе к Амазонии проживают староверы. Нам даже дали телефон одного из старцев, очевидно, возглавляющего скит. В городе Куяба мы дозвонились до нужной нам деревни, но старец, заподозрив у нас журналистский интерес, прямо заявил, что никто из староверов с нами видеться не хочет. Кержаки-староверы держатся стороной от всех иноверцев, и мы оставили попытку встречаться с русскими, живущими в лесной глубинке. |
Во вторник поздно вечером Освященный Собор Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) после трех туров голосования объявил об избрании ее нового предстоятеля. Вопреки прогнозам, им стал епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов). Обращаясь к соборянам в новом качестве, самый молодой – и по возрасту, и по архиерейскому стажу – кандидат обещал продолжить курс своего предшественника митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова). |
Насколько крепко хранят заветы предков старообрядцы, видно даже по именам, какими они нарекают своих детей. Паригорий, Кузьма, Мефодий, Варсонофий, Марфа, Ефросима, Лукерья... Перечень древних имен, которые признают поборники этой веры, можно было бы продолжать и продолжать |
Полтора года назад в статье про московские религиозные меньшинства мы упомянули о старообрядцах федосеевского согласия. Приглашение посетить обычно закрытую для гостей извне общину федосеевцев в столице стало для нас полной неожиданностью. Поводом для приглашения стало освящение первой за многие десятки лет часовни. Упускать такую возможность не хотелось, и автор этих строк отправился в Преображенский монастырь – один из мировых центров Древлеправославной Кафолической (вселенской) Церкви старопоморского федосеевского согласия. |
Политика Андриана с первого дня его правления вызывает жаркие споры. В чем ее суть? Насколько его курс соответствует старообрядческой традиции? Не явлется ли он скрытым обновленчеством? Не приведет ли он старообрядцев к подчиненному, зависимому положению от светских властей и РПЦ? К каким конкретным результатам она, вероятнее всего, может привести? А после смерти митрополита возникает еще один вопрос: каковы перспективы продолжения политики Андриана, когда его не стало? В этой статье я попытаюсь проанализировать ситуацию и ответить на эти вопросы. |
Часто из поля зрения исследователей совершенно выпадает такое сложное и многогранное явление христианской культуры, как староверие. Об этом нельзя забывать, когда речь заходит о российской поликонфессиональности накануне революции. Староверие было очевидной альтернативой для немалой части русского народа. Более того, оно продолжает жить, развиваться и стремится занять подобающее место в духовном и культурном бытии современной России. |
Теперь постараемся найти ответ на второй вопрос: что стало со старообрядцами при большевиках? |
Со времен церковной реформы патриарха Никона, более чем 300-летний период своей истории русские старообрядцы всегда считали периодом “безвременья”. Подобные взгляды и сопутствующие им эсхатологические представления о “конце света” полевые источники фиксируют и сегодня. Собственно к категории “настоящего времени” относится весь временной период после никоновской реформы. Это объясняет ту, свойственную старообрядцам, особенность рассказывать о событиях многовековой давности как будто бы они произошли только вчера. |
Бережно сохранив множество черт религиозно-культурного уклада жизни ХVII века, с его этическими нормами, они, тем не менее, сумели приспособиться к экономике свободного предпринимательства и к социальной атмосфере демократического плюрализма. И в этом смысле для современной России они могут служить примером того, как можно совместить западный технологический путь развития с русской культурной спецификой. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|