Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2021-Дек-05, 08:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Староверы о себе [31]
Взгляд со стороны [47]

Главная » Статьи » Староверы сегодня » Староверы о себе

Савельев А. Большое Мурашкино - Григорово. Хроника воскресного дня

В воскресенье 15 июля, на праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, старообрядческий храм  в с. Большое Мурашкино Нижегородской области стал местом яркого торжества.

 

Еще накануне, ко всенощной, в этот храм, носящий имя св. священномученика и исповедника Аввакума и расположенный по соседству с родиной "огнепального протопопа" - селом Григоровым, прибыл преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий. А в воскресенье с раннего утра стали съезжаться старообрядцы со всех концов обширной Нижегородской области и из более удаленных мест. В 7 часов началась полунощница, а во время чтения часов храм был уже полон молящихся.  В литургии, возглавленной первосвятителем, участвовали 12 священников, два диакона, до десятка чтецов и свещеносцев; слаженно и энергично пели два клироса - мужской и женский, состоявшие из молодых, но уже опытных и грамотных певцов.

 

После литургии, закончившейся в 11-ом часу, и небольшого перерыва из храма вышла внушительная процессия. За Распятием Христовым и выносными иконами четыре иерея в ризах несли установленную на носилках и украшенную цветами икону св. священномученика Аввакума. По сторонам несколько казаков Рогожской станицы, специально приехавших из Москвы, несли хоругви. Два диакона, оборачиваясь, кадили иконы, священство и народ. Далее шли еще четыре пары облаченных священников, а за ними, в сопровождении стихарных, - митрополит Корнилий, облаченный в соборную мантию и белый клобук. За священством группа мужчин несла на плечах большой поклонный крест из дуба, для установки его в селе Григорове. Следовали певцы, разделившиеся на два клироса, которые попеременно пели священные песнопения из Октая, тропарь, кондак и стихеры из службы св. священномученику Аввакуму. И далее - старообрядцы всех возрастов, от 80-летних стариков и старушек до малых детей.

 

Точное число участников крестного хода так и не удалось сосчитать, но по примерной оценке оно составляло не менее трех сотен. Мурашкинское население, стоя по сторонам дороги, с интересом смотрело на крестный ход; некоторые из подростков и молодежи пошли вслед за христианским полком. 10-километровый путь в Григорово пролегал по полям, холмам и ложбинам. Нельзя было не подивиться на бодрость духа молящихся: неутомимо шагали седобородые старики, девушки в длинных сарафанах и босоножках  будто не чуяли под ногами колючей стерни, дети не отставали от взрослых и даже не думали капризничать. Пение не умолкало ни на одну минуту; и поднимаясь в гору, и переходя вброд ручьи, певцы умудрялись не сбиваться и не терять нить даже в таких песнопениях, как пространные и не часто исполняемые по крюкам Евангельские стихеры. На память приходили строки Аввакумова "Жития", - то место, где протопоп описывал свое первое изгнание с прихода в 1648 году:

 

"+Аз же, взяв клюшку, а мати - некрещеного младенца, побрели, амо же Бог наставит. А сами, пошед, запели божественныя песни, Евангельскую стихеру большим роспевом: "На гору учеником идущим, за земное вознесение, предста Господь, и поклонишася Ему", всю до конца, а перед нами образ несли. Певцов в дому моем было много. Поюще, со слезами на небо взираем, а провождающии жители того места, мужи, и жены, и  отрочата, множество народа, с рыданием плачуще и сокрушающе мое сердце, далече нас провожали в поле. Аз же, на обычном месте став и хвалу Богу воздав, поучение прочет и благословя, насилу в домы их возвратил, а с домашними вперед побрели+"

 

В Григорове крестный ход встречали местные жители. Глава сельской администрации обратился к владыке с приветственным словом. С главной площади села старообрядцы прошли на самое высокое место округи - холм, где уже 17 лет стоит бронзовый памятник протопопу Аввакуму работы известного, недавно почившего скульптора Вячеслава Клыкова. Принесенный поклонный крест был водружен в некотором отдалении от памятника. Здесь, по благословению влыдыки, и начался торжественный молебен неустрашимому исповеднику древнего благочестия. Освятив в большой чаше воду, митрополит Корнилий окропил ею крест, иконы и всех молящихся. После литургии, трудного пути и молебна, когда силы у многих уже, казалось, были на исходе, каждый глоток святой воды чувствовался как поистине принятие "воды живой", "росы исцеления". Было самое время - вспомнить эти образы из Священного Писания, означающие спасительную благодать, принесенную и данную человечеству Господом Исусом Христом, и глубоко вдуматься в долг каждого из нас - всей жизнью свидетельствовать верность своему Спасителю и Его евангельским заповедям, примеру святых, которые были "верны Ему до смерти и получили венец жизни" (Откровение Иоанна, 2, 10). Об этом и говорилось в той прочувствованной проповеди, с которой по окончании молебна владыка митрополит Корнилий обратился к народу. Христиане сердечно благодарили архипастыря за его наставления. Но еще сильнее слов был сам пример выдержки и мужества, который показал владыка в молитвенных трудах этого дня всем, кто следовал за ним.

 

Наконец, на нескольких автобусах участники крестного хода примерно в шесть часов вечера вернулись в Большое Мурашкино, где, по соседству с храмом, в столовой местного интерната, был накрыт разнообразный и вкусный обед, которого хватило на всех. За праздничным столом звучали слова сердечной благодарности устроителям - и прежде всего, настоятелю храма во имя свщмч. Аввакума - отцу Николе Егорову, его близким и соратникам, вложившим в это дело всю свою энергию и немалые материальные средства - для маленького прихода просто удивительные.

 

Благодарной памятью почтили тех, кого не было в этот день с нами, но кто имел к нынешнему торжеству непосредственное отношение, - почивших первосвятителей, митрополитов Алимпия и Андриана. Владыка Алимпий был уроженцем здешних мест; это он дал благословение на воссоздание храма в Большом Мурашкине, а впоследствии, в течение ряда лет, любил проводить здесь, в сельской тиши, короткие дни отдыха  именно в эту июльскую пору. Он запомнился местной детворе тем, что любил раздавать детям сладости, приговаривая: "Уж как помру - не забудьте". И на этот раз, в память о дорогом владыке, о. Никола роздал такие же гостинцы всем присутствующим. А митрополиту Андриану мы обязаны самой идеей возрождения старообрядческих крестных ходов. С какой серьезностью и самоотверженностью покойный владыка Андриан относился к этому начинанию, напоминать излишне. Он видел в крестных ходах не манифестацию, но средство сплочения христиан и укрепления в них веры и духовного усердия.

 

В конце обеда группа молодежи, под руководством о. Николы и его супруги матушки Анны, спела совсем недавно сочиненный духовный стих о протопопе Аввакуме. В нем живо и убедительно переданы чувства страдальца, вспоминающего в полярном заточении родное село Григорово и светлые образы детства. И слова, и задушевный напев, и искренность исполнения привлекли глубокое сочувствие слушателей.

 

Нельзя обойти вниманием поварих интерната, которые в выходной день, отрывая время от семейных забот, сумели досыта и по-домашнему вкусно накормить людей, до отказа заполнивших просторный зал столовой. О. Никола попросил их показаться гостям, чтобы те могли их поблагодарить, но женщины так и не вышли, показывая пример той скромности, которая всегда была одной из лучших черт характера русского крестьянина. Тогда гости громогласно, в две сотни голосов, пропели им "Многая лета".

 

Святой день праздника как начался, так и закончился в духе молитвенной радости и братолюбия. Он показал те живые зерна добра, которые посеяны в глубине душ наших людей, но не всегда возрастают, подавляемые житейской суетой. Но если мы чаще будем видеть друг друга в том добром свете, которым озарялись лица молящихся, то можно надеяться, что это побудит нас сохранять в себе этот свет и нести его ближним. Дай Бог, чтобы движение старообрядческих крестных ходов не угасало, но распространялось все дальше и служило ярким свидетельством святой православной веры.  

 

 Андрей Савельев

Категория: Староверы о себе | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-21)
Просмотров: 1388

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2021Бесплатный хостинг uCoz