Вплоть до 20-х годов XX в. у коми старообрядцев сохранялась традиция изготовления резных деревянных икон. В настоящее время на территории Республики Коми зафиксировано лишь несколько уникальных образцов резной деревянной пластики: в с.Важгорт Удорского района (икона хранится в школьном музее с.Важгорт); в сёлах Даниловка и Аранец Троицко-Печорского района; в с.Керчемья Усть-Куломского района (незаконченная икона) и в Усть-Вымском районе (в настоящее время икона хранится в Национальном музее Республики Коми).
По свидетельствам современных печорских коми, резные иконы изготовлялись в прошлом коми старообрядцами в качестве намогильных икон (1). Подтверждением тому являются сохранившиеся до наших дней вырезанные для икон пазы (высотой до 30—40 см), оставшиеся на некоторых намогильных памятниках (датируемых началом XX в.) на старообрядческих кладбищах в сёлах Даниловка, Аранец, Дутово на р.Печора. Печорские старожилы рассказывают, что деревянные резные иконы делали вычегодские мастера-резчики, которые ходили артелями по 2—3 человека по печорским сёлам вплоть до 20-х годов XX в. В с.Дутово рассказывают, что привозились сюда такие иконы русскими мастерами из Прикамья, а иногда изготовлялись ими на месте. Родственники недавно усопшего заказывали резные иконы для намогильных памятников. По традиции резная икона с крестом «жила» на могиле до 40-го дня, а затем её снимали с намогильного креста и хранили в нежилом пространстве. В погребально-поминальной обрядности современных коми старообрядцев вместо резной иконы фигурируют литые образа, которые укрепляют на кресте либо зарывают в могильный холм до 40-го дня. Нередко резную намогильную икону ставили в хлеву над входом для защиты скота от порчи и болезней. Считается, что такие иконы в дом нельзя вносить, потому что «пу богъяс (резная деревянная икона) не ликóвий бог (писаная икона), не домашняя икона — в доме её держать грех» (2). Известно, что аналогичная традиция была характерна для поморских старообрядцев, которые считали необходимым держать изображение резного креста, но без ликов на нём, в помещениях нежилых и в тех, куда могли заходить иноверцы: в сараях, амбарах, в помещениях для возчиков (3). У удорских коми старообрядцев резную деревянную икону могли поставить в красном углу дома лишь в случае утраты писаных или литых образов, мотивируя это тем, что «нельзя, чтобы место Бога было пусто» (4). На Удоре резную намогильную икону до настоящего времени называют «крест», поскольку по канону основой резной композиции выступает изображение Распятия. В среде современных удорских старообрядцев бытует предание о том, что резные иконы присылал на Вашку протопоп Аввакум. В связи с этим и резной крест на иконах называют «аввакумовский». Вместе с тем отмечается, что такие иконы могли делать и удорские крывшои (скрытники), которые нередко уходили в Пустозерск учиться различным ремёслам. По свидетельствам удорских старожилов, мастерские скрытников располагались до середины 20-х годов XX в. во многих домах зажиточных крестьян на Вашке (5). По данным Г.А.Старцева, в верховьях Вашки и Мезени в среде удорских коми промысловиков лучшей зашитой от пожара, молнии и других стихийных бедствий в лесной охотничьей избушке считалась не «домашняя» писаная икона или литой образок, а резная деревянная икона, изготовленная левой рукой (6). Традиция ставить в качестве оберега в охотничьей избушке резную деревянную икону с изображением креста была известна в прошлом и у вычегодских коми. По сообщениям современных промысловиков из с.Усть-Кулом, «резные кресты» и сегодня ещё можно увидеть в некоторых старых лесных избушках (7).
По свидетельствам вычегодских и печорских старожилов, коми мастера в выборе материала для изготовления резных икон предпочтение отдавали сосне (пожим). Такой выбор во многом был обусловлен традиционными представлениями коми об образе сосны. В фольклоре коми сосна наделяется неоднозначными характеристиками. В символическом ряду деревьев различных пород сосна наделяется свойствами, характерными как для берёзы — дерева, связанного с солнцем, небесным миром, так и для ели — «погребального» дерева, маркирующего направленность движения в иной мир (8). Так, например, сосна наделяется свойством благотворного воздействия на здоровье и силы человека. У вымских коми считается, что запах сосновой смолы помогает восстановить силы в дороге и в то же время может защитить человека от действия нечистой силы, если постоянно носить его с собой. По данным В.П.Налимова, сосновые лучины традиционно использовались у коми в качестве вуджúра (оберега) (9). Традиционные представления коми о том, что сосна связана с небесным миром, достаточно очевидно представлены в традиции, зафиксированной в 1920-е годы у вымских коми: женщины зажигали свечи на ветвях многолетней сосны, растущей на берегу реки, и под кроной дерева проводили молебен (10). Вместе с тем для фольклора коми характерна связь образа сосны с представлениями о нечистой силе и нижнем мире. В несказочном фольклоре сысольских коми сосна, растущая на истоках реки, выступает местом обитания нечистой силы, которая является людям в образе длинноволосой девушки (11). У вымских коми случаи поражения сосен молнией объясняются тем, что под ними обитают злые духи, охраняющие подземный клад (12). Примечательно, что именно сосновым борам, расположенным на возвышенных местах, издавна у коми отдаётся предпочтение при выборе места для кладбища, территория которого может быть охарактеризована как пограничная между миром живых и иным миром.
В некоторых семьях у удорскнх коми до настоящего времени сохраняются старообрядческие кресты-мощевики (датируемые серединой XIX—началом XX вв.), изготовленные, так же как и намогильные резные иконы, из сосны. Такие нательные кресты использовались как пенал для хранения и постоянного ношения на груди различных оберегов. Аналогичные кресты-мощевики, или энколпионы. хорошо известны в русской христианской традиции начиная с XII в. и определяются в литературе как кресты так называемого корсунского типа (13). У yдоpских коми в таких нательных крестах хранили сулему, которая считалась оберегом от нечистой силы. По рукописным материалам В.П.Налимова, относящимся к началу XX в., женщина у вычегодских коми хранили в своих нательные крестах частицу плаценты, которая считал эффективной защитой от вомидз (сглаза) и других болезней, насылаемых колдунами (14). Считается, что в случае эпидемии оспы человека может предохранить от болезни кусочек еловой смолы, прикреплённый к нательному кресту. Отметим, что у многих финно-угорских народов известна традиция ношения с нательным крестом амулетов растительного и животного происхождения (различные кости, высушенные коренья и травы, которые считались оберегами). По свидетельствам Н.Заварина, коми охотники, отправляясь на промысел, обязательно запасались Петровым корнем (другое название-Петров крестик), укрепляя его рядом с крестиком на гайтане. Считалось, что этот свяшенный корень способен избавить охотника от всех бед и несчастий (15). У вычегодских и печорских коми старообрядцев к разряду тяжких грехов, из-за которых душа усопшего может навсегда остаться неприкаянной, относят захоронение человека с серебряным или медным крестиком на груди. У современных печорских коми старообрядцев запрет на захоронение усопшего с металлическим крестом мотивируется тем, что «бесы на том свете притягивают к себе всё металлическое как магнит» (16). Отметим, что в фольклоре коми металл является устойчивым атрибутом образов обитателей иного мира (металлическая одежда, стоячие медные глаза, железные детские люльки и игрушки т.д.)- Как правило, для усопшего изготовляется специальный пу перни (деревянный нательный крест), гайтан от которого не завязывается, а лишь накладывается концами вокруг шеи погребаемого (так же не завязывается, а укладывается вдоль тела покойного нательный пояс). Если по какой-то причине не удаётся поместить пу перна в гроб во время похорон, то впоследствии такой крестик хранят в красном углу дома как память об умершем. У коми считается, что в красном углу нельзя хранить нательные кресты живых людей У печорских коми покойницкий нательный крест изготовляют из сердцевины черёмухи (льом пу) или осины (пи пу), обладающих тёмно-коричневым или красноватым оттенком. Так, например, в д.Лемты на р.Печора изготовлением нательных крестов с помощью специальных металлических печаток занимался до середины 1980-х годов Николай Григорьевич Мартюшев. В поверьях коми образ черёмухи включается в символический ряд лиственных деревьев, которые наделяются преимущественно негативными характеристиками, что го многом обусловлено естественными свойствами их древесины, непригодной, как традиционно считается, для жилых построек из-за хрупкости и лёгкой подверженности гниению без определённой обработки. Символическая оценка этих природных качеств наглядно представлена в одном из коми названий черёмухи — куль льбм пу - буквально «нечистое, принадлежащее чёрту, дерево». Отметим, что в традиционной обрядности коми черёмуха выступает погребальным деревом. У детских коми под черёмухой, растущей на территории усадьбы, проводят поминки по всем усопшим пожилые люди, которые уже не могут посещать кладбище и церковь. У печорских и ижемских коми черёмуху сажали на могилы некрещёных младенцев, которых, как правило, хоронили не на кладбище, а рядом с домом. Об осине у печорских коми старообрядцев говорят: это некрещёное дерево, потому что всё время шевелится (17). Негативное отношение к осине мотивируется и коми фольклорными текстами апокрифического характера: «Когда Господь ехал в Иерусалим, он проезжал мимо одинокой осины. Шелест листьев осины испугал осла, на котором сидел Господь. Осёл отскочил в сторону, и Господь упал. Встав, Господь проклял осину: "Во всякое время да будут шелестеть листья твои — не будет покоя для них! " Вот с тех пор хоть тихо, хоть ветрено — всё время шелестят листья осины» (18). В народных преданиях коми осина связывается и с именем Иуды: «Иуда, который предал брата своего, скрылся в лесу, чтобы удавиться. На многих деревьях пробовал удавиться Иуда, но все они не выдерживали - ломались. И только осина не согнулась и не сломалась. А Господь намеревался простить Иуду. Вот потому и проклял Господь это дерево — за то, что дало возможность Иуде умертвить себя» (19). Соотнесение образа осины с концептом движения в нижний мир угадывается в традиции печорских коми повязывать погребальные полотенца на ствол осины, растущей на территории кладбища, а также в традиции удорских коми оставлять по завету одежду больного человека на стволе осины, растущей у священного озера Келляты (20). Подчёркивая нечистую природу осины, у керчемских коми говорят: колдовских кукол обычно делают из осины, а добрых из берёзы и сосны (21). Отношение к осине как к нечистому, поганому дереву, древесина которого традиционно считается малопригодной для жилых построек из-за мягкости и лёгкой подверженности гниению, характерно для многих народов европейского северо-востока (22). У вычегодских коми старообрядцев при изготовлении деревянного нательного креста отдают предпочтение можжевельнику (туся пу). В с.Керчемья вплоть до конца 1970-х годов такие нательные кресты изготовлял Иван Кузьмич Самарин (1898—1979). Считается, что можжевеловый крест, подобно можжевельнику, является надёжным оберегом от болезней и порчи для любого человека. При этом обращается внимание на устойчивый специфический аромат. исходящий от такого креста (23). По данным В.П.Налимова, можжевельник применялся у коми для предотвращения прихода болезни в дом, а также для изгнания её из дома и тела больного человека; можжевельником окуривали предметы для снятия с них порчи (24). В фольклоре коми одним из волшебных атрибутов Перы-богатыря выступает лук, сделанный из ствола .можжевельника (25). В молитвенных ритуалах и погребально-поминальной обрядности коми хвоя и смола можжевельника используются наряду с ладаном. У летских коми зафиксирована традиция использования разветвлённого ствола можжевельника в качестве вертикального «живого» остова для намогильного креста. Восприятие можжевельника как священного растения и оберега от нечистой силы, вероятно, во многом основано на реальных бактерицидных и бальзамических свойствах этого дереве., хорошо известных у многих народов. До настоящего времени плоды и хвоя можжевельника широко используются в быту у коми для стерилизации деревянной молочной посуды, в качестве компонента при консервации продуктов, а также для удаления неприятных органических запахов из жилого помещения. Так же как и на Русском Севере и у вепсов Заонежья, у коми можжевеловое дерево нередко называют «верес» или «вереск».
По свидетельствам информантов, в прошлом нательные кресты для повседневной практики у вычегодских коми делали из берёзы, в случае, если не было возможности приобрести металлический. При этом берёзовый крестик шлифовался до такой степени, что на свету отливал серебристым металлическим цветом (26). По данным фольклориста О.И.Уляшева, у вычегодских коми считается, что можно точно определить, из какой породы дерева нужно делать крест для того или иного человека. О правильности выбора судят по направлению перемещения деревянного крестика, укреплённого на запястье с помощью повязки. Отмеченный ритуал, вероятно, связан с представлениями о том. что у каждого человека есть ас пу — своё дерево (27).
Рассмотренный выше материал позволяет предположить, что посредством выбора определённой породы дерева могло подчёркиваться функциональное назначение деревянных крестов и резных икон, которые выступают оберегом живого человека либо маркёром сопричастности иному миру.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Отметим, что аналогичная традиция характерна для Русского Севера. См.. в частности: Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда,1921. С.109—125; Бобринский А.А.Народные русские деревянные изделия.М.,1912. Вып. VIII. С.5; Дурылин С. Древнерусская иконопись и Олонецкий край. Петрозаводск,1913. С.13.
2. Записано автором в 1993 г. со слов В.А.Мезенцева, 1929 г.р., с.Даниловка Троицко-Печорского района Республики Коми.
3. Дружинин В.Г. Из истории крестьянского искусства XVII—XX вв. Олонецкой губернии //Известия АН СССР. VI сер. Л.,1926. Т.ХХ.
№13-18. С. 1489.
4. Записано автором в 1991 г. со слов М.В.Коровиной, 1917 г.р.. с.Муфтюга Удорского района Республики Коми. Записано автором в 1992 г. со слов М.И.Агафьевой в с.Пучкома Удорского района Республики Коми. Более подробно о мастерских скрытников на Удоре см.: Шарапов В.Э. Коми-старообрядцы живописных дел мастера // Арт. 2000. №4. С.153.
6. Старцев Г.А. Остяки: Социально-этнографический очерк. 1928. С. 121.
7. Записано автором в 1993 г. со слов П.И.Липина, 1914 г.р., Усть-Куломский район Республики Коми.
8. Более подробно об образах берёзы и ели в фольклоре коми см.: Шарапов В.Э. Берёза, сосна, ель в традиционном мировоззрении коми //Эволюция и взаимодействие культур народов Северо-Востока европейской части России. Сыктывкар,1993. С.126-147.
9. Налимов В.П. К вопросу о первоначальных отношениях полов у зырян // Семья и социальная организация финно-угорских народов. ТИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Вып.49. Сыктывкар, 1991. №15.
10. Сидоров А.С. Следы тотемических представлений в мировоззрении зырян // Коми му. Усть-Сысольск,1924. №1-2. С.49.
11. Uotila Т.Е. Syrjanische Texte. В. Ill //MSFOu. Helsinki, 1989. В. 196.
12. Сорокин П.А. Пережитки анимизма у зырян // Известия Архангельского Общества Изучения Русского Севера. Архангельск,1911. №20.С.44.
13. Островский Б.А. Православные нагрудные кресты // Традиционные верования в современной культуре этносов. СПб.,1993. С.126.
14. Из рукописных материалов В.П.Налимова «Материалы по этнографии зырян и пермяков» (1908) // Suomalais-ugrilainen seura.
15. Заварин Н.А. О суевериях и предрассудках, существующих в Вологодской епархии. // Вологодские епархиальные ведомости. 1870. № С.25.
16. Записано автором в 1994 г. со слов М.К. Яблонской. 1924 г.р., с.Аранец Троицко-Печорского района Республики Коми
17. Записано автором в 1994 г. со слов В.А.Мезенцева, 1929 г.р., с.Даниловка Троицко-Печорского района Республики Коми.
18. Записано автором в 1994 г. со слов М.Ф.Поповой, 1919 г.р., с.Конецбор Троицко-Печорского района Республики Коми.
19. Записано автором в 1994 г. со слов А.П.Артеевой, 1908 г.р., с.Кожва Троицко-Печорского района Республики Коми.
20. Записано В.Э.Шараповым и О.И.Уляшевым в 1992 г. со слов А.В.Логинова, 1947 г.р., с.Латьюга Удорского района Республики Коми.
21. Супинский А.К. Научный отчёт, об экспедиции в Усть-Куломский район Коми АССР //НА КНЦ УрО РАН. Ф.1. Оп.13. Д.18.
22. Мазалова Н.Е. Народная медицина локальных групп Русского Севера // Русский Север. СПб.,1995. С.81; Satu Guenat Puulajien perusolemuksista kansanperinteessa // Metsa ja Metsanviljaa. Kalevalaseuran vuosikirja 73.
Helsinki,1994. P.129.
23. Записано автором в 1993 г. со слов М.Н.Игнатова, 1933 г.р.. с.Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми.
24. Из рукописных материалов В.П.Налимова «Материалы по этнографии зырян и пермяков» (1908) // Suomalais-ugrilainen seura. III. 1. 40.Л. 1037-1039: Wichmann Y. Syrjanische Volksdichtung // VSFOu. T.XXXVIII.Helsinki,1916. P.129.
25. Ожегова М.Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре // Пермский государственный педагогический институт. Т.92. Пермь,1971. С.106.
26. Записано автором в 1995 г. со слов П.И.Липина, 1914 г.р.. с.Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми.
Конаков Н.Д. Ас пу // Мифология коми.
М.,1999. С.85.
Другие материалы по теме
|