Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Повседневная жизнь, бытовые традици [34]
Дом, хозяйство [9]
Питание, напитки [10]
Одежда [6]
Рождение ребенка, крещение [10]
Свадебные обряды [2]
Кладбища, похороны [12]

Главная » Статьи » Быт, традиции повседневной жизни » Кладбища, похороны

Кубасова С. Старину охраняют наши староверские кладбища

Без памяти нет ничего!

 

Кладбища всегда связаны с памятью людской. С древних времен надгробный крест имел одно безусловное назначение — к нему приходили, чтобы помолиться за душу усопшего. Современные псевдотрадиции, когда тут же на кладбище устраивается чуть ли не разгульное сборище с «поминанием» водочкой, нашим предкам несомненно показались бы кощунственными. А «оформления» нынешних кладбищ специалисты теперь называют не иначе, как «визитными карточками». Тут тебе фотографии, разные украшения, а христианский крест чаще всего где-то там — скромно в углу, издали даже не разглядишь, к какой конфессии принадлежал тот, кто отдал Богу душу. Разительный контраст с вышеописанным представляют староверские кладбища прошлых веков. Как рассказали, а потом наглядно доказали участники проекта, среди старинных староверских памятников практически не встречается одинаковых. Самое же раннее захоронение, найденное экспедицией общества «Беловодие», датировано 1823-м годом и находится оно на Володинском старообрядческом кладбище в поселке Мирный. А вообще раньше для Латгалии был привычен частокол из деревянных староверских крестов, жмущихся друг к дружке, раскинув «руки» так, словно это предки оберегают покой живущих.

 

Уникальные памятники

 

Обряд погребения у староверов уникален тем, что это настоящие живые свидетельства того, каковы были традиции погребения на Руси до злополучного раскола 17 века. Для русского народа раскол явился сильнейшим потрясением, когда одни его сыновья приняли реформы патриарха Никона, а другие (которых объявили раскольниками) буквально отдавали свои жизни за веру отцов или уходили из родных мест. Брали с собою самое ценное — иконы, священные книги, детей. А еще сохранили в неприкосновенности огромное богатство — традиции, традиции погребения в том числе. Именно поэтому в Латгалии сохранилось большое число надгробных стел, крестов и даже домовин, ставить которые по указу Петра I с 17 века в России было запрещено. Более того, они беспощадно уничтожались. Надгробные стелы использовались под фундамент новых православных храмов. В результате теперь стелы (надгробный плоский камень) в России встречаются крайне редко. Каждая из них для российских ученых — просто бесценная находка, которой посвящаются научные труды. А для простых жителей они становятся объектом почти языческого поклонения, считаются особенно чудотворными. У нас же стелы нередки, но, к сожалению, им не уделяется должного внимания — они разрушаются и от времени, и от нашего наплевательского отношения к этим бесценным памятникам истории. Так, например, на некоторых кладбищах бывают случаи, когда старые староверские стелы уничтожают, выкидывают за оградку новых «визитных карточек», попросту не понимая их значимости.

 

Откуда мы есть такие

 

Стелы, о которых мы рассказываем, делали из цельного камня. И такие традиции были обычны для областей Москвы и Твери, например, 14 века. Можно сделать вывод, что староверы, таким образом хоронившие своих предков, пришли в Латгалию из этих мест. Подобные стелы встречаются в Даугавпилсском районе и в соседних районах Литвы. И напомним, что среди них нет ни одной похожей.

 

 

При уровне техники прошлых веков на изготовление одной такой цельнокаменной стелы мастер тратил не меньше года работы. Чаще всего на старинных стелах писали «На сем месте покоится раб Божий...» и указывали только имя этого человека, а порою вообще обходились без указания даже имени. Но всегда призывали, проходя мимо, помолиться за раба Божьего. Обычны для латгальских староверских кладбищ и кресты. Встречаются огромные цельнокаменные высотой практически в два роста человека. Такие кресты, например, есть на староверском Гривском кладбище. Но в основном они стоят в Резекне и Екабпилсе. В России подобные кресты постигла участь, аналогичная стелам: указом Петра I они были запрещены. А вот металлические кресты, которые время от времени ставили уже в 30-х годах, не прижились на староверских кладбищах Латгалии.

 

Неразгаданные загадки

 

Самое древнее кладбище, которое обнаружено в ходе проекта, находится в Бикерниеках и называется «Красным». Людская молва о его древности подтвердилась, но участники экспедиций руководствовались принципом «не навреди» и не стали копать там, где, скорее всего, надгробные стелы уже ушли в землю. Но здесь есть и самые загадочные стелы Латвии — с шарами, венчающими памятник. Встречаются подобные и на Кривошеевском староверском кладбище. Загадка шаров не разгадана, но есть предположение, что они символизируют Вселенную, наподобие «державы», которую держали в руках цари на Руси. На старом кладбище рядом с Кривошеевским стоят уникальные каменные стелы с весьма неординарным украшением — изображением нетрадиционных для канонов сюжетных картин и фигур. Например, на одном из них на основании стелы изображены две птицы, а между ними письмо.

 

…Цельнокаменные стелы, кресты, превышающие рост человека, загадочные домовины - памятники на староверческих кладбищах хранят в себе еще много тайн

  

По бокам некоторых стел высечены фигурки людей таким образом, как изображали их на второстепенном плане на древнерусских иконах. Можно предположить, что эта традиция сходна с традициями Новгородской земли. И это при том, что следование канонам в то время было гораздо более строгим.

 

Здесь покоится раб Божий

 

Завораживающее зрелище представляет из себя небольшое Субатское кладбище — в живописном месте, на острове, окаймленном озерной водой, нечасто расположенные каменные стелы создают просто-таки мистическое, но весьма благотворное настроение. Странные дела творятся и на месте старинного старообрядческого кладбища на озере Илзе. Говорят, что там есть крест еще начала 18 века. По легенде, землю с кладбищем купил хозяин другой веры, который вскоре решил снести старые могильные кресты. С той поры его семью преследуют всяческие несчастья и беды. В общем, это кладбище так и называют - «мистическое».

 

Что касается Даугавпилса, то многие старинные кладбища (независимо от конфессии) в 1850 году были перенесены за черту города. И поэтому на городском староверском кладбище искать памятники старше 1850-го года было бессмысленно.

 

  

КСТАТИ

 

 

В Даугавпилсском районе насчитывается 80 старообрядческих кладбищ. В самом Даугавпилсе шесть кладбищ принадлежит поморским старообрядцам. Вообще по Латгалии их около четырехсот. По условиям проекта нужно было обследовать 15 таких кладбищ, но активисты «Беловодия» обследовали 25. «Исследовали бы и больше! — говорят сами участники проекта. — Но суть в том, что мы все же любители, дилетанты. Хотя, возможно, именно мы обладаем на сегодняшний момент наибольшими знаниями в этой области. Надеемся, что по нашим стопам дальше пойдут специалисты-ученые».

 

  

Светлана КУБАСОВА

 

Наша газета (Латвия),  31 августа 2006 г.

Content-Disposition: form-data; name="sort" 41
Категория: Кладбища, похороны | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-11)
Просмотров: 3210

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz