Книжница Самарского староверия Четверг, 2017-Июл-27, 03:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
РПСЦ [12]
Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ)
РДЦ [3]
Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ)
ДПЦ [37]
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Федосеевское согласие [10]
Спасово согласие [3]
Часовенные [5]
Филипповцы [3]
Странники [4]

Главная » Статьи » Старообрядческие согласия » Спасово согласие

Спасово согласие

Материал подготовлен для нашего сайта старовером-спасовцем, редактором газеты "Cтарообрядец" Сергеем Рудаковым (Нижний Новгород), за что мы очень признательны.

Неофициальное название: спасовцы

Организационная структура

Спасово согласие — общее название четырех самостоятель­ных конфессиональных групп (толков) внутри беспоповского на­правления старообрядчества. В настоящее время эти толки имеют весьма гетерогенную          структуру, в которую входят мало связанные друг с другом общины-приходы.

Управление общинами и централизованные структуры  отсутствуют.

В среде спасовцев большеначального толка авторите­том пользуются инокини череповецких обителей, а также руководи­тели ряда поволжских и предуральских общин. В остальных ветвях спасова согласия авторитетных центров и руководителей (чей авторитет выходил бы за рамки собственной общины или ряда со­седних общин) не имеется.

Краткая история

 Формирование спасово-нетовского направления началось в конце XVII - начале XVIII столетия происходило одновременно в несколь­ких старообрядческих центрах, важнейшими из которых были ски­ты в лесах на реке Керженец в Нижегородской губернии. Один из первоучителей в спасовщине, инок Арсений, пришел на Керженец в конце 70-х годов XVII в. и основал здесь несколько скитов. Арсений и его последователи признавали истинными только тех священни­ков, которые были рукоположены до исправления книг Никоном. После смерти последних из них арсеньевцы сделались беспопов­цами, сохраняя при этом все уставы и обычаи керженских беглопо­повцев. До середины XVIII столетия на Керженце еще упоминаются старообрядцы арсеньева толка. Впоследствии на них распространилось название "спасовцы" или "нетовцы".

Другими первоучителями спа­сова согласия в начале XVIII в. на Керженце были два Козьмы — Андреев и Панфилов, проповедовавшие, что ныне все таинства истреблены антихристом, священство и жертва прекратились: "Божия благодать взята на небо" и остается только "прибегать ко Спа­су, который сам ведает, как нас, бедных, спасти". Это направление получило впоследствии название "козьминщина" или "нетовщина".

С уверенностью можно заявить о существовании в XVIII столе­тии трех направлений в спасовом согласии:

а)  собственно спасовцы ("глухая нетовщина"), широко распро­странившиеся в Поволжье и называемые так потому, что они не были явными, записными старообрядцами. Они принимали крещение и брак в офи­циальной православной церкви как регистрацию легального со­стояния, дабы избежать преследований со стороны господствую­щей церкви и государства;

б)   арсеньевцы в нижегородском Заволжье,  которые имели только одну общую с "глухой нетовщиной" черту — неприятие пе­рекрещивания при приеме в свою веру;

в)  некрещеные спасовцы или "некрестяки", в отличие от "глу­хой нетовщины" считавшие невозможным прибегать для крещения или брака к православной церкви, а поэтому отказавшиеся от всех таинств вообще.

В первой половине XIX в. в спасовом согласии происходит суще­ственная эволюция. В 30-40-х годах XIX в. в Симбирске, Гороховце, Коврове и в других городах собирались  соборы спасова со­гласия, на которых произошло значительное сближение позиций части спасовцев со поморцами и арсеньевцами. К этому новому учению примкнула значительная часть "глухой нетовщины", получившая название новоспасовщина (по малому началу).

Спасовцы "по малому началу" приняли уставную службу с пе­нием, крещение и брак, благословляемый от своих собственных наставников. Они сохранили свое старое правило приема в веру через семипоклонный  начал.

Остается до сих пор открытым вопрос об источниках формирова­ния другой ветви новоспасовцев — большеначальной. Во второй половине XIX в. именно большеначальные, принимавшие в свою веру через отрицание ересей и имевшие, в отли­чие от "глухой нетовщины" и малоначальных спасовцев, монашество и чин покаяния, заняли наиболее активную позицию в деле распростра­нения своего вероучения. Большеначальные спасовцы энергично за­нимались литературно-полемической и издательской деятельностью, а также самоорганизацией своего согласия.

После провозглашения российскими властями в 1905 г. рели­гиозной терпимости общественная и миссионерская работа новоспа­совцев оживилась. Большеначальные стали регистрировать свои общины, устраивали всероссийские соборы, проходившие в основ­ном в Нижнем Новгороде. Ими было организовано Всероссийское братство старообрядцев спасова согласия. Именно оно стало  органом управления общинами на территории России. В начале XX в. также действовало несколько десятков мона­стырей, некоторые из них играли роль духовных центров спасова согласия — в Коврове, Шуе, в окрестностях Нижнего Новгорода, Череповца, Казани.

Малоначальные спасовцы также организовывали общины, со­зывали соборы и создали свое братство, ставившее целью объе­динить все общины в "единое тело церковное".

Широко развернулась издательская деятельность новоспасовцев. По итогам соборов выходили печатные или рукописные сборники соборных постановлений, становившиеся руководством в вероучительной, обрядовой и бытовой деятельности спасовцев. На примере этих сборников можно проследить, как с конца XIX в. до 60-х годов XX в. постепенно происходило смягчение позиций спасовцев по вопросам отношения к окружающему "мiру". В 1930-х годах вследствии репрессий прекратили свое существование братства, были истреблены настоятели и начетчики, прекратилась издательская деятельность. Соборы стали собираться нелегально и все реже. Последний известный собор большеначальных состоялся в 1966 году.

Особенности вероучения и современное положение

 В идеологии, вероучении и соответствующей им богослужебной и бытовой практике современных староверов различных ветвей спа­сова согласия наблюдаются как различия, так и общие черты.

К общим чертам можно отнести весь комплекс представлений об отношении к господствующей церкви, к "мирскому" обществу и к государству. Эти представления исходят у спасовцев из идеи о пришествии в эпоху патриарха Никона духовного (или "мысленно­го") антихриста, взятии благодати на небо, вследствие конечного истребления антихристом священства и наступления последних времен.

Под антихристом спасовцы подразумевают прежде всего сово­купность ересей, содержащихся в «никонианской" церкви — написание имени "Исус" с двумя "и", четвероконечный крест и троеперстие, как "печать антихриста". Однако природу ан­тихриста спасовцы представляют себе в целом нечетко. Иногда можно встретить отождествление антихриста с Петром I, с Лени­ным и со Сталиным.

Новообрядческая "никонианская" церковь, иные христианские конфессии, а также другие ветви в старообрядчестве, в том числе и в самом спасовом согласии, трактуются спасовцами разных толков как еретические и "богопротивные". При этом для спасовцев ереси страшны прежде всего своим происхождением из "вражьего" стана, своей связью с антихристовыми происками в мире.

В вопросе об отношении к гражданской власти среди спасов­цев также нет единства. С одной стороны, они утверждают, что всякая власть от Бога, но, с другой — за нее не молятся, так как власть в России, по их представлениям, с XVII в. идет от антихри­ста. А символ советской власти — красная звезда — однозначно трактуется спасовцами как сатанинский знак и "звезда антихриста".

В связи с прекращением преследований верующих в постсо­ветское время в сохранившихся спасовских общинах происходило смягчение отношения спасовцев к власти и одновременно усиле­ние критики нравственного состояния современного общества.

Многие из спасовцев не признают телевизор, радио и тому по­добное, а некоторые не употребляют чай, ко­фе, картофель, называя их — "сласти антихристовы". Есть случаи отказа от пенсий и паспортов, так как они исходят от неверной вла­сти. К явным плодам деятельности антихриста спасовцы относят безнравственность современного общества, пьянство, массовую культуру в целом, считая весь этот комплекс явлений признаками приближающегося Конца света. Ожидание Окончания Времен, а также грядущего Страшного суда определяет все поведение со­временного спасовца, его отношение к окружающим — "мирским" людям. В этом отношении осуждение их беспечности сочетается со скорбью по погибели их душ. добровольному обречению ими самих себя на вечную муку. Только неустанная молитва и особенно мило­стыня, а также иные христианские добродетели могут, по вероуче­нию спасовцев, спасти человека от ада.

Сегодня во всех толках спасова согласия существует своя "братия", т е. круг верующих, с которыми возможно поддерживать молитвенное общение. В основном среди спасовцев со­блюдается принцип "немирщения" – не смешивание в молитве и посуде с иноверными. Особняком здесь стоят заволжские спасовцы, бывшие арсеньевцы, составная часть керженецкой межконфессио­нальной традиции, состоящей из беглопоповцев, спасовцев и от­части поморцев. Среди них "немирщение" встречается, но скорее как исключение, чем как правило.

В уставной богослужебной практике к общеспэсовскому отно­сится в первую очередь прием в веру без перекрещивания (в отли­чие от поморцев), если этот человек ранее был крещен в три по­гружения. При этом в полемике с поморцами, не признающими ис­тинность крещения у "еретиков", спасовцы подчеркивают1 "Не важ­но, кто крестит, а важно — во имя кого".

Круг чтения у спасовцев разных толков почти одинаков.  Наи­более используемыми в богослужении и во внебогослужебном чте­нии являются Псалтырь, поучительное Евангелие, книги св. Иоанна Златоуста, Пролог. Реже в домах спасовцев можно встретить Биб­лию, предпочтение отдается толкованиям и различным пересказам Священного Писания.

Отличия отдельных ветвей спасова согласия сводятся к раз­личиям в толковании обрядов и богослужебных уставов. Все раз­личия исходят из представления о том, что позволено, а что недо­пустимо совершать мирянину в "эпоху царствования антихриста и отсутствия истинного священства".

Наиболее строгие и последовательные в этом отношении староспасовцы ("глухая нетовщина", "некрестяки"), которые считают совер­шение любых таинств мирянином "восхищением недарованного". Однако в последние десятилетия в "глухой нетовщине" неред­ки случаи принятия практики крещения младенцев собственными грамотными (в церковном смысле) уставщиками. Староспасовцы  считают недопустимым мирянину совершать уставную службу с пением, "это дело священническое", — говорят они. Богослужение ограни­чивается у староспасовцев чтением канонов, Псалтыря и поучительных книг. В "братию", в члены общины, принимают через простой "семипоклонный начал".

Некрещеные спасовцы (Строгая нетовщина) не совершают водного крещения («если нет истинного священства, то нет и истинного крещения»), а во время чтения молитв одевают на младенца крест и прочее, вменяя это вместо крещения.

Произошедшие от "глухой нетовщины" спасовцы малого нача­ла, в отличие от своих предков, крестят и совершают обряд брако­сочетания сами, а богослужение ведется с пением по уставу. В число "братии", принимают также через "семипоклонный начал".

Спасовцы большого начала придерживаются того же устава, что и малоначальные, но принимают в свою веру, в "братию" через чин отрицания ересей. Большеначальные имеют иночество.

В отношении таинства исповеди спасовцы придерживаются разных мнений. Большинство из них исповедь и покаяние за отсут­ствием священства отвергают. Большеначальные спасовцы используют различные способы исповеди: исповедуются наставнику, монаху или монахине, друг другу, практикуется исповедь иконе, в редких случаях встречается даже исповедь земле. Чаще всего в общинах вычитывается скитское правило покаяния всеми вместе или отдельными братьями.

Общины спасовцев по России обычно не превышают 30-50 че­ловек. Отдельных моленных домов очень мало, как правило, соби­раются для молитвы в частных домах. В связи с распадом института наставников, поддерживавших религиозные взгляды и обряды своего толка, происходит постепенное разрушение общин, уменьшение численности спасовцев. Многие теряют связь с учением и традициями предков.

Численность

На 2000 г. численность старообрядцев спасова согласия может быть определена в 30-40 тыс. чел. по России в целом.

 Распределение по стране

Общины и отдельные группы последователей спасова согла­сия располагаются преимущественно в поволжских областях, от Череповца до Астрахани, а также в Башкирии.

Наша справка:  Последователи  спасова согласия в Самарской области:

 Официально общины спасова согласия в Самарской области не зарегистрированы, но есть группы спасовцев в Тольятти, Сызрани,  в с.Кошки,  в Самаре.
Категория: Спасово согласие | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-13)
Просмотров: 13602

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz