Книжница Самарского староверия Понедельник, 2017-Июн-26, 04:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
РПСЦ [12]
Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ)
РДЦ [3]
Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ)
ДПЦ [37]
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Федосеевское согласие [10]
Спасово согласие [3]
Часовенные [5]
Филипповцы [3]
Странники [4]

Главная » Статьи » Старообрядческие согласия » Часовенные

Часовенные

Краткая история

Часовенные старообрядческое согласие, некогда принимав­шее переходящее из господствующей церкви священство, но затем ставшее беспоповским. Совершают богослужения в лишенных алта­рей часовнях (отсюда название "часовенные"). Возникло из слияния нескольких миграционных потоков старообрядцев, продвигавшихся в разное время из Европейской части России на восток. Начало часо­венному согласию положила проповедь спасшегося после разгрома Соловков свяшенноинока Софонтия, скрывавшегося на Керженце. Его последователи "софонтьевцы" уже на рубеже ХVII-ХVШ вв. выделялись среди прочих поповцев безоговорочным принятием "спорных писем" протопопа Аввакума, почитанием восьмиконечного креста особого типа, специфическим способом каждения. В 1720 г. основная часть "софонтьевцев" ушла из нижегородских лесов на Урал. На Урале же складываются два "куста" этого согласия "за­водские" и "аграрные". Заводские часовенные это рабочие ураль­ских заводов Демидова и Строганова, более либеральные в отноше­нии обряда и бытовых норм; аграрные уральские крестьяне (больше всего их было на юге нынешней Тюменской обл.). Между этими "кустами" отношения всегда оставались напряженными.

Моленная часовенных на староверческом кладбище в НевьянскеМоленная часовенных на староверческом кладбище в Невьянске


Еще в начале XX в. основная масса часовенных была сосре­доточена в треугольнике Пермь - Тюмень - Челябинск.

Примерно до последней трети XVIII в. уральские часовенные безоговорочно принимали переходившее из синодальной церкви священство, а в 1735 г. их лидеры из числа горнозаводских служа­щих даже просили Анну Иоанновну оформить эту практику юриди­чески (тем самым предварив идею будущего единоверия). Однако эта просьба осталась без последствий.

Крайняя затрудненность связей со старообрядческими цен­трами Европейской России и сложности с получением оттуда новых священников постепенно усиливают роль фактически руководящих богослужением нерукоположенных "диаков" или "стариков" (отсюда название согласия: "стариковщина"). Другим фактором оформле­ния в самостоятельное согласие стала большая, нежели в Евро­пейской России, предубежденность урало-сибирских старообряд­цев против синодальной церкви и рукоположенных в ней священ­ников. Во все уменьшавшемся масштабе практика приема священ­ников продолжалась до 1840 г. Возобладавшее затем среди часовенных представление о "гнилом корне" любого священства вы­звано в числе прочего деятельностью в их среде авантюристов, выдававших себя за "попов беловодского поставления", чье са­мозванство рано или поздно раскрывалось. С середины XVIII в. в массу урало-сибирских старообрядцев вливаются новые пото­ки так называемых "поляков" (как их по сей день именуют кое-где в Сибири) тех староверов, которые возвращались из-за польских рубежей. Уже с 1780-х годов беглопоповцы "поляки" раствори­лись в среде "софонтьевцев", теряя свою специфику. Собор часо­венных 1840 г. отказался от практики приема священников. На екатеринбургских соборах 1884 г. и 1887 г. была оконча­тельно закреплена фактически беспоповская практика богослуже­ния (с опущением нерукоположенными старцами часовенных чисто иерейских молитв, исповедью старцу и т. д.).

Соборная часовня староверов-часовенных в Ревде. Здесь проходят соборы часовенныхСоборная часовня староверов-часовенных в Ревде. Здесь проходят соборы часовенных


После революции начинается массовое бегство крепких в вере часовенных с Урала на восток на Алтай, в Сибирь, Приморье. С тех пор существуют наиболее крепкие общины на Алтае, в Туве, Красноярском крае, Кемеровской обл., Забайкалье. Среди часо­венных последние самосожжения отмечались в 30-40-е годы XX в. в Саянах. Среди многих общин оказавшихся за Уралом часовенных утверждается принцип недопустимости общения с "кадровыми" (так часовенные именуют всю номенклатуру, начиная с уровня сельсо­вета и выше). Многочисленное иночество часовенных с середины 1930-х годов в массовом порядке переместилось "на восток от Енисея", где жило в относительном спокойствии до 1951 г., когда их скиты были выявлены и уничтожены войсками МВД с применением авиации, что вкратце описано А. Солженицыным в "Архипелаге ГУЛАГ (М., 1990. Т. 3. С. 266). Вследствие массовых гонений на скитников Ангарский собор часовенных 1957 г. специальным по­становлением разрешил принимать от "кадровых" пищу тем, кто находится в заключении.

Особенности вероучения и современное положение

В обряде и идеологии часовенных сохранился ряд особенно­стей, сближающих их с поповцами, каковыми они были на заре своей истории: они не перекрещивают тех, кто переходит к ним из других старообрядческих согласий; крещение совершается миря­нами в деревянной купели "кадушке", тогда как другие старооб­рядческие согласия предпочитают совершать крещения в открытой воде (в реке или в пруду).

Фактически беспоповский статус привел к принятию часовенными многих чисто беспоповских представлений: о духовном пришествии антихриста, о полном господстве антихриста в новообрядческой церкви, среди крайних радикалов бытовали убеждения о недопустимости пользоваться деньгами, паспортами, любыми государственными документами.

На родине часовенных –  Урале – согласие находится в относительном упадке, в то же время наблюдается укрепление общин, приток в них молодежи, на Алтае, в Красноярском крае.

Часовенные в Самарской области

В Самарской губернии проживали так называемые иргизские беспоповцы, или иргизские часовенные. Себя они называли "беглопоповские беспоповцы". Это были беглопоповц, утратившие священство после разгрома Иргизских монастырей. Развитие этих общин шло по двум направлениям: они либо присоединялись к брачным поморцам (как в Пугачеве), либо к беглопоповцам (как в Самаре). Кое-где в Самарской области такие группы еще можно выделить среди прихожан РДЦ (они до сх пор называют себя часовенными).

Кроме того, несколько лет назад в Тольятти переселилась группа часовенных с Урала. Они приехали семьями и компактно обосновались в городе. Часовенные посещали богослужения местных поморцев, но молитвенного общения и поморцами не имеют.
 
Материалы рубрики подготовлены с использованием издания "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1 - М.: Логос, 2004,  материалов парламентских слушаний по религиозному законодательству  в мае 2004 года в Государственной Думе Российской Федерации, любезно предоставленных редактором газеты "НГ Религии" Д.А.Урушевым (г.Москва).  
Категория: Часовенные | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-13)
Просмотров: 14613

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz