Книжница Самарского староверия Четверг, 2017-Май-25, 23:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Повседневная жизнь, бытовые традици [34]
Дом, хозяйство [9]
Питание, напитки [10]
Одежда [6]
Рождение ребенка, крещение [10]
Свадебные обряды [2]
Кладбища, похороны [12]

Главная » Статьи » Быт, традиции повседневной жизни

В разделе материалов: 28
Показано материалов: 1-20
Страницы: 1 2 »

В настоящей работе на основе архивных материалов и публикаций сделана попытка выявить типологически разные памятники, располагавшиеся на территории проживания коми-зырян, определить их функции, роль и, по возможности, локальную специфику в старообрядческой традиции удорских (среднее течение р. Вашки, приток Северной Двины), верхневычегодских (р. Вычегда) и печорских (р. Печора) коми.

Кладбища, похороны | Просмотров: 2079 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2008-Апр-18

Описание системы запретов, налагаемых на социально значи­мое поведение личности, является одной из центральных проблем при описании любого коллектива. Существующие запреты регулируют как поведение группы людей в целом, так и поведе­ние отдельных её членов (внутри и за пределами группы) и идентифицируют членов коллектива по принципу свой/чужой (1).

Повседневная жизнь, бытовые традици | Просмотров: 2271 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-22

Вопрос о внешнем виде «благочестивых христиан» всегда нахо­дился в центре внимания церкви. В 1551 г. на Стоглавом помест­ном Соборе, среди прочих, было рассмотрено положение об одеж­де для каждого христианского «чина»: «о том же комуждо подобает свой чин хранить: ино одеяние воину, ино тысящнику, ино купцу, ино златарю, ино ковачу, ино ратаю, ино просителю, ино женам комуждо свое одеяние, с тех же познается, кто есть коего чина» (1). Оно сохранялось вплоть до реформы 1700 г. Петра I об изменении покроя костюма, ориентации его на западноевропейские образцы. Ещё в XVII в. протопоп Аввакум, борясь за сохранение древлего благочестия, активно выступал против «перемены одежды», так как усматривал в этом распространение ереси (2). Символом защищён­ности человека от остального «антихристого мира» объясняется ста­роверами сакральный смысл одежды.

Одежда | Просмотров: 2327 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-23

Особого внимания и обрядового оформления требовали процедуры, со­вершаемые с младенцем впервые. Среди соответствующих символических актов, выражавших стремление принести поль­зу, наделить новорожденного ребенка положительными качествами, обеспе­чить ему благополучие выделяют, преж­де всего, первое купание, первое пелена­ние, первое пострижение.

Рождение ребенка, крещение | Просмотров: 5301 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Ноя-08

В литературе не раз писали о традициях христианского аскетизма в крестьянской общеправославной среде дореволюционного времени, не обязательно вызывающих полный разрыв с мирской жизнью и уход в монастырь.

Повседневная жизнь, бытовые традици | Просмотров: 1196 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Ноя-11

Старообрядческое крестьянство было независящим от государства, самодостаточным и успешным сообществом, в котором не было ни полиции, ни судов, ни тюрем.

 

В ПРИКАМЬЕ и сегодня живет немало потомков кержаков (староверов), которые несут в себе не только гены, но и память о крестьянских предках. Об их традициях Нина ХРЕНОВА, математик, преподаватель компьютерных технологий, Алексей САЛЬНИКОВ, профессор ПГТУ, и Евдокия ТУРОВА, писатель, рассказали журналисту "АиФ".

 

Повседневная жизнь, бытовые традици | Просмотров: 1156 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Ноя-14

Описание мы проведем по ситуативной модели, подчеркивая те особенности коммуникативного поведения старообядцев, по которым они отличаются от верующих Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). В качестве источников нам послужили предписания старообрядческого типикона, содержащиеся в богослужебных, церковно-канонических книгах, молитвословах [1], данные современной старообрядческой периодики [2], научной, справочной [3] и художественной литературы [4], личные наблюдения [5], а также сведения гетерокультурных информантов [6].

Повседневная жизнь, бытовые традици | Просмотров: 4437 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-29

Специфические признаки старообрядческой коммуникативной культуры в наибольшей степени проявляются в области системы правил вербального и невербального поведения в сферах семейного общения, общения с одноверами, общения с инославными, где старообрядцами выработана особая система правил, альтернативных по отношению к правилам, общепринятым как среди православных, так и в секулярном общении России и Европы.

Повседневная жизнь, бытовые традици | Просмотров: 4566 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-29

27 августа в Русском доме (г.Даугавпилса - прим. "Самарского староверия") были подведены первые итоги проекта «Культурно-историческое наследие староверия», осуществленного силами старообрядческого общества «Беловодие»

 

Это общество объединило в себе интеллигенцию Даугавпилса, Екабпилса и Ливан. Министерство интеграции на конференции представляла Ирина Лочмеле. Главной темой обсуждения стали староверские кладбища. Выяснилось, что даже предварительное ознакомление с могильными памятниками латгальских староверов уже открыло новые страницы в истории старообрядчества.

 

Кладбища, похороны | Просмотров: 2529 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Ноя-11

При сватовстве у "поляков" более, чем у других групп русского населения Алтайского округа, учитывали взаимную склонность молодежи.
Свадебные обряды | Просмотров: 4954 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-27

Как известно, традиции, связанные с похоронно-поминальной обрядностью,  являются наиболее консервативными и живучими. То, что для человека, пусть даже и живущего в начале XXI столетия, является потусторонним и непонятным, вызывает осо­бый трепет. Подобная обрядность может со­храняться не только в относительно глухих и далёких от «цивилизации» районах, но и в не­посредственной близости от крупных городов, в том числе и Москвы.

Кладбища, похороны | Просмотров: 3011 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2008-Апр-07

К священнику читалки относятся по-раз­ному. Есть среди них доверенные лица того или иного батюшки, проводящие у себя в деревне его линию. Есть и независимые, которым всё равно, у какого попа заказано заочное погре­бение. Появление священника на похоронах или поминках не любит ни одна читалка. Это автоматически означает потерю значительной части дохода.

Кладбища, похороны | Просмотров: 4769 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2008-Апр-07

В остатках кладбища Выговской пустыни, которая существовала около 150 лет на Русском Севере, были обнаружены особые памятники - своеобразные резные деревянные кресты с двускатными крышами, под которыми обычно помещались резные иконы.

Кладбища, похороны | Просмотров: 3985 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-24

Родильно-крестилъный цикл отражает общепринятую для русских структуру и содержит в себе три последовательных этапа, включающие обычаи и обряды, предшествующие родам, собственно роды, последующие за ними, связанные с этапами очищения и социализации.

Рождение ребенка, крещение | Просмотров: 3737 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Ноя-09

Своеобразие старообрядчества принято видеть в глубоком консерватизме в вопросах православной ритуальной практики, в преувеличенном внимании к обряду в ущерб выражению религиозного чувства и развитию церковной догматики. Между тем, труды идеологов старообрядчества показывают что, для старообрядчества как религиозного течения с более чем трех вековой историей в обряде всегда было важно отнюдь не только внешнее «подобие» древнему благочестию, но связь со всей многовековой канонической традицией православия.

Повседневная жизнь, бытовые традици | Просмотров: 1391 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Ноя-10

Статья посвящается женщинам, которые были незаменимыми, а для некоторых и загадочными, пользующимися успехом и уважением в сельской местности (XIX - начале XX вв.); женщинам, которые принимали роды и заботились о состоянии роженицы и младенца. В статье рассмотрен сам образ бабки-повитухи, а также те ритуальные действия, которыми она руководствовалась, принимая роды, а после -  ухаживая за роженицей и ребёнком.

Рождение ребенка, крещение | Просмотров: 1788 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Ноя-09

Особенности крестьянского стола во многом определяла она, печь каменная. Да, хорошая печь в кержацкой избе была только каменной. Ее складывали из больших булыжников, скрепленных глиной на яйцах. Такая печь замечательно держала тепло и хорошо пекла. В этом смысле мы теперь сделали шаг назад и готовим, в сущности, на костре. Поэтому очень сложно воспроизвести, например, кашу из репы или знаменитые «толстые» щи (с крупой и квашеной капустой). В городских условиях для приготовления этих блюд требуются большие затраты времени (4, а то и все 6 часов!).

Дом, хозяйство | Просмотров: 1890 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-22

Основой крестьянского хозяйствования было выращивание ржи,  основой питания - ржаной хлеб. Вроде всегда она была, рожь-то? В том-то и дело, что не всегда. Рожь, плебейка по происхождению, длительное время считалась сорной примесью пшеницы. Она выживала в самые неблагоприятные годы, когда основной посев погибал. И черный ржаной хлеб считался хлебом неурожая. В древнерусских государствах рожь сеяли только на холодных новгородских землях, где пшеница зачастую просто не вызревала.

Питание, напитки | Просмотров: 1682 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-22

1-20 21-28
Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz