Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Апр-24, 04:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Повседневная жизнь, бытовые традици [34]
Дом, хозяйство [9]
Питание, напитки [10]
Одежда [6]
Рождение ребенка, крещение [10]
Свадебные обряды [2]
Кладбища, похороны [12]

Главная » Статьи » Быт, традиции повседневной жизни » Рождение ребенка, крещение

Захарченко Т.Н., Петрова Е.В. Первый год жизни в народно-религиозной практике липован

Если физиологические процессы, связанные с деторождением едины для всего человечества, то создаваемая века­ми практика ухода за роженицей и ре­бенком, имеют этническую специфику. Она была обусловлена как объективной необходимостью приспособления и вы­живания к определенной среде, так и ре-лишозными воззрениями данного обще­ства. В системе традиционной родиль­ной обрядности выделяются две основ­ные группы ритуальных действий: одна из них приурочена к периоду, предше­ствующему родам, другая - ко времени от рождения до первой годовщины ре­бенка.

В данной статье речь пойдет о вто­рой группе обрядов, в которых обрядово-магическая деятельность сочеталась с рациональными действиями, основан­ными на народном практическом опыте и медицинских знаниях, передаваемых из поколения в поколение. Стоит отме­тить, что традиционно для историогра­фии по старообрядческим группам за­вершать обзор этого обрядового ком­плекса крещением младенца. Несмотря на ритуально-мировоззренческую важ­ность, кульминационный характер кре­щения - одного из православных Та­инств, нам же представляется целесооб­разным обратиться и к последующим в течение первого года жизни ребенка практикам.

Объектом исследования являются этноконфессионалъные общины рус­ских-старообрядцев, компактно прожи­вающих на юге Одесской области. От ос­тального населения региона староверы отличаются   замкнутостью   и   патриархальностью в быту, в большинстве случа­ев сохраняя народно-религиозные черты в материальной и духовной культуре.

Весь первый год жизни младенца занимал особое место в родильной прак­тике линован. На этом начальном этапе бытия закладывались основы его здоро­вья и благополучия, поэтому поведение взрослых в значительной степени под­чинялось многочисленным запретам и рекомендациям. Их игнорирование мог­ло нарушить нормальное развитие ре­бенка в дальнейшем.

Особого внимания и обрядового оформления требовали процедуры, со­вершаемые с младенцем впервые. Среди соответствующих символических актов, выражавших стремление принести поль­зу, наделить новорожденного ребенка положительными качествами, обеспе­чить ему благополучие выделяют, преж­де всего, первое купание, первое пелена­ние, первое пострижение.

По наиболее распространенному обычаю первое купание новорожденного происходило в день родов и являлось со­ставной частью очистительных обрядов. Следует заметить, что эта процедура но­сила не столько оздоровительный харак­тер, сколько магический. Кроме профи­лактики болезней, очищения семантиче­ское поле обряда купания младенца со­ставляют также отгон нечистой силы, продуцирование положительных свойств и качеств ребенка, его приобщение к до­му, облегчение его адаптации в общест­ве1.    Согласно   липованской   традиции появившегося на свет малыша первый раз обмывала повивальная бабка. По­средством символических приемов она стремились передать новорожденному лечебные и другие положительные свой­ства используемых в обряде предметов -прежде всего таких, которые освящались в церкви (вода, травы, цветы).

Обычным местом купания младен­ца и первого, и последующих, у старооб­рядцев была баня. Выбор места для ку­пания младенца не был случаен. В бане происходили некоторые семейные обря­ды, именно баня была местом изоляции роженицы на время родов и в послеро­довой период, именно здесь новорож­денный проводил вместе с матерью пер­вые дни своей жизни.

Согласно славянской традиции ку­пание младенца всегда было ритуализо-вано и строго регламентировано в дета­лях. В дальнейшем в липованских семьях считали необходимым купать ребенка в течение первых 9 дней два раза, до 40 дней - 2-3 раза в неделю. На протяжении этого времени бабка, принимавшая роды приходила топить баню, купала "родиху" и младенца, растирала, делала мас­саж.

С большим вниманием относились к имянаречению ребенка. Согласно на­родным представлениям, имя воплощало в себе рождение новой души. Младенец только после получения имени стано­вился человеком2. Сакральность имяна­речения находит свое выражение и в на­родных верованиях, связанных с креще­нием. Ребенок до крещения, т.е. до полу­чения имени трактуется как существо нечистое, демоническое3. По христиан­ской традиции, ребенку давали имя святого, которому посвящен праздник в ближайшие дни ("по святцах"). Типич­ным для местных семейно-родовых и церковно-христианских традиций был обычай, согласно которому повитуха (с исчезновением повитух это делала свек­ровь) после принятия родов шла к свя­щеннику, чтобы он помолился за ребен­ка и сообщил его имя.

Имя, обычно, давали на день появ­ления нового человека по Святцам. Ино­гда могли прибегать к более широкому диапазону. В таких случаях, мальчику давалось имя святого при отсчете 8 дней только назад по календарю от реального дня рождения, а девочке - исключитель­но вперед. Согласно народным пред­ставлениям, если ребенка не назвать в честь святого, это может навлечь на но­ворожденного беду. Важность такого принципа наречения имени обусловила широкое распространение таких прин­ципов по разным историко-этнографическим группам старообряд­чества4.

Кроме календарного имени, в осо­бых случаях применялся другой прин­цип выбора имени. Если ребенок рож­дался слабым и болезненным, повиваль­ная бабка могла совершить крещение новорожденного путем троекратного по­гружения его в воду и дать ему имя. В та­ком случае зачастую мальчика называли именем отца, а девочку - именем матери. Таких детей называли "погруженными". В случае смерти до совершения креще­ния таким детям гарантировано захоро­нение на общем кладбище. Таким обра­зом крещение, совершенное повитухой, не заменяло церковное, но могло изба вить от опасности умереть некрещеным и безымянным. Этим пожалуй и объяс­няется одобрение таких действий пови­тухи (крещение, имянаречение) как со стороны общины, так и церкви.

Кульминационным актом первого года жизни младенца был обряд креще­ния, который является и первым важ­нейшим этапом социализации ребенка.

Выбор крестных родителей осуще­ствлялся в соответствии с местными тра­дициями. Для крещения новорожденно­го ребенка приглашались только близ­кие родственники, в дальнейшем оста­новившиеся его духовными, крестными родителями, своеобразными опекунами и покровителями. В большинстве случа­ев старообрядцы брали в кумовья сестру жены и брата мужа. Будущих крестных приглашал в кумовья отец ребенка, при­глашение чаще всего осуществлялось в словесной форме. Выбор духовных ро­дителей в близком круге родни связан был с укреплением внутрисемейных свя­зей, а также своеобразной стратегией брачного поведения. Липоване, находясь в иноэтническом и иноконфессиональ-ном окружении, могли искать себе суп­ругов исключительно в среде своих. При этом запрещалось вступать в брак родст­венникам, в том числе и "по крещению", до восьмого колена (каноническое пред­писание, в народной среде более распро­страненный вариант - 4). Поэтому в ду­ховные родственники брали нередко кровников дабы избежать сужения по­тенциального выбора супруга. Анало­гичные тенденции ученые наблюдали и в других территориальных группах рус­ских старообрядцев5. Ребенка   старались   окрестить   как можно скорее, через 3-5 дней (либо 8-12 сроки варьируются в разных локаль­ных вариантах) после родов. На креще­ние в церковь шли крестные, отец ре­бенка и раннее - повитуха. Мать младен­ца ввиду запрета на 6 недель выходить со двора на крещении не присутствовала.

После обряда крещения в доме родите­лей новорожденного устраивали гулянье - крестины, или крестъбины, на которые приходили родственники, знакомые, со­седи.  На крестины обязательно шли с подарками для младенца и его матери. Коллективное празднование крещения и крестинный обед символизировали при­
общение ребенка к семье и к общине. В случае, если ребенок рождался в Пост,
гуляние не устраивали, ограничивались только совершением обряда крещения в
церкви.С обрядом крещения ребенка также непосредственно связано первое подпоя-сывание. Новорожденный при креще­нии получал пояс, а вместе с этим и оп­ределенную магическую защиту, кото­рой, по народным представлениям, об­ладал данный обязательный элемент на­родного костюма. В быту и обрядах рус­ских поясу издавна предавалось большое значение. По поверьям, ходить без пояса было также "грешно", как и без креста6. Следует отметить, что обряд подпоясы-вания во время крещения вышел из практики православной церкви еще в XIX веке, но продолжал бытовать в ста­рообрядческой среде7. До недавнего времени старообрядцы обычаю носить пояс придавали ритуального значения. При этом роль оберега сохраняет и пояс, надеваемый поверх одежды.

Первый год жизни ребенка закан­чивался обрядом первого пострижения, что являлось знаком перехода младенца в новый возрастной период. Согласно обычаю крестные в первую годовщину жизни выстригали крестнику прядь во­лос или две пряди волос крест накрест, после чего его первый раз стригли. Об­ряд первого пострижения в трансфор­мированной форме сохраняется до сего­дняшнего времени, родители придержи­ваются правила не стричь волосы ребен­ку до исполнения года. Несмотря на то, что утерян исконный смысл этого ритуа­ла, его продолжают совершать.

Аналогично обстоит дело и с ног­тями. Бытовал раннее устойчивый за­прет на их обрезание до года. Если же возникала такая необходимость, то мать могла "откусывать" ногти ребенку.

Под влиянием городской среды в современной народной обрядовой прак­тике линован появился обычай по слу­чаю первой годовщины жизни ребенка устраивать гулянье - первый день рождения. В этот день в доме именинника собираются родственники, соседи и обя­зательно кумовья, которые и совершают символическое пострижение ребенка и одаривают крестника.

Из всего выше сказанного очевидно, что традиционная для старообрядцев юга Украины практика, сопровождаю­щая рождение детей, сложилась и функ­ционировала как соединение практиче­ского опыта и религиозных догм. Как правило, семейный быт липован отлича­ла замкнутость, вызванная их религиоз­ной обособленностью от остального на­селения региона. Влияние религиозного фактора на народную практику ощути­мо практически во всех действиях, со­ставляющих послеродовой цикл обычаев и обрядов.

 

1 Седакова И.А. Купание младенца // Славян­ские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. СМ. Толстой. - Т.З. - М., 2004. - С. 51  

2  Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - П., 1991. -С. 31,   

 3 Толстая С. М. Имя // Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под
ред. Н.И. Толстого. - Т.2. - М., 1999. - С.408.

4 См., например: Иванец Э. Обряд крещения у старообрядцев в Польше // Традиционная ду­ховная и материальная культура русских старо­обрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. - Новосибирск, 1992. - С.263; Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале. -Уфа, 2002. - С.174.  

5. См., например: Листова Т.А. Кумовья и ку­мовство в русской деревне //СЭ. - 1991, № 2. -С.37; .Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале. - Уфа, 2002. - С.173-174.

 6 Лебедева А. А. Значение пояса и полотенца в русских   семейно-бытовых   обычаях   и   обрядах
XIX-XX вв. // Русские: семейный и обществен­ный быт. - М., 1989. - С. 231.

7  Листова Т.А. Обряды и обычаи, связанные с рождением детей. Первый год жизни. //  Русские.- М., 2003. - С. 515.

 

Захарченко Т.Н., Петрова Е.В. (Одесса, Украина)

Липоване: история и культура русских-старообрядцев. Вып. 2 - Одесса, 2005

Категория: Рождение ребенка, крещение | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-08)
Просмотров: 6115

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz