Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 17 Показано материалов: 1-17 |
|
Альбом «Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье», в который вошли уникальные меднолитые изделия — иконы, образки, складни, кресты нательные, наперсные, напрестольные из коллекции Музея имени Андрея Рублева. Эти великолепные образцы российского творчества не только неотъемлемая часть христианской жизни, церковного богослужения, но и явления высокого искусства...
|
Вопрос об иконных изображениях первых выговских наставников и основателей пустыни не поднимался в специальной литературе [1]. Между тем он представляет значительный интерес, т.к. вносит лепту в мало еще разработанную тему сложения в старообрядчестве культа местночтимых святых, формирования своей собственной «святости» [2]. К вопросу «старообрядческой святости» тесно примыкает вопрос патроната. Этой теме и посвящена настоящая статья. |
Известно, что одним из первых крупных центров старообрядчества стал Выговский, или Данилов, монастырь, основанный в Поморье (Олонецкая губерния) на р. Выге в 1695 году |
Определяющей вехой в истории медного литья стал указ Петра I от 31 января 1723 г. «О запрещении иметь в приходских церквах иконы частных лиц; также выливать и продавать в рядах священные изображения из меди и олова» 2 . Этот указ поставил под контроль производство, продажу и бытование меднолитых предметов, которые следовало «употребить на церковные нужды». Таким образом, уже в начале XVIII в. была определена политика государственных властей по отношению к медной пластике. Именно в этих условиях, поставивших литейное дело в нелегальное положение, мастера-старообрядцы разных направлений (беспоповцы и поповцы) сумели не только сохранить древнерусские традиции, но и создать новые образцы крестов, икон и складней.
|
В начале XX века один из современников назвал московское заведение Марии Ивановны Соколовой «известной в России мастерской литых золотых, серебряных и медных св. икон и крестов замечательной изящной работы» [1]. На протяжении более тридцати лет эта крупнейшая мастерская располагалась в Лефортовской части Москвы, рядом с центром старообрядцев беспоповского толка федосеевского согласия на Преображенском кладбище. |
Поморская пластика – это яркое вещественное воплощение программных положений Выговского общежительства, имевшее определяющее значение для истории старообрядческого медного литья. |
Целью настоящего сообщения является обозначение малоизвестного центра старообрядческого литья в селе Старая Тушка Малмыжского района Кировской области. В отличие от известных центров, тушкинская мастерская представляет поздние памятники медного литья. |
Одним из самых тяжелых периодов для деятельности старообрядцев была середина XIX века - годы царствования императора Николая I (1825-1855) [1]. Именно в это время работал мастер Егор Иванович Закаткин. Некоторые подробности о его творчестве и биографии позволяют яснее представить картину развития феномена поздней медной пластики в России. |
Выдержки из тетради красносельского литейного мастера А.П.Серова (1899-1974) (приводятся с сохранением стиля и правописания) |
Памятники, о которых пойдет речь в статье, уже известны исследователям поздней меднолитой пластики. Это складни-квадриптихи «Двунадесятые праздники», датированные 1717 и 1751 гг., из собрания ГИМ [1]. Исключительную их ценность, помимо резных дат, составляют владельческие надписи на створах с картушем. |
Крест как личная святыня.
|
В течение нескольких десятилетий сотрудники Государственного Эрмитажа систематически участвовали в экспедициях по выявлению и сбору памятников русской культуры и искусства. Внимание привлекали как иконы, рукописные и печатные книги, так и произведения народного творчества. В результате многолетней собирательской деятельности музея была проведена большая по объему выставка «Памятники русской старины»1. К сожалению, она не смогла вместить все материалы, собранные экспедициями. Фонд культурного наследия значительно больше, чем смог отразить изданный каталог. |
При изучении изобразительных памятников позднего Выга нельзя не заметить той особенности, которая отличает искусство лексинских художниц в 20–30-е гг. XIX в. Это ярко выраженное предпочтение, отдаваемое цветочным мотивам, причем изображаются не стилизованные цветы более раннего периода, а вполне узнаваемые розаны, тюльпаны, крины, незабудки. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|