Книжница Самарского староверия Пятница, 2020-Июн-05, 01:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Меднолитая пластика: общие вопросы [5]
Основные литейные центры [10]
Мастера-литейщики [3]
Литые иконы и складни [4]
Кресты [4]

Главная » Статьи » Литье, литые иконы » Основные литейные центры

Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова Л.А. Медная пластика Выга. Часть II

На Выгу изготавливались культовые предметы трех основных видов: складни, иконы, кресты. Значительную часть изделий составляет группа памятников с едиными стилистическо-иконографическими признаками. В нее входят два типа больших створ с "Двунадесятыми праздниками", малые трехстворчатые складни с изображением праздников и множество образков — вариантов клейм из "Двунадесятых праздников".


Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери" (оборотная сторона). Выг, 1717 г.


Четырехстворчатый складень с килевидным оглавием в сложенном виде по форме и весу напоминает утюг (таково его простонародное название). В раскрытом варианте - это целый иконостас, собранный из 20 икон-клейм, посвященных двунадесятым праздникам и сюжетам поклонения чудотворным иконам Богоматери.

Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери" (оборотная сторона, створы вторая и третья). Выг, 1751 г.


Уникальны два подписных датированных складня: один - 1717 г., самый ранний из известных аналогичных памятников; другой - 1751 г.



Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери" . Выг, 1717 г.


Интересно, что в отделке оборотной стороны первого из них применены все способы и приемы художественной обработки, характерные для выговских изделий: литой рельеф, гравировка, серебрение, золочение лицевой стороны и - фрагментарно - оборота. В сложенном виде створы складня имеют вид своеобразных книжных заставок. Преобладающий в декоре растительный мотив в виде побегов, плодов, листьев, переплетающихся стеблей, головок птиц близок к орнаментам старопечатных изданий и гравированных листов второй половины XVII в.


Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники" в полусложенном виде: первая створа - лицевая, третья - оборотная.. Выг, середина - вторая половина XVIII в.


Трехстворчатые складни представляют собой упрощенный вариант четырехстворчатых: без оглавия и богородичной створы, с двенадцатью клеймами на сюжеты двунадесятых праздников. Клейма на створах воспроизводятся в том же порядке, что и на створах-квадриптихах.




Складень трехстворчатый "Поклонение иконе Богоматери Тихвинской. Воскресение. Рождество". Выг, первая половина - середина XVIII в.


К наиболее ранним малым трехстворчатым складням относятся тонкого литья посеребренные створы с гравированным изображением Голгофы на обороте (Кат. Na 4).




Cкладень трехстворчатый "Успение. Вознесение. Богоявление". Выг, середина XVIII в.


Декор складней, составленных из трех икон-клейм - "Успение", "Вознесение" и "Богоявление", дополняет эмаль.




Икона "Поклонение иконе Богоматери Тихвинской". Выг (?), XVIII в.


Многие клейма большого складня отливались в виде отдельных иконок.



Икона "Богоматерь Тихвинская", врезанная в доску. Выг, XIX в.



Даже фрагменты клейм cлужили моделью самостоятельных отливок или включались в другие композиции.




Складень трехстворчатый "Распятие. Троица. Богоматерь Знамение" (в полусложенном виде: первая створа - оборотная, третья - лицевая). Выг, вторая половина XVIII в.


На Выгу известен и другой состав изображений. Их источником послужили композиции древнерусских панагий - небольших складней, первоначально изготовлявшихся из драгоценных металлов в технике литья и художественной скани, а также резьбы и гравировки.




Складень двухстворчатый "Троица. Богоматерь Знамение". Выг, вторая половина XVIII в.


Многие выговские отливки несут в буквальном и переносном смысле отпечаток этих техник. Именно для выговского производства характерно точное воспроизведение гравировальной техники в литье. По преданию, в качестве материала для литейных форм использовался березовый гриб.




Складень трехстворчатый "Малый Деисус". Выг, первая половина - середина XVIII в.


Основная тема большинства композиций - моление. Это и "Малый Деисус" на трехстворчатых складнях, где каждая створа с отдельно изображенным на ней святым - самостоятельная иконка;



Складень трехстворчатый "Деисус с предстоящими". Выг, XVIII в.


и "Деисус с предстоящими", по числу изображенных святых получивший название "девятки".




Складень трехстворчатый "Деисус с предстоящими". Выг, XIX в.


Этот вид складня с деисусной композицией святоотеческого типа и изображением на одной из створ основателей Соловецкого монастыря святых Зосимы и Савватия стал своеобразной визитной карточкой Выговской пустыни. В нем нашла отражение преемственность Выга по отношению к Соловкам в тот период, когда закладывались основы идеологии и жизненного уклада поморского согласия.



Складень трехстворчатый "Св.Никола с предстоящими. Богоматерь всех скорбящих радость. Св. Кирик и Улита и избранные святые". Выг (?), Поморье (?), XIX в.


Молящимися также изображены святые в популярной композиции "Св.Кирик и Улита и избранные святые".




Крест киотный "Распятие с предстощими". Выг (?), XIX в.


На Выгу изготавливались и восьмиконечные кресты — киотные и большие напрестольные, с изображением Распятия на фоне панорамы Иеросалима. В их оглавии обязательно изображение Спаса Нерукотворного, а на перекладине - единственно чтимой в поморском согласии "титлы": "Царь Славы Исус Христос Сын Божий".




В больших количествах из меди и серебра отливались нательные кресты, или кресты-тельники.


Они изготавливались разных размеров: для мальчиков и девочек, мужчин и женщин. В старообрядческойсреде получили распространение тельники глухой восьмиконечной формы, со стилизованным растительным орнаментом по контуру, схематичным изображением Голгофы на лицевой стороне и текстом молитвы кресту - на оборотной.




Икона "Воскресение", врезанная в доску, с предстоящими св.Марией и св.Димитрием. Выг, конец XVIII в.


Особую группу составляют комбинированные изделия - литые иконы, врезанные в доску. Их композиционный центр - меднолитой образ, а доска(обычно с декоративной росписью) выступает в качестве оклада.




12 икон ("Покров Пресвятой Богородицы", поклонение иконам Богоматери и избранные святые), врезанных в доску. Выг, XIX в.


Для культового предмета традиционно иное сочетание материалов(деревянная икона в металлическом окладе), здесь же соотношение между ними переосмысливается в пользу "металлического образа" - как более долговечного. Такое восприятие произведений металлопластики наиболее характерно для старообрядческой среды. Медные иконки укреплялись на могильных крестах, над входом в дома и хозяйственные постройки.



Складень трехстворчатый "Богоматерь Тихвинская. Спас Нерукотворный. Св. Сергий и Варлаам". Выг, первая половина XVIII в.


Раннее выговское литье, выпускавшееся, видимо, небольшими сериями, отличается художественной отделкой оборотной поверхности. Единственным украшением легковесных тонкого литья миниатюрных створ с гладкой поверхностью является серебрение.




Складень трехстворчатый "Поклонение иконе Богоматери Тихвинской. Воскресение. Рождество" (оборотная сторона). Выг, первая половина - середина XVIII в.


Иногда посеребренный оборот трехстворчатого складня с сюжетами из двунадесятых праздников дополняет гравировка. Возможно, створы с выполненными от руки резными изображениями изготавливались на заказ.




Складень трехстворчатый "Деисус с предстоящими" (оборотная сторона). Выг, XVIII в.


Оригинальным плоскорельефным литым орнаментом, полностью заполняющим оборот трех створ, отличаются два безэмальных складня "Деисус с предстоящими" (Кат.Ny 24, 50). Схематизированный растительный узор сцентральным мотивом в виде сложносоставленных розеток, отлитый без доработки резцом, производит впечатление гравированного и имеет сходство со старопечатным орнаментом.


Декоративное оформление меднолитых памятниковвыговской школы глубоко символично. Нарядность,создаваемая сиянием позолоты и серебрения, обилиемполихромной эмалевой гаммы, орнаментальнымрельефом с изображением растительных мотивов,цветов и птиц, настраивала на радостное миро- ибогоощущение, не затмевая главного - сакральногосодержаниямеднойиконы.


Э.П.Винокурова, О.В.Молчанова, Л.А.Петрова

Категория: Основные литейные центры | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-12)
Просмотров: 9384

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz