Целью настоящего сообщения является обозначение малоизвестного центра старообрядческого литья в селе Старая Тушка Малмыжского района Кировской области. В отличие от известных центров, тушкинская мастерская представляет поздние памятники медного литья.
Раскол был занесен на Вятскую землю из Данилова монастыря, основанного на реке Выге Олонецкой губернии в 1694 году. Уже в XVIII веке насельники Данилова монастыря посещали вятский регион, жили здесь некоторое время, укрепляя дух противления среди местных. Часто сами вятчане, в основном, из крестьян, спасаясь от рекрутчины, а то и просто из любопытства, зная о благолепии Выговской пустыни, посещали эту обитель, возвращаясь на Вятку настоящими приверженцами раскола. Так было, в частности, с И.Н.Изергиным, внуком подрельского священника, сыном дьяка, который в 1807 году привез в родное село Подрелье множество раскольнических крестов, икон и других вещей и открыл торговлю ими [ 1 ].
Новый мощный приток старообрядцев на Вятскую землю был связан с закрытием Выгорецкой обители в 1855 году, когда по указу Николая I были выселены из обители и скитов на места приписки все проживавшие в них люди.
Основателем раскола Вятской епархии был беспоповец Епимах Терентьевич Черезов. С этим именем связана история основания села Старая Тушка (название села происходит от названия реки).
Появление литейной мастерской в селе Старая Тушка связано с именем Луки Арефьевича Гребнева (1864-1932), происходившего из семьи крестьян-старообрядцев, входивших в беспоповский толк федосеевского согласия.
Творческая деятельность Л.А. Гребнева была разнообразной, кроме типографии (своего основного занятия) он занимался иконописанием, медным литьем, перепиской и украшением рукописей, обучением детей пению, сочинением духовных стихов и историко-публицистических текстов [2].
Что же касается продукции его литейной мастерской, то здесь сведения очень скупы. В биографических разысканиях о Л.А. Гребневе есть упоминание о литейной мастерской в связи с открытием типографии в с. Старая Тушка в 1909 году. Нижний этаж двухэтажного деревянного дома, где жил он с семьей, был отведен под литейную мастерскую [3]. Здесь занимались изготовлением шрифта, лили медные иконы и застежки к книгам. Медь, как и бумага, доставлялась в Тушку, по-видимому, из Казани братьями В.Е. и Е.Т.Семеновыми.
Основательно литьем медных икон Гребнев занялся после закрытия типографии в 1915 году и ее изъятия 18 октября 1918 года. С 1920 по 1929 гг. здесь было меднолитейное производство по изготовлению крестов и икон с использованием одного сезонного рабочего. В литейном цехе кроме Луки и его сына Фомы работал Филипп Иванович Фукалов. Конец этому производству положил арест Гребнева за контрреволюционную агитацию в 1932 году. Он умер по пути в ссылку в городе Котласе. Такой же трагической была и судьба его сына.
Образцы гребневских меднолитых икон сохранились в с. Старая Тушка, в музеях г. Малмыжа и г. Вятки, куда они попали из музея Новой Тушки. Еще при жизни Гребнев наиболее ценное из своего имущества передал в этот сельский музей.
По стилистическим признакам тушкинские образцы близки к поздним старообрядческим литым иконам Москвы. Здесь сказалась давняя связь Луки Арефьевича с московской Преображенской общиной: юношей он приобретает профессиональные навыки в московской типографии Г.К.Горбунова (1836-1926), ставшего впоследствии главным попечителем и председателем комитета Преображенского прихода старопоморского благочестия. О связях Гребнева с этой общиной свидетельствует и тот факт, что в 1906 году его первую тайную «Почаевскую» типографию в родной деревне Дергачи покупает Преображенская община. В 1909 году он открывает вторую типографию в селе Старая Тушка при содействии казанских и московских старообрядцев. Житель деревни Нижняя Тойма Малмыжского уезда Вятской губернии К.Е.Шубников в 1913 году в журнале «Церковь» отмечал: «Тушка же состоит в непрерывной связи с Преображенским кладбищем в Москве, куда тушкинские отцы ездят на благословение».
Как известно, московская федосеевская Преображенская община продолжает на протяжении XIX века традиции поморского литья. Исследователи старообрядческой литой иконы считают, что многие московские изделия повторяют поморские образцы. Однако Преображенские отливки более тяжелые и массивные. Кроме того, их отличает утонченная, изысканная манера отделки — они тщательно прочеканиваются, гравируются, декорируются огневым золочением. Лучшие памятники Преображенского литья, в свою очередь, становятся образцами для мастерских других толков. Это касается не только стиля, но и точного соблюдения традиционной технологии изготовления.
По сохранившимся образцам гребневского литья можно судить о высоком художественном уровне изделий, выходивших из этой мастерской. Это были меднолитые иконы без эмали, а также с богатой многоцветной эмалевой разработкой фона: в одном изделии использовалось от двух до шести цветов эмали. Особенной чистотой и красотой отличались эмали зеленая и голубая. На поле иконы часто изображалась виноградная ветвь, перевитая традиционным цветочным орнаментом. Нимб Богоматери украшался не только эмалью, но и растительным орнаментом.
Сама отливка, особенно в иконах большого размера, так же, как и Преображенская, была достаточно тяжелой. Рельеф, как правило, был высоким, за исключением крестов. Это сближало гребневскую икону с поморским литьем. Для гребневского литья также характерна четкая и подробная проработка мельчайших деталей, особенно в орнаменте и складках одежды.
В целом гребневская литая икона имела свои индивидуальные изобразительные особенности. В то же время она сохранила далеко от Москвы в сельской глуши вплоть до 30-х годов нашего века высокие образцы старообрядческого литья.
Примечания
1. Цветов П. Описание подрельского раскола. История его возникновения и до настоящего времени 1906 г. Вятка, 1908. С. 4.
2. Казанцева М.Г., Мосин А.Г. Экспедиция уральских археографов на Вятку и 1984-1988 гг.// К истории книжной культуры южной Вятки.Л., 1991.С. 18-19.
3. Кировская правда. 1988. № 214. 16 сентября.
Н.П.Мартынова, Художественный музей, Вятка
|