Книжница Самарского староверия Суббота, 2020-Апр-04, 00:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Книжная культура старообрядцев [52]
Центры книгопечатания [6]
Рукописные книги, переписка книг [13]
Старообрядческие писатели [26]
Старообрядческая словесность [14]
Книжные собрания [20]
Круг чтения староверов [26]
Новые издания старообрядцев [21]
Летописи [6]
Рецензии старообрядцев [6]

Главная » Статьи » Книжность. Книгоиздательство » Книжная культура старообрядцев

Безгодов А.А. Старопечатные книги в Белевском крае

Впервые в России книгопечатание было организовано по решению «Стоглавого собора» 1551 года, которое призвано было служить борьбе с попытками вольнодумного толкования церковных текстов. Книгопечатание давало возможность положить конец произвольным изменениям в служебных книгах и произвести их унификацию. Присутствие на заседаниях Собора Царя и представителей правящих кругов, повысило его значимость и дало Собору общегосударственный статус, по своей сути Собор был церковно-земским. По окончании Собора был составлен сборник решений – кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством, состоящий из 100 глав, по этой книге и сам собор был назван «Стоглавым».

 

В 1564 году в Москве  русским первопечатником Иваном Федоровым совместно с Петром Мстиславцем была выпущена первая русская датированная книга «Апостол». Позже именно Иваном Федоровым в Польских пределах в городе Остроге была издана «Острожская Библия» (1581), ставшая наиболее авторитетным русским изданием «Библии», вплоть до настоящего времени.

 

В Москве в это время начинает работу Московский Печатный двор, впервые упоминающийся с 1588 года. Это была крупнейшая русская типография, за один только 17 век было издано около 500 наименований книг.

 

После издания очередной книги, через несколько дней самим царем назначалась цена, а затем весь тираж поступал в свободную продажу (за исключением тех экземпляров, которые изымались на нужды двора). В целях учета проданных книг с 1620 года были заведены «Книги записные»1), в которых фиксировались данные покупателя: чин, звание (сословие), имя, место жительства, количество, дата, цена. Такие книги велись до 1665 года. Благодаря «Книгам записным» мы можем проследить, кем и куда именно книги были куплены.

 

Правда иногда случались массовые продажи, или как бы сейчас сказали «оптовые продажи». Бывали случаи, когда почти весь тираж распродавался за несколько дней, в такой ситуации персональные записи не успевали сделать и тогда писали «продано в мир». Кроме персональной и коллективной форм покупок, существовала, если можно так назвать ведомственная, когда книги приобретались для Посольского приказа, приказа Большого дворца и др.

 

Существовала и административная форма распространения литературы, «по государеву указу» сотни книг передавались в разные приказы для последующей их продажи силами этих учреждений в подведомственных им городах с возвращением вырученных денег за проданные книги в приказ книжного печатного дела.2)

 

В 1632 году при типографии Московского печатного двора открывается книжная лавка. Первой проданной здесь книгой становится «Псалтырь следованный». В 1633 году продается уже следующее издание – книга «Апостол», по цене 90 копеек за экземпляр. Один «Апостол» этого издания был продан в том числе и в город Белев.3)

 

В 1637/38 году белевцами было приобретено еще три книги.4) Книги в 17 веке стоили очень дорого и не каждый человек мог себе позволить такие покупки. Чаще всего книги приобретались для Церкви, монастыря, а так же их приобретали состоятельные граждане.

 

По данным Московского печатного двора были еще следующие приобретения: Белевский поп Исаия 8 июня 7171 (1663) года приобрел книгу «Служебник» в двух экземплярах, за которые оплатил серебряными деньгами. Для Церкви св. Стефана исповедника, попом Ферапонтом 8 февраля 7172 (1664) года приобретена книга «Триодь постная». 5 марта того же 7172 (1664) года, Осипом Савиновым приобретена «Библия» за пять рублей.5)

 

В покупках книг, не отставали от белевцев и их соседи, так жители Болхова за 1663-64 годы приобрели 9 книг. Белоусовы Самсон и Мина 1 марта 7172 (1664) года приобрели две «Библии», а игумен Болховского Рожественского монастыря Никодим целый список книг.6)

 

Развитие книгопечатания в России изменило свое направление после Большого Московского собора 1666-1667 годов, когда старые книги были запрещены к использованию и подлежали уничтожению. В такой ситуации в защиту старых книг выступила значительная часть русского народа, началось старообрядческое движение. Это было следствием реформ начатых в Русской Церкви в середине 17 века, когда патриархом Никоном стали вводиться новые богослужебные книги и обряды, при этом в целях борьбы со старообрядчеством было решено изымать старые книги и сжигать. Следствием таких действий Русской культуре был нанесен неоценимый ущерб.

 

Старообрядцы по всей стране старались уберечь эти книги. Даже вынуждено покидая свои дома и направляясь в изгнание ревнители древлего благочестия непременно везли с собой и книги, а организовав свою жизнь на новом месте стремились к сбору и увеличению книжного достояния. Так возникали крупные старообрядческие книжные (духовные) центры, в которых не только накапливались но и преумножались и продолжали развиваться русские книжные традиции.7) Одним из таких старообрядческих центров в 17 и 18 веках был город Белев.8) Таким образом во многом благодаря старообрядчеству, несмотря на преследования и репрессии со стороны государства и официальной церкви, на протяжении нескольких веков, удалось сохранить и донести до наших дней, одно из достояний русской культуры – старопечатную книгу.

 

В наше время многие уникальные книжные собрания сохраненные старообрядцами находятся в государственных книжных хранилищах.

 

Приложение.

 

Каждая книга имеет свою историю, одну из таких историй мне хотелось бы рассказать на этих страницах, речь пойдет о книге которая связывает и город Белев и старообрядцев и родные для меня места.

 

Книга эта – «Острожская Библия», была издана в городе Остроге в 1581 г. в мастерской русского первопечатника Ивана Федорова. Вскоре она была приобретена Белевской приказной избой, о чем имеется владельческая запись рубежа 16-17 веков на нижних полях книги, постранично: «Сия книга // глаголемая // библия острозския печати // города белева // приказной избы», среди записей имеются и записи на польском языке, предположительно почерком 18 века.

 

В Польше книга могла оказаться во время Русской смуты, во время нашествия на Россию самозванца или польской интервенции начала 17 века, но по нашему мнению она могла покинула Белев когда из города бежали старообрядцы на Ветку9) , которая находилась в Польских пределах. О судьбе книги в 18 и 19 веке ничего не известно, но в начале 20 века книга уже хранилась в среде старообрядцев в Пермской губ. О том как она попала из Польши в Пермскую губернию можно только строить догадки. Так, к примеру, она могла «передвигаться» по старообрядческим каналам, в Польше в то время проживало много старообрядцев бежавших из России от преследований, причем книгу они могли как обменять, так и вывезти в глубь России во время Ветковских выгонок 1735 и 1763 годов, «Библию» могли привезти и солдаты-староверы после одной из многочисленных войн, которые на протяжении 18 и 19 веков шли на территории Польши.

 

Как бы то ни было, но по крайней мере с начала 20 века книга находится на территории Верхокамья 10)  в одной из староверческих  общин. Под конец 20 века «Острожская Библия» принадлежала Старкову Андрею Ивановичу, а с 1996 г. находилась в семье Безгодова Николая Федоровича, который в этом (2004) году передал книгу в районный краеведческий музей.

 

1.  РГАДА Ф. 1182. Приказ книгопечатного дела.

 

2.  Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский печатный двор – факт и фактор русской культуры 1618 – 1652 гг. От восстановления после гибели в смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. – М.: издательство объединения «Мосгорархив», 2001. С. 75.

 

3.То же С. 142-143.

 

4. То же С. 112.

 

5. РГАДА Ф. 1182. Оп. 1. ед. хр. 61, 65.

 

6.  Там же.

 

7. Среди таких центров наиболее известны Выг, Ветка, Стародубье, Керженец, Гуслицы и др.

8. Подробней об этом смотрите.: Безгодов А.А. Старообрядчество Белевского края. Белевские чтения. Выпуск 4. – М., 2004.

 

9. Как известно, Белев в 17 - 18 веках был одним из старообрядческих центров и поддерживал тесные контакты с Веткой (ныне город в Беларуси).

 

10.  Верхокамье – исторический регион на западе Пермской области, в котором довольно компактно проживают старообрядцы.

 

Большая благодарность Пушкову Виктору Петровичу за оказанную помощь в нахождении фактического материала для написания данного доклада.

 

Алексей Александрович Безгодов

Аспирант Пермского государственного педагогического университета

Сотрудник Музея истории и культуры старообрядчества, ( г. Москва)

 

Конференция «Белевские чтения» проходила в Белеве в 2004 г.

Доклад опубликован в сборнике: Белевские чтения. Выпуск 5. – М., 2005.

Категория: Книжная культура старообрядцев | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-16)
Просмотров: 1799

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz