"Словеса книжные суть реки, населяющие вселенную." Эти слова, пожалуй, точнее всего отражают значение книг для жизни людей. Особенностью культурного развития района Нижней Печоры и его центра - Усть-Цильмы - явилось развитие богатой и своеобразной письменной книжной традиции. В. И. Малышев назвал Усть-Цильму "культурным гнездом", имеющим "свои, только ему присущие, особенности, свои разнообразные вкусы и запросы". Письменная традиция родилась в Усть-Цильме и развивалась благодаря местному крестьянству. "Она была создана трудами и тщанием печорских мужиков", - отмечал В. И. Малышев.
"Проводниками" рукописных книг на Печоре в XVII-XVIII веках были служилые люди: подьячие, таможенные служащие, рудознатцы. Много книг попадало и через пустозерских воевод, которые с XVII века очень часто бывали в Усть-Цильме, а иногда и долго жили в ней. Попадала книга и через ссыльных. Согласно преданию, в 1667 году проездом в Пустозерск останавливался в Усть-Цильме протопоп Аввакум. В 1680 году через Слободу проезжал опальный "ближний боярин" А. С. Матвеев. Привозили книги и сами усть-цилемцы, ездившие торговать.
Наибольшее развитие книжного дела и письменности на Нижней Печоре связано со старообрядческим движением в XVIII веке. Около 1720 года мезенец П. Клокотав совместно с бывшим соловецким старцем Феофаном организовали на "Великих лугах" (Пижма) старообрядческий скит. В скором времени скит превратился в довольно крупное поселение. Великопоженский скит, созданный трудами мезенских, пинежских и усть-цилемских крестьян, просуществовал с небольшими перерывами более 125 лет (закрыт в 1854 году) и сыграл заметную роль в распространении грамотности и книги в низовой Печоре. В его школе-грамотнице дети обучались чтению, письму, пению и переписке рукописей. В специальной кни-гоописной мастерской переписывались книги, необходимые для церковной службы, размножались, копировались и реставрировались пришедшие в негодность древние рукописные и старопечатные книги. Рисовали настенные листы духовного и светского содержания пижемские девушки. Одна такая картина с изображением внешнего вида Великопоженского общежительства и двух его наставников хранится в Государственном литературном музее в Москве. В скиту находилась большая и разнообразная библиотека.
Вторым центром распространения грамотности и книги на Низовой Печоре в XVIII веке и первой половине XIX века был Омелин-ский старообрядческий скит, основанный мезенцами в верховьях реки Цильмы. Просуществовал он до 1851 года. После закрытия скита образовалась деревня Омелино. В Омелинском скиту также была налажена переписка книг, существовала большая библиотека.
Во второй половине XIX - начале XX века, после закрытия скитов, книжную традицию продолжили одаренные крестьяне. Среди писцов-профессионалов наибольшей известностью пользовался И. С. Мяндин из Усть-Цильмы. По имеющимся сведениям, это был очень грамотный и начитанный человек, проживший долгую жизнь. Он имел большое собрание рукописей и старопечатных книг. Ему принадлежит заслуга в изучении печорского полуустава - особого, характерного только для этого района, способа написания. Мяндин один из первых начал перерабатывать старинные произведения, имея целью приблизить их к читателю. Он первый на Печоре начал переплетать и реставрировать книги. Другим заметным усть-цилемским переписчиком, современником Мяндина, был Н. И. Носов. В начале XX века среди усть-цилемских писцов выделялся И. Е. Ермолин.
На Пижме наиболее плодовитыми переписчиками книг считались Т. С. Чупров (д. Боровская), М. А. Михеев (д. Скитская) и Н. С. Кириллов (с. Замежное). В деревне Рощинский Ручей работал известный на Печоре Ф. И. Вокуев - писец и рисовальщик миниатюр. Здесь же жил другой видный местный переписчик книг А. А. Вокуев. На Нерице главным книгописцем слыл А. М. Бажу-ков. Из цилемских переписчиков рукописей наиболее известным был И. А. Ларионов (д. Омелино). Он продолжил традиции местного "монастырского" (скитского) письма.
Всего перепиской книг в XIX - начале XX века в пределах нынешнего Усть-Цилемского района Республики Коми занимался 31 человек. В 1906 году царское правительство разрешило печатать старообрядческие книги, и на Печору хлынул большой поток печатной продукции. Переписка книг от руки стала заметно сокращаться. Переписанные же книги остались. Почти каждая семья на Нижней Печоре имела свои рукописные старинные книги, а некоторые - даже целые библиотеки.
Несмотря на пожары и другие стихийные бедствия, книг на Печоре сохранилось довольно много. Это свидетельствует о богатых книжных традициях края. В крестьянской среде имелись даже свои писатели, которые не только переписывали, но и создавали произведения на местные темы. Наиболее значительным из них является "Повесть о быке", рассказывающая о древних торговых связях Усть-Цильмы с Великим Устюгом.
В 30-90-е годы XX столетия на Печоре побывало много ученых, писателей, публицистов, журналистов, которые оставили заметный след в исследовании проблем старообрядчества и развития книжно-письменной культуры на Нижней Печоре. Наиболее активно работали сотрудники Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) и преподаватели филологического факультета Сыктывкарского государственного университета (В. И. Малышев, А. Н. Власов и другие). Благодаря им для будущих поколений сохранен огромный пласт культурного наследия печорского крестьянства. Многоплановые и разнообразные сборники XVII-XX веков - показатели своеобразной культуры печорцев, свидетельствующие о больших творческих задатках северного русского населения.
В.И.Чупров (Сыктывкар)
Доклад на конференции "Русская культура на пороге третьего тысячелетия: проблемы сохранения и развития" (Вологда - Белозерск, 7-9 июля 2000 г.)
Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. - Вологда: "Легия". - 2001. - 300 с.
|