Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Книжная культура старообрядцев [52]
Центры книгопечатания [6]
Рукописные книги, переписка книг [13]
Старообрядческие писатели [26]
Старообрядческая словесность [14]
Книжные собрания [20]
Круг чтения староверов [26]
Новые издания старообрядцев [21]
Летописи [6]
Рецензии старообрядцев [6]

Главная » Статьи » Книжность. Книгоиздательство » Рецензии старообрядцев

Новгородский патерик. Рецензия иерея Александра Панкратова на сборник «Святые Новгородской земли X – XVIII века»

При изучении  современной  литературы  по  истории  и  духовной  культуре  Новгородчины, произведений  как  нынешних  церковных, так  и  светских авторов, зачастую  сталкиваешься со  своеобразной   концептуальной  «пленённостью»  пишущих  сегоднешним  административно -  территориальным  делением Северо – Запада  нашей  страны. Иными  словами, в последние годы появились отдельные  очерки  истории  Православия  в  Карелии, областях Архангельской, Псковской, в  прочих  сопредельных  им  географически  регионах. Есть  даже  труды  по  церковной  истории некоторых  территорий  внутри  названных выше земель (например, Поморья, Обонежья, и др.). При  этом  в  данных  работах, как  правило,  конечно же,  указывается, что  та  или  иная  территория  исторически  являлась частью  Новгородских  земель  или  одноименной  епархии. Однако  обобщающего  современного  церковно – исторического  «взгляда  из  Великого  Новгорода»  на  духовную историю и  культуру севера  европейской  Руси,  воплощённого  в  некоей  фундаментальной  монографии, пока  что, увы,  не  обретается. Наверное, не  в последнюю  очередь потому,  что  в нынешнем  новгородском  научно -  историческом  мире  ещё  недостаточно соответствующих  духовных сил. А занимающиеся  новгородскими  сюжетами специалисты  из  Москвы, Петербурга  и  других  крупных  городов, кажется, доселе  вполне  удовлетворены  фрагментарностью, о  которой  говорилось выше.  Но  такое  состояние  ущербно, как совершенно  не нормальным явилось бы, скажем,  изучение  целостного  произведения  искусства (иконы, картины и т.п.)  только по его отдельным  фрагментам. Упомянутые  же (равно как и неназванные, однако достаточно и без того известные) территории,  безусловно, очень долго  были  частями единого  целого, на протяжении  XII (а иногда и раньше) – XVIII веков  составляя  собою  сперва  Новгородскую  республику, а  затем, после 1478 г., входя  в  практически  следовавшие  её  границам  пределы Новгородской епархии.

 

Тем приятнее  отметить, что весной  текущего года, накануне  праздника  Благовещения Богородицы,  пришло доброе известие о  выходе  в  свет  двухтомника  «Святые  Новгородской  земли  XXVIII века», издания, посвящённого  изложению  житий  православных  подвижников,  прославившихся  на  всех  без  исключения  землях, когда – либо  подчинявшихся  в духовном отношении Великому Новгороду.

 

Книга  получилась объёмной: в двух, как  уже  говорилось, томах, в общей  сложности  1472  страницы, на которых  поместились  жизнеописания  двухсот шести (!) святых, а вместе с ними, -  немало  ценных  сведений  по истории и культуре Новгородчины, той, древней и по – настоящему  великой. Пожалуй, полноценный критический  анализ всех  материалов книги, - дело  не  журнальной  заметки, а  целой  научно – критической  работы, для  появления которой, скорее всего, ещё  потребуется  время. Однако  кое - что  можно  сказать  уже  сегодня.

 

Во – первых, как  уже  отмечалось, отраден  сам факт  появления  подобного  издания, с  его  наиболее  соответствующим  историческим  реалиям  географически полноценным  охватом  темы, которой  посвящена книга. Это, кажется, первый в библиографии новгородики  опыт подобного рода. Что лишний раз доказывает  принципиальную техническую  возможность (а объективная необходимость сего назрела, как говорилось выше, довольно  давно) создания  того обобщающего  труда, о  коем  сказано здесь  в  самом  начале.

Но, во -  вторых, новая книга  о  новгородских  святых, - конечно, ещё не  такая  монография. По  жанру  изложения  это  вполне  добросовестная  компиляция,  то есть  собрание  сведений из  разный источников, с их указанием (зачастую, - с прямым цитированием), без  претензий  на  какое – либо  самостоятельное  научное  значение. Ведь  потенциальные  читатели , -  не  столько профессиональные учёные, сколько  представители  мира  веры, с различным уровнем  образования и, соответственно, предъявляемых к изданию требований. Об этом, в частности, свидетельствует и помещение на здешних страницах молитвенных текстов, тропарей и кондаков новгородским святым. Кроме того, двухтомник, - ещё и путеводитель по святым и историческим  местам: приведены  сведения  о  современном (часто, к сожалению, весьма плачевном) состоянии  тех  монастырей  и  храмов, которые  связаны с, так сказать, «главными  героями»  повествований. Причём говорится и о местностях, где от упомянутых  памятников прошлого до нас не дошло, увы, ничего (кроме, конечно, самой памяти).  Содержание  книги, таким образом, оказывается не лишённым определённого универсализма.

 

В – третьих, издание, возможно, было бы ещё более качественным, если бы и его художественное  оформление было более приближено  к  стилю  церковного искусства тех  веков, о которых  здесь  повествуется. Вряд ли  удачным  является, например, иллюстрирование  житий  древних  святых  гравюрами и репродукциями  в  «итальянско – академическом»  синодальном  стиле XIX  столетия (хотя, справедливости ради, отмечу, что в книге воспроизведён и ряд вполне каноничных  образов). Да и внешне тома  могли бы более походить на  древнерусские  рукописи или  старопечатные издания.

 

Но самое основное хотелось бы сказать в – четвёртых, в заключение.  Хотя об этом и не сказано в официальных  предисловиях (одно из них принадлежит  Архиепископу Новгородскому Льву, благословившему выход книги в свет), двухтомник представляет собой  ещё и плод  межконфессионального  сотрудничества. В  работе над ним  принимали  участие  как  члены  «официальной» Русской  Православной  Церкви, так и представители  старообрядчества. Последнее, в частности, отразилось во  включении в рассказ об истории  Соловецкого  монастыря  подробного описания  известного «сидения» 1658 – 1676 гг., жестокого  столкновения  между в основном не принявшей  церковную реформу патриарха Никона обителью  и властью, насаждавшей  новшества  с помощью военной силы. То обстоятельство, что этот трагически – печальный  материал был  допущен к печати  современными  новообрядческими издателями  книги,  свидетельствует, что  в наши дни (во всяком случае, в Новгородской епархии) жёсткое  противостояние  «никониан» и староверов, к счастью, в прошлом. Таким образом, в новом  издании (для кого-то, быть может, и  неожиданно) нашла  отражение  ещё  одна грань  богатейшего  духовного наследия древней  Новгородской земли, -  его  потенциал  объединять людей порой  принципиально  разных  убеждений, способствуя тем  единству, которое столь  необходимо  сегодня

России.

 

Священник  Александр Панкратов

 

Сведения об авторе:

Священник Александр Панкратов (Панкратов Александр Владимирович), - настоятель общины Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Великий Новгород (храм св. Иоанна Богослова на Витке на Торговой стороне), преподаватель спецкурса «История старообрядчества» НовГУ им. Ярослава Мудрого, член Новгородского общества любителей  древности, г. Великий  Новгород.  

  

Опубликовано в журнале Новгородского университета им.Ярослава Мудрого "Чело", 2006, №2, с.117-118

 

Наша справка: Книгу «Святые  Новгородской  земли  XXVIII века» можно купить в магазине церковной книги "Путь к храму" в Рогожском послке (Москва), а также в книжных магазинах Великого Новгорода и в лавке храма РПСЦ во имя св. Иоанна Богослова в Великом Новгороде

Категория: Рецензии старообрядцев | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-09)
Просмотров: 1361

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz