История русского старообрядчества подобна таинственному пушкинскому Лукоморью, где на «неведомых дорожках» исследователя поджидают неведомые следы, оставленные людьми, безымянно и безвестно исчезнувшими в веках. Потому редкие путеводители по этим «дорожкам» ценны, поскольку помогают не только историкам, но и самим староверам разбираться в хитросплетениях духовной жизни прошлых веков.
В путешествие по малоизученным тропам старообрядческой истории приглашает своей книгой «Ветковский патерик» известный церковный историк и публицист Дмитрий Александрович Урушев. Читатель «НГ-Религии» хорошо знаком с его публикациями, посвященными преимущественно истории Древней Руси и староверия – всегда яркими, со множеством деталей и акцентом на отдельных эпизодах.
На этот раз перед нами полотно, тщательно сотканное из иноческих житий. Староверы до недавнего времени не имели книги, позволяющей одним взглядом охватить суровую, полную испытаний и подвигов судьбу старообрядческого монашества. И вот – свершилось!
Название книги определяет и характер повествования. Агиография (писание житий святых), избранная автором для воплощения своих задумок, весьма непроста. Известный литературовед прошлого А.П. Кадлубовский так определил жанр патериков: «Главное содержание этих памятников – краткие повествования о достопамятных с точки зрения религиозной происшествиях, связанных более или менее с данною иноческою средой».
«Данная среда» книги Д.А Урушева – местность близ реки Ветка в современной Гомельской области Белоруссии. В XVII веке это были польские земли и сюда, спасаясь от преследований царских властей, устремились тысячи христиан, сохранивших после трагического церковного раскола верность «древлему православию». С конца XVII по середину XIX века Ветка считалась одним из основных духовных центров Старообрядческой Церкви. Особую славу принесли ей монастыри, известные строгой подвижнической жизнью своих насельников. Историк М.И. Лилеев писал: «Из отдаленных великорусских областей шли на Ветку люди только затем, чтобы: «повидать тамошнего монастыря и монашеского жития», так сильно было влияние Ветки».
Именно преподобным отцам посвящен «Ветковский патерик» – их борьбе за истину, за целомудрие, за свободу своей веры, за людей, бесстрашно последовавших в чуждые, доселе им неведомые земли. В Предуведомлении к книге автор пишет, что эти старцы «подобно неисчислимым звездам украшали Церковь Христову, служа верными путеводителями для всех, жаждущих спасения, составляя славу Ветки и похвалу древлего православия».
Современному читателю может показаться, что жанр жития уже отошел в историю, а подобные повествования сегодня встретишь лишь на пыльной библиотечной полке. Как ошибочно это мнение! Автору удалось воссоздать не только жанр патерика, казалось бы, навсегда утраченный современной литературой, но и старомосковский книжный язык. Книга написана уникальным стилем, будто бы полученным в средневековой монастырской школе. Автор воссоздает и ту атмосферу духовного бытия, некогда царившего на Ветке, освященного «правилом веры и образом кротости» людей, посвятивших себя служению Богу.
Тем, кто впервые соприкоснется с этой книгой, можно только позавидовать: им предстоит преодолеть путь из современности в далекое прошлое, полное загадок и тайн, хранящихся в его неистощимых кладовых, и преклониться благоговейно перед памятью ветковских праведников. Но читателя ожидает не только поучительный рассказ.
«Ветковский патерик» - это кропотливый труд сразу нескольких людей. Нельзя обойти вниманием труды московского священника Алексия Лопатина, - именно благодаря трудам его общины, читатель может держать в руках это удивительное во всех смыслах издание. Особо следует отметить оформление книги, прекрасно изданной на плотной мелованной бумаге. Не менее текста ценны и интересны великолепные иллюстрации, созданные старообрядческим иконописцем иноком Алимпием (Вербицким) в стиле русского книжного рисунка начала ХХ века (например, в духе художника И.Я. Билибина).
Автор прослеживает судьбы подвижников, какими бы короткими они не были – подлинный подвиг духа способен воплотиться и в нескольких строках, основанных на реальных фактах. В компактности изложения иноческих житий нет авторской недоработки, напротив, это говорит о кропотливом труде по сбору скудного исторического материала. И не удивительно, почему до Д.А. Урушева никто не брался за эту, на первый взгляд, обреченную на неудачу исследовательскую работу.
Но бесконечно прав А.С. Пушкин, сетовавший: «Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны». Таков русский менталитет. Долгая память – не наш удел и сердце быстро забывает своих досточтимых предков… Однако у читателя нет повода сомневаться в исторических деталях «Патерика» - многочисленные ссылки подтвердят правоту автора, который откровенно говорит, что многое навсегда утрачено в веках.
Создавая памятник всем «прежде отшедшим отцам и братиям нашим», автор наводит нас на мысль о важности сохранения исторической памяти и своим примером – обращением к столь деликатной тематике – заставляет по-другому взглянуть на малоисследованные страницы русской религиозной истории. Несомненно, прав автор в том, что читатели собранных житий преподобных отцов могут живо представить себе то возвышенное состояние духа, в котором, несмотря ни на какие гонения, находилось старообрядчество, и с грустью сравнить будничное настоящее со славным прошлым...
Авторские размышления, предваряющие житийную часть книги, дают повод задуматься об одном из насущных вопросов современного состояния Русской Православной Старообрядческой Церкви. Способен ли в условиях новой жизни воскреснуть великий дух подвижничества, который вдохновит человека обратить свой взор на чистоту и свет веры, и возродится ли иночество, процветшее на Ветке «яко шипок благоуханен»? Восстановятся ли скиты и монастыри, некогда славные своими строгими уставами и чистым житием подвижников? С долей сожаления, но и с надеждой, которая теплится в душе одинокой лампадой, отвечает на эти вопросы Д.А. Урушев: «Одному Богу известно…»
Максим Гусев
Фото и статья - с Портала "Правда Старой Веры"
|