Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Май-28, 03:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Книжная культура старообрядцев [52]
Центры книгопечатания [6]
Рукописные книги, переписка книг [13]
Старообрядческие писатели [26]
Старообрядческая словесность [14]
Книжные собрания [20]
Круг чтения староверов [26]
Новые издания старообрядцев [21]
Летописи [6]
Рецензии старообрядцев [6]

Главная » Статьи » Книжность. Книгоиздательство » Новые издания старообрядцев

Гусев М. История веры глазами верных: рецензия на книгу Д.Урушева "Лоза истинная"

Жизнеописание Церкви – так можно охарактеризовать новую книгу Дмитрия Урушева «Лоза истинная». Это не просто «очередное» изложение истории старообрядчества -  это, в первую очередь, история тех, кто не дал погибнуть могучей православной вере, не дал срубить под корень и выкорчевать это древо, ветви которого всякий облеченный властью и уверенный в безнаказанности стремился сломить. С годами, подобно хорошему вину у Мудрого Виноградаря, и вера человеческая становится крепче, перерастая в уверенность. Такую уверенность, выраженную в духовной, кроткой борьбе с неправдой, показывают нам «нищие духом» епископы Павел Коломенский и Арсений Уральский, митрополит Амвросий, крупные промышленники-староверы Рябушинские и Морозовы, сохранившие и преумножившие  духовную и материальную собственность – те, о ком и идет повествование в этой книге. Каждый из них положил жизнь «за други своя» – за право потомков свободно и гордо исповедать незамутненную расколом веру.

Автор показывает на примере документальных источников, что выдержки хранителям древлей веры, умения сберечь свое «аз» в условиях, когда весь мир ополчился против, а супостат не дремлет, - не занимать. Святая Церковь стояла насмерть: ветрами истории ее отбрасывало на столетия назад, «старообрядческая литургия напоминала (…) литургию первых христиан в катакомбах языческого Рима». И вот мы видим возвращенного в пепел минувших столетий священника, он служит литургию ночью, «на дому у какого-нибудь благоговейного старовера, пользуясь переносной походной церковью».

«Лоза истинная» хронологически продолжает ранее вышедшую книгу «Соль земли», о чем автор прямо указывает в своем предисловии – «Вкупе книги (…) составляют небольшое сочинение по истории старообрядчества, начатое мною в 2004 году».

Теперь Дмитрий Урушев перемещает нас из эпохи «старообрядческого средневековья», в эпоху нового времени и вплоть до 1917 года, когда старая вера, лишь на десятилетнее мгновение вспыхнула золотым пламенем лампады, чтобы вскоре вновь погрузиться во мрак гонений и лютый хлад мытарств.

В предисловии автор говорит и о том, что создавал «всеобъемлющий труд, где в лицах и деяниях была бы рассказана история не только Православной Старообрядческой Церкви, но и иных согласий». И действительно, книга оказалась не только превосходным изданием, которое простым языком представляет несведущему читателю клубок развития околоцерковных событий, но и, думается, просто обречена стать настольной для всякого, уважающего свое прошлое старовера.

Исторические очерки, которым суждено было стать жемчужинами этого ожерелья, уже знакомы читателю по публикациям в «НГ-Религии», в журнале «Истина и Жизнь». Под обложкой нас ждут знакомые, но от того не менее интересные повествования о жизни «У Рогожской заставы» и «В ожидании Пасхи», о завещании из глубин веков – «Будь верен до смерти!», о той жизни, что раз и навсегда была отдана Церкви. «И не молчат колокола»…

Сама книга не имеет начала, и не стремится к окончанию. Скажу больше: она возвращает читателя, пользуясь словами Экклезиаста, «на круги своя» (Еккл. 1,6). Урушев уверенно ведет нас бесчисленными архивными стеллажами, из века в век, давая каждому познать все – от альфы до омеги. Ценно и то, что само полотно книги свободно от апологии, которая подобна утреннему туману, мешающему разглядеть солнце Истины. Урушевская «Лоза…» - это всего несколько картинок, которые автор заботливо достал из сундука истории, стряхнул с каждой из них вековую пыль, и показал современному читателю, способному самостоятельно оценить и переосмыслить непростую жизнь Старообрядческой Церкви. Это те лепты, что сродни жертве библейской вдовы на храм, это богатое пожертвование автора-историка и автора-христианина всем чадам Церкви.

В книге нет и намека на публицистику, которая в таком фундаментальном исследовании померкла бы, как неотвратимо меркнет сгоревшая, оплывшая воском свеча; факты не замутнены мнениями и оттого правда Старой Веры не опорочена. «Лоза истинная» - это уже ушедшая, но возвращенная каждому из нас история – подлинная история Веры глазами верных. Во главу угла автор ставит воспоминания очевидцев: «Я старался написать не бездушный научный труд, а некое эпическое сказание, героическую летопись», - свидетельствует Дмитрий Урушев, чье глубокое знание предмета и обилие привлеченных источников впечатляют.

Одним из самых удачных текстов в книге стал очерк о Рогожском поселке – «Духовном и административным центром современной Православной Старообрядческой Церкви. (…) Здесь находятся резиденция всероссийского Митрополита, кафедральный Покровский собор и знаменитое кладбище». Из очеркового повествования мы узнаем об истории застройки старообрядческого поселка храмами, больницами, богадельнями, приютами для сирот, иерейскими домами и монастырями. В лучшие годы одновременно здесь служили 12 священников и четыре диакона – эти цифры заставляют задуматься и о том подавленном состоянии, в котором пребывает сегодня Церковь. …И вот уже 9 августа 1854 «высочайшим повелением» больницы и богадельни переданы в управление правительству, а двенадцать лучших строений отданы единоверцам, которые подобно хитрой лисице из знаменитой крыловской басни, увивались там, где до их прихода царила духовность, столь невыносимая для Синодальных чиновников в разукрашенных рясах.

И все же потрясающим диссонансом с описываемыми событиями через благодатную, обильно смягченную пашню книги весенним дождем проходит чувство того, что книга эта создана укреплять дух читателя – не сломились бородачи, не отчаялись девы, не пал старообрядческий бастион в битве с неправдой. «Лозу…» отличают не только беспристрастная точность и максимальная историческая достоверность, но и художественность изображения. По тропам истории мы неспешно движемся в компании Александра Пушкина и Дмитрия Мамина-Сибиряка, Бориса Шергина, Андрея Печерского, Владимира Гиляровского, Сергея Соловьева, Николая Лескова и других писателей, хорошо известных своим литературным талантом и по сей день.

В нашем воображении создается эффект присутствия в «той» среде, а чтение становится увлекательным процессом и не требует каких-то специфических знаний историка, библиотекаря или языковеда. Кстати, фотографии, которыми снабжена книга, наглядно иллюстрируют материал, придавая дополнительную достоверность описываемым событиям, личностям, фактам.

Пожалуй, удручает лишь одно: относительно небольшой тираж. А значит, многие общины и целые регионы РПСЦ узнают о новой книге лишь по отзывам счастливых обладателей «Лозы истинной».

А всякому, кто держит в руках эту книгу и только открывает ее с чуть слышным хрустом новизны, хочется напомнить слова евангелиста – «имеющий уши да услышит», ведь история, еще недавно скрытая от нас за семью печатями, сегодня доступна каждому, кто желает с трепетом и рвением первооткрывателя прикоснуться к ней.

«Лозу истинную» читал Максим Гусев

Категория: Новые издания старообрядцев | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-23)
Просмотров: 960

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz