Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-27, 08:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Книжная культура старообрядцев [52]
Центры книгопечатания [6]
Рукописные книги, переписка книг [13]
Старообрядческие писатели [26]
Старообрядческая словесность [14]
Книжные собрания [20]
Круг чтения староверов [26]
Новые издания старообрядцев [21]
Летописи [6]
Рецензии старообрядцев [6]

Главная » Статьи » Книжность. Книгоиздательство » Книжные собрания

Половинкин П.В. Книжница Самарской старообрядческой поморской общины

Среди унаследованного от своих предков, староверы сохранили древние церковные традиции в пении, изобразительном искусстве и книжности. 

На протяжении трехсот пятидесяти лет, когда РПЦ (Русская Православная Церковь) вела жесточайшую борьбу за искоренение старообрядчества, а древнейшие памятники славянской книжности безжалостно уничтожались,  староверы сохраняли их, несмотря на преследования.

Воспитанные на реальных книжных древностях, староверы, как правило, ценили, знали и понимали книгу. Книги выменивались и приобретались за большие деньги. Во многих староверческих семьях были большие библиотеки.

Можно составить очень большой список староверов – собирателей древней книги. Отметим лишь особо значимые имена. Это Егор Егорович Егоров (г. Москва), Михаил Иванович Чуванов (г. Москва), Иван Никифорович Заволоко (г. Рига).

Собрания Е. Е. Егорова сегодня составляют персональный фонд Российской национальной библиотеки, М. И. Чуванова -  Российской национальной библиотеки и археографической лаборатории МГУ. И. Н. Заволоко принадлежит заслуга в открытии одного из автографов «огнепального» протопопа Аввакума.

Немал список и наших земляков – староверов–собирателей XIXXX веков. Среди них можно выделить Илью Степановича Карпова, Леонтия Николаевича Пашкова, Никифора Савельевича Солодовникова и Дмитрия Романовича Рузанова. О принадлежности книг к их собраниям говорят владельческие записи, экслибрисы и печати.

Отметим, что двое последних были, «всего лишь» крестьянами с. Черноречья Самарского уезда, но среди их собраний можно встретить уникальные рукописи и издания начала XVIIXVIII вв.

Леонтий Николаевич Пашков (1890 – 1965) –  человек очень необычной судьбы. Его приобретения старопечатных книг относятся к 30 – 60 годам ХХ в. В период культа личности он был репрессирован и неоднократно подвергался ссылкам, но и в ссылках находил контакты с местными староверами. И только представьте себе, возвращаясь из очередной ссылки, он привозил в Самару мешки с книгами.

Так книги из собраний вышеупомянутых и других лиц аккумулировались вокруг Самарской Старообрядческой Поморской общины, и составили сегодня основу ее фонда. Книги же находящиеся при Церкви были безвозвратно отобраны в лихолетье. С 1929 и по 1980 гг. община практически не имела постоянного места. Книги переносились из дома в дом, и, к сожалению, большая их часть была утрачена в этот период.

В начале 80 – х гг. ХХ века, когда общиной был приобретен собственный частный дом для отправления служб, кроме книг богослужебного характера (Евангелия, Минеи, Триоди и др.) фонд стал пополняться другой церковной литературой. Появились старообрядческие сборники, журналы («Церковь», «Щит веры», «Старообрядческая мысль» и другие) и даже апокрифические сочинения («Письмо жены Понтийского Пилата…» и «Житие Пилата, осудившего Христа на смерть»).

С переездом общины в историческое здание храма по ул. Л. Толстого, 17 появилась возможность просто нормального их хранения.

Только за прошедшее десятилетие книжное собрание общины увеличилось в три раза. Отдельные, редкие и более интересные издания для книжницы выискиваются и приобретаются по всей России. В основном же это книги, переданные в дар общине, и порой целыми собраниями, в том числе и из других городов.

Здесь можно отметить собрание рода Байдосовых из г. Златоуста.

На праздник Святой Троицы 2001 года Самарскую общину посетила христианка – поморка из г. Златоуста Зоя Николаевна Байдосова и любезно пригласила к себе в гости. Оказалось, что Зоя Николаевна и ее сестра Алевтина Николаевна являются хранителями богатейшего книжного собрания, накопленного несколькими поколениями их предков, среди которых многие были известными деятелями староверческой церкви. Когда же перед старицами встал вопрос о передаче книг по наследству, то их выбор пал на Самарскую Поморскую общину, где,  как они посчитали,  всему этому богатству будут обеспечены надежная сохранность и достойное применение. Всего было передано более шестидесяти экземпляров книг. Среди них: Кириллова книга, Москва, 1644 г.; Катехизис, Гродно, 1787 г.; Цветник, Вильна, 1771 г.; Поморские ответы, рукопись, 1783 (?) г.

Особо ценными из этого собрания являются два рукописных сборника XIX в. Первый – это сборник статей по византийской и старорусской церковной и светской истории, содержащий хронологические и синхронистические таблицы.

Второй сборник называется «Ответ о святом крещении». «Сей ответ, - написано в конце книги, - предоставлен златоустовскому благочинному и председателю духовного братства протоиерею Стефану Васильевичу Яхонтову, от старовера Поморскаго согласу Трофима Васильева Байдосова. Мая 20 дня 1873 - го года. г. Златоуст.».

В 38 главах книги, составленной и написанной в течение полугода в форме выписок из священного писания и учения святых отец, сочинений богословов и светских историков различного времени, объединенных предисловием, заключением и различными сносками, рассматриваются все аспекты чина крещения. Написана она грамотно, каллиграфическим почерком, полууставом и содержит 140 листов. Это сочинение было гектографировано небольшим тиражом А. Т. Мельновым в Златоусте в начале ХХ в. и имело хождение среди российских староверов. Неизвестно, сохранились ли печатные экземпляры, но рукописный, авторский подлинник в прекрасном состоянии находится в нашей книжнице.

Сегодня книжница общины содержит более 600 томов книг богослужебного характера, а так же богословского, полемического и исторического содержания. По возрасту и изданию они разнообразны. Это и старопечатные кирилические книги начала XVII в.,  и совсем новые издания. Среди них книги типографии царского двора при Василие Шуйском, издания Патриархов Ермогена, Филарета и Иосифа, книги  Виленской, Супральской и Почаевской печати, Единоверческой и Синодальной типографий, гектографические издания,  в т. ч. существовавшей в Сызрани типографии Прокопия Максимовича Безводина, и многих других. Имеются так же и рукописные фолианты Поморья, Гуслиц, Иргизских монастырей и местных писцов поморского согласия начала ХХ в.

На все имеющиеся книги составляется профессиональная опись и картотека. В этом деле община тесно сотрудничает с Отделом редких книг Самарской областной универсальной научной библиотеки.

Доступ к пользованию книжницей осуществляется только с непосредственного разрешения руководства общины.

Несколько прошедших месяцев текущего года преподнесли нам поистине дорогие подарки.

Староверами одного из сел Самарской области была передана книга, которую первоначально, по характеру шрифта и заставок,  атрибутировали как «Апостол, начало XVII в., Западная Русь», конечно же, под знаком вопроса. Но эта закапанная воском, пыльная, отреставрированная где то в XIX в., с дописными листами, без выходных данных, книга обладала  какой-то  особой притягательностью.  При помощи сотрудников отдела редких книг  было установлено, что это - второе, Львовское издание «Апостола» первопечатника Ивана Федорова 1574 г.  Отметим, что в том же отделе редких книг Самарской областной универсальной научной библиотеки,  самая старая из печатных кириллических книг датируется 1595 годом.

Несмотря на то, что во II – ой половине XIX века открылось сразу несколько старообрядческих типографий, и  недостатка в печатной литературе уже не было, рукописные книги создавались вплоть до 60 – х годов ХХ века.

Чаще всего, имена каллиграфов – переписчиков и художников – оформителей рукописной книги неизвестны.

При просмотре рукописей в книжнице, была выявлена книга «Обиход», где в заставках встречается автограф «Г. Вяткин. в лета 7430»5и просто: «Г. Вяткин». Это автограф нашего земляка Георгия Андреевича Вяткина, старообрядца поморского согласия.

Данная находка подтверждает бытовавшую некогда мысль о существовании в тарообрядческих кругах Самары школы по переписке книг. Очень трудно предположить, куда корнями уходят ее традиции, так как на примере рассматриваемой книги можно увидеть ни с чем не сравнимые и ни на что не похожие элементы книжного оформления.

Работы Георгия Андреевича Вяткина – своеобразная страница в истории поздней рукописной традиции – интересны как творческое осмысление старинного книжного ремесла. Отдавая должное каллиграфическому мастерству Георгия Андреевича, следует иметь в виду, что, будучи стилизатором в оформлении книги, он не стремился к абсолютно точному воспроизведению признаков древнего оригинала. Он осмысливал главные особенности его стиля и воплощал их по – новому.

В работах мастера поражает разнообразие композиций в заставках и инициалах, трактованные объемно и живописно. Роскошность рукописи придает новый, сложный тип орнамента, где растительные мотивы виртуозно переплетаются и создают некое обрамление миниатюре.

Помимо упомянутого, книжница Самарской Старообрядческой Поморской общины хранит еще много уникальных памятников древности.

Представленное кириллическое собрание на сегодняшний день является вторым по величине и значимости в Самарской губернии, после отдела редких книг областной библиотеки.       

Это огромное поле для исследовательской работы. А материал этот  разнообразен и интересен.

Соответственно, встает задача по комплексному изучению рукописного и старопечатного наследия, хранящегося в Самарской Старообрядческой общине.

Реальным шагом по изучению значительного пласта древнерусской книжности могла бы стать совместная работа специалистов-филологов и представителей староверческой церкви.


 Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996.

 Савин В. Памяти М. И. Чуванова. Журнал «Китеж – град» № 3. Вильнюс, 1990.

 Маркелов Г. В. Иван Никифорович Заволоко. Старообрядческий церковный календарь на 1985 г. Рига, 1985.

 Мельнов П. А. История старыя Веры в Златоусте и история некоторых лиц. Журнал «Урал», 1993.

«Лета 7430» - дата от сотворения соответствует 1922 году от Рождества Христова. Летоисчисление от сотворения мира принято  у старообрядцев до настоящего времени.

Категория: Книжные собрания | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1648

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz