В настоящее время ни для кого не секрет, что именно старообрядческие книжные собрания стали основными донорами научной базы изучения русской православной книжности. База эта стала заметно формироваться примерно с начала XIX в., и впечатляюще «оказала» себя в последние 50 лет в результате археографической деятельности наших светских учёных.
Поиск и собирание книжных памятников в экспедициях за последние 10-15 лет сошли почти на нет. С одной стороны, «целина» уже освоена, с другой - расходы на проведение экспедиций велики и непосильны для академических учреждений, университетов, библиотек и архивов. В этих условиях, наряду с поиском, формированием и интенсификацией относительно новых направлений исследований книжности, этого феномена и фундамента нашей культуры (таких, как исследования крестьянских библиотек, по сути своей - старообрядческих), остаётся актуальной работа по составлению описаний собраний рукописей, старопечатных книг и др. книжных памятников.
О.В. Творогов, подводя итоги подготовки описаний рукописных собраний в нашей стране и констатируя наметившиеся пути в этой сфере (1), обратил внимание на 3 основные направления: 1) создание Сводного каталога славяно-русских рукописей в хранилищах России; 2) создание описаний отдельных собраний и коллекций; 3) информация (обзоры, описания) о новых поступлениях в хранилища. Из этого очевидно, что речь должна идти, в первую очередь, о собраниях, созданных искусственно путём аккумулирования собраний коллекциионеров и в результате археографических экспедиций и/или антикварных закупок.
Археографические работы в современных собраниях старообрядческих общин совершенно не берутся в расчёт. Собрания эти являются реальностью нашей повседневности. Во многих нынених старообрядческих общинах до сих пор сохраняются и, главное, продолжают жить своей «книжной» жизнью рукописные старопечатные книги. Эти собрания порой включают уникальнейшие по исторической значимости и художественной ценности книжные памятники. И, если они не «переехали» в стены государственных книгохранилищ, не значит, что они утратили своё историко-культурное значение.
В свою очередь, для общин также важно наладить у себя археографическую работу, вырастить свои «кадры», способные проводить грамотно эту работу. Это позволит решить задачи охранные и просветительные. Ведь книжные собрания общин - неоценимый комплексный источник по истории самих общин. Важно и то, что в большинстве своём эти книжные собрания выросли органично из необходимости обеспечивать насущные потребности своей повседневной общественно-церковной жизни. Очень важно было бы выработать «формат» взаимодействия общин-владельцев книжных собраний и светской науки на почве взаимозаинтересованности, а не «игры в одни ворота». По понятным причинам для большинства общин взаимоотношения со светскими учёными, основанные на традициях советской археографии (когда удачной считалась та экспедиция, в которой увезено в столицы большее количество книг и той или иной деревни, а, порой, и целого региона), считаются неприемлемыми.
Нами уже отмечались упущенные возможности в исследовании старопечатной книги на Тверской земле из-за отсутствия взаимодействия и взаимного интереса учёных и старообрядцев (2). Положение стало меняться: свидетельство тому - участие ряда авторитетных учёных в открытии выставки «Рукописные и старопечатные книги из собрания Ржевской Покровской старообрядческой общины» (3) (Ржев, февраль 2004 г.). Скорость изменения этого положения зависит от желания самих старообрядцев работать в этом направлении, от их умения грамотно организовать эту работу, настойчивости в преодолении неизбежных трудностей, возникающих при первых опытах, а также от взаимопомощи и координации.
В традиции старообрядцев всегда было видение всех элементов общественно-церковной и культурной деятельности как системы, когда, например, просвещение, наука, книгописание, образование, искусства, ремесла и т.д. были взаимосвязаны как столпы, подпирающие одно здание. Так было заведено в Выговском общежительстве (4). К этому же сознательно старается стремиться Московская Митрополия РПСЦ.
Одним из элементов этой системы является Рогожское книгохранилище, точнее - Книгохранилище Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище в Москве (далее. - Книгохранилище). Здесь собраны почти все московские издания дониконовского периода, издания всех старообрядческих типографий XVIII-XX вв., включая печатные певческие книги; издания единоверческих типографий, включая контрольные типографские экземпляры, многие издания синодальной печати (Москва и Петербург). Издания представлены, как правило, несколькими экземплярами, причём в большинстве хорошей сохранности. Эта часть насчитывает около 1500 ед. хр. Отдел рукописей (ок. 300 ед. хр.) представлен памятниками XVI—XX вв., включая произведения известных старообрядческих скрипториев — Выговского, Гуслицкого и др. Уникальна коллекция гектографов: около 100 апологетических, полемических, исторических и других сочинений старообрядцев второй половины Х1Х-начала XX вв., созданных в традициях православной христианской литературы и «изданных» с применением технологии гектографирования. Кроме рукописей, книг кирилловской печати, гектографов, имеется значительное собрание книг гражданской «новой» печати XVIII—начала XX вв., включающее книги и брошюры исторического, богословского, искусствоведческого и др. содержания, издания старообрядцев и их оппонентов, календари и периодику. Представлены в собрании гравюры, лубки и другая однолистная издательская продукция.
Большинство памятников имеет вкладные, владельческие и др. си, характеризующие историю их бытования, историко-культурную и мемориальную ценность. Собрание формировалось на протяжении более 100 лет как информационный ресурс Архиепископии (впоследствии - Митрополии) РПСЦ. В состав собрания вошли отдельные книги и библиотеки крупнейших деятелей общественно-церковной жизни РПСЦ: священника Иоанна Ястребова, архиепископов Мелетия, Флавиана, епископов Александра (Богатенкова), Геронтия (Лакомкина), известных историков церкви, старообрядческих начётчиков Ф.Е. Мельникова, В.Т. Зеленкова М.А. Бриллиантова и др., деятельность которых представляет собой яркие страницы истории старообрядчества. Всего в составе фондов около 4500 единиц хранения. Собрание Книгохранилища является продолжением знаменитой библиотеки Рогожского кладбища, национализированной большевиками и ныне хранящейся в Отделе рукописей РГБ (Ф.247).
Уже из этой краткой характеристики видно, что Книгохранилище содержит памятники как значения общекультурного, так и национального. Не подвергается сомнению и значимость сохранённых памятников для решения задач общественно-церковной жизни РПСЦ.
По благословению митрополита Андриана в мае 2004 г. силами информационно-издательского отдела Митрополии РПСЦ были начаты мероприятия по приведению Книгохранилища в один из «рабочих организмов» — факт и фактор — общественно-церковной и просветительской жизни РПСЦ.
Прежде всего, были определены цели и задачи книгохранилища. Целью деятельности Книгохранилища видится обеспечение на основе своих фондов культурных, образовательных, исследовательских потребностей РПСЦ и Митрополии, а также информационная и методическая поддержка культурно-просветительской их деятельности.
Определён круг пользователей Книгохранилища. Ими должны стать, в первую очередь, представители общин РПСЦ, нуждающиеся в соответствующих источниках по истории своих общин; преподаватели и учащиеся Духовного училища РПСЦ; учёные, аспиранты; сотрудники информационно-издательского отдела и других отделов Митрополии; сотрудники
СМИ, издательств и культурных организаций, созданных РПСЦ.
Никто не говорит, что фонды Книгохранилища должны бьг открыты для всех и каждого, при первом же желании к ним обратиться. Ни один архив, ни один отдел рукописей и редких книг нашей стране и за рубежом своих услуг в таком режиме не предоставляет. Не следует забывать, что книжные памятники являются сОбственностью не государства, а Рогожской общины, которая, несмотря ни на какие трудности прошлых лет, сумела сохранить их. И этот собственник сам вправе решать, кого и в каких целях допустить к непосредственной работе в свои фонды.
Среди задач Книгохранилища следует назвать:
- собирание, хранение и научная обработка редких и особо ценных произведений печати, рукописей, гектографов, однолистных материалов, а также документов на других носителях информации в пределах принятых тематических направлений;
- учёт находящихся на хранении книжных памятников печати и |обеспечение их сохранности;
- обслуживание в установленном порядке пользователей книгохранилища в читальном зале;
- научно-исследовательская и методическая работа по вопросам истории церкви, церковных памятников, старопечатной и рукописной книги, старообрядческого книгопечатания и т.п.;
- создание и совершенствование научно-справочного аппарата к своим фондам, включая электронные каталоги и описания;
- археографическая деятельность по подготовке описаний и каталогов, а также публикация хранящихся в фондах библиотеки документов (рукописей, гектографов и т.п.);
- развёртывание на основе своих фондов выставочной и экскурсионной работы;
- организация чтения лекций, обзоров, спецкурсов, теоретических и практических занятий в учебных заведениях РПСЦ;
- организация работ по консервации и реставрации хранящихся памятников;
- оказание общинам РПСЦ методической помощи в работе со старопечатной и рукописной книгой.
В соответствии с поставленными задачами Книгохранилище осуществляет следующие функции (или виды деятельности):
- пополняет свой фонд путём приобретения, книгообмена, приема в дар согласно профилю комплектования; проводит учёт и научную обработку хранящихся и вновь поступающих на хранение книжных памятников; обеспечивает сохранность фондов и рациональное использование предоставленных для хранения фондов площадей; обеспечивает создание, соблюдение и контроль оптимального температурно-влажностного, светового, санитарно-гигиенического и противопожарного режимов хранения книжных памятников
- проводит санитарные дни;
- обеспечивает утверждённый порядок доступа в помещения хранения фондов, опечатывания и распечатывания этих помещений-
- осуществляет текущее и перспективное планирование своей деятельности; готовит предложения к предполагаемым проектам целевых программ развития Книгохранилища;
- по всем видам хранящихся памятников ведёт инвентарные книги и другую учётную документацию; систематически проводит проверку наличия и состояния фондов, а также разрабатывает и ведёт научно-справочный аппарат, включая электронные каталоги и описания;
- готовит к печати описания и каталоги по фондам, а также отдельные памятники из своих фондов; оказывает содействие в публикации памятников представителям РПСЦ;
- обеспечивает доступ пользователей к работе в читальном зале;
- обеспечивает обслуживание, необходимый инструктаж и контроль при работе пользователей в читальном зале;
- проводит научно-исследовательскую и методическую работу по вопросам истории церкви, церковных памятников, старопечатной и рукописной книги, старообрядческого книгопечатания и т.п., содействует такой работе;
- систематически организует тематические выставки, раскрывающие состав и содержание фондов; проводит экскурсии и лекции; готовит к печати каталоги и обзоры по выставкам;
- проводит научно-практические конференции, семинары по направлениям своей деятельности; участвует в конференциях, проводимых другими организациями, учреждениями, библиотеками, музеями;
- организует и проводит лекции, обзоры, спецкурсы, теоретические и практические занятия в учебных заведениях РПСЦ;
- систематически выявляет рукописи и памятники печати, требующие усиления физического состояния, организует работы по их консервации и реставрации;
- оказывает общинам РПСЦ методическую помощь в работе с книжными памятниками;
- сотрудничает с другими библиотеками, учебными и исследовательскими учреждениями для достижения своих целей и задач.
Подготовлен проект «Временного Положения», откуда приведены вышеперечисленные положения о цели, задачах и функциях книгохранилища.
Было определено, в каком из помещений какие книги и в каком порядке должны храниться. Также было определено, что весь фонд Книгохранилища состоит из 5 разделов. В соответствии с особенностями каждого из разделов организовано хранение и использование: 1) Рукописи; 2) Книги кирилловской печати XVI— XX вв.; 3) Гектографы; 4) Книги «новой печати» (в том числе факсимильные издания); 5) Однолистные издания (гравюры, лубки, календари и т.д.).
Чем мы располагали в области СПА (справочно-поисковый аппарат)? На все виды книжных памятников в 1995 г. была составлена сплошная инвентарная опись, в которой соседствовали рукописи, печатные книги, гектографы и т.д. Она охватывала примерно 50% всего объёма нынешнего фонда. Мы также располагали результатом инвентаризации, проведённой в феврале 2004 г. Эта опись отражает только лишь наличие и количество книжных памятников в помещениях Книгохранилища, включая поступившие после 1995 г. Многие книги и рукописи не имеют инвентарных номеров, многие имеют неточные или ошибочные названия и датировку (атрибуцию). К тому же, какой-то чёткой и обоснованной системы расстановки книг (и классификации) не было. Все описи преследовали цель, в первую очередь, охранную, но не делали поиск нужной книги делом доступным и быстрым. Стало очевидным, для эффективной работы с фондом необходим соответствующий СПА, система взаимодополняющих каталогов. После того, как стало ясно, из каких основных разделов состоит Фонд, была поставлена задача методично но каждому разделу атрибутировать каждую книгу, определить её место, занести её данные в соответствующие каталоги.
Для разворачивания работ в Книгохранилище потребовались справочники и методическая литература. Необходимый минимум был предоставлен Ржевской общиной, Тверской общиной в Москве, отдельными христианами. Нашлись и те, кто просто дал денег на приобретение нужных книг. Старый компьютер с минимальной конфигурацией был предоставлен во временное пользование также Ржевской общиной. Заботами Митрополии и духовного училища была профессионально проведена ревизия и замена электропроводки и освещения,
По разделу «Книги кирилловской печати XVI—XX вв.» была восстановлена инвентарная опись, разработаны постоянно дополняющиеся каталоги: «Хронологический» (основа будущего описания раздела собрания); «По месту издания и печатникам/издателям», «По названиям и авторам»; «По принадлежности к собраниям и библиотекам, из которых книги поступили в Книгохранилище» (Библиотеки еп. Геронтия, архиеп. Мелетия, Ф.Е. Мельникова и др.). Разработана систематическая схема классификации и расстановки. Кроме того, в составе раздела определены подразделы: а) книги XVI в. (книжные памятники мирового значения); б) книги XVII в. (книжные памятники национального значения); в) книга XVIII—XX вв., изданные старообрядческими типографиями; г) книги XIX-XX вв., изданные единоверческими типографиями; д) книга XVTII—XX вв., изданные типографиями синодальной церкви; е) печатные певческие книги.
Все просмотренные и описанные книги расставлены в соответствии с поисковыми данными каталогов. В процессе работы уточнены выходные данные примерно 20-30% книг.
По разделу Книги «Новой печати» XIX-XX вв. также была восстановлена инвентарная опись, разработаны и пополняются каталоги «Систематический»; «Алфавитный и по названиям»; «По принадлежности к собраниям и библиотекам, из которых книги поступили в Книгохранилище».
Аналогичная работа проделана по разделу «Рукописи XVI- XX вв.» и «Гектографы».
В настоящее время разработан проект составления предварительного списка кириллических рукописей, книг кириллической печати и гектографов (XVI—XX вв.) Книгохранилища. Как отмечалось, в связи с отсутствием чёткости системы инвентарного учета собрания, необходимо провести сквозной просмотр и систематизацию собрания. Планируемый к подготовке список - ориентир и база для дальнейшей работы по более углублённому описанию памятников собрания, полигон для подготовки археографов-старообрядцев. Плодотворно начали складываться отношения Книгохранилища с духовным училищем. Для учащихся была организована лекция-выставка, рассказывающая о книжных богатствах и перспективах участия студентов в работе Книгохранилища. Разработаны программы и намечены занятия на базе Книгохранилища по курсам «Введение в книговедение», «Палеография» и «Археография». Указанные курсы, с одной стороны, призваны ввести учащихся в проблематику названных дисциплин и познакомить с их достижениями, с другой стороны, дать практические навыки для решения проблем, связанных с хранением и повседневным использованием книжных памятников в своих общинах. Надеемся на помощь и участие учащихся в описании рукописей и книг, ремонте и реставрации, в проведении студенческих исследований, подготовке докладов, рефератов, статей, выступлений на конференциях.
Сейчас среди первоочередных задач (или проблем, требующих разрешения) следует назвать:
- оборудование места для занятий с книжными памятниками - читального зала;
- изыскание возможности финансирования работ Книгохранилища, укомплектования Книгохранилища необходимой справочной и методической литературой, современной компьютерной и копировальной техникой;
- установка системы противопожарной безопасности, восстановление телефонной связи;
- создание при Книгохранилище центра консервации и реставрации книги (при участии духовного училища), обслуживающего как Книгохранилище, так и общины из епархий;
- документальное определение статуса Книгохранилища в отношении к Рогожской общине и Митрополии и утверждение «Положения о Книгохранилище» как документа, регламентирующего Деятельность Книгохранилища.
Рогожское Книгохранилище по мере налаживания своего нормального функционирования постепенно должно стать истинным Центром старообрядческой книжности. Этот центр, в свою очередь, должен стать учебным и методическим центром, где представители общин смогут получить любую консультацию по всем вопросам поиска, атрибуции, описания, исследования, реставрации книг и по вопросам обучения своих представителей. Здесь они смогут наладить контакты с представителями учёного мира, предложить на обсуждение свой опыт и результаты работы с книгой, возможно, на базе имеющихся фондов, восстановить забытые страницы истории своих общин. Но всё это возможно только лишь при наличии действенной поддержки начинаний Книгохранилища как со стороны Митрополии, Рогожской общины, духовного училища, старообрядческих общин, так и со стороны всех, кому небезразличны судьбы православной книжности и всей нашей христианской культуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Творогов О.В. Рукописные собрания России: состояние изучения и описания // Труды Отдела древнерусской литературы. Вып.III. СПб 2001. С.742-744.
2. Волков В.В. Кириллическая книга Древней Твери: Заметки на полях нового каталога // Духовные ответы. Вып.16. М., 2003. С.92-102.
3. Он же. Встреча с книгой: По выставке «Старопечатные книги и рукописи из собрания Ржевской Покровской старообрядческой общины» // Ржевская Правда. 2004. 4 марта (№17). С.9.
4. Юхименко Е.М. Система образования в Выговской Поморской пустыни // традиции духовного образования в старообрядчестве: История, современность, перспективы. Ржев, 2003. С. 10-18
Волков Валерий Владимирович - зав. Книгохранилищем Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище в Москве.
Старообрядчество: история, культура современность. Вып.2 - М.: 2005
|