Статья посвящается женщинам, которые были незаменимыми, а для некоторых и загадочными, пользующимися успехом и уважением в сельской местности (XIX - начале XX вв.); женщинам, которые принимали роды и заботились о состоянии роженицы и младенца. В статье рассмотрен сам образ бабки-повитухи, а также те ритуальные действия, которыми она руководствовалась, принимая роды, а после - ухаживая за роженицей и ребёнком.
Во все времена рождение детей являлось одним из самых важных событий как для каждой семьи в отдельности, так и для общины в целом. В процессе появления ребёнка на свет была задействована не только его мать, но и человек, руки которого первыми дотронулись к нему, человек, который первый встретил его в этом мире. Им являлся традиционный персонаж, игравший немаловажную роль в общине - повивальная бабка. От её знаний, опыта и умения пользоваться народной медициной во многом зависела жизнь роженицы и младенца. Нашей задачей будет рассмотреть, какое место занимала повитуха в старообрядческой общине и проследить её роль в родильном цикле обрядов.
Возникает вопрос, почему эта женщина называлась именно так? По мнению Владимира Даля, это название произошло либо от повивальника свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала ребёнка, чтобы ручки и ножки лежали спокойно, либо от самого глагола повивать (пеленать)1.
Обычно бабкой-повитухой становилась пожилая женщина (которая могла быть и вдовой), у которой прекратились месячные, у этой женщины обязательно должны были быть собственные дети. В её обязанности входило обрезание пуповины, действия с последом, купание ребёнка, мытьё и уход за роженицей. "Бабки приходили на дом, мыли, растирали женщину, ребёнка. Живот подтягивали"2. По народным представлениям эта женщина умела выполнять необходимые процедуры над ребёнком и роженицей, сопровождая их магическими действиями, которые могли якобы принести им здоровье, наделить новорожденного положительными качествами, повлиять на его судьбу, обеспечить благополучие.
В повитухе ценилось хорошее знание примет и необходимых обрядов, порядочность и отсутствие скупости. Её уважали за хорошую практическую деятельность, опыт, умение не только хорошо принять роды, но и "обиходить" на первых порах как роженицу, так и ребёнка3. Среди липован на Дунае наблюдается отношение к повитухе аналогичное другим территориальным группам русских и старообрядцев4.
Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице. Иначе за этим могло последовать осуждение окружающих её людей. Также считалось, что её отказ являлся непростительным грехом, который мог навлечь на повитуху кару.
По роду своей деятельности она чаще других женщин общалась со священником, а следовательно и с Богом5. С годами все приёмы и обряды, совершаемые повивальной бабкой во время родов и после них, приобретали черты священнодействия. Священнодействием являлось "погружение" ребёнка, то есть его полукрещение. Благодаря погружению ребёнок был защищен от нечистой силы, а если в силу каких-либо причин он умирал, не будучи крещённым в церкви, его хоронили по христианским обычаям.
Известно, что старообрядцы в XIX - первой половине XX вв. принимали роды либо в доме, либо в бане, которую предварительно слегка протапливали. Если рожали в доме, то детей и незамужних сестер отсылали к родственникам, мужа роженицы посылали за бабкой.
Во время родов авторитет повитухи в доме был непререкаем, все безоговорочно выполняли её указания. Бабка молилась Николаю Чудотворцу, Богородице Казанской6, применяла различные лекарственные травы, в основном кровоостанавливающего действия. "Когда были тяжёлые роды, кого-то посылали в церковь, чтобы там открывали двери"7. Делалось всё это для того, чтобы женщина легко избавилась от своего бремени.
Приняв ребёнка, повитуха хлопала его по спине (чтобы закричал), осеняла его крестом и читала над ним молитву. Все действия бабки с новорожденным объединялись одним термином "бабиться"8. Повитуха купала ребёнка, добавляя в воду ромашку, чистотел. Затем воду выливала в угол двора, после чего в этом месте нельзя было ходить. Согласно поверью, этого нельзя было делать на закате, так как могло повредигь здоровью малыша.
Отца новорожденного бабка отправляла в церковь, чтобы он сообщил батюшке, кто родился (мальчик или девочка), а тот, в свою очередь, давал имя ребёнку.
Пребывание повитухи в доме роженицы не ограничивалось родами и оказанием первой помощи. По наиболее распространённой традиции повитуха жила или проводила большую часть дня у роженицы в течение трёх дней. На протяжении этого времени основной обязанностью повитухи было купание роженицы и ребёнка. В 20-е годы XX в., как вспоминают, объём помощи роженице сократился. Но всё-таки "бабка спечёт что, и блинов, и сальца принесёт, а если есть, и пелёнки"9.
Но всё же повитуху старались долго не задерживать у себя в доме. Пока она прибирала роженицу, староверы вызывали настоятеля; прийдя к родихе в дом, он читал прощённую молитву и кадил. Считалось, что так очищались помещение, роженица и присутствующие в доме (повитуха и мать роженицы). После этого повитухе разрешалось уйти к себе.
У народа пребывание бабки в доме роженицы ассоциировалось с её магическими действиями, направленными на то, чтобы никто "не испортил" мать и младенца. Ребёнок, а вместе с ним и мать, до крещения считались уязвимыми для нечисти, поэтому ребёнка старались окрестить, а мать очистить как молит вой, так и при помощи обряда размывания рук"10. Этот обряд символизировал "отмывание" от всего, что было связано с актом родов, и якобы позволял оградить лиц, принимавших участие в родах, от воздействия вредоносных сил11.
Обряд этот происходил так: повитуха приносила свежей воды в миске, клала туда овёс, семена льна, конопли, калины, гвоздики и других пахучих трав (символ плодородия и благополучия); затем роженица брала воду правой ладонью и спускала себе по руке, у локтя она воду подхватывала и выпивала (делалось это трижды). После этого повитуха смачивала свою руку и её тыльной стороной проводила по лицу роженицы, приговаривая: "Омываю свою руку, а твою душу"12.
Особый интерес здесь представляет то, что в обряде специфически сочеталось реальное - взгляд на действительные свойства воды смывать всякую грязь, и религиозно-магическое - представления связанные с верой в сверхъестественные очищающие, целебные, оберегающие свойства воды13. Обряд завершался троекратными извинениями роженицы за то, что она причинила хлопоты родами, и благодарностью за оказанную помощь. Женщина одаривала повитуху полотенцем, мылом, деньгами и едой. После этого бабка могла принимать следующие роды.
Но на этом обязанности бабки-повитухи не заканчивались; женщина должна была позаботиться ещё и о том, чтобы у ребёнка, которого она приняла, было крепкое здоровье и счастливая жизнь. Для этого она готовила на крестинный обед сладкую рисовую кашу, которую раздавала гостям, а те благодарили её за это, одаривая деньгами.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что женщина, становившаяся повитухой, добровольно принимала на себя определённые, нигде не записанные, но прекрасно осознаваемые и ею, и тем коллективом, где она практиковала, обязательства. Повитуха была уважаема и почитаема за то, что хорошо владела как магическими, так и врачебными знаниями. Следует также отметить, что её практическая помощь, которую она оказывала, сопровождавшаяся магическими действиями и заговорами, не делала повитуху в глазах окружающих носительницей той силы, которой обладали ворожеи и колдуны.
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб.., 1882.
2. Материалы этнографической экспедиции "Буджак -2004". С.Приморское Китайского района Одесской области
3. Аргудяева IO. В. Старообрядцы на дальнем Востоке России. - М„ 2000. - С.265.
4. См., например: Листова Т.А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая половина XIX - 20-е годы XX вв.) // Русские: семейный и общественный быт. - М., Т989. - С.143; Аргудяева Ю.В. Указ. соч. - С. 270; Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале. - Уфа, 2002. - С.161-162.
5. Аргудяева Ю. В. Указ. соч. - С. 266.
6. Материалы этнографической экспедиции " Буджак -2004. С.Приморское Килийского района Одесской области.
7. Там же.
8. Листова Т. А. Русские обряды, обычаи и поверья связанные с повивальной бабкой (XIX - н. XX в. в.) // Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989. - С. 142.
9. Там же.
10. Аргудяева Ю. В. Указ. соч. - С. 266.
11. Гаврилюк Н. К. Картографирование духовной культуры. - К., 1981. - С. 89.
12. Листова Т. А. Указ. соч. - С. 143.
13. Гаврилюк Н. К. Указ. соч. - С.90.
Троцык А.Г. (Одесса, Украина)
Липоване: история и культура-старообрядцев. Вып. 2 - Одесса, 2005
|